Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 24.12.2007 N Ф08-8406/07-3177А ПО ДЕЛУ N А15-1028/2007

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2007 г. N Ф08-8406/07-3177А

Дело N А15-1028/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Электросигнал" - Г. (д-ть от 16.05.07), в отсутствие заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Дагестан, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Электросигнал" на решение от 09.08.07 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.07 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-1028/2007, установил следующее.
ОАО "Электросигнал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании недействительными пунктов 1 и 2.1 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Дагестан (далее - налоговая инспекция) от 17.04.07 N 14-29 о привлечении общества к налоговой ответственности (уточненные требования).
Решением 09.08.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.09.07, суд признал недействительным оспариваемое решение налоговой инспекции в части штрафа, начисленного на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 29 133 рубля 60 копеек за неуплату налога на имущество за I квартал 2004 года и пени в сумме 6 025 рублей. В удовлетворении остальной части требования суд отказал.
Судебные акты мотивированы тем, что в 2004 году на территории Республики Дагестан налог на имущество подлежал уплате в соответствии со статьей 7 Закона Республики Дагестан от 10.02.04 N 1 "О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2004 год".
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 09.08.07 и постановление апелляционной инстанции от 24.09.07, признать недействительным решение налоговой инспекции от 17.04.07 N 14-29. Заявитель считает, что статья 7 Закона Республики Дагестан от 10.02.04 N 1 "О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2004 год" определяет лишь ставку налога на имущество с 2004 года и перечень организаций, освобожденных от налогообложения, но не устанавливает обязанность по уплате налога, сроки его уплаты. Общество полагает, что названный Закон не подлежал применению к спорным правоотношениям, поскольку он противоречит пункту 6 статьи 3, пункта 1 статьи 5, подпунктам 6, 7, 9, пункта 1 статьи 6, пункту 3 статьи 12, пункту 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации. Не установлен срок уплаты налога и в главе 30 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку в законе отсутствует понятие недоимка, отсутствует и понятие начисление пеней за просрочку уплаты налога. Суд апелляционной инстанции необоснованно применил к спорным налоговым отношениям нормы бюджетного законодательства. В силу статей 1 и 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговое законодательство является специальным по отношению к бюджетному законодательству (пункт 46 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"). Требование о соблюдении баланса публичных и частных интересов не свидетельствует об установлении налога и необходимости его уплаты. Решение по делу N А15-1597/05 является преюдициальным в части оценки статьи 7 Закона Республики Дагестан от 10.02.04 N 1 "О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2004 год" и выводов о том, что в 2004 году налог на имущество не установлен на территории Республики Дагестан, а общество не обязано его уплачивать. Налоговая инспекция не оспорила решение суда по делу N А15-1597/2005. Суд не исключил из суммы налога уплаченный авансовый платеж за I квартал 2004 года при исчислении размера штрафа по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция не представила отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления, удержания и уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество, налога на землю, транспортного налога, на доходы физических лиц, единого социального налога и водного налога за период с 01.07.04 по 01.10.06.
По результатам проверки составлен акт от 13.03.07 N 14-308, в котором зафиксированы факты непредставления обществом в 2004 году налоговой декларации по налогу на имущество, неисчисления и неуплаты им 568 116 рублей налога на имущество.
На основании материалов проверки налоговая инспекция приняла решение от 17.04.07 N 14 29 о привлечении общества к налоговой ответственности в виде начисления штрафов в размере 113 623 рублей на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на имущество за 2004 год и в размере 1 193 044 рублей на основании пункта 2 статьи 119 Кодекса за непредставление декларации по налогу на имущество за 2004 год. Обществу предложено уплатить налог на имущество за 2004 год в сумме 568 116 рублей и пени в сумме 198 701 рубля по этому налогу.
В соответствии со статьями 137,138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало в арбитражный суд решение налоговой инспекции.
В силу статьи 286 Кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Согласно Закону Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" плательщиками налога являются: предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия.
Федеральным законом от 11.11.03 N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" признан утратившим силу Закон Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" и введена в действие глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 372 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Народным Собранием Республики Дагестан 30.09.04 принят Закон Республики Дагестан "О налоге на имущество организаций", который вступил в силу с 01.01.05.
В соответствии со статьями 12, 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество относится к региональным налогам, которые устанавливаются Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Поскольку Закон Республики Дагестан "О налоге на имущество организаций" принят позднее начала налогового периода - 30.09.04 и вступил в силу с 01.01.05, образовался пробел в налоговом законодательстве, поэтому, в период до принятия указанного закона на территории Республики Дагестан налог подлежал уплате в соответствии со статьей 7 Закона Республики Дагестан от 10.02.04 N 1 "О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2004 год" и взаимосвязанными с ней положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации. Статьей 7 Закона Республики Дагестан от 10.02.04 N 1 предусмотрено, в связи с сокращением налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций, установление с 1 января 2004 года ставки налога на имущество организаций в размере 2 процентов от среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения. С целью недопущения ухудшения положения налогоплательщиков установлено, что сумма налога на имущество организаций в течение налогового периода 2004 года в сопоставимых условиях не должна превышать сумму налога, начисленного организациями в 2003 году. Ранее статьей 10 Закона Республики Дагестан от 06.03.03 N 9 "О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2003 год" предусматривалось, что с 01.01.03 ставка налога на имущество предприятий устанавливается в размере 1 процента от среднегодовой стоимости налогооблагаемого имущества.
Налог на имущество является доходной частью бюджета субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон о бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня подписания. В соответствии со статьей 12 данного Кодекса годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует в календарном году и длится с 1 января по 31 декабря. С учетом этих норм ставка налога (2 процентов от среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения) является действующей на протяжении всего финансового года. Иное толкование привело бы к нарушению баланса публичных и частных интересов. На необходимость соблюдения в регулировании налоговых правоотношений баланса публичных и частных интересов, как конституционно защищаемых ценностей, указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановление от 12.10.98 N 24-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод об обоснованном применении налоговой инспекцией Закона Республики Дагестан от 10.02.04 N 1 и взаимосвязанных с ним положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку изменения в налоговом законодательстве не освобождали налогоплательщиков Республики Дагестан от уплаты в 2004 году налога на имущество организаций.
В соответствии со статьей 379 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Предметом рассматриваемого спора является проверка правильности исчисления налога за налоговый период (2004 год), а не авансовых платежей за отчетный период. Статьей 379 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
Суд установил, что начисленная за 2004 год сумма налога на имущество организаций составляет 568 116 рублей (в том числе 145 668 рублей за I квартал 2004 года) и не превышает уплаченную за 2003 год сумму налога - 578 977 рублей. Вопрос о сопоставимости условий начисления сумм налога за 2003 и 2004 годы не является предметом спора по рассматриваемому делу.
Сроки уплаты авансовых платежей и налога предусмотрены главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с нарушением налогоплательщиком срока уплаты налога подлежит применению статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий, в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, влечет взыскание штрафа размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
Согласно пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня. Статьей 386 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиком не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сделав правильный вывод о необходимости применения к спорным правоотношениям Закона Республики Дагестан и взаимосвязанных с ним положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации, суд недостаточно исследовал фактические обстоятельства, свидетельствующие о правомерности доначисления обществу налога на имущество, пени и штрафов в указанных в оспариваемом решении размерах. Суд не указал, почему он не принял во внимание уплату 145 670 рублей налога на имущество за I квартал 2004 года платежным поручением от 05.05.04 N 577, не оценил действия налогового органа по повторному начислению к уплате данной суммы, не выяснил, как повлияло на налоговые обязательства общества решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.12.05 по делу N А15-1597/05 об обязании налоговой инспекции произвести зачет уплаченного обществом за I квартал 2004 года налога на имущество в сумме 145 670 рублей.
Суд не указал, за какой период им признано неправомерным начисление 6 025 рублей пени по налогу на имущество. Согласно расчету пени в акте выездной налоговой проверки обществу доначислено 6 025 рублей пени за период с 01.05.04 по 31.07.04, вместе с тем в обжалуемых судебных актах не указано, когда считается надлежаще исполненной обязанность общества по уплате 145 670 рублей налога на имущество за I квартал 2004 года, по какой причине, с какого момента у него появилась обязанность по повторной уплате названной суммы. Суд не проверил расчет пени с учетом всех обстоятельств дела, не выяснил состояние расчетов общества с бюджетом в соответствующий период. Учитывая необходимость проверки расчета налога на имущества, подлежат отмене судебные акты и в части начисленных штрафов по статьям 119, 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене в части налога на имущество, пени и штрафов по налогу на имущество, а дело в этой части - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Вопрос о распределении судебных расходов подлежит рассмотрению при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение от 09.08.07 Арбитражного суда Республики Дагестан и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.07 по делу N А15-1028/2007 отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Дагестан от 17.04.07 N 14-29 в части налога на имущество, пени и штрафов по налогу на имущество и в этой части направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
В остальной части решение и постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)