Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 8 декабря 2006 года Дело N А48-2657/06-8
Резолютивная часть постановления объявлена 01.12.2006
Полный текст постановления изготовлен 08.12.2006
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России N по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 21.08.2006 по делу N А48-2657/06-8,
ООО М. обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к МИФНС России N по Орловской области о признании недействительным ее решения N 15 от 28.03.2006 о проведении зачета.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 21.08.2006 заявленные требования удовлетворены. Решение МИФНС России N по Орловской области от 28.03.2006 N 15 о проведении зачета признано недействительным.
МИФНС России N по Орловской области не согласилась с данным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании 24.11.2006 объявлялся перерыв до 01.12.2006 (25.11, 26.11 - выходные дни).
В судебное заседание не явилось ООО М., которое извещено о месте и времени судебного разбирательства в установленном законом порядке.
На основании ст. ст. 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие налогоплательщика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителя налогового органа, явившегося в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Орловской области от 02.11.2005 по делу N А48-6069/05-2 признаны незаконными действия МИФНС России N по Орловской области по бесспорному взысканию с ООО М. пени по НДС в сумме 1112372 рублей и пени по акцизам в сумме 7572181,3 рубля, всего - в сумме 8684554 рубля 16 коп., суд обязал налоговый орган осуществить зачет взысканной суммы в счет погашения недоимки по уплате налогов и пени в тот же бюджет.
На основании указанного судебного акта 30.01.2006 Арбитражным судом Орловской области налогоплательщику был выдан исполнительный лист N 053144, по которому постановлением судебного пристава-исполнителя Мценского РОССП от 02.02.2006 возбуждено исполнительное производство N 6044-050-06.
28.03.2006 МИФНС России N по Орловской области приняла решение N 15 о проведении зачета, в соответствии с которым сумма переплаты по налогам и пени в размере 8684554 рублей 16 коп., установленная решением суда от 21.11.2005 по делу N А48-6069/05-2, была зачтена в полном объеме в счет погашения задолженности по пене, числившейся в лицевом счете налогоплательщика по состоянию на 28.03.2006, в том числе по НДС в сумме 1112372 рублей 86 коп., по акцизам в сумме 7572181 рубля 30 коп.
Не согласившись с данным решением налогового органа, ООО М. обратилось в Арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Из мотивировочной части вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Орловской области от 02.11.2005 по делу N А48-6069/05-2, которым признаны незаконными действия МИФНС России N по Орловской области по бесспорному взысканию с ООО М. пени по НДС в сумме 1112372 рублей и пени по акцизам в сумме 7572181,3 рубля следует, что допущенные налоговым органом нарушения прав и законных интересов заявителя должны быть устранены путем обязания налогового органа осуществить зачет взысканной суммы в счет погашения недоимки по уплате по платежам в тот же бюджет в порядке, установленном ст. 79 НК РФ.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности). Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления.
ООО М. письмами от 25.10.2005, исх. N 370, и от 26.12.2005, исх. N 453, просило налоговый орган зачесть переплату пени по НДС в сумме 1112372 рублей 86 коп. и акцизам в сумме 7572181 рубля 30 коп. в счет уплаты НДС и акцизов в соответствующих суммах.
Арбитражным судом установлено, материалами дела подтверждается, сторонами не оспаривается, что налоговый орган самостоятельно 28.03.2006 произвел зачет излишне взысканной суммы пени по НДС и акцизам в общей сумме 8684554 рублей 16 коп., образовавшейся у налогоплательщика по решению Арбитражного суда от 21.11.2005 по делу N А48-6069/05-2, в счет погашения задолженности тех же самых пеней, восстановленных в лицевом счете налогоплательщика, действия по взысканию которых были признаны незаконными.
Указанные действия налоговый орган мотивировал отсутствием на дату проведения зачета иной недоимки, подлежащей зачислению в тот же бюджет.
Как разъяснил Пленум ВАС РФ в п. 23 Постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в соответствии с положениями статей 78 и 79 Кодекса налоговый орган при наличии соответствующего заявления налогоплательщика обязан вернуть налогоплательщику излишне уплаченную или излишне взысканную сумму налогов и пеней за вычетом сумм, подлежащих зачету в установленном данными статьями порядке в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням.
Пунктом 5 ст. 78 НК РФ, регламентирующей порядок проведения налоговым органом зачета излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, определено, что по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. При этом налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Следовательно, налоговый орган наделен правом самостоятельного проведения зачета излишне уплаченного налога лишь в счет погашения недоимки по налогам.
Как установлено судом и не опровергнуто налоговым органом, заявление о зачете излишне взысканных пеней по НДС и акцизам в счет погашения задолженности по пеням по данным налогам ООО М. в МИФНС России N по Орловской области не направлялось.
Волеизъявление налогоплательщика было направлено на зачет суммы излишне взысканных пеней в счет уплаты налогов: НДС в сумме 1112372 рублей 86 коп. и акцизов в сумме 7572181 рубля 30 коп., подлежащих зачислению в тот же бюджет, в связи с чем у налогового органа правовых оснований для самостоятельного зачета имеющейся переплаты в сумме 8684554 рублей 16 коп. в счет погашения задолженности по пене не имелось.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Из мотивировочной части вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Орловской области от 02.11.2005 по делу N А48-6069/05-2 следует, что задолженность по пене по НДС в сумме 1112372 рублей 86 коп. и по пене по акцизам в сумме 7572181 рубля 30 коп. возникла в период 2004-го и 2005 годов, о чем налогоплательщику направлялись соответствующие требования о ее погашении. Последние требования направлены по состоянию на 05.08.2005.
Согласно пунктам 3, 9 статьи 46 Кодекса решение о принудительном взыскании сумм налога и пеней принимается налоговым органом после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, пеней, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя - причитающихся к уплате сумм налога, пеней.
По смыслу пунктов 3, 9 статьи 46 Кодекса в случае пропуска налоговым органом срока вынесения решения о взыскании налога, пеней налоговый орган при отсутствии судебного решения о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) сумм налога, пеней не вправе принудительно взыскивать задолженность, в том числе путем удержания (зачета) с этой целью излишне уплаченного налога либо пени (Постановление ВАС РФ от 24.10.2006 N 5274/06).
Таким образом, поскольку срок на взыскание в бесспорном порядке задолженности по пене по НДС в сумме 1112372 рублей 86 коп. и по пене по акцизам в сумме 7572181 рубля 30 коп. налоговым органом пропущен, то он в отсутствие соответствующего судебного решения о взыскании данных сумм пени не имел права на удержание иных, подлежащих зачислению в тот же бюджет сумм недоимки путем зачета в счет их погашения.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Орловской области от 21.08.2006 по делу N А48-2657/06-8 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу МИФНС России N по Орловской области - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине в силу ст. 110 АПК РФ относятся на налоговый орган, а он в соответствии со ст. 333.37 НК РФ освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решение Арбитражного суда Орловской области от 21.08.2006 по делу N А48-2657/06-8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу МИФНС России N по Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.12.2006 ПО ДЕЛУ N А48-2657/06-8
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2006 года Дело N А48-2657/06-8
Резолютивная часть постановления объявлена 01.12.2006
Полный текст постановления изготовлен 08.12.2006
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России N по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 21.08.2006 по делу N А48-2657/06-8,
УСТАНОВИЛ:
ООО М. обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к МИФНС России N по Орловской области о признании недействительным ее решения N 15 от 28.03.2006 о проведении зачета.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 21.08.2006 заявленные требования удовлетворены. Решение МИФНС России N по Орловской области от 28.03.2006 N 15 о проведении зачета признано недействительным.
МИФНС России N по Орловской области не согласилась с данным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании 24.11.2006 объявлялся перерыв до 01.12.2006 (25.11, 26.11 - выходные дни).
В судебное заседание не явилось ООО М., которое извещено о месте и времени судебного разбирательства в установленном законом порядке.
На основании ст. ст. 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие налогоплательщика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителя налогового органа, явившегося в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Орловской области от 02.11.2005 по делу N А48-6069/05-2 признаны незаконными действия МИФНС России N по Орловской области по бесспорному взысканию с ООО М. пени по НДС в сумме 1112372 рублей и пени по акцизам в сумме 7572181,3 рубля, всего - в сумме 8684554 рубля 16 коп., суд обязал налоговый орган осуществить зачет взысканной суммы в счет погашения недоимки по уплате налогов и пени в тот же бюджет.
На основании указанного судебного акта 30.01.2006 Арбитражным судом Орловской области налогоплательщику был выдан исполнительный лист N 053144, по которому постановлением судебного пристава-исполнителя Мценского РОССП от 02.02.2006 возбуждено исполнительное производство N 6044-050-06.
28.03.2006 МИФНС России N по Орловской области приняла решение N 15 о проведении зачета, в соответствии с которым сумма переплаты по налогам и пени в размере 8684554 рублей 16 коп., установленная решением суда от 21.11.2005 по делу N А48-6069/05-2, была зачтена в полном объеме в счет погашения задолженности по пене, числившейся в лицевом счете налогоплательщика по состоянию на 28.03.2006, в том числе по НДС в сумме 1112372 рублей 86 коп., по акцизам в сумме 7572181 рубля 30 коп.
Не согласившись с данным решением налогового органа, ООО М. обратилось в Арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Из мотивировочной части вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Орловской области от 02.11.2005 по делу N А48-6069/05-2, которым признаны незаконными действия МИФНС России N по Орловской области по бесспорному взысканию с ООО М. пени по НДС в сумме 1112372 рублей и пени по акцизам в сумме 7572181,3 рубля следует, что допущенные налоговым органом нарушения прав и законных интересов заявителя должны быть устранены путем обязания налогового органа осуществить зачет взысканной суммы в счет погашения недоимки по уплате по платежам в тот же бюджет в порядке, установленном ст. 79 НК РФ.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности). Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления.
ООО М. письмами от 25.10.2005, исх. N 370, и от 26.12.2005, исх. N 453, просило налоговый орган зачесть переплату пени по НДС в сумме 1112372 рублей 86 коп. и акцизам в сумме 7572181 рубля 30 коп. в счет уплаты НДС и акцизов в соответствующих суммах.
Арбитражным судом установлено, материалами дела подтверждается, сторонами не оспаривается, что налоговый орган самостоятельно 28.03.2006 произвел зачет излишне взысканной суммы пени по НДС и акцизам в общей сумме 8684554 рублей 16 коп., образовавшейся у налогоплательщика по решению Арбитражного суда от 21.11.2005 по делу N А48-6069/05-2, в счет погашения задолженности тех же самых пеней, восстановленных в лицевом счете налогоплательщика, действия по взысканию которых были признаны незаконными.
Указанные действия налоговый орган мотивировал отсутствием на дату проведения зачета иной недоимки, подлежащей зачислению в тот же бюджет.
Как разъяснил Пленум ВАС РФ в п. 23 Постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в соответствии с положениями статей 78 и 79 Кодекса налоговый орган при наличии соответствующего заявления налогоплательщика обязан вернуть налогоплательщику излишне уплаченную или излишне взысканную сумму налогов и пеней за вычетом сумм, подлежащих зачету в установленном данными статьями порядке в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням.
Пунктом 5 ст. 78 НК РФ, регламентирующей порядок проведения налоговым органом зачета излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, определено, что по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. При этом налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Следовательно, налоговый орган наделен правом самостоятельного проведения зачета излишне уплаченного налога лишь в счет погашения недоимки по налогам.
Как установлено судом и не опровергнуто налоговым органом, заявление о зачете излишне взысканных пеней по НДС и акцизам в счет погашения задолженности по пеням по данным налогам ООО М. в МИФНС России N по Орловской области не направлялось.
Волеизъявление налогоплательщика было направлено на зачет суммы излишне взысканных пеней в счет уплаты налогов: НДС в сумме 1112372 рублей 86 коп. и акцизов в сумме 7572181 рубля 30 коп., подлежащих зачислению в тот же бюджет, в связи с чем у налогового органа правовых оснований для самостоятельного зачета имеющейся переплаты в сумме 8684554 рублей 16 коп. в счет погашения задолженности по пене не имелось.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Из мотивировочной части вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Орловской области от 02.11.2005 по делу N А48-6069/05-2 следует, что задолженность по пене по НДС в сумме 1112372 рублей 86 коп. и по пене по акцизам в сумме 7572181 рубля 30 коп. возникла в период 2004-го и 2005 годов, о чем налогоплательщику направлялись соответствующие требования о ее погашении. Последние требования направлены по состоянию на 05.08.2005.
Согласно пунктам 3, 9 статьи 46 Кодекса решение о принудительном взыскании сумм налога и пеней принимается налоговым органом после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, пеней, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя - причитающихся к уплате сумм налога, пеней.
По смыслу пунктов 3, 9 статьи 46 Кодекса в случае пропуска налоговым органом срока вынесения решения о взыскании налога, пеней налоговый орган при отсутствии судебного решения о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) сумм налога, пеней не вправе принудительно взыскивать задолженность, в том числе путем удержания (зачета) с этой целью излишне уплаченного налога либо пени (Постановление ВАС РФ от 24.10.2006 N 5274/06).
Таким образом, поскольку срок на взыскание в бесспорном порядке задолженности по пене по НДС в сумме 1112372 рублей 86 коп. и по пене по акцизам в сумме 7572181 рубля 30 коп. налоговым органом пропущен, то он в отсутствие соответствующего судебного решения о взыскании данных сумм пени не имел права на удержание иных, подлежащих зачислению в тот же бюджет сумм недоимки путем зачета в счет их погашения.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Орловской области от 21.08.2006 по делу N А48-2657/06-8 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу МИФНС России N по Орловской области - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине в силу ст. 110 АПК РФ относятся на налоговый орган, а он в соответствии со ст. 333.37 НК РФ освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 21.08.2006 по делу N А48-2657/06-8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу МИФНС России N по Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)