Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Решение в полном объеме изготовлено 25.10.2007
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
судьи К.Д.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей К.Д.В.
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению Автономная некоммерческая организация "Центр прикладных исследований местного самоуправления"
к ИФНС России N 1 по г. Москве
третье лицо УФРС по г. Москве
о признании недействительным уведомление от 23.03.2007 N 2800 и обязании выдать уведомление на право применять упрощенную систему налогообложения
с участием:
от заявителя: К.В.А., дов. от 01.09.2007; К.Н.И., дов. от 04.07.2007; М., дов. от 01.09.2007
от инспекции: Г., дов. от 14.11.2006; С.Е.Г., дов. от 25.07.2007; Л., дов. от 27.09.2007
от третьего лица: С.Ю.М., дов. от 18.09.2007
Автономная некоммерческая организация "Центр прикладных исследований местного самоуправления" (далее - заявитель, организация) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании недействительным уведомления Инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) от 23.03.2007 N 2800 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, а также об обязании инспекции выдать уведомление на право применять упрощенную систему налогообложения.
В обоснование требований заявитель указал, что в отношении некоммерческих организаций действует особый порядок их создания, регистрационные документы, на основании которых 09.03.2007 было подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения были получены только 07.03.2007, в связи с чем предусмотренный ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) срок не пропущен.
Инспекция заявленные требования не признала по доводам, изложенным в представленном отзыве (т. 1 л.д. 21 - 24), и пояснила, что нормами Кодекса предусмотрен 5-дневный срок на подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения с момента постановки на налоговый учет. Согласно свидетельству постановка на налоговый учет произведена 22 февраля 2007 года, а заявление подано за пределами срока только 09 марта 2007 года.
Определением от 21.08.2007 суд привлек к участию в деле третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Управление Федеральной регистрационной службы по г. Москве. Третье лицо отзыв на заявление не представило, в судебном заседании указало, что поддерживает позицию инспекции.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон и третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд установил, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения обществом в ИФНС России N 1 по г. Москве представлено, согласно календарной отметке, 09 марта 2007 года (т. 1 л.д. 6).
Пунктом 2 статья 346.13 Налогового кодекса РФ установлено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 настоящего Кодекса.
Пунктом 2.1.2 Приказа МНС России от 03 марта 2004 г. N БГ-3-09/178 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц" (зарегистрирован в Минюсте РФ 24 марта 2004 г. N 5685) установлено, что постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). При этом датой постановки на учет юридического лица является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации при создании юридического лица.
Запись о государственной регистрации юридического лица при создании на основании решения о государственной регистрации, принятого Федеральной регистрационной службой, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена Управлением Федеральной налоговой службы по г. Москве 22 февраля 2007 года, о чем выдано соответствующее свидетельство (т. 1 л.д. 8).
Из Свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (т. 1 л.д. 9) следует, что организация поставлена на учет в ИФНС России N 1 по г. Москве 22 февраля 2007 года.
Статьей 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 года N 7-ФЗ предусмотрен особый порядок регистрации некоммерческих организаций.
Пунктом 2.1.3 Приказа МНС России от 03 марта 2004 г. N БГ-3-09/178 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц" определен особый порядок постановки на налоговый учет юридических лиц, в отношении которых применяется предусмотренный статьей 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" порядок государственной регистрации.
Согласно указанному порядку, налоговый орган по месту нахождения юридического лица осуществляет постановку юридического лица на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП), вносит сведения в ЕГРН на основании выписки из ЕГРЮЛ, полученной по каналам связи с применением средств защиты информации (далее - каналы связи), не позднее пяти дней со дня государственной регистрации юридического лица и в тот же срок выдает (направляет по почте с уведомлением о вручении) организации свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что постановка организации, регистрируемой в особом порядке, на налоговый учет не находится в прямой зависимости от дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, в связи с чем отклоняет довод инспекции о том, что даты в свидетельстве о постановке на налоговый учет и в свидетельстве о внесении записи в ЕГРЮЛ должны совпадать.
Пунктами 6 - 7 статьи 6.1 НК РФ установлено, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Следовательно, инспекция с учетом даты внесения записи в ЕГРЮЛ и того обстоятельства, что 23 февраля является праздничным нерабочим днем, должна была не позднее 02.03.2007 осуществить постановку заявителя на налоговый учет и выдать на руки либо направить заявителю по почте с уведомлением о вручении соответствующее свидетельство.
Как следует из формы заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, утвержденной Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 (в редакции от 17.08.2005), указание ИНН и КПП при подаче такого заявления обязательно.
Пунктом 105 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 19 декабря 2006 г. N 372 "Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по принятию в порядке, установленном законодательством российской федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, иных юридических лиц" (зарегистрирован в Минюсте РФ 25 декабря 2006 г. N 8672) определено, что выдаче при регистрации некоммерческой организации подлежат только свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации; учредительные документы; свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, для рассмотрения настоящего дела дата регистрации некоммерческой организации Управлением Федеральной регистрационной службы по г. Москве не имеет правового значения.
В связи с тем, что инспекция в ходе судебного заседания документально не доказала соблюдение процедуры вручения на руки либо направления по почте заявителю уведомления о постановке на налоговый учет с учетом даты такой постановки именно 22 февраля 2007 года, суд считает возможным применение при рассмотрении дела по существу предельных сроков постановки на налоговый учет и подачи заявления о применении организацией УСН.
С учетом изложенного, заявитель в порядке п. 2 ст. 346.13 НК РФ и с учетом того, что 08.03.2008 - праздничный нерабочий день, вправе был подать заявление о применении упрощенной системы налогообложения не позднее 09.03.2007.
Как установлено судом и не опровергается заявителем и инспекцией, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения было представлено в налоговый орган по месту нахождения юридического лица 09 марта 2007 года (т. 1 л.д. 6), то есть с соблюдением предельных сроков подачи заявления о применении упрощенной системы налогообложения.
Кроме того, суд из анализа пунктов 1, 3, 6 и 7 статьи 346.13 НК РФ приходит к выводу о том, что упрощенная система налогообложения применяется в заявительном порядке и не поставлена в зависимость от соответствующего решения налогового органа.
Инспекция за исключением пропуска срока подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, исчисленного с 22 февраля 2007 года, иных обстоятельств, препятствующих применению заявителем упрощенной системы налогообложения, не указала.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Уплаченная заявителем при подаче заявления государственная пошлина подлежит взысканию с инспекции на основании ст. 110 Кодекса с учетом позиции, изложенной в п. 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
признать недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, уведомление ИФНС России N 1 по г. Москве от 23.03.2007 N 2800 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, направленное в адрес Автономной некоммерческой организации "Центр прикладных исследований местного самоуправления".
Обязать ИФНС России N 1 по г. Москве выдать Автономной некоммерческой организации "Центр прикладных исследований местного самоуправления" уведомление на право применять упрощенную систему налогообложения и отчетности с 22 февраля 2007 года.
Взыскать с ИФНС России N 1 по г. Москве в пользу Автономной некоммерческой организации "Центр прикладных исследований местного самоуправления" госпошлину в сумме 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок после принятия решения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 25.10.2007 ПО ДЕЛУ N А40-28398/07-98-167
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 октября 2007 г. по делу N А40-28398/07-98-167
Решение в полном объеме изготовлено 25.10.2007
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
судьи К.Д.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей К.Д.В.
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению Автономная некоммерческая организация "Центр прикладных исследований местного самоуправления"
к ИФНС России N 1 по г. Москве
третье лицо УФРС по г. Москве
о признании недействительным уведомление от 23.03.2007 N 2800 и обязании выдать уведомление на право применять упрощенную систему налогообложения
с участием:
от заявителя: К.В.А., дов. от 01.09.2007; К.Н.И., дов. от 04.07.2007; М., дов. от 01.09.2007
от инспекции: Г., дов. от 14.11.2006; С.Е.Г., дов. от 25.07.2007; Л., дов. от 27.09.2007
от третьего лица: С.Ю.М., дов. от 18.09.2007
установил:
Автономная некоммерческая организация "Центр прикладных исследований местного самоуправления" (далее - заявитель, организация) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании недействительным уведомления Инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) от 23.03.2007 N 2800 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, а также об обязании инспекции выдать уведомление на право применять упрощенную систему налогообложения.
В обоснование требований заявитель указал, что в отношении некоммерческих организаций действует особый порядок их создания, регистрационные документы, на основании которых 09.03.2007 было подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения были получены только 07.03.2007, в связи с чем предусмотренный ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) срок не пропущен.
Инспекция заявленные требования не признала по доводам, изложенным в представленном отзыве (т. 1 л.д. 21 - 24), и пояснила, что нормами Кодекса предусмотрен 5-дневный срок на подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения с момента постановки на налоговый учет. Согласно свидетельству постановка на налоговый учет произведена 22 февраля 2007 года, а заявление подано за пределами срока только 09 марта 2007 года.
Определением от 21.08.2007 суд привлек к участию в деле третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Управление Федеральной регистрационной службы по г. Москве. Третье лицо отзыв на заявление не представило, в судебном заседании указало, что поддерживает позицию инспекции.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон и третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд установил, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения обществом в ИФНС России N 1 по г. Москве представлено, согласно календарной отметке, 09 марта 2007 года (т. 1 л.д. 6).
Пунктом 2 статья 346.13 Налогового кодекса РФ установлено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 настоящего Кодекса.
Пунктом 2.1.2 Приказа МНС России от 03 марта 2004 г. N БГ-3-09/178 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц" (зарегистрирован в Минюсте РФ 24 марта 2004 г. N 5685) установлено, что постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). При этом датой постановки на учет юридического лица является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации при создании юридического лица.
Запись о государственной регистрации юридического лица при создании на основании решения о государственной регистрации, принятого Федеральной регистрационной службой, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена Управлением Федеральной налоговой службы по г. Москве 22 февраля 2007 года, о чем выдано соответствующее свидетельство (т. 1 л.д. 8).
Из Свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (т. 1 л.д. 9) следует, что организация поставлена на учет в ИФНС России N 1 по г. Москве 22 февраля 2007 года.
Статьей 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 года N 7-ФЗ предусмотрен особый порядок регистрации некоммерческих организаций.
Пунктом 2.1.3 Приказа МНС России от 03 марта 2004 г. N БГ-3-09/178 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц" определен особый порядок постановки на налоговый учет юридических лиц, в отношении которых применяется предусмотренный статьей 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" порядок государственной регистрации.
Согласно указанному порядку, налоговый орган по месту нахождения юридического лица осуществляет постановку юридического лица на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП), вносит сведения в ЕГРН на основании выписки из ЕГРЮЛ, полученной по каналам связи с применением средств защиты информации (далее - каналы связи), не позднее пяти дней со дня государственной регистрации юридического лица и в тот же срок выдает (направляет по почте с уведомлением о вручении) организации свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что постановка организации, регистрируемой в особом порядке, на налоговый учет не находится в прямой зависимости от дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, в связи с чем отклоняет довод инспекции о том, что даты в свидетельстве о постановке на налоговый учет и в свидетельстве о внесении записи в ЕГРЮЛ должны совпадать.
Пунктами 6 - 7 статьи 6.1 НК РФ установлено, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Следовательно, инспекция с учетом даты внесения записи в ЕГРЮЛ и того обстоятельства, что 23 февраля является праздничным нерабочим днем, должна была не позднее 02.03.2007 осуществить постановку заявителя на налоговый учет и выдать на руки либо направить заявителю по почте с уведомлением о вручении соответствующее свидетельство.
Как следует из формы заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, утвержденной Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 (в редакции от 17.08.2005), указание ИНН и КПП при подаче такого заявления обязательно.
Пунктом 105 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 19 декабря 2006 г. N 372 "Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по принятию в порядке, установленном законодательством российской федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, иных юридических лиц" (зарегистрирован в Минюсте РФ 25 декабря 2006 г. N 8672) определено, что выдаче при регистрации некоммерческой организации подлежат только свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации; учредительные документы; свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, для рассмотрения настоящего дела дата регистрации некоммерческой организации Управлением Федеральной регистрационной службы по г. Москве не имеет правового значения.
В связи с тем, что инспекция в ходе судебного заседания документально не доказала соблюдение процедуры вручения на руки либо направления по почте заявителю уведомления о постановке на налоговый учет с учетом даты такой постановки именно 22 февраля 2007 года, суд считает возможным применение при рассмотрении дела по существу предельных сроков постановки на налоговый учет и подачи заявления о применении организацией УСН.
С учетом изложенного, заявитель в порядке п. 2 ст. 346.13 НК РФ и с учетом того, что 08.03.2008 - праздничный нерабочий день, вправе был подать заявление о применении упрощенной системы налогообложения не позднее 09.03.2007.
Как установлено судом и не опровергается заявителем и инспекцией, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения было представлено в налоговый орган по месту нахождения юридического лица 09 марта 2007 года (т. 1 л.д. 6), то есть с соблюдением предельных сроков подачи заявления о применении упрощенной системы налогообложения.
Кроме того, суд из анализа пунктов 1, 3, 6 и 7 статьи 346.13 НК РФ приходит к выводу о том, что упрощенная система налогообложения применяется в заявительном порядке и не поставлена в зависимость от соответствующего решения налогового органа.
Инспекция за исключением пропуска срока подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, исчисленного с 22 февраля 2007 года, иных обстоятельств, препятствующих применению заявителем упрощенной системы налогообложения, не указала.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Уплаченная заявителем при подаче заявления государственная пошлина подлежит взысканию с инспекции на основании ст. 110 Кодекса с учетом позиции, изложенной в п. 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, уведомление ИФНС России N 1 по г. Москве от 23.03.2007 N 2800 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, направленное в адрес Автономной некоммерческой организации "Центр прикладных исследований местного самоуправления".
Обязать ИФНС России N 1 по г. Москве выдать Автономной некоммерческой организации "Центр прикладных исследований местного самоуправления" уведомление на право применять упрощенную систему налогообложения и отчетности с 22 февраля 2007 года.
Взыскать с ИФНС России N 1 по г. Москве в пользу Автономной некоммерческой организации "Центр прикладных исследований местного самоуправления" госпошлину в сумме 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок после принятия решения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)