Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 10.06.2008 ПО ДЕЛУ N А40-18325/08-116-35

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2008 г. по делу N А40-18325/08-116-35


Резолютивная часть решения объявлена 04 июня 2008 г.
Полный текст решения изготовлен 10 июня 2008 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Т.
При ведении протокола судебного заседания судьей Т.
с участием: от заявителя - Г. доверенность N б/н от 26.05.2008 г. паспорт 80 04 380880, В. доверенность N б/н от 26.05.2008 г. паспорт 80 04 161513
от ответчика - Я. доверенность N 70 от 27.08.2007 г. удостоверение УР N 431078
рассмотрел дело по заявлению ОАО "Акционерная нефтяная компания "Башнефть"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании незаконным действия, выразившегося в отказе рассмотрения заявления от 15.10.2007 г. о возврате излишне уплаченной суммы по акцизу в размере 2 276 210 рублей, об обязании возвратить сумму излишне уплаченного акциза в размере 2 276 210 рублей и уплатить проценты за каждый день нарушения срока возврата в 78 039, 23 рублей
установил:

ОАО "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" обратилось в суд с заявлением признании незаконным действия налогового органа, выразившегося в отказе рассмотрения заявления от 15.10.2007 г. о возврате излишне уплаченной суммы по акцизу в размере 2 276 210 рублей, об обязании возвратить сумму излишне уплаченного акциза в размере 2 276 210 рублей и уплатить проценты за каждый день нарушения срока возврата в 78 039, 23 рублей.
В судебном заседании заявитель требования поддержал, указал, что на сегодняшний день сумма излишне уплаченного акциза не возвращена.
Ответчик возражал против удовлетворения заявления по доводам отзыва, указал, что налоговый орган не имеет право осуществлять возврат акциза в связи с наличием у заявителя недоимки, но в то же время, не имеет возможности проводить зачет недоимки в связи с тем, что она относится к другим уровням бюджета.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд находит заявление ОАО "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, у заявителя имеется переплата по акцизу в размере 2 276 210 рублей.
Переплата по акцизу образовалась в результате уменьшения суммы акциза на вычеты, предусмотренные п. 8 ст. 200 НК РФ по следующим налоговым периодам: ноябрь 2006 г. - 598 692 рублей, декабрь 2006 г. - 1 198 727 рублей, январь 2007 г. - 478 791 рублей.
Факт наличия у заявителя переплаты подтверждается декларациями по акцизу на нефтепродукты за ноябрь 2006 г., декабрь 2006 г., январь 2007 г. (л.д. 17 - 55).
Правильность исчисления акциза инспекцией не оспаривается, и подтверждается актом сверки N 5612 от 06.07.2007 г. (л.д. 16).
15.10.2007 г. налогоплательщик обратился в Инспекцию с заявлением о возврате на расчетный счет из бюджета суммы переплаты по акцизу в сумме 2 276 210 рублей (л.д. 14).
Письмом от 31 января 2008 г. N 52-17-11/02223 (л.д. 15) налоговая инспекция сообщила, что вопрос о возврате переплаты по акцизу на прямогонный бензин в сумме 2 276 210 рублей будет рассмотрен только после погашения недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам, как по федеральным, так и по региональным и местным налогам и сборам.
В соответствии с п. 1 ст. 203 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, являющимся объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, по итогам налогового периода полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 ст. 203 НК РФ по истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению. Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, если такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день со дня направления такого решения налоговым органом.
При нарушении сроков, установленных настоящим пунктом, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
В рамках настоящего дела оспаривается бездействие инспекции, выразившееся в отказе рассмотрения заявления от 15.10.2007 г. о возврате переплаты по акцизу.
Судом установлено, что сверка расчетов проведена, выявлена переплата. На сегодняшний день, излишне уплаченный акциз заявителю не возвращен.
Как уже указывалось, заявление о возврате было подано 15.10.2007 г. и получено инспекцией. Решение о возврате в установленный законом срок инспекцией не принято.
Таким образом, с учетом сроков, установленных ст. 203 НК РФ, возврат переплаты по акцизу должен быть осуществлен не позднее 30.11.2007 г.
Как указывает ответчик согласно состоянию расчетов на 30.01.2008 г. у налогоплательщика имеется задолженность по различным налогам, штрафам и пеням. Акциз в соответствии с Бюджетным кодексом РФ помимо федерального бюджета зачисляется в бюджет субъекта РФ. Поскольку ст. 78 и 203 НК РФ зачет в счет погашения задолженности по другим бюджетам, из которых возврат не производится, не предусмотрен. Вследствие чего, налоговый орган не имеет права осуществлять возврат акциза в связи с наличием недоимки, но в то же время, не имеет возможности проводить зачет недоимки в связи с тем, что она относится к другим уровням бюджетов.
Судом не принимается довод налогового органа о том, что переплата по акцизу не может быть возвращена заявителю, так как у него имеется недоимка по налогам, штрафам и пени.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат суммы излишне уплаченных налогов, сборов, пени, штрафов.
Этому праву корреспондирует обязанность налоговых органов осуществить возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов, установленная пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ.
Судом не принимается ссылка налогового органа на ст. 78 НК РФ, так как налоговым законодательством установлен специальный порядок возврата переплаты по акцизу, указанный в ст. 203 НК РФ.
Согласно состоянию расчетов по уплате акциза, у заявителя не имеется задолженности перед бюджетом, а имеется переплата. В этой связи и согласно ст. 203 НК РФ, налоговый орган обязан был возместить переплату по акцизу, что им сделано не было.
Касательно задолженности по налогам, штрафам и пени, налоговый орган может воспользоваться правом, предоставленным ему ст. ст. 45 - 47 НК РФ.
Таким образом, суд установил незаконное бездействие МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по отказу в рассмотрении заявления о возврате излишне уплаченного акциза в размере 2 276 210 рублей и в невозврате акциза в соответствии с заявлением налогоплательщика от 15.10.2007 г.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ, суд обязывает своим решением соответствующие государственные органы совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя полностью или в части.
Учитывая факт наличия переплаты по акцизу и обращения заявителя в инспекцию, налоговый орган обязан принять решение о возврате излишне уплаченного акциза и возвратить акциз в соответствии со ст. 203 НК РФ.
Так как налоговым органом не исполнена обязанность по возврату заявителю излишне уплаченного акциза то на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты.
Дата начала начисления процентов определена заявителем начиная со следующего дня, когда инспекция обязана была возвратить излишне уплаченный акциз, то есть с 01 декабря 2007 г.
- Таким образом, за период с 01.12.2007 г. по 03.02.2008 г. (65 дней просрочки) подлежит начислению и взысканию 41 098, 24 рублей по ставке рефинансирования ЦБ РФ - 10% (телеграмма ЦБ РФ N 1839-У от 18.06.2007 г.) (2 276 210 x 10% / 360 x 65);
- за период с 04.02.2008 г. по 31.03.2008 г. (57 дней просрочки) подлежит начислению и взысканию 36 940, 99 рублей по ставке рефинансирования ЦБ РФ - 10, 25% (указание ЦБ РФ N 1975-У от 01.02.2008 г.) (2 276 210 x 10,25% / 360 x 57).
Таким образом, сумма процентов за просрочку возврата излишне уплаченного налога на прибыль составляет 78 039, 23 рублей. Расчет процентов судом проверен и принят.
С учетом изложенного, требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы заявителя по государственной пошлине подлежат взысканию с МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 69, 110, 167 - 170, 171, 201 арбитражный суд
решил:

признать незаконным действие МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 выразившееся в отказе рассмотрения заявления от 15.10.2007 г. о возврате излишне уплаченной суммы акциза в размере 2 276 210 рублей.
Обязать МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возвратить ОАО "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" сумму излишне уплаченного акциза в размере 2 276 210 рублей с начислением и уплатой процентов за каждый день нарушения срока возврата в сумме 78 039, 23 рублей.
Взыскать с МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" расходы по государственной пошлине в размере 25 271, 25 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый арбитражный апелляционный суд.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)