Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 07 апреля 2008 года
Полный текст решения изготовлен 11 апреля 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи С.П. Воронина, судей Г.В. Морозовой, С.А. Хомяковой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Н. Абрашкиной рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению
индивидуального предпринимателя Сургутской Т.Ю.
к Каменск-Уральской городской Думе
о признании нормативных правовых актов недействующими
при участии в судебном заседании
от заявителя: С.В. Пономарев, представитель по доверенности N 66 Б 203783 от 25.01.2008 года,
от заинтересованного лица: О.В. Дегтярева, представитель по доверенности от 04.03.2008 года N 67.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда, ходатайств не заявлено.
Индивидуальный предприниматель Сургутская Татьяна Юрьевна (далее - Предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлениями о признании недействующими решений Каменск-Уральской городской Думы от 23.01.2004 года N 192 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Каменск-Уральского на 2004 год" (Дело А60-2153/2008-С9) и от 26.01.2005 года N 66 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Каменска-Уральского "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на 2005 год" (дела А60-2155/2008-С9).
Определением от 02.04.2008 года оба дела объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.
По мнению заявителя, указанные нормативные акты не соответствуют Главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации, определению Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-О "Об отказе в принятию к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Вита Холдинг" на нарушение конституционных прав и свобод частями первой и второй статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и не должны применяться в настоящее время. Вместе с тем при расчете арендной платы за используемый предпринимателем земельный участок применяется земельный налог по ставкам, установленным оспариваемыми актами, в результате чего размер арендной платы значительно превышает размер земельного налога, чем нарушаются права и законные интересы Сургутской Т.Ю. Заявитель также ссылается на то, что решения Думы не имеют экономического обоснования, а дифференциация ставок проведена без многофакторного анализа и оценки характеристик земельных участков.
Каменск-Уральская городская Дума требования не признала, ссылаясь на то, что установленный оспариваемыми актами порядок исчисления земельного налога полностью соответствует Закону Российской Федерации "О плате за землю", а порядок расчета арендной платы, фактически оспариваемый заявителем, предусмотрен нормативными актами Правительства Свердловской области, в связи с чем решения Думы не затрагивают права и законные интересы предпринимателя в части установления размера арендной платы.
Рассмотрев материалы дела, суд
Каменск-Уральской городской Думой 23.01.2004 года было принято решение N 192 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Каменска-Уральского на 2004 год", 26.01.2005 года Думой принято решение N 66 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Каменска-Уральского на 2005 год".
Указанными решениями Дума утвердила дифференцированные ставки земельного налога на соответствующие годы в зависимости от зон градостроительной ценности и целевого использования земли.
Считая эти решения не соответствующими действующему законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Сургутская Т.Ю. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании названных нормативных правовых актов недействующими.
Президиум ВАС РФ в информационном письме от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" разъяснил, что в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Тем самым установлено, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ "О плате за землю", утратившим силу с 01.01.2006 года, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы является: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли; платность землепользования установлена также пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 3 Закона "О плате за землю" предусматривала, что размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год и не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей.
В соответствии со ст. 8 этого Закона налог на городские земли исчислялся в соответствии со средними ставками по экономическим районам Российской Федерации, категориям городов с учетом их статуса, уровня социально-культурного потенциала, исторической и рекреационной ценности территории согласно приложению к Закону, при этом средние ставки дифференцировались по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории городскими Советами народных депутатов (органами местного самоуправления).
Главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2006 года, изменен порядок исчисления земельного налога, размер которого в настоящее время зависит от кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.
В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 154-ФЗ) органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом муниципального образования (подпункт 1 пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 154-ФЗ).
В соответствии с Уставом муниципального образования "Город Каменск-Уральский" (в действующей редакции, утвержденной решением Думы от 22.02.2006 года, а также в предыдущих редакциях) городская Дума является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; к исключительной компетенции городской Думы относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Поскольку в соответствии с предусмотренным Законом Российской Федерации "О плате за землю" порядком исчисление земельного налога невозможно без установления ставок налога за земельные участки, расположенные на территории города Каменска-Уральского, решения городской Думы об установлении дифференцированных ставок земельного налога приняты в пределах предоставленных ей полномочий и полностью соответствуют положениям данного Федерального закона.
Довод заявителя о том, что оспариваемые решения не содержат экономического обоснования дифференциации ставок земельного налога, является несостоятельным.
Как уже отмечалось, Закон РФ "О плате за землю" предполагал дифференциацию средних ставок земельного налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории соответствующими органами местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 11.05.2004 N 209-О, на которое ссылается заявитель, при отсутствии в Российской Федерации единых правил расчета средней ставки земельного налога на городские земли и ее использования при дифференциации ставок по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.1992 года N 112 был утвержден Порядок определения ставок земельного налога и нормативной цены земли и порядка централизации средств от платы за землю на специальный бюджетный счет Российской Федерации, на основании которого Каменск-Уральский городской малый Совет народных депутатов решением от 27.08.1992 года N 124 утвердил Положение о порядке взимания земельного налога на территории г. Каменска-Уральского. При этом указанное Положение было разработано по материалам экономической оценки земель, осуществленной специализированной организацией и предусматривающей экономическое зонирование городского округа.
Как следует из текстов решений Думы от 23.01.2004 года N 192 и от 26.01.2005 года N 66, ставки земельного налога на 2004 и 2005 годы представительным органом местного самоуправления были установлены в зависимости от градостроительной ценности территории города Каменска-Уральского (по городским зонам) и в зависимости от вида осуществляемой деятельности.
Таким образом, дифференцированные ставки земельного налога в г. Каменск-Уральском на 2004 и 2005 годы являлись экономическими обоснованными и соответствовали принципам налогообложения земельным налогом, предусмотренным Законом "О плате за землю".
Оспариваемыми решениями Каменск-Уральской городской Думой устанавливались дифференцированные ставки по земельному налогу на 2004 и 2005 годы соответственно, в связи с чем период действия этих нормативных актов ограничен указанными годами.
Однако данные нормативные правовые акты устанавливают правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, и действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом; применение актов порождает права и обязанности определенных субъектов, а создание прав и обязанностей, их изменение и прекращение есть ни что иное, как действие акта.
В связи с этим, несмотря на временное ограничение действие актов, они являются действующими, поскольку регулируют отношения, связанные с налогообложением земельных участков в указанные временные периоды. Прекращение действия решений в связи с истечением срока, на который они были приняты, означает, что решения не действуют, в частности, в иные периоды, но порожденные им правоотношения не прекращаются.
Глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации, на положения которой ссылается заявитель, введена в действие с 01 января 2005 года.
Вместе с тем в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" при принятии представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) нормативных правовых актов (законов) о введении с 1 января 2005 года согласно главе 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", за исключением статьи 25, не применяется.
В силу ст. 5 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ в Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" внесены изменения, действие закона не отменено.
Из смысла данных норм следует, что на тех территориях, где с 1 января 2005 года не введен земельный налог в соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ, исчисление и уплата земельного налога осуществляются на основании Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
На территории муниципального образования Каменск-Уральский городской округ земельный налог в соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ введен в действие с 01 января 2006 года решением Каменск-Уральской городской Думы от 18.11.2005 года N 126.
По этой причине положения главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01 января 2005 года, не применимы к порядку определения ставок по земельному налогу, исчисляемому на территории данного муниципального образования в 2004 и 2005 годах, а соответствующий довод заявителя является несостоятельным.
Оспаривая решения Каменск-Уральской городской Думы об установлении дифференцированных ставок земельного налога, предприниматель ссылается на то, что при расчете арендной платы за используемый предпринимателем земельный участок применяется земельный налог по ставкам, установленным оспариваемыми актами, в результате чего размер арендной платы значительно превышает размер земельного налога, чем нарушаются права и законные интересы Сургутской Т.Ю.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 10.04.2006 года N 69 с Министерством по управлению имуществом Свердловской области, Сургутская Т.Ю. арендует земельный участок площадью 47655,0 кв. м. с кадастровым номером 66:45:02 00 276:0003, расположенный в г. Каменск-Уральском под объект природоохранного назначения (парк культуры и отдыха), срок аренды установлен с 24.11.2005 года по 24.11.20054 года.
Пунктами 2.2 и 3.1. данного договора предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить арендную плату, расчет которой производится в соответствии с действующим законодательством и оформляется в виде приложений к договору.
Приложением N 1 к договору установлен размер арендной платы за 2005 год, дополнительным соглашением размер арендной платы на 2006 год изменен в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Свердловской области от 29.05.2006 года N 439-ПП "О признании утратившим силу постановления Правительства Свердловской области от 31.01.2002 г. N 64-ПП "Об утверждении базовых размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, расположенные на территории Свердловской области" и регулирования отдельных вопросов по взиманию арендной платы за земельные участки", Постановления Правительства Свердловской области от 18.03.2004 г. N 173-ПП "о внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Свердловской области от 31.01.2002 г. N 64-ПП".
Указанным Постановлением Правительства Свердловской области установлено, что при расчетах арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, право собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области, а также на земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, земельный налог применяется в размерах, рассчитанных по правилам, действующим в 2005 году, с коэффициентом 1,27; при этом предусмотрено, что данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Статьей 22 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации, однако до настоящего времени общие начала не установлены, поэтому действует приведенный выше порядок определения размера арендных платежей.
Учитывая, что земельный налог и арендная плата являются самостоятельными формами платы за использование земли, имеющими различный порядок определения величины платежей, довод заявителя о том, что размер арендной платы необоснованно превышает размер земельного налога, противоречит приведенному выше нормативному регулированию.
Предприниматель добровольно принял на себя обязательства, связанные с уплатой арендных платежей в размере и в порядке, в соответствии с которым размер арендной платы определяется из расчета земельного налога за 2005 год, согласившись тем самым с одним из существенных условий договора аренды, в связи с чем его права не могут быть признаны нарушенными.
Кроме того, доводы заявителя о размере и порядке определения арендной платы за землю по договору аренды не связаны с предметом его требований о признании недействующими решений Каменск-Уральской городской Думы об установлении дифференцированных ставок земельного налога на 2004 и 2005 годы.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела не установлено несоответствия оспариваемых нормативных актов иным актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
1. В удовлетворении требований Сургутской Татьяны Юрьевны о признании недействующими решений Каменск-Уральской городской Думы от 23.01.2004 года N 192 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Каменск-Уральского на 2004 год" (Дело А60-2153/2008-С9) и от 26.01.2005 года N 66 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Каменска-Уральского "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на 2005 год", - отказать.
2 Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
3 Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 11.04.2008 ПО ДЕЛУ N А60-2153/2008-С9, А60-2155/2008-С9
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 апреля 2008 г. по делу N А60-2153/2008-С9, А60-2155/2008-С9
Резолютивная часть решения объявлена 07 апреля 2008 года
Полный текст решения изготовлен 11 апреля 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи С.П. Воронина, судей Г.В. Морозовой, С.А. Хомяковой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Н. Абрашкиной рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению
индивидуального предпринимателя Сургутской Т.Ю.
к Каменск-Уральской городской Думе
о признании нормативных правовых актов недействующими
при участии в судебном заседании
от заявителя: С.В. Пономарев, представитель по доверенности N 66 Б 203783 от 25.01.2008 года,
от заинтересованного лица: О.В. Дегтярева, представитель по доверенности от 04.03.2008 года N 67.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда, ходатайств не заявлено.
Индивидуальный предприниматель Сургутская Татьяна Юрьевна (далее - Предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлениями о признании недействующими решений Каменск-Уральской городской Думы от 23.01.2004 года N 192 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Каменск-Уральского на 2004 год" (Дело А60-2153/2008-С9) и от 26.01.2005 года N 66 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Каменска-Уральского "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на 2005 год" (дела А60-2155/2008-С9).
Определением от 02.04.2008 года оба дела объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.
По мнению заявителя, указанные нормативные акты не соответствуют Главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации, определению Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-О "Об отказе в принятию к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Вита Холдинг" на нарушение конституционных прав и свобод частями первой и второй статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и не должны применяться в настоящее время. Вместе с тем при расчете арендной платы за используемый предпринимателем земельный участок применяется земельный налог по ставкам, установленным оспариваемыми актами, в результате чего размер арендной платы значительно превышает размер земельного налога, чем нарушаются права и законные интересы Сургутской Т.Ю. Заявитель также ссылается на то, что решения Думы не имеют экономического обоснования, а дифференциация ставок проведена без многофакторного анализа и оценки характеристик земельных участков.
Каменск-Уральская городская Дума требования не признала, ссылаясь на то, что установленный оспариваемыми актами порядок исчисления земельного налога полностью соответствует Закону Российской Федерации "О плате за землю", а порядок расчета арендной платы, фактически оспариваемый заявителем, предусмотрен нормативными актами Правительства Свердловской области, в связи с чем решения Думы не затрагивают права и законные интересы предпринимателя в части установления размера арендной платы.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Каменск-Уральской городской Думой 23.01.2004 года было принято решение N 192 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Каменска-Уральского на 2004 год", 26.01.2005 года Думой принято решение N 66 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Каменска-Уральского на 2005 год".
Указанными решениями Дума утвердила дифференцированные ставки земельного налога на соответствующие годы в зависимости от зон градостроительной ценности и целевого использования земли.
Считая эти решения не соответствующими действующему законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Сургутская Т.Ю. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании названных нормативных правовых актов недействующими.
Президиум ВАС РФ в информационном письме от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" разъяснил, что в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Тем самым установлено, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ "О плате за землю", утратившим силу с 01.01.2006 года, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы является: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли; платность землепользования установлена также пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 3 Закона "О плате за землю" предусматривала, что размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год и не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей.
В соответствии со ст. 8 этого Закона налог на городские земли исчислялся в соответствии со средними ставками по экономическим районам Российской Федерации, категориям городов с учетом их статуса, уровня социально-культурного потенциала, исторической и рекреационной ценности территории согласно приложению к Закону, при этом средние ставки дифференцировались по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории городскими Советами народных депутатов (органами местного самоуправления).
Главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2006 года, изменен порядок исчисления земельного налога, размер которого в настоящее время зависит от кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.
В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 154-ФЗ) органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом муниципального образования (подпункт 1 пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 154-ФЗ).
В соответствии с Уставом муниципального образования "Город Каменск-Уральский" (в действующей редакции, утвержденной решением Думы от 22.02.2006 года, а также в предыдущих редакциях) городская Дума является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; к исключительной компетенции городской Думы относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Поскольку в соответствии с предусмотренным Законом Российской Федерации "О плате за землю" порядком исчисление земельного налога невозможно без установления ставок налога за земельные участки, расположенные на территории города Каменска-Уральского, решения городской Думы об установлении дифференцированных ставок земельного налога приняты в пределах предоставленных ей полномочий и полностью соответствуют положениям данного Федерального закона.
Довод заявителя о том, что оспариваемые решения не содержат экономического обоснования дифференциации ставок земельного налога, является несостоятельным.
Как уже отмечалось, Закон РФ "О плате за землю" предполагал дифференциацию средних ставок земельного налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории соответствующими органами местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 11.05.2004 N 209-О, на которое ссылается заявитель, при отсутствии в Российской Федерации единых правил расчета средней ставки земельного налога на городские земли и ее использования при дифференциации ставок по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.1992 года N 112 был утвержден Порядок определения ставок земельного налога и нормативной цены земли и порядка централизации средств от платы за землю на специальный бюджетный счет Российской Федерации, на основании которого Каменск-Уральский городской малый Совет народных депутатов решением от 27.08.1992 года N 124 утвердил Положение о порядке взимания земельного налога на территории г. Каменска-Уральского. При этом указанное Положение было разработано по материалам экономической оценки земель, осуществленной специализированной организацией и предусматривающей экономическое зонирование городского округа.
Как следует из текстов решений Думы от 23.01.2004 года N 192 и от 26.01.2005 года N 66, ставки земельного налога на 2004 и 2005 годы представительным органом местного самоуправления были установлены в зависимости от градостроительной ценности территории города Каменска-Уральского (по городским зонам) и в зависимости от вида осуществляемой деятельности.
Таким образом, дифференцированные ставки земельного налога в г. Каменск-Уральском на 2004 и 2005 годы являлись экономическими обоснованными и соответствовали принципам налогообложения земельным налогом, предусмотренным Законом "О плате за землю".
Оспариваемыми решениями Каменск-Уральской городской Думой устанавливались дифференцированные ставки по земельному налогу на 2004 и 2005 годы соответственно, в связи с чем период действия этих нормативных актов ограничен указанными годами.
Однако данные нормативные правовые акты устанавливают правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, и действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом; применение актов порождает права и обязанности определенных субъектов, а создание прав и обязанностей, их изменение и прекращение есть ни что иное, как действие акта.
В связи с этим, несмотря на временное ограничение действие актов, они являются действующими, поскольку регулируют отношения, связанные с налогообложением земельных участков в указанные временные периоды. Прекращение действия решений в связи с истечением срока, на который они были приняты, означает, что решения не действуют, в частности, в иные периоды, но порожденные им правоотношения не прекращаются.
Глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации, на положения которой ссылается заявитель, введена в действие с 01 января 2005 года.
Вместе с тем в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" при принятии представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) нормативных правовых актов (законов) о введении с 1 января 2005 года согласно главе 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", за исключением статьи 25, не применяется.
В силу ст. 5 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ в Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" внесены изменения, действие закона не отменено.
Из смысла данных норм следует, что на тех территориях, где с 1 января 2005 года не введен земельный налог в соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ, исчисление и уплата земельного налога осуществляются на основании Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
На территории муниципального образования Каменск-Уральский городской округ земельный налог в соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ введен в действие с 01 января 2006 года решением Каменск-Уральской городской Думы от 18.11.2005 года N 126.
По этой причине положения главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01 января 2005 года, не применимы к порядку определения ставок по земельному налогу, исчисляемому на территории данного муниципального образования в 2004 и 2005 годах, а соответствующий довод заявителя является несостоятельным.
Оспаривая решения Каменск-Уральской городской Думы об установлении дифференцированных ставок земельного налога, предприниматель ссылается на то, что при расчете арендной платы за используемый предпринимателем земельный участок применяется земельный налог по ставкам, установленным оспариваемыми актами, в результате чего размер арендной платы значительно превышает размер земельного налога, чем нарушаются права и законные интересы Сургутской Т.Ю.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 10.04.2006 года N 69 с Министерством по управлению имуществом Свердловской области, Сургутская Т.Ю. арендует земельный участок площадью 47655,0 кв. м. с кадастровым номером 66:45:02 00 276:0003, расположенный в г. Каменск-Уральском под объект природоохранного назначения (парк культуры и отдыха), срок аренды установлен с 24.11.2005 года по 24.11.20054 года.
Пунктами 2.2 и 3.1. данного договора предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить арендную плату, расчет которой производится в соответствии с действующим законодательством и оформляется в виде приложений к договору.
Приложением N 1 к договору установлен размер арендной платы за 2005 год, дополнительным соглашением размер арендной платы на 2006 год изменен в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Свердловской области от 29.05.2006 года N 439-ПП "О признании утратившим силу постановления Правительства Свердловской области от 31.01.2002 г. N 64-ПП "Об утверждении базовых размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, расположенные на территории Свердловской области" и регулирования отдельных вопросов по взиманию арендной платы за земельные участки", Постановления Правительства Свердловской области от 18.03.2004 г. N 173-ПП "о внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Свердловской области от 31.01.2002 г. N 64-ПП".
Указанным Постановлением Правительства Свердловской области установлено, что при расчетах арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, право собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области, а также на земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, земельный налог применяется в размерах, рассчитанных по правилам, действующим в 2005 году, с коэффициентом 1,27; при этом предусмотрено, что данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Статьей 22 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации, однако до настоящего времени общие начала не установлены, поэтому действует приведенный выше порядок определения размера арендных платежей.
Учитывая, что земельный налог и арендная плата являются самостоятельными формами платы за использование земли, имеющими различный порядок определения величины платежей, довод заявителя о том, что размер арендной платы необоснованно превышает размер земельного налога, противоречит приведенному выше нормативному регулированию.
Предприниматель добровольно принял на себя обязательства, связанные с уплатой арендных платежей в размере и в порядке, в соответствии с которым размер арендной платы определяется из расчета земельного налога за 2005 год, согласившись тем самым с одним из существенных условий договора аренды, в связи с чем его права не могут быть признаны нарушенными.
Кроме того, доводы заявителя о размере и порядке определения арендной платы за землю по договору аренды не связаны с предметом его требований о признании недействующими решений Каменск-Уральской городской Думы об установлении дифференцированных ставок земельного налога на 2004 и 2005 годы.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела не установлено несоответствия оспариваемых нормативных актов иным актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
1. В удовлетворении требований Сургутской Татьяны Юрьевны о признании недействующими решений Каменск-Уральской городской Думы от 23.01.2004 года N 192 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Каменск-Уральского на 2004 год" (Дело А60-2153/2008-С9) и от 26.01.2005 года N 66 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Каменска-Уральского "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на 2005 год", - отказать.
2 Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
3 Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
ВОРОНИН С.П.
Судьи
МОРОЗОВА Г.В.
ХОМЯКОВА С.А.
ВОРОНИН С.П.
Судьи
МОРОЗОВА Г.В.
ХОМЯКОВА С.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)