Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16.08.2006, 23.08.2006 ПО ДЕЛУ N А41-К2-9125/06

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


16 августа 2006 г. Дело N А41-К2-9125/06


23 августа 2006 г. текст решения изготовлен в полном объеме.
16 августа 2006 г. в судебном заседании объявлена резолютивная часть решения.
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи Р., протокол судебного заседания ведет судья Р., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" к ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области о признании недействительными решений и требования и обязании возвратить излишне уплаченный налог, при участии в заседании: от истца - А. - дов. от 04.04.2006, К. - дов. от 04.04.2006, от ответчика - Л. - дов. N 0119/а347 от 30.12.2005,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Сергиево-Посадский хладокомбинат" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сергиев Посад Московской области N 93 от 09.03.2006, N 993 от 28.03.2006, требования N 1238 об уплате налога, а также об обязании ответчика возвратить излишне уплаченный за 2003 - 2005 гг. земельный налог в сумме 1858460,20 руб.
Ответчик, ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области, в судебное заседание явился, с иском не согласен, в удовлетворении заявленных требований просит отказать. В обоснование возражений указал, что Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда. Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Земельный налог относится к категории местных налогов, следовательно, органы местного самоуправления имеют право изменять ставки земельного налога. Согласно Постановлению Главы Администрации Сергиево-Посадского района от 09.07.1999 N 75 была установлена ставка земельного налога в г. Сергиев Посад.
Выслушав объяснения сторон, проверив и оценив материалы дела в их взаимной связи, суд установил, что ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" 23 декабря 2005 года представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2003 - 2005 гг. (л.д. 60 - 68, 69 - 74, 75 - 80).
ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" обратилось в Инспекцию ФНС России по г. Сергиев Посад с заявлением (вх. N 01-18/33583 от 23.12.2005) о возврате излишне уплаченного за 2003 - 2005 гг. земельного налога в сумме 1867634 руб. (л.д. 106 - 107).
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки названных уточненных налоговых деклараций руководителем инспекции принято решение N 93 от 09.03.2006 о доначислении заявителю земельного налога за 2003 г. в сумме 567324,80 руб., за 2004 г. в сумме 624051,20 руб., за 2005 г. в сумме 686462,40 руб. (л.д. 18 - 20).
На основании принятого решения выставлено требование N 1238 об уплате налога по состоянию на 10.03.2006 с предложением уплатить указанные в нем суммы в добровольном порядке до 18.03.2006 (л.д. 21 - 23).
В связи с неисполнением налогоплательщиком названного требования в добровольном порядке руководителем налогового органа принято решение N 993 от 28.03.2006 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента организации на счетах в банках (л.д. 24).
Не согласившись с названными ненормативными актами налоговой инспекции, ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Из материалов дела следует, что в пользовании заявителя находится земельный участок по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, Московское шоссе, д. 9 (кадастровый номер 50:05:007 05 04:0004) общей площадью 30400 кв. м, расположенный на землях поселений (л.д. 50 - 55).
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат", как землепользователь земельного участка является плательщиком земельного налога.
Как усматривается из материалов дела, заявитель при расчете уточненной ставки земельного налога за спорные периоды исходил из того, что в 1995 г. ставка земельного налога должна быть рассчитана исходя из следующего:
Средняя ставка земельного налога в городах с численностью населения 100 - 250 тыс. человек Центрального экономического района на основании таблицы 1 Приложения 2 Закона РФ "О плате за землю" составляет 1,8 руб./кв. м.
В соответствии со ст. 8 Закона средняя ставка земельного налога увеличивается на коэффициент 2,2 - коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала для городов численностью 100 - 250 тыс. человек на основании таблицы 3 Приложения 2 Закона РФ N 1738-1.
Следовательно, в 1991 г. ставка земельного налога составила 3,96 руб./кв. м.
В дальнейшем, по мнению заявителя, ставки земельного налога не изменялись, а только индексировались, в связи с чем, в 1992 - 1994 гг. применяется ставка 3,96 руб./кв. м.
Затем, в 1995 г. ставки и средние размеры налога были проиндексированы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году", а именно, по мнению заявителя, индексация осуществлена по отношению к ставкам, действовавшим в 1991 году, а не в 1994 году.
Суд считает, что ставки земельного налога, подлежащие применению при расчете земельного налога за спорные налоговые периоды, исчисляются исходя из следующего:
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 23.03.2004 N 5063/03 под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определяемый законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Средняя ставка земельного налога в городах с численностью населения 100 - 250 тыс. человек Центрального экономического района, к которым относится г. Сергиев Посад, на основании таблицы 1 Приложения 2 Закона РФ "О плате за землю" составляет 1,8 руб./кв. м.
В соответствии со ст. 8 Закона средняя ставка земельного налога увеличивается на коэффициент 2,2 - коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала для городов численностью 100 - 250 тыс. человек на основании таблицы 3 Приложения 2 Закона РФ N 1738-1.
Следовательно, в 1991 г. ставка земельного налога составила 3,96 руб./кв. м.
1994 г. За городские (поселковые) земли налог устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению N 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону N 1738-1 (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога). При этом, в сноске <*> к Приложению N 2 (таблица 1) к Закону N 1738-1 указано, что средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, приведенные в таблице 1, применяются в 1994 г. с коэффициентом 50. Следовательно, ставка земельного налога, подлежащая применению в 1994 г., 3,96 руб./кв. м x 50 = 198 руб./кв. м.
1995 г. Согласно положению п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" в 1995 году применяются установленные Федеральным законом от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" средние размеры земельного налога за земли, исчисляемые в соответствии со статьями 6, 8 (земли поселений), 9, 10, частью второй статьи 11 и частью третьей статьи 12 Закона "О плате за землю" - с коэффициентом 2. Ставка земельного налога, подлежащая применению в 1995 г., 198 руб./кв. м x 2 = 396 руб./кв. м.
1996 г. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.1996 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" в 1996 году установленные на 1995 год ставки и средние размеры земельного налога применяются с коэффициентом 1,5. Таким образом, ставка земельного налога, подлежащая применению в 1996 г., 396 руб./кв. м x 1,5 = 594 руб./кв. м.
1997 г. Статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2. Ставка земельного налога, подлежащая применению в 1997 г., 594 руб./кв. м x 2 - 1188 руб./кв. м.
1998 г. Статьей 1 Федерального закона от 28.10.1998 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" до 1 января 1999 года сохранен размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год. Ставка земельного налога, подлежащая применению в 1998 г. - 1188 руб./кв. м.
Учитывая положения п. 1 Указа Президента РФ от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", размер ставки земельного налога, применяемый для расчета земельного налога в 1998 году, составляет 1,188 руб./кв. м.
1999 г. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2. Следовательно, ставка земельного налога, подлежащая применению в 1999 г., 1,188 руб./кв. м x 2 = 2,376 руб./кв. м.
2000 г. Статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2. Ставка земельного налога, подлежащая применению в 2000 г., 2,376 руб./кв. м x 1,2 = 2,851 руб./кв. м.
2001 г. Статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. Ставка земельного налога, подлежащая применению в 2001 г. - 2,851 руб./кв. м.
2002 г. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2. Таким образом, ставка земельного налога, подлежащая применению в 2002 г., 2,851 руб./кв. м x 2 = 5,702 руб./кв. м.
2003 г. Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8. Ставка земельного налога, подлежащая применению в 2003 г., 5,702 руб./кв. м x 1,8 = 10,264 руб./кв. м.
2004 г. Статьей 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ" установлено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1. Следовательно, ставка земельного налога, подлежащая применению в 2004 г., 10,264 руб./кв. м x 1,1 = 11,290 руб./кв. м.
2005 г. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" действующие в 2004 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1. Ставка земельного налога, подлежащая применению в 2005 г., 11,290 руб./кв. м x 1,1 = 12,419 руб./кв. м.
Суд считает, что повышающий коэффициент 1,6, установленный ст. 9 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области", не подлежит применению при расчете земельного налога.
В соответствии с указанной статьей Закона Московской области средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития социального потенциала и местоположение (Приложение N 7).
Приложением N 7 к этому Закону для г. Сергиев Посад установлен коэффициент увеличения 1,6.
Между тем аналогичные коэффициенты (коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала) предусмотрены Приложением N 2 (таблица 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю". Согласно этому Приложению для поселения с численностью населения до 250 тысяч человек применяется коэффициент 2,2.
Закон Российской Федерации "О плате за землю" не предоставляет право субъектам Российской Федерации повышать коэффициенты, предусмотренные Приложением 2 (таблица 3) к этому Закону, и вводить дополнительные коэффициенты.
Поэтому суд считает, что в отношении г. Сергиев Посад подлежал применению коэффициент 2,2, примененный при расчете ставки земельного налога в 1991 г.
Налоговая инспекция считает, что наряду с другими повышающими коэффициентами, которые заявителем не оспариваются, необходимо применять коэффициент "2,5", установленный ст. 2 (Приложение 1) Закона Московской области "О плате за землю в Московской области".
В соответствии с указанной нормой средние ставки земельного налога за земли всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских фермерских хозяйств, на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю", в том числе, за земли городов средней рекреационной ценности - "2,5".
Арбитражный суд не может согласиться с доводами ответчика по следующим основаниям:
Приложение N 2 (таблица 2) Закона РФ "О плате за землю" устанавливает коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах - курортных районах и зонах отдыха.
Поскольку в Законе "О плате за землю" не содержится определений понятий "курортный район и зона отдыха", в силу ст. 11 НК РФ они подлежат применению в том значении, в каком используются в других отраслях права.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ курортные зоны - зоны отдыха и курортные районы являются землями рекреационного значения и относятся к землям особо охраняемых территорий.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" N 26-ФЗ от 23.02.1995 под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее назначения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрологических и других исследований (ст. 3 указанного Закона).
Территория, занимаемая предприятием, по смыслу указанного Закона не может быть отнесена к курортным зонам.
Также в соответствии со ст. 98 Земельного кодекса данная территория не может быть отнесена и к землям рекреационного назначения, предназначенным для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд считает, что расчет земельного налога должен производиться без применения указанного коэффициента "2,5" в соответствии с действующим законодательством на основании ст. 8 Закона РФ "О плате за землю".
Таким образом, сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет заявителем в 2003 - 2005 гг. составит 1032779,20 руб., в том числе:
- в 2003 г. - 30400 x 10,264 руб./кв. м = 312025,60 руб.,
- в 2004 г. - 30400 x 11,290 руб./кв. м = 343216,00 руб.,
- в 2005 г. - 30400 x 12,419 руб./кв. м = 377537,60 руб.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что заявителем за 2003 - 2005 гг. земельный налог уплачен в общей сумме 1879117 руб., в том числе: в 2003 г. в сумме 567325 руб., в 2004 г. - в сумме 624660 руб., в 2005 г. - в сумме 687132 руб. (л.д. 82 - 103).
Таким образом, сумма излишне уплаченного заявителем земельного налога за 2003 - 2005 гг. составила 846337,80 руб.
Согласно п. 1 ст. 65, п. 5 ст. 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Учитывая положения ст. ст. 71, 201 АПК РФ, согласно которым при рассмотрении дела суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных доказательств в их совокупности, арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области N 93 от 09.03.2006 в части доначисления обществу земельного налога за 2003 - 2005 гг. в сумме 846337,80 руб. не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, поэтому подлежит признанию недействительным.
Признание частично недействительным решения, на основании которого выставлено требование об уплате налогов, влечет признание недействительным такого требования в этой части.
Решение о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках, принятое на том основании, что налогоплательщиком в добровольном порядке не исполнено частично недействительное требование, является в указанной части незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176 АПК РФ арбитражный суд
РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительными решения ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области N 93 от 09.03.2006, N 993 от 28.03.2006, требование N 1238 об уплате налога в части взыскания с ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" земельного налога за 2003 - 2005 гг. в сумме 846337,80 руб.
Обязать ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области возвратить ОАО "Сергиево-Посадский хладокомбинат" излишне уплаченный за 2003 - 2005 гг. земельный налог в сумме 846337,80 руб.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)