Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 30 июня 2004 года Дело N Ф03-А73/04-2/1466
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Хабаровскому краю на решение от 10.03.2004 по делу N А73-542/2004-16 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Хабаровскому краю к обществу с ограниченной ответственностью "Андрей" о взыскании 5000 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 30.06.2004.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Хабаровскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Андрей" о взыскании 5000 руб.
Решением суда от 10.03.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что отсутствие персонифицированного учета сумм, выплаченных в виде выигрышей, налоговых карточек формы 1-НДФЛ на лиц, получающих выигрыши, непредставление сведений о доходах физических лиц в налоговый орган за 2002 год, не подпадают ни под одно из нарушений, перечисленных в статье 120 Налогового кодекса РФ, следовательно, общество не может быть привлечено к налоговой ответственности по данной статье.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить как принятый с неправильным применением норм материального права, удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, в соответствии со статьей 226 Налогового кодекса РФ ООО "Андрей" является налоговым агентом, поэтому в силу требований налогового законодательства общество должно вести учет доходов, полученных физическими лицами в налоговом периоде, представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах налогов, начисленных и удержанных в этом налоговом периоде. Кроме того, налоговая карточка формы 1-НДФЛ, утвержденная Приказом МНС РФ N БГ-3-04/686 от 02.12.2002, является первичным документом налогового учета, следовательно, за отсутствие ведения данного документа общество правомерно привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 120 Налогового кодекса РФ.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела, инспекция по налогам и сборам провела выездную налоговую проверку ООО "Андрей" по вопросу учета доходов, выплаченных физическим лицам, полноты представления сведений о доходах физических лиц организаторами тотализаторов и других основанных на риске игр за период с 10.12.2001 по 01.07.2003.
В ходе проверки установлено, что в проверяемый период ООО "Андрей" являлось организатором игр, основанных на риске. Из акта проверки от 05.08.2003 N 05-08/59-1803дсп следует, что в нарушение подпункта 3 пункта 3 статьи 24, пункта 1 статьи 230 Налогового кодекса РФ общество, являясь налоговым агентом, при выплате сумм выигрышей не осуществляло учет доходов физических лиц по форме 1-НДФЛ, установленной Приказом МНС РФ N БГ-3-304/686 от 02.12.2002. Кроме того, в нарушение пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса РФ сведения о доходах физических лиц за 2002 год в установленный срок не представлены.
На основании решения от 30.09.2003 N 06-081/446 за грубое нарушение правил учета объектов налогообложения, ООО "Андрей" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 120 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.
Требование об уплате от 01.10.2003 N 1550, в срок до 15.10.2003, обществом в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению налогов, удержанию их у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). При этом подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных физическим лицам доходов, а также удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов.
Статьей 230 Налогового кодекса РФ на налоговых агентов возложена обязанность по ведению учета доходов физических лиц по форме, утвержденной МНС РФ.
В целях реализации положений главы 23 Налогового кодекса РФ "Налог на доходы физических лиц" Приказом МНС РФ от 02.12.2002 N БГ-3-04/686 утверждена форма 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц". Данная карточка является документом налогового учета и отчетности, на основе которого налоговые агенты ведут учет выплаченных физическим лицам доходов, производят расчет налоговой базы, исчисляют налог на доходы и представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц.
Вместе с тем пунктом 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что исчисление и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех видов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227, 228 настоящего Кодекса.
Согласно статье 228 Налогового кодекса РФ физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, и представляют в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Таким образом, обязанность по ведению учета выплаченных налогоплательщикам доходов появляется у налогового агента лишь при условии, что изначально в законодательном порядке на него возложена обязанность по исчислению, удержанию налога и перечислению его в бюджет. Следовательно, организаторы тотализаторов и других основанных на риске игр не являются налоговыми агентами и на них не может распространяться установленная статьей 230 Налогового кодекса РФ обязанность по ведению учета выплаченных доходов и представлению налоговому органу сведений о данных доходах.
Кроме того, довод налогового органа о правомерном привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 120 Налогового кодекса РФ за отсутствие ведения налоговой карточки формы 1-НДФЛ, является неправомерным.
Пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база исчисляется организациями на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением; в статье 120 Налогового кодекса РФ законодатель регламентировал ответственность налогоплательщика за грубые нарушения правил учета доходов и расходов, не предусматривая при этом налоговый учет как самостоятельный вид учета.
При этом грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей названной статьи является отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, счетов-фактур, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика, но не налогового агента.
Согласно статьям 9, 10 Закона РФ от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичными документами признаются документы, оправдывающие хозяйственные операции организации, а регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Согласно пункту 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н, формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц не являются ни первичными бухгалтерскими документами, ни регистрами бухгалтерского учета. Налоговые карточки по учету доходов и подоходного налога являются первичными документами налогового учета.
Как правильно указал арбитражный суд, неучет доходов и налога на доходы по форме 1-НДФЛ в отношении граждан, получивших доход от выигрышей, не подпадает под нарушения, перечисленные в статье 120 Налогового кодекса РФ. Следовательно, налоговому органу правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 10.03.2004 по делу N А73-542/2004-16 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 30 июня 2004 года Дело N Ф03-А73/04-2/1466
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Хабаровскому краю на решение от 10.03.2004 по делу N А73-542/2004-16 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Хабаровскому краю к обществу с ограниченной ответственностью "Андрей" о взыскании 5000 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 30.06.2004.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Хабаровскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Андрей" о взыскании 5000 руб.
Решением суда от 10.03.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что отсутствие персонифицированного учета сумм, выплаченных в виде выигрышей, налоговых карточек формы 1-НДФЛ на лиц, получающих выигрыши, непредставление сведений о доходах физических лиц в налоговый орган за 2002 год, не подпадают ни под одно из нарушений, перечисленных в статье 120 Налогового кодекса РФ, следовательно, общество не может быть привлечено к налоговой ответственности по данной статье.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить как принятый с неправильным применением норм материального права, удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, в соответствии со статьей 226 Налогового кодекса РФ ООО "Андрей" является налоговым агентом, поэтому в силу требований налогового законодательства общество должно вести учет доходов, полученных физическими лицами в налоговом периоде, представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах налогов, начисленных и удержанных в этом налоговом периоде. Кроме того, налоговая карточка формы 1-НДФЛ, утвержденная Приказом МНС РФ N БГ-3-04/686 от 02.12.2002, является первичным документом налогового учета, следовательно, за отсутствие ведения данного документа общество правомерно привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 120 Налогового кодекса РФ.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела, инспекция по налогам и сборам провела выездную налоговую проверку ООО "Андрей" по вопросу учета доходов, выплаченных физическим лицам, полноты представления сведений о доходах физических лиц организаторами тотализаторов и других основанных на риске игр за период с 10.12.2001 по 01.07.2003.
В ходе проверки установлено, что в проверяемый период ООО "Андрей" являлось организатором игр, основанных на риске. Из акта проверки от 05.08.2003 N 05-08/59-1803дсп следует, что в нарушение подпункта 3 пункта 3 статьи 24, пункта 1 статьи 230 Налогового кодекса РФ общество, являясь налоговым агентом, при выплате сумм выигрышей не осуществляло учет доходов физических лиц по форме 1-НДФЛ, установленной Приказом МНС РФ N БГ-3-304/686 от 02.12.2002. Кроме того, в нарушение пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса РФ сведения о доходах физических лиц за 2002 год в установленный срок не представлены.
На основании решения от 30.09.2003 N 06-081/446 за грубое нарушение правил учета объектов налогообложения, ООО "Андрей" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 120 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.
Требование об уплате от 01.10.2003 N 1550, в срок до 15.10.2003, обществом в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению налогов, удержанию их у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). При этом подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных физическим лицам доходов, а также удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов.
Статьей 230 Налогового кодекса РФ на налоговых агентов возложена обязанность по ведению учета доходов физических лиц по форме, утвержденной МНС РФ.
В целях реализации положений главы 23 Налогового кодекса РФ "Налог на доходы физических лиц" Приказом МНС РФ от 02.12.2002 N БГ-3-04/686 утверждена форма 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц". Данная карточка является документом налогового учета и отчетности, на основе которого налоговые агенты ведут учет выплаченных физическим лицам доходов, производят расчет налоговой базы, исчисляют налог на доходы и представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц.
Вместе с тем пунктом 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что исчисление и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех видов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227, 228 настоящего Кодекса.
Согласно статье 228 Налогового кодекса РФ физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, и представляют в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Таким образом, обязанность по ведению учета выплаченных налогоплательщикам доходов появляется у налогового агента лишь при условии, что изначально в законодательном порядке на него возложена обязанность по исчислению, удержанию налога и перечислению его в бюджет. Следовательно, организаторы тотализаторов и других основанных на риске игр не являются налоговыми агентами и на них не может распространяться установленная статьей 230 Налогового кодекса РФ обязанность по ведению учета выплаченных доходов и представлению налоговому органу сведений о данных доходах.
Кроме того, довод налогового органа о правомерном привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 120 Налогового кодекса РФ за отсутствие ведения налоговой карточки формы 1-НДФЛ, является неправомерным.
Пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база исчисляется организациями на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением; в статье 120 Налогового кодекса РФ законодатель регламентировал ответственность налогоплательщика за грубые нарушения правил учета доходов и расходов, не предусматривая при этом налоговый учет как самостоятельный вид учета.
При этом грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей названной статьи является отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, счетов-фактур, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика, но не налогового агента.
Согласно статьям 9, 10 Закона РФ от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичными документами признаются документы, оправдывающие хозяйственные операции организации, а регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Согласно пункту 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н, формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц не являются ни первичными бухгалтерскими документами, ни регистрами бухгалтерского учета. Налоговые карточки по учету доходов и подоходного налога являются первичными документами налогового учета.
Как правильно указал арбитражный суд, неучет доходов и налога на доходы по форме 1-НДФЛ в отношении граждан, получивших доход от выигрышей, не подпадает под нарушения, перечисленные в статье 120 Налогового кодекса РФ. Следовательно, налоговому органу правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 10.03.2004 по делу N А73-542/2004-16 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 30.06.2004 N Ф03-А73/04-2/1466
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 30 июня 2004 года Дело N Ф03-А73/04-2/1466
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Хабаровскому краю на решение от 10.03.2004 по делу N А73-542/2004-16 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Хабаровскому краю к обществу с ограниченной ответственностью "Андрей" о взыскании 5000 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 30.06.2004.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Хабаровскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Андрей" о взыскании 5000 руб.
Решением суда от 10.03.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что отсутствие персонифицированного учета сумм, выплаченных в виде выигрышей, налоговых карточек формы 1-НДФЛ на лиц, получающих выигрыши, непредставление сведений о доходах физических лиц в налоговый орган за 2002 год, не подпадают ни под одно из нарушений, перечисленных в статье 120 Налогового кодекса РФ, следовательно, общество не может быть привлечено к налоговой ответственности по данной статье.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить как принятый с неправильным применением норм материального права, удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, в соответствии со статьей 226 Налогового кодекса РФ ООО "Андрей" является налоговым агентом, поэтому в силу требований налогового законодательства общество должно вести учет доходов, полученных физическими лицами в налоговом периоде, представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах налогов, начисленных и удержанных в этом налоговом периоде. Кроме того, налоговая карточка формы 1-НДФЛ, утвержденная Приказом МНС РФ N БГ-3-04/686 от 02.12.2002, является первичным документом налогового учета, следовательно, за отсутствие ведения данного документа общество правомерно привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 120 Налогового кодекса РФ.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела, инспекция по налогам и сборам провела выездную налоговую проверку ООО "Андрей" по вопросу учета доходов, выплаченных физическим лицам, полноты представления сведений о доходах физических лиц организаторами тотализаторов и других основанных на риске игр за период с 10.12.2001 по 01.07.2003.
В ходе проверки установлено, что в проверяемый период ООО "Андрей" являлось организатором игр, основанных на риске. Из акта проверки от 05.08.2003 N 05-08/59-1803дсп следует, что в нарушение подпункта 3 пункта 3 статьи 24, пункта 1 статьи 230 Налогового кодекса РФ общество, являясь налоговым агентом, при выплате сумм выигрышей не осуществляло учет доходов физических лиц по форме 1-НДФЛ, установленной Приказом МНС РФ N БГ-3-304/686 от 02.12.2002. Кроме того, в нарушение пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса РФ сведения о доходах физических лиц за 2002 год в установленный срок не представлены.
На основании решения от 30.09.2003 N 06-081/446 за грубое нарушение правил учета объектов налогообложения, ООО "Андрей" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 120 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.
Требование об уплате от 01.10.2003 N 1550, в срок до 15.10.2003, обществом в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению налогов, удержанию их у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). При этом подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных физическим лицам доходов, а также удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов.
Статьей 230 Налогового кодекса РФ на налоговых агентов возложена обязанность по ведению учета доходов физических лиц по форме, утвержденной МНС РФ.
В целях реализации положений главы 23 Налогового кодекса РФ "Налог на доходы физических лиц" Приказом МНС РФ от 02.12.2002 N БГ-3-04/686 утверждена форма 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц". Данная карточка является документом налогового учета и отчетности, на основе которого налоговые агенты ведут учет выплаченных физическим лицам доходов, производят расчет налоговой базы, исчисляют налог на доходы и представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц.
Вместе с тем пунктом 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что исчисление и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех видов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227, 228 настоящего Кодекса.
Согласно статье 228 Налогового кодекса РФ физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, и представляют в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Таким образом, обязанность по ведению учета выплаченных налогоплательщикам доходов появляется у налогового агента лишь при условии, что изначально в законодательном порядке на него возложена обязанность по исчислению, удержанию налога и перечислению его в бюджет. Следовательно, организаторы тотализаторов и других основанных на риске игр не являются налоговыми агентами и на них не может распространяться установленная статьей 230 Налогового кодекса РФ обязанность по ведению учета выплаченных доходов и представлению налоговому органу сведений о данных доходах.
Кроме того, довод налогового органа о правомерном привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 120 Налогового кодекса РФ за отсутствие ведения налоговой карточки формы 1-НДФЛ, является неправомерным.
Пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база исчисляется организациями на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением; в статье 120 Налогового кодекса РФ законодатель регламентировал ответственность налогоплательщика за грубые нарушения правил учета доходов и расходов, не предусматривая при этом налоговый учет как самостоятельный вид учета.
При этом грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей названной статьи является отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, счетов-фактур, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика, но не налогового агента.
Согласно статьям 9, 10 Закона РФ от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичными документами признаются документы, оправдывающие хозяйственные операции организации, а регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Согласно пункту 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н, формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц не являются ни первичными бухгалтерскими документами, ни регистрами бухгалтерского учета. Налоговые карточки по учету доходов и подоходного налога являются первичными документами налогового учета.
Как правильно указал арбитражный суд, неучет доходов и налога на доходы по форме 1-НДФЛ в отношении граждан, получивших доход от выигрышей, не подпадает под нарушения, перечисленные в статье 120 Налогового кодекса РФ. Следовательно, налоговому органу правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.03.2004 по делу N А73-542/2004-16 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 30 июня 2004 года Дело N Ф03-А73/04-2/1466
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Хабаровскому краю на решение от 10.03.2004 по делу N А73-542/2004-16 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Хабаровскому краю к обществу с ограниченной ответственностью "Андрей" о взыскании 5000 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 30.06.2004.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Хабаровскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Андрей" о взыскании 5000 руб.
Решением суда от 10.03.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что отсутствие персонифицированного учета сумм, выплаченных в виде выигрышей, налоговых карточек формы 1-НДФЛ на лиц, получающих выигрыши, непредставление сведений о доходах физических лиц в налоговый орган за 2002 год, не подпадают ни под одно из нарушений, перечисленных в статье 120 Налогового кодекса РФ, следовательно, общество не может быть привлечено к налоговой ответственности по данной статье.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить как принятый с неправильным применением норм материального права, удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, в соответствии со статьей 226 Налогового кодекса РФ ООО "Андрей" является налоговым агентом, поэтому в силу требований налогового законодательства общество должно вести учет доходов, полученных физическими лицами в налоговом периоде, представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах налогов, начисленных и удержанных в этом налоговом периоде. Кроме того, налоговая карточка формы 1-НДФЛ, утвержденная Приказом МНС РФ N БГ-3-04/686 от 02.12.2002, является первичным документом налогового учета, следовательно, за отсутствие ведения данного документа общество правомерно привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 120 Налогового кодекса РФ.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела, инспекция по налогам и сборам провела выездную налоговую проверку ООО "Андрей" по вопросу учета доходов, выплаченных физическим лицам, полноты представления сведений о доходах физических лиц организаторами тотализаторов и других основанных на риске игр за период с 10.12.2001 по 01.07.2003.
В ходе проверки установлено, что в проверяемый период ООО "Андрей" являлось организатором игр, основанных на риске. Из акта проверки от 05.08.2003 N 05-08/59-1803дсп следует, что в нарушение подпункта 3 пункта 3 статьи 24, пункта 1 статьи 230 Налогового кодекса РФ общество, являясь налоговым агентом, при выплате сумм выигрышей не осуществляло учет доходов физических лиц по форме 1-НДФЛ, установленной Приказом МНС РФ N БГ-3-304/686 от 02.12.2002. Кроме того, в нарушение пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса РФ сведения о доходах физических лиц за 2002 год в установленный срок не представлены.
На основании решения от 30.09.2003 N 06-081/446 за грубое нарушение правил учета объектов налогообложения, ООО "Андрей" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 120 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.
Требование об уплате от 01.10.2003 N 1550, в срок до 15.10.2003, обществом в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению налогов, удержанию их у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). При этом подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных физическим лицам доходов, а также удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов.
Статьей 230 Налогового кодекса РФ на налоговых агентов возложена обязанность по ведению учета доходов физических лиц по форме, утвержденной МНС РФ.
В целях реализации положений главы 23 Налогового кодекса РФ "Налог на доходы физических лиц" Приказом МНС РФ от 02.12.2002 N БГ-3-04/686 утверждена форма 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц". Данная карточка является документом налогового учета и отчетности, на основе которого налоговые агенты ведут учет выплаченных физическим лицам доходов, производят расчет налоговой базы, исчисляют налог на доходы и представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц.
Вместе с тем пунктом 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что исчисление и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех видов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227, 228 настоящего Кодекса.
Согласно статье 228 Налогового кодекса РФ физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, и представляют в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Таким образом, обязанность по ведению учета выплаченных налогоплательщикам доходов появляется у налогового агента лишь при условии, что изначально в законодательном порядке на него возложена обязанность по исчислению, удержанию налога и перечислению его в бюджет. Следовательно, организаторы тотализаторов и других основанных на риске игр не являются налоговыми агентами и на них не может распространяться установленная статьей 230 Налогового кодекса РФ обязанность по ведению учета выплаченных доходов и представлению налоговому органу сведений о данных доходах.
Кроме того, довод налогового органа о правомерном привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 120 Налогового кодекса РФ за отсутствие ведения налоговой карточки формы 1-НДФЛ, является неправомерным.
Пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база исчисляется организациями на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением; в статье 120 Налогового кодекса РФ законодатель регламентировал ответственность налогоплательщика за грубые нарушения правил учета доходов и расходов, не предусматривая при этом налоговый учет как самостоятельный вид учета.
При этом грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей названной статьи является отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, счетов-фактур, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика, но не налогового агента.
Согласно статьям 9, 10 Закона РФ от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичными документами признаются документы, оправдывающие хозяйственные операции организации, а регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Согласно пункту 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н, формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц не являются ни первичными бухгалтерскими документами, ни регистрами бухгалтерского учета. Налоговые карточки по учету доходов и подоходного налога являются первичными документами налогового учета.
Как правильно указал арбитражный суд, неучет доходов и налога на доходы по форме 1-НДФЛ в отношении граждан, получивших доход от выигрышей, не подпадает под нарушения, перечисленные в статье 120 Налогового кодекса РФ. Следовательно, налоговому органу правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.03.2004 по делу N А73-542/2004-16 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)