Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 18.11.2008 ПО ДЕЛУ N А40-60571/08-109-188

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 ноября 2008 г. по делу N А40-60571/08-109-188


Резолютивная часть решения объявлена 11.11.2008 г.
Полный текст решения изготовлен 18.11.2008 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Судьи: Г.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:
ОАО "Газпром нефть"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительным решения от 04.09.2008 г. N 52-16-14/682-1
при участии:
- от заявителя: Б., доверенность от 29.12.2007 г.;
- от ответчика: Т., доверенность от 01.11.2008 г.; Г.И., доверенность от 29.07.2008 г.
установил:

в Арбитражный суд г. Москвы поступило заявление ОАО "Газпром нефть" (далее Налогоплательщик) о признании недействительным решения Межрегиональной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 04.09.2008 г. N 52-16-14/682-1 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 рассмотрев заявление, считает его необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:




Как следует из заявления, указанным решением заявитель привлечен к ответственности предусмотренной п. 1 ст. 22 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 939,60 руб., заявителю было предложено уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 4 693 руб. и пени, начисленные по НДПИ, в сумме 222,17 руб.
Основанием для привлечения к ответственности, доначисления НДПИ и пени явился вывод Инспекции о том, что заявитель при определении налоговой базы НДПИ за март 2008 года не включил в расчетную стоимость добытого песка сумму НДПИ в качестве прочих расходов, определяемых в соответствии с положениями главы "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ.
Заявитель считает, что сумма НДПИ не является расходом по налогу на добычу ископаемых и не может быть включена в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого в соответствии с п. 4 ст. 340 НК РФ при определении налоговой базы.
Правовая позиция МИ ФНС России по КН N 1 основана на следующем:
Согласно ст. 340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого. При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются следующие виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде:
- - материальные расходы, определяемые в соответствии со статьей 254 НК РФ, за исключением материальных расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки упаковки и иной подготовки (включая предпродажную подготовку), при реализации добытых полезных ископаемых (включая материальные расходы, а также за исключением расходов, осуществленных налогоплательщиком при производстве и реализации иных видов продукции, товаров (работ, услуг));
- - расходы на оплату труда, определяемые в соответствии со статьей 255 НК РФ, за исключением расходов на оплату труда работников, не занятых при добыче полезных ископаемых;
- - расходы на ремонт основных средств, определяемые в порядке, установленном статьей 260 НК РФ, за исключением расходов на ремонт основных средств, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- - суммы начисленной амортизации, определяемой в порядке, установленном статьями 258 - 259 НК РФ, определяемой в порядке, установленном статьями 258 - 259 НК РФ, за исключением сумм начисленной амортизации по амортизируемому имуществу, не связанному с добычей полезных ископаемых;
- - расходы на освоение природных ресурсов, определяемые в соответствии со статьей 261 НК РФ;
- - прочие расходы, определяемые в соответствии со статьями 263, 264 и 269 НК РФ (согласно ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика: суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ).
В случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого, в соответствии с пп. 7 п. 4 ст. 340 НК РФ, одним из видов расходов являются прочие расходы, определяемые в соответствии со статьями 263, 264 и 269 НК РФ. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Согласно ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения налогом на прибыль организацией при методе начисления, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. Датой осуществления прочих расходов признается дата начисления налогов. Подобные расходы учитываются в том периоде, за который представляется декларация.
Данное положение подтверждается Письмом Минфина РФ N 03-06-06-01/19 от 15 мая 2007 г. от 15.05.2007 г., в котором изложено, что для целей исчисления налога на добычу полезных ископаемых при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого в соответствии с пп. 7 п. 4 ст. 340 НК РФ суммы налогов и сборов, относящихся к добытым полезным ископаемым, полностью включаются в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период. Если сумма налога на добычу полезных ископаемых за отчетный период на момент расчета расчетной стоимости не определена, исчислить этот налог за отчетный период для включения в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период возможно расчетным путем.
Таким образом, согласно расчету с учетом поправок, учитывая вышеизложенное и исходя из показателей, отраженных (стоимость единицы добытого полезного ископаемого) в декларации и представленных налогоплательщиком документов, сумма НДПИ подлежащая включению в стоимость единицы добытого полезного ископаемого в соответствии со ст. 340 НК РФ, определяется следующим образом:
НДПИ = (1 468 306 + НДПИ) x 5,5%, НДПИ
= 1 468 306 x 0,055 + НДПИ x 0,055 НДПИ =
80 756,83 + 0,055НДПИ НДПИ -
0,055НДПИ = 80 756,83 0,945 НДПИ = 80
756,83 НДПИ = 80 756,83 : 0,945 НДПИ =
85 456,96, где
1 468 306 - прямые расходы по добыче полезных ископаемых произведенные в налоговом периоде для определения стоимости единицы добытого полезного ископаемого по декларации,
- 5,5% - ставка налога на добычу полезного ископаемого в соответствии с п. 2 ст. 342 НК РФ, при добыче песка природного, строительного;
- НДПИ - сумма налога, подлежащая включению в стоимость единицы добытого полезного ископаемого за отчетный период.
Следовательно, стоимость единицы добытого полезного ископаемого составляет:
(1 468 306 + 85 456,96) : 75 935 = 20,46 руб.
Сумма налога по добытому полезному ископаемому в соответствии со ст. 343 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Доля добытого полезного ископаемого (песка природного строительного) в общем количестве добытых полезных ископаемых равна 1, так как расчет стоимости ОПИ произведен с учетом прямых расходов по добыче песка строительного.
Следовательно, налоговая база составит:
20,46 руб. x 75 935 куб. м - 1 553 630 руб.
где 20,46 руб. - стоимость единицы добытого полезного ископаемого,
75 935 куб. м - количество добытого полезного ископаемого.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет: 1
553 630 x 5,5% = 85 450.
Сумма налога на добычу полезных ископаемых, подлежащая уплате в бюджет ОАО "Газпром нефть", по налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (по общераспространенным полезным ископаемым) за март 2008 г. составляет 85 450 руб.
По мнению Инспекции, довод налогоплательщика о том, что Инспекция, применяя указанный порядок начисления НДПИ, увеличивает ставку налога, установленную п. 2 ст. 342 НК РФ в размере 5,5% до 5,8% и, следовательно, происходит начисление налога на налог, не соответствует действительности и не может быть принято во внимание по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Следовательно, налогоплательщик, при определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик имеет право уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму НДПИ, исчисленную в периоде в котором осуществлялась добыча по правилам, предусмотренным главой 26 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, в Решении Инспекции, указан правомерный и обоснованный расчет НДПИ который не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, соответствует порядку исчисления НДПИ предусмотренному Налоговым кодексом РФ и не влечет дополнительных материальных затрат Заявителя.
Суд пришел к следующим выводам.
Оценку стоимости добытых полезных ископаемых Инспекция определяет расчетным методом в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 340 НК РФ.
В соответствии с пп. 7 п. 4 указанной статьи при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются прочие расходы, определяемые в соответствии со статьями 263. 264 и 269 Кодекса, за исключением прочих расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых. Следовательно, норма, содержащаяся в пп. 7 п. 4 ст. 340 Кодекса, является бланкетной.
Нормы, содержащиеся в статьях 340. 343 Налогового кодекса РФ, находятся в главе 26, которая регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой налога на добычу полезных ископаемых.
Нормы, содержащиеся в статьях 263, 264 и 269 Кодекса, находятся в главе 25. которая регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой налога на прибыль.
По мнению суда, законодатель, в статье Кодекса, регулирующей отношения по исчислению налога на добычу полезных ископаемых, вводя бланкетную норму, в которой имеются ссылки на норму, которая регулирует отношения по исчислению налога на прибыль, исходил из принципа единства правового регулирования при исчислении расходов как при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, так и при исчислении налога на прибыль.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы:
суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 Кодекса.
Между тем, по мнению суда, понимать указанную норму следует так, что под налогами следует понимать иные налоги, чем тот, который подлежит исчислению. Например, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль можно учесть как расходы, например суммы НДС, акцизов и других налогов, но не учитывается при этом сама сумма налога на прибыль, полученная в результате исчисления.
Подобным же образом следует поступать и при исчислении налога на добычу полезных ископаемых.
Инспекция же при исчислении налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых включает в налоговую базу конечную, исчисленную сумму налога на добычу полезных ископаемых.
Подход, предложенный Инспекцией в рассматриваемом споре, приводит к двойному налогообложению одного и того же экономического объекта и нарушают принципы справедливого и соразмерного налогообложения, вытекающие из статей 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации.
решил:

признать недействительным решение N 52-16-14/682-1 от 4 сентября 2008 г. о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщика N 1 в отношении ОАО "Газпром нефть".
Взыскать с МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО "Газпром нефть" госпошлину в сумме 2 000 р.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в апелляционной инстанции и в течение двух месяцев в кассационной инстанции.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)