Судебные решения, арбитраж
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МИФНС России N 10 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.06.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009 по делу N А54-1081/2009
общество с ограниченной ответственностью (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Рязанской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании частично недействительными решения от 25.12.2008 N 13-38/5093 дсп и требования от 27.02.2009 N 120 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.06.2009 заявление налогоплательщика удовлетворено в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит их отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя Общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "Торговый дом "Шацк" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в бюджет налогов (сборов) за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, по результатам которой составлен акт от 02.12.2008 N 13-38/4423 дсп и вынесено решение от 25.12.2008 N 13-38/5093дсп.
На основании указанного решения Общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату ЕСН в виде штрафа в размере 2 859 руб., за неуплату НДС в виде штрафа в размере 55 404 руб., за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в размере 337 руб.; по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление деклараций по ЕСН в виде штрафа в размере 5 718 руб.
Кроме того, налогоплательщику доначислен, в числе прочего, НДС в сумме 287 594 руб. и пени за его несвоевременную уплату в сумме 40 603,83 руб., налог на прибыль в сумме 2 311 руб. и пени за его несвоевременную уплату в сумме 59, 46 руб., ЕСН в сумме 20 616 руб. и пени за его несвоевременную уплату в сумме 2 023, 86 руб., земельный налог в сумме 18 498 руб. и пени за его несвоевременную уплату в сумме 1 850 руб., транспортный налог в сумме 1 920 руб.
По мнению Инспекции налогоплательщиком неправомерно в проверяемый период времени применялась система налогообложения в виде ЕНВД.
В соответствии с указанным решением налоговым органом выставлено требование N 120 об уплате налога в срок до 15.03.2009, которым Обществу предложено уплатить доначисленные суммы налогов, пеней, налоговых санкций.
Полагая, что решение Инспекции от 25.12.2008 N 13-38/5093 дсп в рассматриваемой части не соответствует законодательству РФ о налогах и сборах, нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования налогоплательщика в полном объеме, суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
На территории Шацкого района Рязанской области система налогообложения в виде ЕНВД введена решением Думы Шацкого района Рязанской области от 27.11.2006 N 180, в соответствии с п.п. 5 п. 2 которого система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 кв. м.
Согласно п. 2 ст. 346.29 НК РФ налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, которая рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
При исчислении налоговой базы по ЕНВД налогоплательщиками, осуществляющими предпринимательскую деятельность по оказанию услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей площадью не более 150 кв. м, используется физический показатель базовой доходности "площадь зала обслуживания посетителей".
Согласно ст. 346.27 НК РФ под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В целях гл. 26.3 НК РФ к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом: договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Общество в проверяемом периоде осуществляло деятельность по оказанию услуг общественного питания по адресу: Рязанская обл., г. Шацк, ул. Республиканская площадь, д. 2б.
В арендуемом нежилом помещении налогоплательщик при осуществлении данного вида деятельности предоставляет услуги ресторанов без увеселительных мероприятий (код ОКДП 5520101) и услуги кафе (код ОКДП 5520104).
При этом, принадлежащие Обществу ресторан "Шацк" и кафе являются разными объектами, предоставляющими различные услуги общественного питания, - услуги ресторана и услуги кафе.
Услуги общественного питания - услуги ресторана без увеселительных мероприятий (код ОКДП 5520101) Общество осуществляет через объект общественного питания - ресторан "Шацк" с площадью зала обслуживания посетителей 149,8 кв. м, определенной на основании инвентаризационного и правоустанавливающего документов. Указанное обстоятельство подтверждено техническим паспортом на здание кафе-ресторана города Шацк, улица Республиканская, д. 2"б", инвентарный N 4819.
Услуги общественного питания - услуги кафе (код ОКДП 5520104) Общество осуществляет через объект общественного питания - кафе, расположенное на 1-м этаже здания с площадью зала обслуживания посетителей 115, 9 кв. м, определенной на основании инвентаризационного и правоустанавливающего документов.
Факт раздельного функционирования спорных объектов подтверждается договорами безвозмездного пользования нежилым помещением от 01.08.2007 и от 29.10.2007; наличием 2х зарегистрированных Обществом контрольно-кассовых машин (в кафе и в ресторане отдельно); различным меню в указанных заведениях; техническим паспортом на здание кафе-ресторана города Шацк улица Республиканская, д. 2"б", инвентарный N 4819, согласно которому оба объекта конструктивно разделены и имеют раздельные входы (вход в ресторан на второй этаж осуществляется по наружной лестнице); ведением раздельного бухгалтерского учета по спорным объектам.
Оценивая указанные фактические обстоятельства спора и имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ во взаимосвязи с требованиями вышеназванных норм НК РФ, суд пришел к правомерному выводу о том, что Общество в арендуемом здании фактически использует два самостоятельных помещения (кафе и ресторан), соответствующие требованиям ст. 346.26 НК РФ, предъявляемым к объектам организации общественного питания, в отношении которых применяется система налогообложения налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, поскольку площадь зала обслуживания каждого из них не превышает 150 кв. м.
Следовательно, вывод налогового органа о неуплате налогоплательщиком НДС, ЕСН и налога на прибыль, является безосновательным.
Суд обоснованно отклонил доводы Инспекции о необходимости суммирования спорных площадей ввиду общности некоторых коммуникаций здания, как противоречащий имеющимся в материалах дела инвентаризационным и правоустанавливающим документам.
Кассационная коллегия соглашается с выводами судов в части необоснованности доначисления Обществу транспортного и земельного налогов ввиду того, что до принятия оспариваемого решения (25.12.2008) налогоплательщиком платежным поручением N 626 от 05.12.2008 уплачен транспортный налог в сумме 1 920 руб., платежным поручением N 625 от 05.12.2008 Обществом уплачен земельный налог в сумме 18 498 руб. и платежным поручением N 627 - пени по земельному налогу в сумме 1 850 руб.
Правильно применив вышеуказанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства и установленные по делу фактические обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований Общества.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.06.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009 по делу N А54-1081/2009 оставить без изменений, а кассационную жалобу МИФНС России N 10 по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 12.11.2009 ПО ДЕЛУ N А54-1081/2009
Разделы:Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2009 г. по делу N А54-1081/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МИФНС России N 10 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.06.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009 по делу N А54-1081/2009
установил:
общество с ограниченной ответственностью (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Рязанской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании частично недействительными решения от 25.12.2008 N 13-38/5093 дсп и требования от 27.02.2009 N 120 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.06.2009 заявление налогоплательщика удовлетворено в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит их отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя Общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "Торговый дом "Шацк" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в бюджет налогов (сборов) за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, по результатам которой составлен акт от 02.12.2008 N 13-38/4423 дсп и вынесено решение от 25.12.2008 N 13-38/5093дсп.
На основании указанного решения Общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату ЕСН в виде штрафа в размере 2 859 руб., за неуплату НДС в виде штрафа в размере 55 404 руб., за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в размере 337 руб.; по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление деклараций по ЕСН в виде штрафа в размере 5 718 руб.
Кроме того, налогоплательщику доначислен, в числе прочего, НДС в сумме 287 594 руб. и пени за его несвоевременную уплату в сумме 40 603,83 руб., налог на прибыль в сумме 2 311 руб. и пени за его несвоевременную уплату в сумме 59, 46 руб., ЕСН в сумме 20 616 руб. и пени за его несвоевременную уплату в сумме 2 023, 86 руб., земельный налог в сумме 18 498 руб. и пени за его несвоевременную уплату в сумме 1 850 руб., транспортный налог в сумме 1 920 руб.
По мнению Инспекции налогоплательщиком неправомерно в проверяемый период времени применялась система налогообложения в виде ЕНВД.
В соответствии с указанным решением налоговым органом выставлено требование N 120 об уплате налога в срок до 15.03.2009, которым Обществу предложено уплатить доначисленные суммы налогов, пеней, налоговых санкций.
Полагая, что решение Инспекции от 25.12.2008 N 13-38/5093 дсп в рассматриваемой части не соответствует законодательству РФ о налогах и сборах, нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования налогоплательщика в полном объеме, суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
На территории Шацкого района Рязанской области система налогообложения в виде ЕНВД введена решением Думы Шацкого района Рязанской области от 27.11.2006 N 180, в соответствии с п.п. 5 п. 2 которого система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 кв. м.
Согласно п. 2 ст. 346.29 НК РФ налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, которая рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
При исчислении налоговой базы по ЕНВД налогоплательщиками, осуществляющими предпринимательскую деятельность по оказанию услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей площадью не более 150 кв. м, используется физический показатель базовой доходности "площадь зала обслуживания посетителей".
Согласно ст. 346.27 НК РФ под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В целях гл. 26.3 НК РФ к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом: договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Общество в проверяемом периоде осуществляло деятельность по оказанию услуг общественного питания по адресу: Рязанская обл., г. Шацк, ул. Республиканская площадь, д. 2б.
В арендуемом нежилом помещении налогоплательщик при осуществлении данного вида деятельности предоставляет услуги ресторанов без увеселительных мероприятий (код ОКДП 5520101) и услуги кафе (код ОКДП 5520104).
При этом, принадлежащие Обществу ресторан "Шацк" и кафе являются разными объектами, предоставляющими различные услуги общественного питания, - услуги ресторана и услуги кафе.
Услуги общественного питания - услуги ресторана без увеселительных мероприятий (код ОКДП 5520101) Общество осуществляет через объект общественного питания - ресторан "Шацк" с площадью зала обслуживания посетителей 149,8 кв. м, определенной на основании инвентаризационного и правоустанавливающего документов. Указанное обстоятельство подтверждено техническим паспортом на здание кафе-ресторана города Шацк, улица Республиканская, д. 2"б", инвентарный N 4819.
Услуги общественного питания - услуги кафе (код ОКДП 5520104) Общество осуществляет через объект общественного питания - кафе, расположенное на 1-м этаже здания с площадью зала обслуживания посетителей 115, 9 кв. м, определенной на основании инвентаризационного и правоустанавливающего документов.
Факт раздельного функционирования спорных объектов подтверждается договорами безвозмездного пользования нежилым помещением от 01.08.2007 и от 29.10.2007; наличием 2х зарегистрированных Обществом контрольно-кассовых машин (в кафе и в ресторане отдельно); различным меню в указанных заведениях; техническим паспортом на здание кафе-ресторана города Шацк улица Республиканская, д. 2"б", инвентарный N 4819, согласно которому оба объекта конструктивно разделены и имеют раздельные входы (вход в ресторан на второй этаж осуществляется по наружной лестнице); ведением раздельного бухгалтерского учета по спорным объектам.
Оценивая указанные фактические обстоятельства спора и имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ во взаимосвязи с требованиями вышеназванных норм НК РФ, суд пришел к правомерному выводу о том, что Общество в арендуемом здании фактически использует два самостоятельных помещения (кафе и ресторан), соответствующие требованиям ст. 346.26 НК РФ, предъявляемым к объектам организации общественного питания, в отношении которых применяется система налогообложения налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, поскольку площадь зала обслуживания каждого из них не превышает 150 кв. м.
Следовательно, вывод налогового органа о неуплате налогоплательщиком НДС, ЕСН и налога на прибыль, является безосновательным.
Суд обоснованно отклонил доводы Инспекции о необходимости суммирования спорных площадей ввиду общности некоторых коммуникаций здания, как противоречащий имеющимся в материалах дела инвентаризационным и правоустанавливающим документам.
Кассационная коллегия соглашается с выводами судов в части необоснованности доначисления Обществу транспортного и земельного налогов ввиду того, что до принятия оспариваемого решения (25.12.2008) налогоплательщиком платежным поручением N 626 от 05.12.2008 уплачен транспортный налог в сумме 1 920 руб., платежным поручением N 625 от 05.12.2008 Обществом уплачен земельный налог в сумме 18 498 руб. и платежным поручением N 627 - пени по земельному налогу в сумме 1 850 руб.
Правильно применив вышеуказанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства и установленные по делу фактические обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований Общества.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.06.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009 по делу N А54-1081/2009 оставить без изменений, а кассационную жалобу МИФНС России N 10 по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)