Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 29 января 2004 года Дело N А72-5305/03-Б373
Открытое акционерное общество "Ульяновский механический завод N 2" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Засвияжскому району г. Ульяновска, выразившихся в направлении требования от 27.05.2003 N 16-04-12/5346 о внесении изменений в представленные декларации в результате камеральной проверки и обязании ответчика произвести зачет образовавшейся переплаты по земельному налогу за 2000, 2001 и 2002 гг. в сумме 1891890 руб. согласно представленным декларациям в счет предстоящих платежей за землю.
Решением от 15.09.2003, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции арбитражного суда от 29.10.2003, заявленные требования полностью удовлетворены.
В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит отменить оба судебных акта в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и оставить без удовлетворение заявления Общества.
Как указывает налоговый орган в кассационной жалобе, суд первой инстанции при разрешении дела руководствовался ст. 189 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в то время как рассматриваемое заявление подано в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Кроме того, суд не исследовал доказательств, на которых обосновал свои выводы.
По мнению Налоговой инспекции, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций ошибочно сделал вывод о том, что применение к ставке земельного налога повышающего коэффициента, установленного бюджетным законодательством на определенный год, ограничивается соответствующим годом. Как считает налоговый орган, ставка земельного налога представляет собой величину налоговых исчислений с учетом повышающих коэффициентов предыдущих лет.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Общество представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2000 - 2002 гг. и обратилось с заявлением о возмещении из бюджета переплаты по налогу за этот период в сумме 1891890 руб. Переплата произошла в результате неправильного применения повышающего коэффициента 1,5, действовавшего в 1999 г., при исчислении земельного налога за 2000 - 2002 гг., а также неправильного применения ставки налога на землю за 2001 и 2002 гг.
После проведения камеральной проверки данных налоговых деклараций налоговый орган направил налогоплательщику требование от 27.05.2003 N 16-04-12/5346 о внесении соответствующих изменений в декларации по земельному налогу за 2000 - 2002 гг., так как при исчислении земельного налога не учтены повышающие коэффициенты согласно решению Ульяновской городской Думы N 135 от 15.07.98, Федеральному закону N 227-ФЗ от 31.12.99, Федеральному закону N 163-ФЗ от 14.12.2001.
Не согласившись с указанным требованием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходил из следующего.
По смыслу законов о федеральном бюджете применение к ставкам земельного налога соответствующих коэффициентов ограничивается соответствующим годом. Правовыми актами не предусмотрена обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога.
В соответствии со ст. 53 Налогового кодекса РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых исчислений на единицу измерения налоговой базы. Следовательно, повышающие размер налоговой ставки коэффициенты, устанавливаемые законами о бюджете, которые действуют в определенные этими же законами промежутки времени, за исключением тех норм, действие которых сохраняется в силу прямого указания в законе, не являются элементом налоговой ставки и не изменяют ее размер, безусловно влияя только на порядок исчисления налога, а не ставки.
Таким образом, как указал арбитражный суд, уточненный расчет Общества земельного налога правомерен.
Выводы арбитражного суда являются ошибочными.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно, начиная с 1995 г., установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога, исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 г., применяются в 2001 г. для всех категорий земель.
Федеральным законом от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 г., применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Таким образом, при расчете земельного налога установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Упомянутые нормы Федеральных законов содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, и поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления.
Таким образом, представленный Обществом уточненный расчет по налогу на землю не основан на действующем законодательстве.
Согласно ч. 2 ст. 188 Арбитражного процессуального кодекса РФ неправильное применение норм материального права является основанием для отмены решения, Постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций.
Поскольку арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, суд кассационной инстанции вправе принять новый судебный акт, не передавая дело на новое судебное рассмотрение.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.09.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 29.10.2003 по делу N А72-5305/03-Б373 отменить.
В удовлетворении заявления Открытого акционерного общества "Ульяновский механический завод N 2, г. Ульяновск, отказать, кассационную жалобу - удовлетворить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 29.01.2004 ПО ДЕЛУ N А72-5305/03-Б373
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 29 января 2004 года Дело N А72-5305/03-Б373
Открытое акционерное общество "Ульяновский механический завод N 2" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Засвияжскому району г. Ульяновска, выразившихся в направлении требования от 27.05.2003 N 16-04-12/5346 о внесении изменений в представленные декларации в результате камеральной проверки и обязании ответчика произвести зачет образовавшейся переплаты по земельному налогу за 2000, 2001 и 2002 гг. в сумме 1891890 руб. согласно представленным декларациям в счет предстоящих платежей за землю.
Решением от 15.09.2003, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции арбитражного суда от 29.10.2003, заявленные требования полностью удовлетворены.
В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит отменить оба судебных акта в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и оставить без удовлетворение заявления Общества.
Как указывает налоговый орган в кассационной жалобе, суд первой инстанции при разрешении дела руководствовался ст. 189 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в то время как рассматриваемое заявление подано в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Кроме того, суд не исследовал доказательств, на которых обосновал свои выводы.
По мнению Налоговой инспекции, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций ошибочно сделал вывод о том, что применение к ставке земельного налога повышающего коэффициента, установленного бюджетным законодательством на определенный год, ограничивается соответствующим годом. Как считает налоговый орган, ставка земельного налога представляет собой величину налоговых исчислений с учетом повышающих коэффициентов предыдущих лет.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Общество представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2000 - 2002 гг. и обратилось с заявлением о возмещении из бюджета переплаты по налогу за этот период в сумме 1891890 руб. Переплата произошла в результате неправильного применения повышающего коэффициента 1,5, действовавшего в 1999 г., при исчислении земельного налога за 2000 - 2002 гг., а также неправильного применения ставки налога на землю за 2001 и 2002 гг.
После проведения камеральной проверки данных налоговых деклараций налоговый орган направил налогоплательщику требование от 27.05.2003 N 16-04-12/5346 о внесении соответствующих изменений в декларации по земельному налогу за 2000 - 2002 гг., так как при исчислении земельного налога не учтены повышающие коэффициенты согласно решению Ульяновской городской Думы N 135 от 15.07.98, Федеральному закону N 227-ФЗ от 31.12.99, Федеральному закону N 163-ФЗ от 14.12.2001.
Не согласившись с указанным требованием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходил из следующего.
По смыслу законов о федеральном бюджете применение к ставкам земельного налога соответствующих коэффициентов ограничивается соответствующим годом. Правовыми актами не предусмотрена обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога.
В соответствии со ст. 53 Налогового кодекса РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых исчислений на единицу измерения налоговой базы. Следовательно, повышающие размер налоговой ставки коэффициенты, устанавливаемые законами о бюджете, которые действуют в определенные этими же законами промежутки времени, за исключением тех норм, действие которых сохраняется в силу прямого указания в законе, не являются элементом налоговой ставки и не изменяют ее размер, безусловно влияя только на порядок исчисления налога, а не ставки.
Таким образом, как указал арбитражный суд, уточненный расчет Общества земельного налога правомерен.
Выводы арбитражного суда являются ошибочными.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно, начиная с 1995 г., установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога, исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 г., применяются в 2001 г. для всех категорий земель.
Федеральным законом от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 г., применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Таким образом, при расчете земельного налога установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Упомянутые нормы Федеральных законов содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, и поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления.
Таким образом, представленный Обществом уточненный расчет по налогу на землю не основан на действующем законодательстве.
Согласно ч. 2 ст. 188 Арбитражного процессуального кодекса РФ неправильное применение норм материального права является основанием для отмены решения, Постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций.
Поскольку арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, суд кассационной инстанции вправе принять новый судебный акт, не передавая дело на новое судебное рассмотрение.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.09.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 29.10.2003 по делу N А72-5305/03-Б373 отменить.
В удовлетворении заявления Открытого акционерного общества "Ульяновский механический завод N 2, г. Ульяновск, отказать, кассационную жалобу - удовлетворить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)