Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 14.06.2011 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи С.Н. Крекотнева,
Судей Н.О. Окуловой, Р.Г. Нагаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Селивестровым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "ФосАгро"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2011 г.
по делу N А40-64829/10-112-300, принятое судьей В.Г. Зубаревым
по заявлению Открытого акционерного общества "ФосАгро"
к ИФНС России N 36 по г. Москве
о признании незаконным бездействия и обязании осуществить возврат излишне уплаченного налога
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Заточного М.С. по дов. N ФА-2011/03 от 31.03.2011, Корьевой Н.п. по дов. N ФА-2011/02 от 31.03.2011,
от заинтересованного лица - Шуваловой Т.В. по дов. N 107-И от 11.01.2011.
установил:
Открытое акционерное общество "ФосАгро" (далее - ОАО "ФосАгро", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением
о признании незаконным бездействия должностных лиц Инспекции ФНС России N 36 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган), выразившегося в невозврате излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 9 700 000 руб. из федерального бюджета и в сумме 25 500 000 руб. из бюджета субъектов РФ, и
об обязании Инспекции ФНС России N 36 по г. Москве осуществить возврат излишне уплаченного налога на прибыль организаций путем перечисления денежных средств на расчетный счет ОАО "ФосАгро" в сумме 9 700 000 руб. из федерального бюджета и в сумме 25 500 000 руб. из бюджета субъектов РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.09.2010 в удовлетворении заявленных требований Общества отказано в полном объеме. Постановлением от 23.12.2010 года Девятый арбитражный апелляционный суд решение первой инстанции оставил без изменения.
Основанием для отказа послужило принятие Инспекцией в отношении заявителя решения N 773609394 от 23.08.10 г. о возврате налога на прибыль организации, зачисляемого в федеральный бюджет в сумме 9 700 000 руб. и решения N 773609395 от 23.08.10 г. о возврате налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ в сумме 25 500 000 руб. и направление данных решений в УФК по г. Москве.
Представителем заявителя в судебном заседании кассационной инстанции было заявлено ходатайство об отказе от кассационной жалобы в части обжалования решения Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2010 и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010 в части отказа в удовлетворении требований об обязании ИФНС России N 36 по г. Москве возвратить суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций из федерального бюджета в размере 9 574 722 руб. 48 коп. и из бюджета субъекта РФ в размере 23 057 367 руб. в связи с возвратом платежными поручениями N 3 498 и 499 от 07.12.2010, N 172 от 24.12.2010, N 446 от 03.03.2011.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 апреля 2011 года N КА-А40/2397-11 постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2010 года по делу N А40-64829/10-112-300 в части отказа в удовлетворении требований ОАО "Фосагро" о признании незаконным бездействия ИФНС России N 36 по г. Москве и обязании возвратить излишне уплаченный налог на прибыль в размере 2 472 633 руб. из бюджета субъекта Федерации и 125 277 руб. 52 коп. из федерального бюджета отменено. Дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании стороны представили письменные пояснения, в которых поддержали свои правовые позиции.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителей сторон, поддерживающих доводы и требования апелляционных жалоб, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, в части отказа в удовлетворении требований ОАО "Фосагро" о признании незаконным бездействия ИФНС России N 36 по г. Москве и обязании возвратить излишне уплаченный налог на прибыль в размере 2 472 633 руб. из бюджета субъекта Федерации и 125 277 руб. 52 коп. из федерального бюджета в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
В отношении требования ОАО "ФосАгро" признать незаконным бездействия ИФНС России N 36 по г. Москве следует учитывать следующее:
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и подпункту 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на возврат или зачет сумм излишне взысканных или излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне, взысканных или излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом. Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Исходя из вышеуказанных норм налоговый орган должен был вынести решение о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика и в месячный срок осуществить их возврат на расчетный счет Общества, указанный в заявлении.
Заявление ОАО "ФосАгро" на возврат излишне уплаченного налога поступило в инспекцию 03 марта 2010 года, что подтверждается отметкой налогового органа о его принятии. На момент подачи заявления между обществом и инспекцией ФНС России N 36 г. Москвы 01 марта 2010 года был подписан акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 2123 по состоянию на 26 февраля 2010 года, в котором в том числе отражена соответствующая переплата по налогу на прибыль.
По данным акта сверки общая сумма переплаты превышает сумму, заявленную к возврату. Таким образом, факт переплаты налога на прибыль с организаций был подтвержден указанным актом.
Вместе с тем, налоговым органом возврат денежных средств в срок, определенный п. 6 ст. 78 НК РФ, не был осуществлен. Законных оснований, которые бы препятствовали исполнению налоговым органом его обязанности, инспекцией со ссылками на соответствующие доказательства не приведено.
Указанное свидетельствует о допущенном незаконном бездействии со стороны налогового органа.
Решения о возврате N 77360939 и N 773609395 приняты только 23.08.2010, т.е. после истечения срока установленного п. 8 ст. 78 НК РФ. Однако до настоящего времени эти решения не исполнены налоговым органом.
Возврат налога, был частично произведенный налоговым органом на основании решений о возврате N 7773612535 от 02.11.2010, N 773612534 от 02.11.2010, N 773616534 от 22.12.2010, N 773602869 от 18.02.2011 следующими платежными поручениями на общую сумму 32 602 089,48 руб.: N 498 от 07.12.2010 на сумму 12 750 000,00 руб. из бюджета субъектов РФ;N 446 от 03.03.2011 на сумму 10 277 367,00 руб. из бюджета субъектов РФ; N 499 от 07.12.2010 на сумму 4 850 000 руб. из федерального бюджета; N 172 от 24.12.2010 на сумму 4 724 722,48 руб. из федерального бюджета.
Возврат остатка из выше заявленных сумм в размере 2 472 633,00 руб. из переплаты по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ (КБК 18210101012021000110) и 125 277,52 руб. по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет (КБК 18210101011011000110) не произведен.
Таким образом, факт принятия налоговым органом решения после истечения сроков на его вынесение не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, поскольку данное обстоятельство не может свидетельствовать об отсутствии со стороны налогового органа бездействия в период, когда налоговый орган был обязан фактически возвратить денежные средства на расчетный счет Общества.
Например, в Постановлении ФАС МО от 09.07.2010 N КА-А40/7093-10 по делу N А40-122552/09-35-899 суд указал: "факт вынесения налоговым органом решения о возврате переплаты по налогу не свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны инспекции".
В Постановлении ФАС МО от 15 декабря 2010 года N КА-А40/15363-10 по делу N А40-49156/10-129-265 суд указал следующее: "Довод кассационной жалобы о том., что моментом возврата излишне уплаченного налога, сбора, пеней и штрафа является вынесение соответствующего решения, основан на неправильном толковании положений ст. 78 НК РФ".
Направление решений о возврате в органы федерального казначейства не свидетельствует о возврате налога.
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.
Кроме того, выводы о направлении в органы федерального казначейства решения о возврате не основаны на доказательствах.
В соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ до истечения срока, установленного абзацем первым данного пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 75 АПК РФ письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
Пунктом 3 вышеуказанной нормы предусмотрено, что документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, а также документы, подписанные электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, иным нормативным правовым актом или договором.
Представленные налоговым органом вместе с ходатайством от 01.09.10 распечатка, свидетельствующая, по мнению инспекции, о направлении решений в УФК, какими-либо идентифицирующими признаками электронного документа не обладает и не позволяет установить является ли указанный документ поручением, соответствующим ст. 78 НК РФ. В частности, из документа не ясно ни его наименование, ни дата его создания, ни его содержание, ни дата получения его УФК. Кроме того, документ заверен неизвестным лицом.
Кроме того, Инспекцией в материалы дела не представлены доказательства подписания данного документа уполномоченным должностным лицом налогового органа, в том числе с помощью электронно-цифровой подписи (ст. 16 ФЗ "Об электронной цифровой подписи").
Совокупность данных обстоятельств не позволяет признать представленные инспекцией документы доказательствами, подтверждающими в соответствии с требованиями ст. 78 НК РФ факт направления в УФК поручения на возврат налога на прибыль Обществу (ст. 64, 75 АПК РФ).
Следовательно, вывод суда первой инстанции о направлении в установленном законом порядке решений о возврате налога в УФК по г. Москве не основан на доказательствах, что противоречит ст. 64 АПК РФ.
В соответствии с п. 11 ст. 78 НК РФ территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. Уведомления о возврате сумм излишне уплаченных налогов налоговым органом в материалы дела не представлено. Напротив, возврат налога, на основании иных решений о возврате налога, чем были представлены в суд первой инстанции свидетельствует о том, что направленные ранее налоговым органом в органы федерального казначейства решения о возврате налога N 77360939 и N 773609395 от 23.08.2010 не направлялись, либо решения направлялись, но были возвращены в налоговый орган. Или же по каким-то причинам, неизвестным Обществу, решения о возврате были отменены.
Учитывая изложенное, поскольку Инспекция ФНС России N 36 по г. Москве не произвела возврат налога на прибыль организаций в срок, установленный ст. 78 Налогового кодекса РФ, следовательно, налоговым органом осуществлено бездействие, выразившееся в невозврате излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 9 700 000,00 рублей из федерального бюджета и сумме 25 500 000,00 рублей из бюджета субъектов РФ.
По мнению Общества, несвоевременный возврат налога нарушает его законные права и интересы.
Переплата налога образовалась в результате уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организаций во втором квартала 2007 года и в результате ошибочного перечисления налога в феврале 2008 года. Указанные авансовые платежи были перечислены следующими платежными поручениями: N 755 от 28.04.2007 г. в сумме 7 678 017 руб. в федеральный бюджет, N 756 от 28.04.2007 г. в сумме 20 671 584 руб. в бюджет субъектов РФ, N 795 от 25.05.2007 г. в сумме 7 678 017 руб. в федеральный бюджет, N 796 от 25.05.2007 г. в сумме 20 671 584 руб. в бюджет субъекта РФ, N 847 от 28.06.2007 г. в сумме 7 685 958 руб. в федеральный бюджет, N 848 от 28.06.2007 г. в сумме 20 692 962 руб. в бюджет субъекта РФ, N 462 от 27.02.2008 г. в сумме 2 000 000 руб. в федеральный бюджет, N 463 от 27.02.2008 г. в сумме 4 000 000 руб. в бюджет субъекта РФ.
Зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы согласно пункту 7 ст. 78 НК РФ.
Заявление на возврат налога было подано 03 марта 2010 года. Переплата налога на прибыль образовалась после уплаты авансовых платежей за 2 квартал 2007 года и после сдачи налоговой декларации за 2 квартал 2007 года и уплаты налога на прибыль в бюджет субъекта РФ 27.02.2008 года. То есть переплата по налогу на прибыль образовалась после 03 марта 2007 года.
Факт излишней уплаты налога на прибыль организаций подтверждается актами сверки Общества и Инспекции ФНС России N 36 по г. Москве, согласно которым заявленная к возврату сумма числится в разделе "переплата" по состоянию на 26 февраля 2010 года и на 19 мая 2010 года.
Таким образом, ОАО "ФосАгро" своевременно до истечения трехлетнего срока обратилось в налоговый орган за возвратом указанных в заявлении сумм. В нарушение п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога не была возвращена в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления.
Бездействие инспекции позволило Обществу обратиться в суд за судебной защитой своего нарушенного права предусмотренными законом способами: как с требованием признать незаконным бездействия должностных лиц налогового органа, так и имущественным требованием о возврате излишне уплаченных сумм налога. В этом случае срок на обращение в суд должен исчисляться с момента нарушения прав и законных интересов общества, своевременно предпринявшего попытку досудебного урегулирования спора с инспекцией в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса РФ.
С учетом того, что право Общество на возврат налога было нарушено незаконным бездействием налогового органа, выразившегося в невозврате сумм излишне уплаченного налога, о нарушении своего права налогоплательщик узнал с момента истечения срока, установленного п. 8 ст. 78 НК РФ. С учетом того, что Общество обратилось в суд 03.06.2010 года, установленный срок давности не истек.
Указанная позиция подтверждается сформировавшейся судебно-арбитражной практикой.
В настоящее время по состоянию расчетов на 31 марта 2011 года по данным акта сверки расчетов N 386 у Общества имеется переплата по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в сумме 919 397 руб., и в сумме 3 951 789,58 руб. руб., зачисляемый в бюджеты субъектов РФ.
Налоговый орган до настоящего времени не вернул обществу излишне уплаченный налог на прибыль.
В отношении налога на прибыль в сумме 2 472 633,00 руб., зачисляемого в бюджет субъекта РФ (КБК 18210101012021000110) налоговый орган направил обществу письмо от 18.02.2011 N 09-32/05554. Согласно данного письма, право на возврат налога налоговый орган связывает не моментом когда была произведена уплата налога и был выявлен факт переплаты, а за какой налоговый период был произведен платеж, что противоречит пункту 7 статьи 78 НК РФ.
С учетом изложенного, налоговый орган неправомерно до настоящего времени не произвел возврат налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъектов РФ (КБК 18210101012021000110) в сумме 2 472 633,00 руб. и налога на прибыль организаций в сумме 125 277,52 руб., зачисляемого в федеральный бюджет (КБК 18210101011011000110) и соответственно решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2010 по делу N А40-64829/10-112-300 отменить в части признания незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы N 36 по г. Москве, выразившегося в не возврате излишне уплаченного налога на прибыль в размере 2 472 633 руб. из бюджета субъекта Федерации и 125 277 руб. 52 коп. из федерального бюджета.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы N 36 по г. Москве возвратить открытому акционерному обществу "ФосАгро" сумму излишне уплаченного налога на прибыль в размере 2 472 633 руб. из бюджета субъекта Федерации и 125 277 руб. 52 коп. из федерального бюджета.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа
Председательствующий судья
С.Н.КРЕКОТНЕВ
Судьи
Н.О.ОКУЛОВА
Р.Г.НАГАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.06.2011 N 09АП-9892/2011-АК ПО ДЕЛУ N А40-64829/10-112-300
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2011 г. N 09АП-9892/2011-АК
Дело N А40-64829/10-112-300
Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 14.06.2011 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи С.Н. Крекотнева,
Судей Н.О. Окуловой, Р.Г. Нагаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Селивестровым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "ФосАгро"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2011 г.
по делу N А40-64829/10-112-300, принятое судьей В.Г. Зубаревым
по заявлению Открытого акционерного общества "ФосАгро"
к ИФНС России N 36 по г. Москве
о признании незаконным бездействия и обязании осуществить возврат излишне уплаченного налога
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Заточного М.С. по дов. N ФА-2011/03 от 31.03.2011, Корьевой Н.п. по дов. N ФА-2011/02 от 31.03.2011,
от заинтересованного лица - Шуваловой Т.В. по дов. N 107-И от 11.01.2011.
установил:
Открытое акционерное общество "ФосАгро" (далее - ОАО "ФосАгро", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением
о признании незаконным бездействия должностных лиц Инспекции ФНС России N 36 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган), выразившегося в невозврате излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 9 700 000 руб. из федерального бюджета и в сумме 25 500 000 руб. из бюджета субъектов РФ, и
об обязании Инспекции ФНС России N 36 по г. Москве осуществить возврат излишне уплаченного налога на прибыль организаций путем перечисления денежных средств на расчетный счет ОАО "ФосАгро" в сумме 9 700 000 руб. из федерального бюджета и в сумме 25 500 000 руб. из бюджета субъектов РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.09.2010 в удовлетворении заявленных требований Общества отказано в полном объеме. Постановлением от 23.12.2010 года Девятый арбитражный апелляционный суд решение первой инстанции оставил без изменения.
Основанием для отказа послужило принятие Инспекцией в отношении заявителя решения N 773609394 от 23.08.10 г. о возврате налога на прибыль организации, зачисляемого в федеральный бюджет в сумме 9 700 000 руб. и решения N 773609395 от 23.08.10 г. о возврате налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ в сумме 25 500 000 руб. и направление данных решений в УФК по г. Москве.
Представителем заявителя в судебном заседании кассационной инстанции было заявлено ходатайство об отказе от кассационной жалобы в части обжалования решения Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2010 и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010 в части отказа в удовлетворении требований об обязании ИФНС России N 36 по г. Москве возвратить суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций из федерального бюджета в размере 9 574 722 руб. 48 коп. и из бюджета субъекта РФ в размере 23 057 367 руб. в связи с возвратом платежными поручениями N 3 498 и 499 от 07.12.2010, N 172 от 24.12.2010, N 446 от 03.03.2011.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 апреля 2011 года N КА-А40/2397-11 постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2010 года по делу N А40-64829/10-112-300 в части отказа в удовлетворении требований ОАО "Фосагро" о признании незаконным бездействия ИФНС России N 36 по г. Москве и обязании возвратить излишне уплаченный налог на прибыль в размере 2 472 633 руб. из бюджета субъекта Федерации и 125 277 руб. 52 коп. из федерального бюджета отменено. Дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании стороны представили письменные пояснения, в которых поддержали свои правовые позиции.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителей сторон, поддерживающих доводы и требования апелляционных жалоб, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, в части отказа в удовлетворении требований ОАО "Фосагро" о признании незаконным бездействия ИФНС России N 36 по г. Москве и обязании возвратить излишне уплаченный налог на прибыль в размере 2 472 633 руб. из бюджета субъекта Федерации и 125 277 руб. 52 коп. из федерального бюджета в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
В отношении требования ОАО "ФосАгро" признать незаконным бездействия ИФНС России N 36 по г. Москве следует учитывать следующее:
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и подпункту 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на возврат или зачет сумм излишне взысканных или излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне, взысканных или излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом. Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Исходя из вышеуказанных норм налоговый орган должен был вынести решение о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика и в месячный срок осуществить их возврат на расчетный счет Общества, указанный в заявлении.
Заявление ОАО "ФосАгро" на возврат излишне уплаченного налога поступило в инспекцию 03 марта 2010 года, что подтверждается отметкой налогового органа о его принятии. На момент подачи заявления между обществом и инспекцией ФНС России N 36 г. Москвы 01 марта 2010 года был подписан акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 2123 по состоянию на 26 февраля 2010 года, в котором в том числе отражена соответствующая переплата по налогу на прибыль.
По данным акта сверки общая сумма переплаты превышает сумму, заявленную к возврату. Таким образом, факт переплаты налога на прибыль с организаций был подтвержден указанным актом.
Вместе с тем, налоговым органом возврат денежных средств в срок, определенный п. 6 ст. 78 НК РФ, не был осуществлен. Законных оснований, которые бы препятствовали исполнению налоговым органом его обязанности, инспекцией со ссылками на соответствующие доказательства не приведено.
Указанное свидетельствует о допущенном незаконном бездействии со стороны налогового органа.
Решения о возврате N 77360939 и N 773609395 приняты только 23.08.2010, т.е. после истечения срока установленного п. 8 ст. 78 НК РФ. Однако до настоящего времени эти решения не исполнены налоговым органом.
Возврат налога, был частично произведенный налоговым органом на основании решений о возврате N 7773612535 от 02.11.2010, N 773612534 от 02.11.2010, N 773616534 от 22.12.2010, N 773602869 от 18.02.2011 следующими платежными поручениями на общую сумму 32 602 089,48 руб.: N 498 от 07.12.2010 на сумму 12 750 000,00 руб. из бюджета субъектов РФ;N 446 от 03.03.2011 на сумму 10 277 367,00 руб. из бюджета субъектов РФ; N 499 от 07.12.2010 на сумму 4 850 000 руб. из федерального бюджета; N 172 от 24.12.2010 на сумму 4 724 722,48 руб. из федерального бюджета.
Возврат остатка из выше заявленных сумм в размере 2 472 633,00 руб. из переплаты по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ (КБК 18210101012021000110) и 125 277,52 руб. по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет (КБК 18210101011011000110) не произведен.
Таким образом, факт принятия налоговым органом решения после истечения сроков на его вынесение не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, поскольку данное обстоятельство не может свидетельствовать об отсутствии со стороны налогового органа бездействия в период, когда налоговый орган был обязан фактически возвратить денежные средства на расчетный счет Общества.
Например, в Постановлении ФАС МО от 09.07.2010 N КА-А40/7093-10 по делу N А40-122552/09-35-899 суд указал: "факт вынесения налоговым органом решения о возврате переплаты по налогу не свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны инспекции".
В Постановлении ФАС МО от 15 декабря 2010 года N КА-А40/15363-10 по делу N А40-49156/10-129-265 суд указал следующее: "Довод кассационной жалобы о том., что моментом возврата излишне уплаченного налога, сбора, пеней и штрафа является вынесение соответствующего решения, основан на неправильном толковании положений ст. 78 НК РФ".
Направление решений о возврате в органы федерального казначейства не свидетельствует о возврате налога.
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.
Кроме того, выводы о направлении в органы федерального казначейства решения о возврате не основаны на доказательствах.
В соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ до истечения срока, установленного абзацем первым данного пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 75 АПК РФ письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
Пунктом 3 вышеуказанной нормы предусмотрено, что документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, а также документы, подписанные электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, иным нормативным правовым актом или договором.
Представленные налоговым органом вместе с ходатайством от 01.09.10 распечатка, свидетельствующая, по мнению инспекции, о направлении решений в УФК, какими-либо идентифицирующими признаками электронного документа не обладает и не позволяет установить является ли указанный документ поручением, соответствующим ст. 78 НК РФ. В частности, из документа не ясно ни его наименование, ни дата его создания, ни его содержание, ни дата получения его УФК. Кроме того, документ заверен неизвестным лицом.
Кроме того, Инспекцией в материалы дела не представлены доказательства подписания данного документа уполномоченным должностным лицом налогового органа, в том числе с помощью электронно-цифровой подписи (ст. 16 ФЗ "Об электронной цифровой подписи").
Совокупность данных обстоятельств не позволяет признать представленные инспекцией документы доказательствами, подтверждающими в соответствии с требованиями ст. 78 НК РФ факт направления в УФК поручения на возврат налога на прибыль Обществу (ст. 64, 75 АПК РФ).
Следовательно, вывод суда первой инстанции о направлении в установленном законом порядке решений о возврате налога в УФК по г. Москве не основан на доказательствах, что противоречит ст. 64 АПК РФ.
В соответствии с п. 11 ст. 78 НК РФ территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. Уведомления о возврате сумм излишне уплаченных налогов налоговым органом в материалы дела не представлено. Напротив, возврат налога, на основании иных решений о возврате налога, чем были представлены в суд первой инстанции свидетельствует о том, что направленные ранее налоговым органом в органы федерального казначейства решения о возврате налога N 77360939 и N 773609395 от 23.08.2010 не направлялись, либо решения направлялись, но были возвращены в налоговый орган. Или же по каким-то причинам, неизвестным Обществу, решения о возврате были отменены.
Учитывая изложенное, поскольку Инспекция ФНС России N 36 по г. Москве не произвела возврат налога на прибыль организаций в срок, установленный ст. 78 Налогового кодекса РФ, следовательно, налоговым органом осуществлено бездействие, выразившееся в невозврате излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 9 700 000,00 рублей из федерального бюджета и сумме 25 500 000,00 рублей из бюджета субъектов РФ.
По мнению Общества, несвоевременный возврат налога нарушает его законные права и интересы.
Переплата налога образовалась в результате уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организаций во втором квартала 2007 года и в результате ошибочного перечисления налога в феврале 2008 года. Указанные авансовые платежи были перечислены следующими платежными поручениями: N 755 от 28.04.2007 г. в сумме 7 678 017 руб. в федеральный бюджет, N 756 от 28.04.2007 г. в сумме 20 671 584 руб. в бюджет субъектов РФ, N 795 от 25.05.2007 г. в сумме 7 678 017 руб. в федеральный бюджет, N 796 от 25.05.2007 г. в сумме 20 671 584 руб. в бюджет субъекта РФ, N 847 от 28.06.2007 г. в сумме 7 685 958 руб. в федеральный бюджет, N 848 от 28.06.2007 г. в сумме 20 692 962 руб. в бюджет субъекта РФ, N 462 от 27.02.2008 г. в сумме 2 000 000 руб. в федеральный бюджет, N 463 от 27.02.2008 г. в сумме 4 000 000 руб. в бюджет субъекта РФ.
Зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы согласно пункту 7 ст. 78 НК РФ.
Заявление на возврат налога было подано 03 марта 2010 года. Переплата налога на прибыль образовалась после уплаты авансовых платежей за 2 квартал 2007 года и после сдачи налоговой декларации за 2 квартал 2007 года и уплаты налога на прибыль в бюджет субъекта РФ 27.02.2008 года. То есть переплата по налогу на прибыль образовалась после 03 марта 2007 года.
Факт излишней уплаты налога на прибыль организаций подтверждается актами сверки Общества и Инспекции ФНС России N 36 по г. Москве, согласно которым заявленная к возврату сумма числится в разделе "переплата" по состоянию на 26 февраля 2010 года и на 19 мая 2010 года.
Таким образом, ОАО "ФосАгро" своевременно до истечения трехлетнего срока обратилось в налоговый орган за возвратом указанных в заявлении сумм. В нарушение п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога не была возвращена в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления.
Бездействие инспекции позволило Обществу обратиться в суд за судебной защитой своего нарушенного права предусмотренными законом способами: как с требованием признать незаконным бездействия должностных лиц налогового органа, так и имущественным требованием о возврате излишне уплаченных сумм налога. В этом случае срок на обращение в суд должен исчисляться с момента нарушения прав и законных интересов общества, своевременно предпринявшего попытку досудебного урегулирования спора с инспекцией в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса РФ.
С учетом того, что право Общество на возврат налога было нарушено незаконным бездействием налогового органа, выразившегося в невозврате сумм излишне уплаченного налога, о нарушении своего права налогоплательщик узнал с момента истечения срока, установленного п. 8 ст. 78 НК РФ. С учетом того, что Общество обратилось в суд 03.06.2010 года, установленный срок давности не истек.
Указанная позиция подтверждается сформировавшейся судебно-арбитражной практикой.
В настоящее время по состоянию расчетов на 31 марта 2011 года по данным акта сверки расчетов N 386 у Общества имеется переплата по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в сумме 919 397 руб., и в сумме 3 951 789,58 руб. руб., зачисляемый в бюджеты субъектов РФ.
Налоговый орган до настоящего времени не вернул обществу излишне уплаченный налог на прибыль.
В отношении налога на прибыль в сумме 2 472 633,00 руб., зачисляемого в бюджет субъекта РФ (КБК 18210101012021000110) налоговый орган направил обществу письмо от 18.02.2011 N 09-32/05554. Согласно данного письма, право на возврат налога налоговый орган связывает не моментом когда была произведена уплата налога и был выявлен факт переплаты, а за какой налоговый период был произведен платеж, что противоречит пункту 7 статьи 78 НК РФ.
С учетом изложенного, налоговый орган неправомерно до настоящего времени не произвел возврат налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъектов РФ (КБК 18210101012021000110) в сумме 2 472 633,00 руб. и налога на прибыль организаций в сумме 125 277,52 руб., зачисляемого в федеральный бюджет (КБК 18210101011011000110) и соответственно решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2010 по делу N А40-64829/10-112-300 отменить в части признания незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы N 36 по г. Москве, выразившегося в не возврате излишне уплаченного налога на прибыль в размере 2 472 633 руб. из бюджета субъекта Федерации и 125 277 руб. 52 коп. из федерального бюджета.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы N 36 по г. Москве возвратить открытому акционерному обществу "ФосАгро" сумму излишне уплаченного налога на прибыль в размере 2 472 633 руб. из бюджета субъекта Федерации и 125 277 руб. 52 коп. из федерального бюджета.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа
Председательствующий судья
С.Н.КРЕКОТНЕВ
Судьи
Н.О.ОКУЛОВА
Р.Г.НАГАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)