Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.08.2007, 06.09.2007 N 09АП-11318/2007-АК ПО ДЕЛУ N А40-19572/07-14-71

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


30 августа 2007 г. Дело N 09АП-11318/2007-АК

Резолютивная часть постановления объявлена 30.08.2007.
Полный текст постановления изготовлен 06.09.2007.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего К.Н., судей К.С., П., при ведении протокола судебного заседания судьей К.Н., при участии от истца (заявителя): С. по доверенности N 15/59 от 01.01.2007; от ответчика (заинтересованного лица): не явился, извещен, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по КН N 1 на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 июня 2007 г. по делу N А40-19572/07-14-71, принятое судьей К.Р., по иску (заявлению) ОАО "Саратовнефтегаз" к МИФНС России по КН N 1 о возврате излишне уплаченной суммы штрафа,
УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО "Саратовнефтегаз" с заявлением об обязании Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возвратить излишне уплаченную сумму штрафа в размере 2479379 руб.
Решением суда от 22.06.2007 требование удовлетворено. При этом суд исходил из того, что заявленные требования документально подтверждены и нормативно обоснованы.
С решением суда не согласилась МИФНС России по КН N 1 и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования. В обоснование своих требований МИФНС ссылается на то, что возврат излишне уплаченного штрафа осуществляется в соответствии со ст. 218 БК РФ, такой же порядок возврата штрафов установлен Приказом Министерства финансов РФ от 16.12.2004 N 116н, где в ст. 18 указано, что возврат плательщикам излишне уплаченных сумм штрафов осуществляют органы федерального казначейства. Незаконного бездействия налогового орган допущено не было, основания для признания незаконными его действий отсутствуют, так как в ответ на обращение заявителя инспекцией в адрес общества направлен ответ от 23.11.2005, в котором заявителю разъяснено, что для возврата уплаченной суммы штрафа у инспекции отсутствуют правовые основания.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения, поскольку считает, что ссылка налогового органа на то, что отсутствие порядка возврата штрафа, свидетельствует и об отсутствии обязанности возвращать штраф, противоречит статьям 21, 32, 78 НК РФ.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 266, 268 АПК РФ, в отсутствие МИФНС России по КН N 1 извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Как следует из материалов дела вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.01.2004 по делу N А57-4949/03-7 признано недействительными решение Межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области N 72/05 от 28.04.2003, требование об уплате налога N 6087 от 28.04.2003 и требование об уплате санкции N 6088 от 28.04.2003 в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в размере 15289187 рублей и штрафа в размере 3057837 рублей; в остальной части требований ОАО "Саратовнефтегаз" отказано. Решением суд взыскал с ОАО "Саратовнефтегаз" налоговую санкцию в соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в размере 619845 руб.
Таким образом, в соответствии с решением Арбитражного суда Саратовской области 15.01.2004 по делу N А57-4949/03-7 ОАО "Саратовнефтегаз" обязано было уплатить налог на добычу полезных ископаемых в сумме 3099224 руб. и штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 619845 руб.
Во исполнение решения арбитражного суда ОАО "Саратовнефтегаз" уплачена недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 3099224 руб. что подтверждается платежным поручением N 955 от 27.06.2005 и платежным поручением N 661 от 15.04.2005, уведомлением инспекции о проведении зачета N 52-11-11/14864 от 02.11.2005.
Платежным поручением N 661 от 15.04.2005 ОАО "Саратовнефтегаз" также оплачен штраф. Однако, при оплате штрафа ОАО "Саратовнефтегаз" была допущена ошибка. Вместо штрафа в сумме 619845 руб. фактически в доход бюджета заявителем был оплачен штраф в сумме 3099224 руб. В результате данной ошибки ОАО "Саратовнефтегаз" излишне уплатил в доход бюджета штраф в сумме 2479379 руб. что налоговым органом не оспаривается.
С 08 января 2004 года ОАО "Саратовнефтегаз" состоит на налоговом учете в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (свидетельство N 0009984).
20.10.2005 ОАО "Саратовнефтегаз" было направлено письмо N 07-1УН/1740 в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о возврате излишне уплаченного штрафа в сумме 2479379 рублей.
Письмом N 52-11-11/15371 от 23.11.2005 Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 уведомила ОАО "Саратовнефтегаз" о том, что письмо о возврате штрафа оставлено без исполнения по следующим основаниям:
- - порядок возврата излишне уплаченного штрафа Налоговым кодексом РФ не урегулирован;
- - согласно Приказу ФНС от 15.09.2005 N САЭ-3-19/446@ сумма излишне уплаченного штрафа может быть возвращена налогоплательщику на основании его письменного заявления по решению суда о возврате излишне уплаченной суммы штрафа.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ, налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов пеней или штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Положениями ст. 78 Налогового кодекса РФ (в редакции действующей до 01.01.2007), регулирующей вопросы зачета или возврата излишне уплаченных налогов, сборов и пени, прямо не был предусмотрен порядок зачета или возврата такого платежа как штраф.
Однако, анализ положений пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ и пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что законодательством не запрещено применение порядка предусмотренного статьей 78 НК РФ, к процедуре зачета и возврата излишне уплаченного штрафа.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие в Налоговом кодексе РФ (в редакции действующей до 01.01.2007) процедуры зачета и возврата излишне уплаченного штрафа не может служить основанием для удержания спорной суммы в бюджете и излишне уплаченная сумма штрафа подлежит зачету или возврату из бюджета по правилам ст. 78 НК РФ, является правомерным.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения и не могут служить основанием для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 июня 2007 г. по делу N А40-19572/07-14-71 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с МИФНС России по КН N 1 в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)