Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 28.03.2006 ПО ДЕЛУ N А72-8309/05-12/544

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 28 марта 2006 года Дело N А72-8309/05-12/544


Открытое акционерное общество "Ульяновскнефть" (далее - ОАО "Ульяновскнефть", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области от 16 августа 2005 г. N 501ДСП о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 187851 руб. 40 коп., доначислении налога на добычу полезных ископаемых в сумме 939257 руб. и соответствующих сумм пени.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области также обратилась в арбитражный суд со встречным заявлением о взыскании с ОАО "Ульяновскнефть" налоговых санкций в размере 187851 руб. 40 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 8 ноября 2005 г. заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме, встречное заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь, применение нулевой ставки по налогу возможно только в пределах нормативов потерь полезных ископаемых, утвержденных в строго определенном порядке и рассчитываемых по конкретным местам образования потерь.
ОАО "Ульяновскнефть" в январе - апреле месяцах 2004 г. применяло ставку 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых в части технологических потерь полезных ископаемых, то есть с нарушением порядка, предусмотренного п/п. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации, а также п. п. 2 и 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 921.
В соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, заслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с п. 1 статьи согласно п/п. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей главы 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.




Из материалов дела усматривается, что решением от 16 августа 2005 г. N 501ДСП Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области привлекла ОАО "Ульяновскнефть" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 187851 руб. 40 коп., а также доначислила налог на добычу полезных ископаемых в сумме 939257 руб., пени в сумме 156093 руб. 91 коп.
Основанием для вынесения указанного решения послужило то, что, по мнению налогового органа, применение налогоплательщиком нулевой ставки по налогу возможно только в пределах нормативов потерь полезных ископаемых, утвержденных в строго определенном порядке и рассчитываемых по конкретным местам образования потерь. Обществом занижен налог на добычу полезных ископаемых за период с 1 января 2004 г. по 30 апреля 2004 г. вследствие применения ставки 0 процентов в нарушение порядка, предусмотренного п/п. 1 п. 1 ст. 324 Налогового кодекса Российской Федерации, п. п. 2 и 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 921.




В соответствии с п/п. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Согласно п/п. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Судом первой инстанций при исследовании обстоятельств дела установлено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 921 утверждены Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.
Согласно п. 2 Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.). Министерство природных ресурсов Российской Федерации направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в 10-дневный срок со дня их утверждения.
Однако нормативы технологических потерь нефти на 2004 г. на объектах ОАО "Ульяновскнефть" своевременно не были согласованы Министерством природных ресурсов Российской Федерации, о чем свидетельствует факсограмма Минэнерго России от 2 марта 2004 г. N 42 (т. 1, л. д. 118).
Письмом Управления ресурсных и имущественных налогов Федеральной налоговой службы России от 10 февраля 2005 г. N 21-2-05/9@ в дополнение к письму Федеральной налоговой службы России от 18 января 2005 г. N ММ-6-21/21 о направлении письма МПР России от 12 января 2005 г. N ВС-58-42/39 "О применении налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых" разъясняется, что МПР России считает необходимым при налогообложении налогов на добычу полезных ископаемых учитывать нормативы потерь полезных ископаемых при добыче, согласованные и утвержденные в установленном порядке, исходя из периода их действия с 1 января по 31 декабря рассматриваемого года, а не с даты согласования и утверждения данных нормативов.
Следовательно, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что ОАО "Ульяновскнефть" в январе - апреле 2004 г. применило ставку 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых с соблюдением порядка, предусмотренного п/п. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации, и Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных Постановлением Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 921, так как использовало данные Отчета технологического "Разработка нормативов технологических потерь нефти для ОАО "Ульяновскнефть" на 2004 г.", согласованные и утвержденные Министерством энергетики Российской Федерации, Госгорнадзором (Ростехнадзор) России (письмо N ЕИ-02-35/65 от 18 февраля 2004 г.), Министерством природных ресурсов Российской Федерации (протокол, утвержденный заместителем Министра природных ресурсов N 61-11/0185-пр) от 2 июня 2004 г.) 3 июня 2004 г., что подтверждается Нормативами технологических потерь нефти, газового конденсата и природного газа при добыче, сборе, подготовке и межпромысловой транспортировке на 2004 г. от 3 июня 2004 года.
В соответствии с п. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, Постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, Постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Однако доводы, изложенные в кассационной жалобе, не доказывают нарушения судом норм материального либо процессуального права и были предметом рассмотрения спора в суде апелляционной инстанции, где им дана надлежащая правовая оценка, и иных доводов в обоснование своих требований налоговым органом представлено не было, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов по делу.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛА:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 8 ноября 2005 г. по делу N А72-8309/05-12/544 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области, г. Ульяновск, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)