Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 4 февраля 2008 г.
Полный текст решения изготовлен 7 февраля 2008 г.
Арбитражный суд г. Москвы
в составе судьи Ц.
при ведении протокола судебного заседания судьей Ц.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску/заявлению ОАО "Орскнефтеоргсинтез"
к ответчику/заинтересованному лицу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительными решения о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения N 52/2276 от 09.10.07 и требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 392 по состоянию на 14.11.2007
при участии:
- истца (заявителя) - П., доверенность N Д-224 от 26.11.07, паспорт 4606 180010; М., доверенность N Д-113 от 14.01.2008, паспорт 4603 063288;
- ответчика - А., доверенность N 79 от 07.09.2007, удостоверение УР N 431081;
ОАО "Орскнефтеоргсинтез" (далее - Заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решения о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения N 52/2276 от 09.10.07 и требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 392 по состоянию на 14.11.2007, принятые Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в отношении ОАО "Орскнефтеоргсинтез".
Заявитель в судебном заседании поддержал требования, считает решение N 52/2276 от 09.10.07 и требование N 392 по состоянию на 14.11.2007 незаконными, необоснованными, принятыми в нарушение законодательства РФ о налогах и сборах. Заявителем представлены дополнительные пояснения в подтверждение обоснованности освобождения от уплаты сумм акциза при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта. Также Заявителем представлен пакет документов для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза при отгрузке товаров на экспорт за апрель 2007 года. В отсутствие возражений со стороны ответчика данные документы были приобщены к материалам дела.
Ответчик с требованиями заявителя не согласен, представил в суд письменный отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении требований.
Как следует из материалов дела, 24 мая 2007 года Заявителем представлена в МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1 налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за апрель 2007 года и банковская гарантия N 5560 от 24.05.2007.
В налоговой декларации по данным раздела 2 "Реализация в налоговом периоде на экспорт подакцизных товаров, по которым представлены поручительства банков или банковские гарантии" по коду строки 020 графы 5 "налоговая база" указано следующее количество нефтепродуктов:
- - бензин автомобильный с октановым числом до 80 включительно - 5357,150 тонны;
- - бензин автомобильный с иными октановыми числами - 1436,050 тонны;
- - дизельное топливо - 63159,40 тонн;
- - прямогонный бензин - 2902,90 тонн.
Исходя из объемов реализации нефтепродуктов, отраженных в декларации, суммы акцизов составили:
- - по бензину автомобильному с октановым числом до 80 включительно - 14233948 руб. (5357,150 тонны * 2657 руб.);
- - по бензину автомобильному с иными октановыми числами - 5211425 руб. (1436,050 тонны * 3629 руб.);
- - по дизельному топливу - 68212152 руб. (63159,40 тонн * 1080 руб.);
- - по прямогонному бензину - 7713005 руб. (2902,90 тонн * 2657 руб.)
Итого: 95370530 руб.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки указанной декларации ответчиком 24.08.2007 был составлен акт камеральной налоговой проверки N 52/1834, которым установлено необоснованное освобождение от уплаты сумм акцизов за апрель 2007 г. в размере 95370530 руб. Письмом от 19.09.2007 N К-2564 Заявителем на указанный акт представлены возражения.
Рассмотрев акт камеральной проверки от 24.08.2007 N 52/1834 и представленные Заявителем возражения на акт, налоговым органом 09.10.2007 было вынесено решение N 52/2276 о привлечении Заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 2 л.д. 38 - 47).
Указанным решением ОАО "Орскнефтеоргсинтез":
- - привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа за неполную уплату акциза в размере 19074106 руб.;
- - начислены пени по состоянию на 09.10.2007 в размере 3745402 руб.;
- - предложено уплатить недоимку по акцизам в размере 95370530 руб.
На основании данного решения налоговым органом выставлено Заявителю требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 392 по состоянию на 14.11.2007, которым предложено уплатить в срок до 03.12.2007 доначисленные решением суммы акциза, пени и штрафов (т. 1 л.д. 9 - 10).
Основанием для привлечения Заявителя к налоговой ответственности, а также доначисления суммы акцизов и пеней послужило следующее.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст. 183 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли. Освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 ст. 184 Налогового кодекса РФ налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров и (или) передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса или банковской гарантии. Такое поручительство банка (банковская гарантия) должно (должна) предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления в порядке и сроки, которые установлены пунктом 7 статьи 198 настоящего Кодекса, налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им акциза и (или) пеней.
Пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 календарных дней со дня реализации указанных товаров представляются документы, перечисленные в данном пункте.
Согласно ст. 74 Налогового кодекса РФ в силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность.
Таким образом, банковская гарантия является обеспечением исполнения обязательства.
В соответствии со ст. ст. 373, 374, 376 ГК РФ банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если в гарантии не предусмотрено иное. Требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. В требовании или в приложении к нему бенефициар должен указать, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства, в обеспечение которого выдана гарантия. Требование бенефициара должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана.
Гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если это требование либо приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии либо представлены гаранту по окончании определенного в гарантии срока.
Во исполнение вышеуказанных положений налогового и гражданского законодательства РФ Заявителем представлена ответчику банковская гарантия N 5560 от 24.05.2007 открытого акционерного общества "БИНБАНК", согласно которой в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Принципалом (ОАО "Орскнефтеоргсинтез") перед Бенефициаром (Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1) обязанности по предоставлению в 180-дневный срок с момента отгрузки подакцизных товаров документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, в порядке и сроки, установленные п. 7 ст. 198 Налогового кодекса РФ, и неуплаты Принципалом акциза и/или пени, Гарант (ОАО "БИНБАНК") обязуется уплатить Бенефициару за Принципала любую сумму, не превышающую 100193894,87 руб., из которых 95370530,30 руб. - для уплаты акциза и 4823364,57 руб. - для уплаты пени, не позднее 10 календарных дней с момента получения письменного требования Бенефициара, содержащего указание на то, в чем состоит нарушение Принципалом своих обязательств. Настоящая гарантия является безотзывной, вступает в силу с 25 мая 2007 года и действует до 27 октября 2007 года (включительно) (т. 2 л.д. 69).
Впоследствии Заявителем в соответствии с п. 7 ст. 198 Налогового кодекса РФ для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза представлены в налоговый орган документы за исх. N К-2544 от 17.09.2007 (вх. N 52-05/34844 от 20.09.2007) (т. 2 л.д. 70).
Как следует из решения ответчика N 52/2276 от 09.10.2007 соответствие представленных налогоплательщиком документов проверяется в ходе налоговой проверки, сроки проведения которой установлены ст. 88 Налогового кодекса РФ, таким образом, срок действия банковской гарантии должен обеспечивать возможность налогового органа в установленные налоговым законодательством сроки проверить представленные документы на соответствие их требованиям налогового законодательства, в связи с чем, срок действия банковской гарантии должен покрывать срок проведения камеральной налоговой проверки, установленный налоговым законодательством РФ.
Учитывая, что срок окончания проведения камеральной налоговой проверки документов, представленных Заявителем 17.09.2007 приходится на 20.12.2007, следовательно, установленный срок действия банковской гарантии, приходящийся на 27.10.2007, не покрывает срок проведения камеральной налоговой проверки.
На основании вышеизложенного, налоговым органом сделан вывод, что представленная Заявителем банковская гарантия составлена с нарушением требований налогового и гражданского законодательства РФ и не может являться основанием для освобождения Заявителя от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации.
Суд считает необоснованным данный довод ответчика и не соответствующим положениям Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. ст. 368 - 379 ГК РФ банковская гарантия является способом обеспечения исполнения обязательств. Представленная Заявителем банковская гарантия N 5560 от 24.05.2007 предусматривает обязанность ОАО "БИНБАНК" уплатить сумму акциза в размере 95370530,30 руб. и пени в размере 4823364,57 руб. Таким образом, заявленная в банковской гарантии сумма акциза, подлежащая освобождению от уплаты в бюджет, соответствует сумме акциза, определенной на основании налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за апрель 2007 г., исходя из объемов реализации нефтепродуктов, отраженных в данной декларации, что также подтверждается ответчиком в оспариваемом решении.
Кроме того, в банковской гарантии предусмотрена обязанность банка уплатить ответчику сумму акциза и пени в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Заявителем обязанности по предоставлению в налоговый орган в 180-дневный срок с момента отгрузки подакцизных товаров документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, в порядке и сроки, установленные п. 7 ст. 198 Налогового кодекса РФ, и неуплаты Принципалом акциза и/или пени.
Налоговое законодательство не содержит требований о том, что срок банковской гарантии должен учитывать срок, в течение которого проводится камеральная налоговая проверка налоговой декларации и пакета документов, подтверждающих факт экспорта подакцизного товара.
Иных требований, предъявляемых к банковской гарантии, действующим законодательством не предусмотрено, несмотря на то, что для проверки представленного налогоплательщиком пакета документов, подтверждающих экспорт, налоговому органу необходимо время для проведения проверки данных документов.
Таким образом, оценив представленную Заявителем банковскую гарантию, суд пришел к выводу, что указанная банковская гарантия полностью соответствует положениям гражданского и налогового законодательства РФ.
Кроме того, как следует из письменных пояснений ответчика от 25.01.2008 (т. 3 л.д. 33 - 36), после проведения камеральной налоговой проверки декларации за апрель 2007 г. и других, представленных Заявителем 17.09.2007 за исх. N К-2544 документов, ответчик пришел к выводу, что представленный комплект документов подтверждает факт экспорта нефтепродуктов.
Также в тексте решения налогового органа N 52/3177 от 20.12.2007 (т. 3 л.д. 40 - 47), вынесенного по результатам рассмотрения представленных Заявителем документов, подтверждающих обоснованность освобождения от уплаты акциза по нефтепродуктам, переданным в апреле 2007 г. ОАО НК "РуссНефть" для реализации на экспорт, указано, что Заявителем правомерно освобождены от уплаты акциза на основании банковской гарантии N 5560 от 24.05.2007 ОАО "БИНБАНК" объемы нефтепродуктов, отраженные в налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за апрель 2007 г., и представленные с сопроводительным письмом N К-2544 от 17.09.2007 документы подтверждают обоснованность освобождения от налогообложения акцизами объемов нефтепродуктов.
В соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ ответственность налогоплательщика наступает в связи с неуплатой или неполной уплатой сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия).
В п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что при применении статьи 122 Кодекса судам необходимо иметь в виду, что "неуплата или неполная уплата сумм налога" означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).
В связи с тем, что решением N 52/2276 от 09.10.2007 Заявителю необоснованно доначислены суммы акциза, следовательно, событие налогового правонарушения, ответственность за которое установлена п. 1 ст. 122 НК РФ, отсутствует, что в соответствии со ст. 109 Налогового кодекса РФ исключает привлечение Заявителя к налоговой ответственности.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требование Заявителя о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения N 52/2276 от 09.10.07 правомерно и подлежит удовлетворению.
На основании решения о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения N 52/2276 от 09.10.07 ответчиком в соответствии со ст. ст. 45, 69 Налогового кодекса РФ было выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 392 по состоянию на 14.11.2007, которым Заявителю предложено уплатить в срок до 03.12.2007 доначисленные решением суммы акцизов, пени и штрафов.
В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В связи с тем, что оспариваемое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 392 по состоянию на 14.11.2007 выставлено ответчиком на основании решения N 52/2276 от 09.10.07, данное требование также признается незаконным.
Расходы по госпошлине суд относит на ответчика по правилам ст. 110 АПК РФ с учетом Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.07 N 117.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, суд
признать недействительным решение Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о привлечении ОАО "Орскнефтеоргсинтез" к ответственности за совершение налогового правонарушения N 52/2276 от 09.10.07, как не соответствующее положениям Налогового кодекса РФ - немедленное исполнение.
Признать недействительным требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 392 по состоянию на 14.11.2007, вынесенное Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в отношении ОАО "Орскнефтеоргсинтез" - немедленное исполнение.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО "Орскнефтеоргсинтез" расходы по госпошлине в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд не позднее месячного срока со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 07.02.2008 ПО ДЕЛУ N А40-63465/07-143-197
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 февраля 2008 г. по делу N А40-63465/07-143-197
Резолютивная часть решения объявлена 4 февраля 2008 г.
Полный текст решения изготовлен 7 февраля 2008 г.
Арбитражный суд г. Москвы
в составе судьи Ц.
при ведении протокола судебного заседания судьей Ц.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску/заявлению ОАО "Орскнефтеоргсинтез"
к ответчику/заинтересованному лицу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительными решения о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения N 52/2276 от 09.10.07 и требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 392 по состоянию на 14.11.2007
при участии:
- истца (заявителя) - П., доверенность N Д-224 от 26.11.07, паспорт 4606 180010; М., доверенность N Д-113 от 14.01.2008, паспорт 4603 063288;
- ответчика - А., доверенность N 79 от 07.09.2007, удостоверение УР N 431081;
- установил:
ОАО "Орскнефтеоргсинтез" (далее - Заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решения о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения N 52/2276 от 09.10.07 и требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 392 по состоянию на 14.11.2007, принятые Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в отношении ОАО "Орскнефтеоргсинтез".
Заявитель в судебном заседании поддержал требования, считает решение N 52/2276 от 09.10.07 и требование N 392 по состоянию на 14.11.2007 незаконными, необоснованными, принятыми в нарушение законодательства РФ о налогах и сборах. Заявителем представлены дополнительные пояснения в подтверждение обоснованности освобождения от уплаты сумм акциза при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта. Также Заявителем представлен пакет документов для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза при отгрузке товаров на экспорт за апрель 2007 года. В отсутствие возражений со стороны ответчика данные документы были приобщены к материалам дела.
Ответчик с требованиями заявителя не согласен, представил в суд письменный отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении требований.
Как следует из материалов дела, 24 мая 2007 года Заявителем представлена в МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1 налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за апрель 2007 года и банковская гарантия N 5560 от 24.05.2007.
В налоговой декларации по данным раздела 2 "Реализация в налоговом периоде на экспорт подакцизных товаров, по которым представлены поручительства банков или банковские гарантии" по коду строки 020 графы 5 "налоговая база" указано следующее количество нефтепродуктов:
- - бензин автомобильный с октановым числом до 80 включительно - 5357,150 тонны;
- - бензин автомобильный с иными октановыми числами - 1436,050 тонны;
- - дизельное топливо - 63159,40 тонн;
- - прямогонный бензин - 2902,90 тонн.
Исходя из объемов реализации нефтепродуктов, отраженных в декларации, суммы акцизов составили:
- - по бензину автомобильному с октановым числом до 80 включительно - 14233948 руб. (5357,150 тонны * 2657 руб.);
- - по бензину автомобильному с иными октановыми числами - 5211425 руб. (1436,050 тонны * 3629 руб.);
- - по дизельному топливу - 68212152 руб. (63159,40 тонн * 1080 руб.);
- - по прямогонному бензину - 7713005 руб. (2902,90 тонн * 2657 руб.)
Итого: 95370530 руб.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки указанной декларации ответчиком 24.08.2007 был составлен акт камеральной налоговой проверки N 52/1834, которым установлено необоснованное освобождение от уплаты сумм акцизов за апрель 2007 г. в размере 95370530 руб. Письмом от 19.09.2007 N К-2564 Заявителем на указанный акт представлены возражения.
Рассмотрев акт камеральной проверки от 24.08.2007 N 52/1834 и представленные Заявителем возражения на акт, налоговым органом 09.10.2007 было вынесено решение N 52/2276 о привлечении Заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 2 л.д. 38 - 47).
Указанным решением ОАО "Орскнефтеоргсинтез":
- - привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа за неполную уплату акциза в размере 19074106 руб.;
- - начислены пени по состоянию на 09.10.2007 в размере 3745402 руб.;
- - предложено уплатить недоимку по акцизам в размере 95370530 руб.
На основании данного решения налоговым органом выставлено Заявителю требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 392 по состоянию на 14.11.2007, которым предложено уплатить в срок до 03.12.2007 доначисленные решением суммы акциза, пени и штрафов (т. 1 л.д. 9 - 10).
Основанием для привлечения Заявителя к налоговой ответственности, а также доначисления суммы акцизов и пеней послужило следующее.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст. 183 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли. Освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 ст. 184 Налогового кодекса РФ налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров и (или) передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса или банковской гарантии. Такое поручительство банка (банковская гарантия) должно (должна) предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления в порядке и сроки, которые установлены пунктом 7 статьи 198 настоящего Кодекса, налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им акциза и (или) пеней.
Пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 календарных дней со дня реализации указанных товаров представляются документы, перечисленные в данном пункте.
Согласно ст. 74 Налогового кодекса РФ в силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность.
Таким образом, банковская гарантия является обеспечением исполнения обязательства.
В соответствии со ст. ст. 373, 374, 376 ГК РФ банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если в гарантии не предусмотрено иное. Требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. В требовании или в приложении к нему бенефициар должен указать, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства, в обеспечение которого выдана гарантия. Требование бенефициара должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана.
Гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если это требование либо приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии либо представлены гаранту по окончании определенного в гарантии срока.
Во исполнение вышеуказанных положений налогового и гражданского законодательства РФ Заявителем представлена ответчику банковская гарантия N 5560 от 24.05.2007 открытого акционерного общества "БИНБАНК", согласно которой в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Принципалом (ОАО "Орскнефтеоргсинтез") перед Бенефициаром (Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1) обязанности по предоставлению в 180-дневный срок с момента отгрузки подакцизных товаров документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, в порядке и сроки, установленные п. 7 ст. 198 Налогового кодекса РФ, и неуплаты Принципалом акциза и/или пени, Гарант (ОАО "БИНБАНК") обязуется уплатить Бенефициару за Принципала любую сумму, не превышающую 100193894,87 руб., из которых 95370530,30 руб. - для уплаты акциза и 4823364,57 руб. - для уплаты пени, не позднее 10 календарных дней с момента получения письменного требования Бенефициара, содержащего указание на то, в чем состоит нарушение Принципалом своих обязательств. Настоящая гарантия является безотзывной, вступает в силу с 25 мая 2007 года и действует до 27 октября 2007 года (включительно) (т. 2 л.д. 69).
Впоследствии Заявителем в соответствии с п. 7 ст. 198 Налогового кодекса РФ для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза представлены в налоговый орган документы за исх. N К-2544 от 17.09.2007 (вх. N 52-05/34844 от 20.09.2007) (т. 2 л.д. 70).
Как следует из решения ответчика N 52/2276 от 09.10.2007 соответствие представленных налогоплательщиком документов проверяется в ходе налоговой проверки, сроки проведения которой установлены ст. 88 Налогового кодекса РФ, таким образом, срок действия банковской гарантии должен обеспечивать возможность налогового органа в установленные налоговым законодательством сроки проверить представленные документы на соответствие их требованиям налогового законодательства, в связи с чем, срок действия банковской гарантии должен покрывать срок проведения камеральной налоговой проверки, установленный налоговым законодательством РФ.
Учитывая, что срок окончания проведения камеральной налоговой проверки документов, представленных Заявителем 17.09.2007 приходится на 20.12.2007, следовательно, установленный срок действия банковской гарантии, приходящийся на 27.10.2007, не покрывает срок проведения камеральной налоговой проверки.
На основании вышеизложенного, налоговым органом сделан вывод, что представленная Заявителем банковская гарантия составлена с нарушением требований налогового и гражданского законодательства РФ и не может являться основанием для освобождения Заявителя от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации.
Суд считает необоснованным данный довод ответчика и не соответствующим положениям Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. ст. 368 - 379 ГК РФ банковская гарантия является способом обеспечения исполнения обязательств. Представленная Заявителем банковская гарантия N 5560 от 24.05.2007 предусматривает обязанность ОАО "БИНБАНК" уплатить сумму акциза в размере 95370530,30 руб. и пени в размере 4823364,57 руб. Таким образом, заявленная в банковской гарантии сумма акциза, подлежащая освобождению от уплаты в бюджет, соответствует сумме акциза, определенной на основании налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за апрель 2007 г., исходя из объемов реализации нефтепродуктов, отраженных в данной декларации, что также подтверждается ответчиком в оспариваемом решении.
Кроме того, в банковской гарантии предусмотрена обязанность банка уплатить ответчику сумму акциза и пени в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Заявителем обязанности по предоставлению в налоговый орган в 180-дневный срок с момента отгрузки подакцизных товаров документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, в порядке и сроки, установленные п. 7 ст. 198 Налогового кодекса РФ, и неуплаты Принципалом акциза и/или пени.
Налоговое законодательство не содержит требований о том, что срок банковской гарантии должен учитывать срок, в течение которого проводится камеральная налоговая проверка налоговой декларации и пакета документов, подтверждающих факт экспорта подакцизного товара.
Иных требований, предъявляемых к банковской гарантии, действующим законодательством не предусмотрено, несмотря на то, что для проверки представленного налогоплательщиком пакета документов, подтверждающих экспорт, налоговому органу необходимо время для проведения проверки данных документов.
Таким образом, оценив представленную Заявителем банковскую гарантию, суд пришел к выводу, что указанная банковская гарантия полностью соответствует положениям гражданского и налогового законодательства РФ.
Кроме того, как следует из письменных пояснений ответчика от 25.01.2008 (т. 3 л.д. 33 - 36), после проведения камеральной налоговой проверки декларации за апрель 2007 г. и других, представленных Заявителем 17.09.2007 за исх. N К-2544 документов, ответчик пришел к выводу, что представленный комплект документов подтверждает факт экспорта нефтепродуктов.
Также в тексте решения налогового органа N 52/3177 от 20.12.2007 (т. 3 л.д. 40 - 47), вынесенного по результатам рассмотрения представленных Заявителем документов, подтверждающих обоснованность освобождения от уплаты акциза по нефтепродуктам, переданным в апреле 2007 г. ОАО НК "РуссНефть" для реализации на экспорт, указано, что Заявителем правомерно освобождены от уплаты акциза на основании банковской гарантии N 5560 от 24.05.2007 ОАО "БИНБАНК" объемы нефтепродуктов, отраженные в налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за апрель 2007 г., и представленные с сопроводительным письмом N К-2544 от 17.09.2007 документы подтверждают обоснованность освобождения от налогообложения акцизами объемов нефтепродуктов.
В соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ ответственность налогоплательщика наступает в связи с неуплатой или неполной уплатой сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия).
В п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что при применении статьи 122 Кодекса судам необходимо иметь в виду, что "неуплата или неполная уплата сумм налога" означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).
В связи с тем, что решением N 52/2276 от 09.10.2007 Заявителю необоснованно доначислены суммы акциза, следовательно, событие налогового правонарушения, ответственность за которое установлена п. 1 ст. 122 НК РФ, отсутствует, что в соответствии со ст. 109 Налогового кодекса РФ исключает привлечение Заявителя к налоговой ответственности.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требование Заявителя о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения N 52/2276 от 09.10.07 правомерно и подлежит удовлетворению.
На основании решения о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения N 52/2276 от 09.10.07 ответчиком в соответствии со ст. ст. 45, 69 Налогового кодекса РФ было выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 392 по состоянию на 14.11.2007, которым Заявителю предложено уплатить в срок до 03.12.2007 доначисленные решением суммы акцизов, пени и штрафов.
В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В связи с тем, что оспариваемое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 392 по состоянию на 14.11.2007 выставлено ответчиком на основании решения N 52/2276 от 09.10.07, данное требование также признается незаконным.
Расходы по госпошлине суд относит на ответчика по правилам ст. 110 АПК РФ с учетом Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.07 N 117.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, суд
решил:
признать недействительным решение Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о привлечении ОАО "Орскнефтеоргсинтез" к ответственности за совершение налогового правонарушения N 52/2276 от 09.10.07, как не соответствующее положениям Налогового кодекса РФ - немедленное исполнение.
Признать недействительным требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 392 по состоянию на 14.11.2007, вынесенное Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в отношении ОАО "Орскнефтеоргсинтез" - немедленное исполнение.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО "Орскнефтеоргсинтез" расходы по госпошлине в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд не позднее месячного срока со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)