Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 26 декабря 2003 года Дело N А56-13457/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Корабухиной Л.И., при участии от закрытого акционерного общества "ЛИГА-ЛЕС" юрисконсульта Блюдова Д.А. (доверенность от 17.04.2003 N 1-юр), ведущего юрисконсульта Зажигалкина А.В. (доверенность от 17.04.2003 N 2-юр), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тосненскому району Ленинградской области начальника юридического отдела Васильева М.С. (доверенность от 05.01.2003 N 01/27), рассмотрев 23.12.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тосненскому району Ленинградской области на решение 10.07.2003 (судья Глазков Е.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 15.09.2003 (судьи Шульга Л.А., Фокина Е.А., Хайруллина Х.Х.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-13457/03,
Закрытое акционерное общество "ЛИГА-ЛЕС" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тосненскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) возвратить Обществу 760245 руб. 79 коп. излишне уплаченных лесных податей за период с 01.10.1999 по 31.12.2002 и 26254 руб. 74 коп. налога за земли лесного фонда.
Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до принятия судом решения уточнило заявленные требования и просило признать недействительным решение Инспекции от 25.02.2003 N 12/2485 об отказе возвратить излишне уплаченные суммы лесных податей и земельного налога и обязать налоговый орган возвратить указанные платежи.
Решением суда от 10.07.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.09.2003, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, лесные подати не входят в систему действующих налогов, а Федеральный закон от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ) и статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежат применению при взыскании платежей за пользование лесным фондом.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Общества их отклонили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество в соответствии с протоколами лесного аукциона и выписанными лесорубочными билетами в 1999 - 2002 годах перечисляло лесные подати и налог на земли лесного фонда.
Заявитель на основании патентов АА47 769751 от 10.12.2001, АА47 769712 от 21.12.2000, АА47 769639 от 22.12.1999, АА47 769636 от 19.08.1999 в 1999 - 2002 годах применял упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (далее - упрощенная система налогообложения).
Общество, считая неправомерным взимание с него лесных податей как с организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, 19.12.2002 обратилось в Инспекцию с заявлением (лист дела 7) о возврате излишне уплаченных 760245 руб. 79 коп. лесных податей и 26254 руб. земельного налога.
Налоговый орган письмом от 25.02.2002 N 12/2485 сообщил, что оснований для возврата указанных платежей не имеется, поскольку платежи за пользование лесным фондом не входят в систему налогов и сборов и к ним не применимы положения Закона N 222-ФЗ и статья 78 НК РФ.
Суд, удовлетворяя требования заявителя, правомерно указал на то, что платежи за пользование лесным фондом (лесные подати и налог на земли лесного фонда) являются разновидностью платежей за пользование природными ресурсами и относятся к налогам. Следовательно, предприятие, являющиеся субъектом упрощенной системы налогообложения, излишне уплачивало лесные подати и налог на земли лесного фонда.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Как следует из содержания статей 79, 80, 103 и 104 Лесного кодекса Российской Федерации, лесопользование в Российской Федерации является платным.
Согласно статье 103 Лесного кодекса Российской Федерации платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, а арендная плата - при аренде участков лесного фонда.
В соответствии со статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах Российской Федерации или определяются по результатам лесного аукциона.
Довод налогового органа о том, что лесная подать не является ни налогом, ни сбором, поскольку в налоговом законодательстве не установлен ее существенный элемент - размер лесной подати, является необоснованным.
Правительство Российской Федерации устанавливает размер налога за право пользования лесным фондом в виде минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, на основе которых органами государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются ставки лесных податей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.97 N 1199 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" указанные минимальные ставки включают в себя налог на земли лесного фонда, который согласно статье 11 Закона Российской Федерации "О плате за землю" составляет 5 процентов их величины.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.07.99 N 867 и от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" также установлены минимальные размеры ставок.
Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей за все виды лесопользования, включая заготовку древесины при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, независимо от того, осуществляется ли лесопользование с изъятием лесных ресурсов или без такового.
При этом ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или определяются по результатам лесных аукционов, в протоколе которых указывается размер платы за пользование участком лесного фонда и порядок ее внесения. Эти данные указываются и в лесорубочном билете в соответствии с требованиями статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 21 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.02.2000 N 56 налог на земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню.
Налог исчисляется с суммы лесных податей, указанной в лесорубочном билете по рубкам главного пользования и лесовосстановительным рубкам, входит в состав лесных податей и указывается в строке "в том числе" лесорубочного билета.
Таким образом, минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, установленные Правительством Российской Федерации, отвечают понятию налоговой ставки, определение которой дано в статье 53 НК РФ.
Подпунктом "и" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" платежи за пользование природными ресурсами отнесены к федеральным налогам, а подпунктом "б" пункта 1 статьи 20 этого закона лесной доход - к региональным налогам.
В соответствии с приложением N 1 к Федеральному закону от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" платежи за пользование лесным фондом (лесные подати) являются разновидностью платежей за пользование природными ресурсами и относятся к налоговым доходам бюджета.
В связи с этим суд правомерно пришел к выводу, что лесные подати и налог на землю лесного фонда являются налоговыми платежами.
Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона N 222-ФЗ применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие указанного закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период.
Как видно из материалов дела, Инспекцией отказано в возврате лесных податей, исчисленных по минимальным ставкам и подлежащих зачислению в федеральный бюджет. Вместе с тем уплата данных лесных податей заменена Обществу как применяющему упрощенную систему налогообложения уплатой стоимости патента.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал, что Обществом излишне уплачены лесные подати и налог на земли лесного фонда, которые согласно статье 78 НК РФ подлежат возврату налогоплательщику.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение от 10.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 15.09.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-13457/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тосненскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 26.12.2003 N А56-13457/03
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2003 года Дело N А56-13457/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Корабухиной Л.И., при участии от закрытого акционерного общества "ЛИГА-ЛЕС" юрисконсульта Блюдова Д.А. (доверенность от 17.04.2003 N 1-юр), ведущего юрисконсульта Зажигалкина А.В. (доверенность от 17.04.2003 N 2-юр), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тосненскому району Ленинградской области начальника юридического отдела Васильева М.С. (доверенность от 05.01.2003 N 01/27), рассмотрев 23.12.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тосненскому району Ленинградской области на решение 10.07.2003 (судья Глазков Е.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 15.09.2003 (судьи Шульга Л.А., Фокина Е.А., Хайруллина Х.Х.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-13457/03,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "ЛИГА-ЛЕС" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тосненскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) возвратить Обществу 760245 руб. 79 коп. излишне уплаченных лесных податей за период с 01.10.1999 по 31.12.2002 и 26254 руб. 74 коп. налога за земли лесного фонда.
Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до принятия судом решения уточнило заявленные требования и просило признать недействительным решение Инспекции от 25.02.2003 N 12/2485 об отказе возвратить излишне уплаченные суммы лесных податей и земельного налога и обязать налоговый орган возвратить указанные платежи.
Решением суда от 10.07.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.09.2003, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, лесные подати не входят в систему действующих налогов, а Федеральный закон от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ) и статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежат применению при взыскании платежей за пользование лесным фондом.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Общества их отклонили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество в соответствии с протоколами лесного аукциона и выписанными лесорубочными билетами в 1999 - 2002 годах перечисляло лесные подати и налог на земли лесного фонда.
Заявитель на основании патентов АА47 769751 от 10.12.2001, АА47 769712 от 21.12.2000, АА47 769639 от 22.12.1999, АА47 769636 от 19.08.1999 в 1999 - 2002 годах применял упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (далее - упрощенная система налогообложения).
Общество, считая неправомерным взимание с него лесных податей как с организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, 19.12.2002 обратилось в Инспекцию с заявлением (лист дела 7) о возврате излишне уплаченных 760245 руб. 79 коп. лесных податей и 26254 руб. земельного налога.
Налоговый орган письмом от 25.02.2002 N 12/2485 сообщил, что оснований для возврата указанных платежей не имеется, поскольку платежи за пользование лесным фондом не входят в систему налогов и сборов и к ним не применимы положения Закона N 222-ФЗ и статья 78 НК РФ.
Суд, удовлетворяя требования заявителя, правомерно указал на то, что платежи за пользование лесным фондом (лесные подати и налог на земли лесного фонда) являются разновидностью платежей за пользование природными ресурсами и относятся к налогам. Следовательно, предприятие, являющиеся субъектом упрощенной системы налогообложения, излишне уплачивало лесные подати и налог на земли лесного фонда.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Как следует из содержания статей 79, 80, 103 и 104 Лесного кодекса Российской Федерации, лесопользование в Российской Федерации является платным.
Согласно статье 103 Лесного кодекса Российской Федерации платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, а арендная плата - при аренде участков лесного фонда.
В соответствии со статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах Российской Федерации или определяются по результатам лесного аукциона.
Довод налогового органа о том, что лесная подать не является ни налогом, ни сбором, поскольку в налоговом законодательстве не установлен ее существенный элемент - размер лесной подати, является необоснованным.
Правительство Российской Федерации устанавливает размер налога за право пользования лесным фондом в виде минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, на основе которых органами государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются ставки лесных податей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.97 N 1199 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" указанные минимальные ставки включают в себя налог на земли лесного фонда, который согласно статье 11 Закона Российской Федерации "О плате за землю" составляет 5 процентов их величины.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.07.99 N 867 и от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" также установлены минимальные размеры ставок.
Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей за все виды лесопользования, включая заготовку древесины при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, независимо от того, осуществляется ли лесопользование с изъятием лесных ресурсов или без такового.
При этом ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или определяются по результатам лесных аукционов, в протоколе которых указывается размер платы за пользование участком лесного фонда и порядок ее внесения. Эти данные указываются и в лесорубочном билете в соответствии с требованиями статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 21 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.02.2000 N 56 налог на земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню.
Налог исчисляется с суммы лесных податей, указанной в лесорубочном билете по рубкам главного пользования и лесовосстановительным рубкам, входит в состав лесных податей и указывается в строке "в том числе" лесорубочного билета.
Таким образом, минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, установленные Правительством Российской Федерации, отвечают понятию налоговой ставки, определение которой дано в статье 53 НК РФ.
Подпунктом "и" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" платежи за пользование природными ресурсами отнесены к федеральным налогам, а подпунктом "б" пункта 1 статьи 20 этого закона лесной доход - к региональным налогам.
В соответствии с приложением N 1 к Федеральному закону от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" платежи за пользование лесным фондом (лесные подати) являются разновидностью платежей за пользование природными ресурсами и относятся к налоговым доходам бюджета.
В связи с этим суд правомерно пришел к выводу, что лесные подати и налог на землю лесного фонда являются налоговыми платежами.
Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона N 222-ФЗ применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие указанного закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период.
Как видно из материалов дела, Инспекцией отказано в возврате лесных податей, исчисленных по минимальным ставкам и подлежащих зачислению в федеральный бюджет. Вместе с тем уплата данных лесных податей заменена Обществу как применяющему упрощенную систему налогообложения уплатой стоимости патента.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал, что Обществом излишне уплачены лесные подати и налог на земли лесного фонда, которые согласно статье 78 НК РФ подлежат возврату налогоплательщику.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 15.09.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-13457/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тосненскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
ПАСТУХОВА М.В.
Судьи
АСМЫКОВИЧ А.В.
КОРАБУХИНА Л.И.
ПАСТУХОВА М.В.
Судьи
АСМЫКОВИЧ А.В.
КОРАБУХИНА Л.И.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)