Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.06.2008 N 09АП-5241/2008-АК ПО ДЕЛУ N А40-33074/07-87-209

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2008 г. N 09АП-5241/2008-АК

Дело N А40-33074/07-87-209

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2008 года
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего-судьи С.Е.А.
Судей С.М.С., Я.
при ведении протокола судебного заседания секретарем
судебного заседания Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.09.2007
по делу N А40-33074/07-87-209, принятое судьей Х.
по заявлению ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой
службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании частично недействительным решения N 52/1171 от 22.06.2007
при участии:
от заявителя - Д., С.Е.Л., Ш.
от заинтересованного лица - Б.
установил:

в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании с 15 мая по 20 мая 2008.
ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) от 22.06.2007 N 52/1171 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части пп. "в", "г" п. 1 резолютивной части в части начисления сумм штрафа в размере 18 808 367,22 руб. за неуплату земельного налога, начисления сумм штрафа за непредставление декларации по земельному налогу в размере 319 742 239,34 руб., п. 2 и 3.1 решения в части начисления земельного налога в размере 94 041835,1 руб., пени в соответствующем размере.
Арбитражный суд города Москвы решением от 11.09.2007 отказал заявителю в удовлетворении требований.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14980/2007-АК от 04.12.2007 по делу N А40-33074/07-87-209 решение Арбитражного суда г. Москвы отменено. Заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением от 09.04.2008 Федерального арбитражного суда Московского округа постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2007 по делу N А40-33074/07-87-209 отменено, дело направлено на новое рассмотрение Девятого арбитражного апелляционного суда.
Федеральным арбитражным судом Московского округа указано на то, что вывод суда апелляционной инстанции о том, что общество плательщиком земельного налога не является, содержит противоречия.
Так утверждая, что общество не являлось в 2004 году лицом, обязанным в силу закона или договора вносить плату за землю, поскольку землепользователем не является, апелляционный суд, в то же время, указывает на то, что обществом в 2002 году приобретены в собственность 11 скважин, расположенных в границах Ачимовского лицензионного участка Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа.
Вывод апелляционного суда о неправомерности начисления земельного налога относительно земельных участков, находящихся в границах 11 скважин, принадлежащих обществу на праве собственности, признан судом кассационной инстанции ошибочным, поскольку правомерность доначисления земельного налога отношении указанных земельных участков обществом не оспаривается.
Судом кассационной инстанции даны указания суду апелляционной инстанции проверить обоснованность доводов общества относительно размера земельного участка, подлежащего налогообложению, обоснованность применения той или иной ставки земельного налога с учетом категории земельного участка, проверить расчет исчисления налога, пени, штрафа за непредставление налоговой декларации.
Судом кассационной инстанции признаны несостоятельными доводы налогового органа о том, что объектом налогообложения является земельный участок в границах лицензионного участка площадью 274,9 га, а обязанность по уплате земельного налога возникла у общества с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр. Судом кассационной инстанции указано на то, что данные доводы рассмотрены и обоснованно отклонены апелляционным судом, который пришел к выводу о том, что налоговым органом не доказано то обстоятельство, что общество пользовалось земельным участком в границах всего лицензионного участка площадью 274,9 га. Доказательств, опровергающих выводы апелляционного суда, налоговым органом не представлено, как акт проверки, так и решение налогового органа не содержит указаний на те обстоятельства и доказательства, на основании которых налоговый орган пришел к выводу об использовании спорного земельного участка обществом в 2004.
Из материалов дела следует и установлено судом апелляционной инстанции, что при проведении выездной налоговой проверки общества (начата 27.02.2006 и окончена 17.05.2007) по соблюдению правильности исчисления и своевременности уплаты по всем налогам и сборам за период с 01.01.2004 по 31.12.2004, инспекцией установлено, в частности, что в нарушение ст. 1 и 15 Закона Российской Федерации "О плате за землю", ст. 11 Закона Российской Федерации "О недрах", ст. 50 Закона Ханты-Мансийского округа "О земле", решений Сургутской районной Думы от 23.12.2003 N 218 "О ставках земельного налога" общество не уплатило земельный налог в 2004 в размере 94 055 384 руб.
По результатам выездной налоговой проверки инспекцией принято решение от 22.06.2007 N 52/1171 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым, общество привлечено к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату сумм земельного налога за 2004 в сумме 18 811 077 руб., по п. 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации в виде взыскания штрафа в размере 319 788 305,60 руб. (пп. "в", "г" п. 1 резолютивной части решения).
Кроме того, обществу предложено уплатить не полностью уплаченный земельный налог в сумме 94 055 384 руб. и пени в размере 40 023 387,55 руб. (п. 2 и 3.1 резолютивной части решения).
Принимая данное решение, инспекция установила, что обществу выдана лицензия на право пользования недрами для геологического изучения недр, разведки и добычи углеводородного сырья в пределах Ачимовского лицензионного участка общей площадью 274,9 кв. м, расположенного в Сургутском и Нижневартовском районах Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области сроком действия до 25 июня 2026. Однако в соответствии с действующим законодательством и Соглашением, являющимся приложением к лицензии, договор аренды земельного участка обществом не оформлен.
Кроме того, обществом не оформлено право собственности или владения земельными участками, занятыми недвижимостью (скважинами) общества, которые были приобретены им по договору купли-продажи от 11.03.2002 N 40 у Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа.
Так как доказательства, свидетельствующие о том, что земля была передана обществу на условиях аренды отсутствуют, то в соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю", где установлено, что землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом, земельные участки, находящиеся в Сургутском и Нижневартовском районах Ханты-Мансийского автономного округа, по мнению инспекции, подлежат обложению земельным налогом.
Налоговым органом указано на то, что отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю. Иное толкование статьи 15 Закона Российской Федерации "О плате за землю" позволило бы землепользователю уклоняться от получения государственного акта на право пользования землей и осуществлять бесплатное землепользование.
Следовательно, общество, по мнению инспекции, являясь землепользователем, в нарушение действующего законодательства, не уплатило земельный налог в 2004.
Суд первой инстанции признал, что общество обязано уплатить земельный налог. Суд указал, что доказательства, свидетельствующие о том, что земля была передана обществу на условиях аренды отсутствуют, в этой связи, в соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю", где установлено, что землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом, земельные участки, находящиеся в Сургутском и Нижневартовском районах, подлежат обложению земельным налогом.
При этом, судом обращено внимание на то, что земельные участки, предоставленные для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в пределах горного отвода, признаются объектом обложения земельным налогом в соответствии с действующим законодательством.
Между тем, судом не учтено следующее.
Из материалов дела следует и установлено судом апелляционной инстанции, что на право пользования недрами для геологического изучения недр, разведки и добычи углеводородного сырья в пределах Ачимовского лицензионного участка общей площадью 274,9 км кв., расположенного в Сургутском и Нижневартовском районах Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области обществу в 2001 году выдана лицензия (серия ХМН N 01578 НЭ, сроком действия до 25.06.2026 (л.д. 23 т. 1).
В соответствии с лицензионным соглашением об условиях пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья Ачимовского лицензионного участка на территории Сургутского и Нижневартовского районов Ханты-Мансийского автономного округа, которое является приложением N 1 к выданной обществу лицензии, недропользователь обязан производить регулярные платежи согласно действующему налоговому законодательству Российской Федерации в установленные сроки. Акцизный сбор, плата за пользование земельными участками, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливаются в соответствии с действующим законодательством (п. 14.2 Соглашения) (л.д. 33 т. 1).
Соглашением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Ханты-Мансийского автономного округа и общества от 18.05.2001, которое является приложением N 3 к выданной обществу лицензии, на общество возложена обязанность оформить земельные участки для ведения работ, связанных с пользованием недрами (п. 2), представить в месячный срок со дня получения лицензии схему лицензионного участка с условными координатами и нанесением границ землепользования, охранных зон, земель населенных пунктов или топографический план, согласованную в райкомземах и администрациях Сургутского и Нижневартовского районов (п. 7) (л.д. 36 - 37 т. 1).
Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с условиями лицензионного соглашения об условиях пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья Ачимовского лицензионного участка на территории Сургутского и Нижневартовского районов Ханты-Мансийского автономного округа (п. 7.1), на основании договора купли-продажи скважин N 40 от 11.03.2002, заключенного с Департаментом государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа, Комитетом природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа, обществом приобретены в собственность скважины глубокого бурения в количестве 11 штук, из них, 2 шт. законсервированные, 9 штук ликвидированные, находящиеся в границах Ачимовского лицензионного участка N 253 согласно Приложению, являющегося неотъемлемой частью договора. В частности, скважины N 449, 450 - законсервированные, N 441, 442, 445, 447, 451 - 453, 456, 461 - ликвидированные (л.д. 38 - 42 т. 1).
Согласно п. 3 договора общество обязано зарегистрировать переход права собственности общества на скважины в течение 90 дней с даты подписания настоящего договора за свой счет.
В силу ст. 223, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договорам купли-продажи подлежит государственной регистрации.
Суду апелляционной инстанции обществом представлены в материалы дела свидетельства о государственной регистрации права на сооружения (скважины). В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации от 06.11.2004 за N 86-01/09-47/2004-81, N 86-01/09-38/2004-541, N 86-01/09-47/2004-86, N 86-01/09-47/2004-90, N 86-01/09-47/2004-88, N 86-01/09-47/2004-93, N 86-01/09-38/2004-533, N 86-01/09-38/2004-537, N 86-01/09-38/2004-539, N 86-01/09-47/2004-83, N 86-01/09-38/2004-535.
Иных объектов недвижимости на территории лицензионного участка у общества не имеется.
Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 28.08.2003 N 633-рп "О предоставлении земельных участков" обществу предоставлены земельные участки для контрольного обследования технического состояния стволов законсервированных и ликвидированных скважин на землях лесного фонда без перевода лесных земель в нелесные земли, в аренду на 11 месяцев, согласно приложению. Администрациям муниципальных образований поручено заключить договоры аренды земельных участков в установленном порядке.
Согласно приложению к распоряжению, обществу переданы на праве аренды земельные участки, расположенные в Юганском лесхозе (леса III группы) и Мегионском лесхозе (леса III группы), под скважинами N 449, 450 - законсервированными, N 441, 442, 445, 447, 451 - 453, 456, 461 - ликвидированными, Ачимовского лицензионного участка, площадью 0,25 га под каждую скважину (л.д. 80, 81 т. 5), приобретенными обществом в соответствии с договором купли-продажи N 40 от 11.03.2002.
Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 26.11.2004 N 874-рп "О предоставлении земельных участков" ОАО "Славнефть-Мегионнефтегазгеология" (оператор общества по договору об оказании услуг от 11.1-.2002 N 64537-02/212), предоставлены земельные участки под объект "расконсервация разведочных скважин N 450 и N 449 Ачимовского месторождения". Администрациям муниципальных образований поручено заключить в установленном порядке договоры аренды земельных участков (п. 2).
Во исполнение указаний суда кассационной инстанции судом апелляционной инстанции доисследован вопрос, связанный с фактическим использованием обществом лицензионного земельного участка, в том числе, занятого 11 скважинами, принадлежащими обществу на праве собственности, с учетом того, что правомерность доначисления земельного налога отношении земельного участка, на котором расположены 11 скважин, обществом не оспаривается.
Из материалов дела следует и установлено судом апелляционной инстанции, что в спорный налоговый период (2004) никаких работ на лицензионном участке общество не проводило. Соответствующие работы по проектированию и подготовке сейсморазведочных работ, проведены только в апреле 2005, а полевые работы непосредственно на территории лицензионного участка были начаты в декабре 2005, что подтверждается Отчетом о результатах детализационных сейсморазведочных работ, проведенных ОАО "Центральная геофизическая экспедиция" в 2005 - 2006, в котором описывается лицензионный участок с точки зрения наличия залежей нефтеносных пластов и перспективности их разработки (л.д. 11 - 17 т. 7 с. 7).
На основе данных сейсморазведочных работ в апреле 2006 был утвержден Проект обустройства месторождения с указанием в нем конкретных объектов строительства: мест строительства разведочных, буровых скважин, подъездных дорог на кусты скважин.
До получения данных по сейсморазведке, определяющих места залегания нефтяных пластов, общество не могло определить границы землепользования, поскольку не обладало информацией о том, где будут буриться нефтяные скважины и прокладываться необходимая для эксплуатации скважин инфраструктура (нефтепроводы, ЛЭП, автодороги).
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством общество до утверждения Проекта обустройства Ачимовского месторождения не могло проводить на лицензионном участке никаких строительных работ в силу требований действующего законодательства.
Согласно пункту 2.1.4. Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора N 56 от 05.06.2003, работы по строительству скважин могут быть начаты только при наличии проектно-сметной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Аналогичная норма установлена и в пункте 31 Правил охраны недр, утвержденных Постановления Госгортехнадзора N 71 от 06.06.2003, согласно которой строительство и эксплуатация объектов, ведение работ по добыче и первичной переработке полезных ископаемых при отсутствии утвержденной в установленном порядке проектной документации не допускается.
Таким образом, не имея информации о местах залегания нефтяных пластов (получаемой по результатам сейсморазведки) и при отсутствии Проекта обустройства Ачимовского месторождения, без необходимой проектной документации общество не могло в проверяемом периоде (2004 год) проводить какие-либо работы, связанные с освоением месторождения, а, следовательно, и не могло использовать необходимые для таких работ земельные участки.
Довод налогового органа о том, что невыполнение обществом пункта 7 лицензионного соглашения о необходимости представления в месячный срок с даты получения лицензии схемы лицензионного участка с указанием окончательных границ землепользования, служит основанием для начисления земельного налога на весь лицензионный участок, суд апелляционной инстанции отклоняет, как несостоятельный, и не основанный на нормах действующего законодательства Российской Федерации.
Непредставление обществом схемы лицензионного участка с указанием окончательных границ землепользования не может служить основанием для вывода о фактическом пользовании обществом лицензионного участка, поскольку отсутствие такого документа само по себе не может свидетельствовать о фактическом использовании земельного участка.
Таким образом, в спорный налоговый период (2004) и до 2006 года работы по геологическому изучению недр обществом не осуществлялись, участок недр, в том числе, на котором расположены скважины, находящиеся в собственности у общества, фактически им не использовался. На данных скважинах никаких работ, связанных с добычей нефти, обществом не проводилось, общество осуществляло только обязанность, установленную законодательством, по ежегодному контролю за состоянием устьев скважин. Для осуществления данного контроля не требуется использование земель, поскольку контроль носит обзорный характер.
Данные обстоятельства не опровергнуты налоговым органом.
Судом апелляционной инстанции установлено, что общество оформило земельно-правовые отношения только после разработки и утверждения Проекта обустройства месторождения - в 2006, заключив с ФГУ "Мегионский лесхоз" договор аренды участка лесного фонда за N 080/06-06 от 06.12.2006 (л.д. 16 - 22 т. 4) для проведения обустройства Ачимовского лицензионного участка в границах, указанных в чертеже (плане) участка, прилагаемого к акту технического обследования и являющегося неотъемлемой частью договора, общей площадью 121,79 га из участка лесного фонда, сроком на 11 месяцев, тогда как проверяемый период - 2004 год.
Проект обустройства Ачимовского месторождения нефти в качестве приложения содержит схему обустройства Ачимовского месторождения нефти (л.д. 39 - 121 т. 7). На схеме обозначены границы землеотводов под конкретные площадные и линейные объекты. Объекты с указанием занимаемой ими площади земельного участка перечислены в приложении к договору аренды N 080/06-06 от 06.12.2006 "Таблица расчета площадей по объекту".
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю", земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов; за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Основанием для установления земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком (статья 15 Закона Российской Федерации "О плате за землю").
Земельным кодексом Российской Федерации, введенным в действие 29.10.2001, и нормы которого следует применять при рассмотрении спорных правоотношений общества, которые возникли в 2004 году, предусмотрены понятия и определения участников земельных отношений: собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения (п. 3 статьи 5 Кодекса).
Учитывая нормы Земельного кодекса Российской Федерации, общество не является ни собственником, ни землевладельцем, ни землепользователем земельного участка, находящегося в границах участка недр.
Согласно ст. 1.2 Закона Российской Федерации "О недрах" участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Действующее земельное законодательство Российской Федерации (Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О земле" от 08.06.1998 N 43-оз (ст. 50, 51, 77) (л.д. 69, 72 т. 1), Закон Ханты-Мансийского автономного округа "Об изъятии и предоставлении земельных участков на территории Ханты-Мансийского автономного округа от 03.05.2000 N 26-оз (ст. 26) (л.д. 46 т. 4) позволяет сделать вывод о том, что для целей недропользования земельные участки предоставляются по договору аренду.
Следовательно, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что недропользователи, в том числе, которые имеют в собственности сооружения, находящиеся в границах участка недр, к числу которых относится и общество, могут оформить свои права на земельный участок, находящийся в границах предоставленного в пользование участка недр, только путем заключения договора аренды.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Соглашением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Ханты-Мансийского автономного округа и общества от 18.05.2001, на общество возлагалась обязанность оформить земельные участки для ведения работ, связанных с пользованием недрами; Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 28.08.2003 N 633-рп "О предоставлении земельных участков" обществу выделялся земельный участок на праве аренды с обязательством администрации оформить договор; Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 26.11.2004 N 874-рп "О предоставлении земельных участков" обществу выделялся земельный участок под разведочные скважины N 450 и N 449, находящиеся у общества в собственности, на праве аренды с обязательством администрации оформить договор аренды.
Однако в спорный налоговый период (2004) договоры аренды обществом заключены не были, и фактически оно воспользовалось правом на аренду земельного участка только в 2006 году, заключив договор аренды участка лесного фонда за N 080/06-06 от 06.12.2006 (л.д. 16 - 22 т. 4) для проведения обустройства Ачимовского лицензионного участка.
Наделение же общества вышеуказанными актами Правительства Ханты-Мансийского автономного округа и соглашением от 18.05.2001 правом на заключение договора аренды земельного участка при установленных судом апелляционной инстанции обстоятельствах, указывающих на то, что в спорный налоговый период (2004) и до 2006 года работы по геологическому изучению недр обществом не осуществлялись, участок недр, в том числе на котором расположены 11 скважин, находящиеся в собственности общества, фактически им не использовался, не влечет обязанности общества по уплате земельного налога.
Вопрос об обязанности общества уплачивать земельный налог не может быть поставлен в зависимость от предоставления ему права аренды земельного участка.
При рассмотрении данного спора судом апелляционной инстанции учитывалась правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженная в Постановлении от 13.03.2007 N 14292/06.
Кроме того, судом апелляционной инстанции проверен также вопрос, связанный с заключением обществом Соглашения о разделе продукции, поскольку недропользователи, заключившие такое Соглашение в силу норм п. 7 ст. 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации являются плательщиками земельного налога, и установлено следующее.
Действующим законодательством предусмотрено два режима разработки месторождений: на основании лицензионного соглашения или на основании Соглашения о разделе продукции в случае невозможности разработки на основании первого режима (п. 4 ст. 2 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции").
Кроме того, перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, устанавливаются федеральными законами (п. 3 ст. 2 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции"). Ачимовское месторождение не включено в список таких месторождений.
25.06.2001 обществу выдана лицензия и заключено лицензионное соглашение. Соглашение о разделе продукции обществом не заключалось. Данные обстоятельства не опровергаются налоговым органом.
Следовательно, в силу установленных обстоятельств, общество также нельзя признать плательщиком земельного налога.
Во исполнение указания суда кассационной инстанции, судом апелляционной инстанции проверены доводы общества относительно размера земельного участка, подлежащего налогообложению, обоснованность применения той или иной ставки земельного налога с учетом категории земельного участка, проверен расчет исчисления налога, пени, штрафа за непредставление налоговой декларации с учетом заявленных обществом требований.
Судом апелляционной инстанции установлено, что поскольку обществом не оспаривается правомерность доначисления инспекцией земельного налога в отношении лицензионного участка, находящегося в границах 11 скважин, принадлежащих обществу на праве собственности, обществом были заявлены требования в суд с учетом данного обстоятельства.
Согласно свидетельствам о регистрации право собственности 11 скважин находятся на территории Сургутского района. Решением Сургутской районной Думы от 23.12.2003 N 218 установлены ставки земельного налога на 2004 год: для земель промышленного фонда - 3 421,44 руб./га, для земель лесного фонда - 5 процентов платы за древесину, отпускаемую на корню.
Согласно кадастровым планам площадь лицензионного участка, занятая 11 скважинами, составляет 3,96 (11 скважин x 0,36 га), категория земли определена как "земли лесного фонда" (л.д. 43 - 63 т. 1).
В силу действующего законодательства ставка для земель лесного фонда рассчитывается исходя из количества и платы за древесину на данном земельном участке. Такие показатели определяются в лесорубочном билете при оформлении сторонами земельных отношений. Поскольку арендные отношения между Департаментом государственной собственности ХМАО и обществом в 2004 году не были оформлены, лесорубочный билет обществу не выдавался.
Таким образом, общество не имело возможности рассчитать налог, подлежащий уплате по ставке для земель лесного фонда.
Более того, суд апелляционной инстанции учитывает то обстоятельство, что непосредственно налоговым органом доначислен обществу земельный налог исходя из ставки, установленной для земель промышленного фонда - 3 421,44 руб./га.
- Расчет сумм земельного налога, доначисленный налоговым органом составил: 27 490 га x 3 421,44 руб. = 94 055 384 руб.;
- сумма штрафа по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации составила 18 811 077 руб.;
- сумма штрафа по ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации составила 319 788 305,6 руб.
Обществом произведен следующий расчет сумм земельного налога и штрафа исходя из площади лицензионного участка, находящегося в границах 11 скважин, принадлежащих обществу на праве собственности:
Расчет сумм земельного налога на территории 11 скважин:
0,36 га (11 скважин) x 3 421,44 руб. = 13 548,9 руб.
Расчет суммы требований, заявленных обществом составил:
94 055 384 руб. - 13 548,9 руб. = 94 041 835,1 руб.
Расчет суммы штрафа по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежащего уплате из расчета территории 11 скважин составил:
13 548,9 руб. x 20% = 2 709,78 руб.
Расчет суммы требований, заявленных обществом составил:
18 811 077 руб. - 2 709,78 руб. = 18 808 367,22 руб.
Расчет суммы штрафа по ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежащего уплате из расчета территории 11 скважин составил:
13 548,90 руб. x 30% + 13 548,90 руб. x 10% x 31 мес.) = 46 066,26 руб.
Расчет суммы требований, заявленных обществом составил:
319 788 305,6 руб. - 46 066,26 руб. = 319 742 239,34 руб.
Произведенные обществом расчеты проверены судом апелляционной инстанции и признаются правильными. Налоговым органом не оспариваются произведенные обществом такие расчеты, что отражено в протоколе судебного заседания от 15.05.2008.
Обществом заявлены требования в суд с учетом вышеуказанных расчетов.
На основании изложенного, решение суда от 11.09.2007 подлежит отмене, как принятое с нарушением положений закона и при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении требований общества с учетом заявленных требований.
Судебные расходы подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.09.2007 по делу N А40-33074/07-87-209 отменить.
Удовлетворить требования ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть".
Признать недействительным решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 22.06.2007 N 52/1171 о привлечении ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части пп. "в", "г" п. 1 резолютивной части в части начисления сумм штрафа в размере 18 808 367,22 руб. за неуплату земельного налога, начисления сумм штрафа за непредставление декларации по земельному налогу в размере 319 742 239,34 руб., п. 2 и 3.1 в части начисления земельного налога в размере 94 041 835,1 руб., пени в соответствующем размере.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть" госпошлину по заявлению в размере 2 000 руб. и 1 000 руб. за подачу апелляционной жалобы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)