Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Асмыковича А.В. и Морозовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.09.2007 (судья Евтушенко О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2007 (судьи Семиглазов В.А., Згурская М.Л., Масенкова И.В.) по делу N А42-4504/2007,
государственное областное учреждение "Управление хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования" (далее - Учреждение, ГОУ "Управление хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - налоговая инспекция) от 25.05.2007 N 1155/1157/1161/1162.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 27.09.2007 требование Учреждения удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2007 решение суда от 27.09.2007 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты и отказать Учреждению в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, ГОУ "Управление хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования" неправомерно применило в декларации по земельному налогу за 2006 год льготу, установленную подпунктом 6.3 пункта 6 решения Совета депутатов города Мурманска от 07.11.2005 N 13-59 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования города Мурманска". Эта льгота касается учреждений образования, финансируемых за счет средств областного и местного бюджета. Между тем заявитель, согласно Уставу, является государственным учреждением, которое создано в целях хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования, подведомственных Комитету по образованию администрации Мурманской области, а также для централизованного хранения, комплектования, учета и использования документов учреждений образования Мурманской области. Заявитель относится к образовательным учреждениям, понятие которых дано в статье 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании". Образовательным признается учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. ГОУ "Управление хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования" не осуществляет образовательный процесс, лицензии на осуществление образовательной деятельности не имеет. Налоговый орган также считает, что заявитель не имеет права и на льготу по земельному налогу, предусмотренную в подпункте 6.2 пункта 6 решения Совета депутатов города Мурманска от 07.11.2005 N 13-59. Эта льгота распространяется на учреждения, созданные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, финансируемых за счет областного и местного бюджета соответственно.
Государственное областное учреждение "Управление хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования" и Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции установил следующее.
Учреждение в январе 2007 года (12.01.2007) представило в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию по земельному налогу за 2006 год, в которой заявило льготу по налогу, указав код льготы 3022400, то есть освобождение от налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Названным пунктом 2 статьи 387 НК РФ предусмотрено, что при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Земельный налог на территории муниципального образования город Мурманск установлен решением Совета депутатов города Мурманска от 07.11.2005 N 13-59 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования города Мурманска". Согласно пункту 6 названного решения (в редакции, действовавшей в 2006 году) от налогообложения дополнительно к налоговым льготам, установленным статьей 395 НК РФ, освобождаются:
- - органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, финансируемые за счет средств областного или местного бюджетов соответственно, - в отношении земельных участков, предоставленных для обеспечения их деятельности;
- - учреждения, созданные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, финансируемых за счет областного и местного бюджета соответственно, - в отношении земельных участков, предоставленных для обеспечения их деятельности;
- - учреждения здравоохранения, финансируемые из бюджетов всех уровней, а также из фонда обязательного медицинского страхования, учреждения искусства, кинематографии, образования, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания, финансируемые за счет средств областного и местного бюджетов, - в отношении земельных участков, предоставленных для обеспечения их деятельности.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку полученной декларации, в ходе которой признала неправомерным применение Учреждением льготы по земельному налогу. Государственное областное учреждение "Управление хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования" является государственным учреждением, созданным в целях организационно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования, и не относится ни к одной из категорий налогоплательщиков, которым предоставлена льгота решением Совета депутатов города Мурманска от 07.11.2005 N 13-59.
Налоговый орган отклонил довод заявителя о наличии у него права на льготу по земельному налогу, поскольку он относится к учреждениям образования, финансируемым из областного бюджета. По мнению инспекции, эта льгота распространяется не на всю систему образования, а только на образовательные учреждения, к которым ГОУ "Управление хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования" не относится.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 20.04.2007 N 91/26.1 и принято решение от 25.05.2007 N 1155/1157/1161/1162 о доначислении ГОУ "Управление хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования" 294 806 руб. земельного налога, начислении 26 970 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога, а также о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату земельного налога за 2006 год в виде взыскания 58 961,2 руб. штрафа.
Учреждение обжаловало решение налоговой инспекции в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требование заявителя.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Пунктом 3 статьи 56 НК РФ предусмотрено, что льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).
Как указано в пункте 1 статьи 387 НК РФ, земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (пункт 2 статьи 387 НК РФ).
Следовательно, представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать налоговые льготы по земельному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков, имеющих земельные участки, признаваемые объектом налогообложения, на территориях соответствующих муниципальных образований.
В пункте 6 решения Совета депутатов города Мурманска от 07.11.2005 N 13-159 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Мурманск" дополнительно к налоговым льготам, перечисленным в статье 395 НК РФ, установлены категории налогоплательщиков, освобожденных от уплаты земельного налога.
Это решение изменено и дополнено решением Совета депутатов города Мурманска от 31.05.2006 N 23-274. В частности, пункт 6 решения от 07.11.2005 N 13-159 дополнен новым подпунктом, согласно которому от уплаты земельного налога освобождены учреждения, созданные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, финансируемые за счет областного и местного бюджета соответственно, - в отношении земельных участков, предоставленных для обеспечения их деятельности. В соответствии с пунктом 4 решения Совета депутатов города Мурманска от 31.05.2006 N 23-274, действие решения распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2006, то есть ему придана обратная сила.
При проверке законности применения заявителем льготы по земельному налогу суды первой и апелляционной инстанций установили, что ГОУ "Управление хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования" находится в ведомственном подчинении Комитета по образованию Мурманской области, который является его учредителем (л.д. 18 - 25).
Согласно постановлению губернатора Мурманской области от 29.12.2005 N 196-ГТГ Комитет по образованию Мурманской области в 2006 году входил в структуру исполнительных органов государственной власти Мурманской области.
В целях хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений системы образования, подведомственных Комитету по образованию Мурманской области, а также для централизованного хранения, комплектования, учета и использования документов учреждений образования Мурманской области Комитетом по образованию создано Государственное областное учреждение "Управление хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования" (пункт 1.5 Устава Учреждения).
Как указано в пункте 5.6 Устава Учреждения, его деятельность, за исключением предпринимательской деятельности, финансируется из областного бюджета на основе утвержденной сметы доходов и расходов.
Учитывая изложенное, следует признать правильным вывод судов о наличии у Учреждения права на применение предусмотренной подпунктом 6.2 пункта 6 решения Совета депутатов города Мурманска от 07.11.2005 N 13-159 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Мурманск" льготы по земельному налогу в отношении участков, предоставленных для обеспечения его деятельности.
Кассационная инстанция считает, что законность вынесенного судами решения подтверждается и следующими обстоятельствами.
К материалам дела приобщено письмо губернатора Мурманской области от 20.04.2006 N 01-14/951 (л.д. 85), адресованное председателю Совета депутатов города Мурманска, с просьбой рассмотреть вопрос о внесении дополнений в решение Совета депутатов города Мурманска от 07.11.2005 N 13-159, касающихся льгот по земельному налогу. В письме обосновывается необходимость предоставления льготы по земельному налогу для учреждений, созданных для обеспечения деятельности органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления, в том числе администрации города Мурманска и Совета депутатов города Мурманска. Так, сообщается, что в 2002 году в целях обеспечения деятельности органов государственной власти Мурманской области создано два государственных областных учреждения: ГОУ "Управление по эксплуатации и обслуживанию государственного имущества Мурманской области" и ГОУ "Автобаза Правительства Мурманской области". Данным учреждениям переданы в оперативное управление объекты недвижимого имущества, являющиеся собственностью Мурманской области. Земельные участки, которые заняты данными объектами и необходимы для их использования, предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования. Все объекты недвижимого имущества используются для размещения и обеспечения деятельности органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления, в том числе администрации города Мурманска и Совета депутатов города Мурманска.
Аналогичное предложение содержалось и в письме Комитета имущественных отношений города Мурманска от 11.05.2006 N 89-А (л.д. 78 - 79). Названный Комитет обратился в Совет депутатов города Мурманска с предложением дополнить пункт 6 решения Совета депутатов города Мурманска от 07.11.2005 N 13-159 следующей категорией налогоплательщиков, освобожденных от уплаты земельного налога: учреждениями, созданными для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, финансируемые за счет областного и местного бюджета. Здесь же Комитетом приведен перечень учреждений, подпадающих под предлагаемую льготную категорию, в который вошло и ГОУ "Управление хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования".
В письме Совета депутатов города Мурманска от 12.09.2007 N 01-09/685 (л.д. 73 - 74), направленном в Арбитражный суд Мурманской области в ответ на его запрос, сообщено, что инициатива внесения дополнений в пункт 6 решения Совета депутатов города Мурманска от 07.11.2005 N 13-159 исходила от губернатора Мурманской области. Материалами XXIII заседания Советов депутатов города Мурманска подтверждается, что ГОУ "Управление хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования" входило в число учреждений, созданных для обеспечения деятельности государственной власти и управления, органов местного самоуправления, финансируемых за счет областного и местного бюджета.
При изложенных обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.09.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2007 по делу N А42-4504/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 25.03.2008 ПО ДЕЛУ N А42-4504/2007
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2008 г. по делу N А42-4504/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Асмыковича А.В. и Морозовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.09.2007 (судья Евтушенко О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2007 (судьи Семиглазов В.А., Згурская М.Л., Масенкова И.В.) по делу N А42-4504/2007,
установил:
государственное областное учреждение "Управление хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования" (далее - Учреждение, ГОУ "Управление хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - налоговая инспекция) от 25.05.2007 N 1155/1157/1161/1162.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 27.09.2007 требование Учреждения удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2007 решение суда от 27.09.2007 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты и отказать Учреждению в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, ГОУ "Управление хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования" неправомерно применило в декларации по земельному налогу за 2006 год льготу, установленную подпунктом 6.3 пункта 6 решения Совета депутатов города Мурманска от 07.11.2005 N 13-59 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования города Мурманска". Эта льгота касается учреждений образования, финансируемых за счет средств областного и местного бюджета. Между тем заявитель, согласно Уставу, является государственным учреждением, которое создано в целях хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования, подведомственных Комитету по образованию администрации Мурманской области, а также для централизованного хранения, комплектования, учета и использования документов учреждений образования Мурманской области. Заявитель относится к образовательным учреждениям, понятие которых дано в статье 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании". Образовательным признается учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. ГОУ "Управление хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования" не осуществляет образовательный процесс, лицензии на осуществление образовательной деятельности не имеет. Налоговый орган также считает, что заявитель не имеет права и на льготу по земельному налогу, предусмотренную в подпункте 6.2 пункта 6 решения Совета депутатов города Мурманска от 07.11.2005 N 13-59. Эта льгота распространяется на учреждения, созданные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, финансируемых за счет областного и местного бюджета соответственно.
Государственное областное учреждение "Управление хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования" и Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции установил следующее.
Учреждение в январе 2007 года (12.01.2007) представило в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию по земельному налогу за 2006 год, в которой заявило льготу по налогу, указав код льготы 3022400, то есть освобождение от налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Названным пунктом 2 статьи 387 НК РФ предусмотрено, что при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Земельный налог на территории муниципального образования город Мурманск установлен решением Совета депутатов города Мурманска от 07.11.2005 N 13-59 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования города Мурманска". Согласно пункту 6 названного решения (в редакции, действовавшей в 2006 году) от налогообложения дополнительно к налоговым льготам, установленным статьей 395 НК РФ, освобождаются:
- - органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, финансируемые за счет средств областного или местного бюджетов соответственно, - в отношении земельных участков, предоставленных для обеспечения их деятельности;
- - учреждения, созданные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, финансируемых за счет областного и местного бюджета соответственно, - в отношении земельных участков, предоставленных для обеспечения их деятельности;
- - учреждения здравоохранения, финансируемые из бюджетов всех уровней, а также из фонда обязательного медицинского страхования, учреждения искусства, кинематографии, образования, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания, финансируемые за счет средств областного и местного бюджетов, - в отношении земельных участков, предоставленных для обеспечения их деятельности.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку полученной декларации, в ходе которой признала неправомерным применение Учреждением льготы по земельному налогу. Государственное областное учреждение "Управление хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования" является государственным учреждением, созданным в целях организационно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования, и не относится ни к одной из категорий налогоплательщиков, которым предоставлена льгота решением Совета депутатов города Мурманска от 07.11.2005 N 13-59.
Налоговый орган отклонил довод заявителя о наличии у него права на льготу по земельному налогу, поскольку он относится к учреждениям образования, финансируемым из областного бюджета. По мнению инспекции, эта льгота распространяется не на всю систему образования, а только на образовательные учреждения, к которым ГОУ "Управление хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования" не относится.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 20.04.2007 N 91/26.1 и принято решение от 25.05.2007 N 1155/1157/1161/1162 о доначислении ГОУ "Управление хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования" 294 806 руб. земельного налога, начислении 26 970 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога, а также о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату земельного налога за 2006 год в виде взыскания 58 961,2 руб. штрафа.
Учреждение обжаловало решение налоговой инспекции в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требование заявителя.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Пунктом 3 статьи 56 НК РФ предусмотрено, что льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).
Как указано в пункте 1 статьи 387 НК РФ, земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (пункт 2 статьи 387 НК РФ).
Следовательно, представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать налоговые льготы по земельному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков, имеющих земельные участки, признаваемые объектом налогообложения, на территориях соответствующих муниципальных образований.
В пункте 6 решения Совета депутатов города Мурманска от 07.11.2005 N 13-159 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Мурманск" дополнительно к налоговым льготам, перечисленным в статье 395 НК РФ, установлены категории налогоплательщиков, освобожденных от уплаты земельного налога.
Это решение изменено и дополнено решением Совета депутатов города Мурманска от 31.05.2006 N 23-274. В частности, пункт 6 решения от 07.11.2005 N 13-159 дополнен новым подпунктом, согласно которому от уплаты земельного налога освобождены учреждения, созданные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, финансируемые за счет областного и местного бюджета соответственно, - в отношении земельных участков, предоставленных для обеспечения их деятельности. В соответствии с пунктом 4 решения Совета депутатов города Мурманска от 31.05.2006 N 23-274, действие решения распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2006, то есть ему придана обратная сила.
При проверке законности применения заявителем льготы по земельному налогу суды первой и апелляционной инстанций установили, что ГОУ "Управление хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования" находится в ведомственном подчинении Комитета по образованию Мурманской области, который является его учредителем (л.д. 18 - 25).
Согласно постановлению губернатора Мурманской области от 29.12.2005 N 196-ГТГ Комитет по образованию Мурманской области в 2006 году входил в структуру исполнительных органов государственной власти Мурманской области.
В целях хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений системы образования, подведомственных Комитету по образованию Мурманской области, а также для централизованного хранения, комплектования, учета и использования документов учреждений образования Мурманской области Комитетом по образованию создано Государственное областное учреждение "Управление хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования" (пункт 1.5 Устава Учреждения).
Как указано в пункте 5.6 Устава Учреждения, его деятельность, за исключением предпринимательской деятельности, финансируется из областного бюджета на основе утвержденной сметы доходов и расходов.
Учитывая изложенное, следует признать правильным вывод судов о наличии у Учреждения права на применение предусмотренной подпунктом 6.2 пункта 6 решения Совета депутатов города Мурманска от 07.11.2005 N 13-159 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Мурманск" льготы по земельному налогу в отношении участков, предоставленных для обеспечения его деятельности.
Кассационная инстанция считает, что законность вынесенного судами решения подтверждается и следующими обстоятельствами.
К материалам дела приобщено письмо губернатора Мурманской области от 20.04.2006 N 01-14/951 (л.д. 85), адресованное председателю Совета депутатов города Мурманска, с просьбой рассмотреть вопрос о внесении дополнений в решение Совета депутатов города Мурманска от 07.11.2005 N 13-159, касающихся льгот по земельному налогу. В письме обосновывается необходимость предоставления льготы по земельному налогу для учреждений, созданных для обеспечения деятельности органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления, в том числе администрации города Мурманска и Совета депутатов города Мурманска. Так, сообщается, что в 2002 году в целях обеспечения деятельности органов государственной власти Мурманской области создано два государственных областных учреждения: ГОУ "Управление по эксплуатации и обслуживанию государственного имущества Мурманской области" и ГОУ "Автобаза Правительства Мурманской области". Данным учреждениям переданы в оперативное управление объекты недвижимого имущества, являющиеся собственностью Мурманской области. Земельные участки, которые заняты данными объектами и необходимы для их использования, предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования. Все объекты недвижимого имущества используются для размещения и обеспечения деятельности органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления, в том числе администрации города Мурманска и Совета депутатов города Мурманска.
Аналогичное предложение содержалось и в письме Комитета имущественных отношений города Мурманска от 11.05.2006 N 89-А (л.д. 78 - 79). Названный Комитет обратился в Совет депутатов города Мурманска с предложением дополнить пункт 6 решения Совета депутатов города Мурманска от 07.11.2005 N 13-159 следующей категорией налогоплательщиков, освобожденных от уплаты земельного налога: учреждениями, созданными для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, финансируемые за счет областного и местного бюджета. Здесь же Комитетом приведен перечень учреждений, подпадающих под предлагаемую льготную категорию, в который вошло и ГОУ "Управление хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования".
В письме Совета депутатов города Мурманска от 12.09.2007 N 01-09/685 (л.д. 73 - 74), направленном в Арбитражный суд Мурманской области в ответ на его запрос, сообщено, что инициатива внесения дополнений в пункт 6 решения Совета депутатов города Мурманска от 07.11.2005 N 13-159 исходила от губернатора Мурманской области. Материалами XXIII заседания Советов депутатов города Мурманска подтверждается, что ГОУ "Управление хозяйственно-эксплуатационного обслуживания учреждений образования" входило в число учреждений, созданных для обеспечения деятельности государственной власти и управления, органов местного самоуправления, финансируемых за счет областного и местного бюджета.
При изложенных обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.09.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2007 по делу N А42-4504/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Г.КУЗНЕЦОВА
Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
Н.А.МОРОЗОВА
Н.Г.КУЗНЕЦОВА
Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
Н.А.МОРОЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)