Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 19 февраля 2004 года Дело N А56-28081/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Никитушкиной Л.Л., Кузнецовой Н.Г., при участии от государственного предприятия "Главснаб мэрии Санкт-Петербурга" Буровой М.Л. (доверенность от 16.02.04 N 13) и Шуленковой Н.Н. (доверенность от 08.08.03), рассмотрев 18.02.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.03 по делу N А56-28081/03 (судья Бурматова Г.Е.),
Государственное предприятие "Главснаб мэрии Санкт-Петербурга" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным письма Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 24.07.03 N 15/20982 и об обязании инспекции произвести зачет 2840107 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2002 годы.
В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель уточнил требования и просил признать незаконным отказ налоговой инспекции в проведении зачета излишне уплаченного налога, изложенный в письме налогового органа от 24.07.03 N 15/20982, и обязании инспекции зачесть излишне уплаченный земельный налог в сумме 2478256,24 руб.
Решением суда от 13.10.03 требования общества удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и отказать предприятию в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, инспекция правомерно отказала заявителю в перерасчете земельного налога, поскольку в соответствии с Федеральными законами о бюджетах на 1999, 2000, 2001 и 2002 годы индексация ставок земельного налога по отношению к 1998 году должна производиться с коэффициентом 4,8 (2х1, 2х2) именно в таком порядке, в каком заявитель исчислил и уплатил налог в рассматриваемом периоде на основании первоначально представленных деклараций.
Налоговая инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения спора, представителя для участия в деле не направила, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, предприятие является плательщиком земельного налога в соответствии с временным свидетельством от 30.06.95 N 13.191.511 на земельный участок площадью 53099 кв.м, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский проспект, дом 236. Расчеты и платежи по земельному налогу за 2000 - 2002 производились заявителем по ставкам, установленным Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 (далее - Закон N 129-21), с учетом повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете Российской Федерации на 2000 - 2002 годы. Считая применение повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами, неправомерным, предприятие сделало перерасчет налога и представило в налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации за 2000, 2001, 2002 годы. Согласно уточненным декларациям общая сумма переплаты по земельному налогу составила 2478256,24 руб.
В письме от 24.07.03 N 15/20982 налоговый орган пояснил предприятию, что уточненный расчет налога является неправильным. Ставки земельного налога в 2000 - 2002 годах, по мнению инспекции, действуют с повышающим коэффициентом к ставке предыдущего года в соответствии с Законами Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" от 31.12.99 N 227-ФЗ (далее - Закон N 227-ФЗ) и "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.01 N 163-ФЗ, а согласно статье 27 Закона Санкт-Петербурга от 13.12.01 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" (с изменениями от 11.07.02 N 317-27) ставки земельного налога применяются в 2002 году по отношению к 1998 году с коэффициентом 4,8. Следовательно, считает налоговый орган, суммы исчисленного и уплаченного налогоплательщиком налога за 2000 - 2002 годы по первоначально представленным декларациям являются правильными и пересмотру не подлежат.
Общество, расценив указанное письмо инспекции как ненормативный правовой акт, нарушающий его права и интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение налогового органа недействительным и обязал инспекцию провести зачет излишне уплаченных сумм земельного налога.
Статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1) земельный налог отнесен к местным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 154-ФЗ) местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Вместе с тем согласно Федеральному закону от 17.03.97 N 55-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения, находящиеся на территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий.
Законом N 129-21 утверждены границы социально-экономических районов Санкт-Петербурга и ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий. Эти ставки применяются налогоплательщиками с 01.01.99 и законодательными актами Санкт-Петербурга в 2000 - 2001 годах не менялись.
Статьей 53 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) установлено, что налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Статьей 18 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки земельного налога применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Статьей 12 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" предусмотрено, что в 2001 году применяются ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году.
Учитывая, что ставки налога, установленные Законом N 129-21 не изменялись, а применение повышающего коэффициента к ставкам земельного налога ограничивается действием федеральных законов о бюджетах в конкретно определенный период времени, то применение повышающих коэффициентов без учета ограничения действия их во времени неправомерно.
Таким образом, в 2001 году коэффициент (1,2), действовавший в 2000 году, не подлежит применению, поскольку Закон Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" утратил силу, а последующий Закон Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" не установил повышающих коэффициентов.
Статьей 27 Закона Санкт-Петербурга от 13.12.01 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" (далее - Закон N 818-109) установлено, что с 01.01.02 ставки земельного налога применяются в 2002 году по отношению к 1998 году с коэффициентом "2,688".
После принятия Закона N 818-109 федеральным законодателем произведена корректировка размера индексации ставок земельного налога на 2002 год с "1,12" до "2". В соответствии со статьей 1 Закона N 163-ФЗ ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2", а не "1,12". Аналогичная норма предусмотрена и в статье 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".
Законом Санкт-Петербурга от 11.07.02 N 314-27 внесены изменения в статью 27 Закона N 818-109: вместо коэффициента "2,688" установлен коэффициент "4,8".
Однако в силу статьи 3 Закона N 1738-1 налоговым периодом по земельному налогу является календарный год. Коэффициент "4,8" повышает размер земельного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками за 2002 год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Следовательно, статья 27 Закона N 818-109 в редакции Закона N 314-27, устанавливающая на 2002 год повышенный коэффициент "4,8" к ставкам земельного налога, не подлежит применению в 2002 году. Уплата земельного налога в Санкт-Петербурге в 2002 году должна производиться с учетом коэффициента "2,688", предусмотренного статьей 27 Закона N 818-109, вступившего в действие с 01.01.02 в соответствии со статьей 40 названного закона. Увеличение ставок земельного налога произведено субъектом Российской Федерации - Санкт-Петербургом - в пределах полномочий, предоставленных ему пунктом 2 статьи 53 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об излишней уплате предприятием земельного налога за 2000 - 2002 годы, а следовательно, правомерно удовлетворены требования заявителя. Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.03 по делу N А56-28081/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 19.02.2004 N А56-28081/03
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2004 года Дело N А56-28081/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Никитушкиной Л.Л., Кузнецовой Н.Г., при участии от государственного предприятия "Главснаб мэрии Санкт-Петербурга" Буровой М.Л. (доверенность от 16.02.04 N 13) и Шуленковой Н.Н. (доверенность от 08.08.03), рассмотрев 18.02.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.03 по делу N А56-28081/03 (судья Бурматова Г.Е.),
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие "Главснаб мэрии Санкт-Петербурга" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным письма Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 24.07.03 N 15/20982 и об обязании инспекции произвести зачет 2840107 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2002 годы.
В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель уточнил требования и просил признать незаконным отказ налоговой инспекции в проведении зачета излишне уплаченного налога, изложенный в письме налогового органа от 24.07.03 N 15/20982, и обязании инспекции зачесть излишне уплаченный земельный налог в сумме 2478256,24 руб.
Решением суда от 13.10.03 требования общества удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и отказать предприятию в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, инспекция правомерно отказала заявителю в перерасчете земельного налога, поскольку в соответствии с Федеральными законами о бюджетах на 1999, 2000, 2001 и 2002 годы индексация ставок земельного налога по отношению к 1998 году должна производиться с коэффициентом 4,8 (2х1, 2х2) именно в таком порядке, в каком заявитель исчислил и уплатил налог в рассматриваемом периоде на основании первоначально представленных деклараций.
Налоговая инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения спора, представителя для участия в деле не направила, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, предприятие является плательщиком земельного налога в соответствии с временным свидетельством от 30.06.95 N 13.191.511 на земельный участок площадью 53099 кв.м, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский проспект, дом 236. Расчеты и платежи по земельному налогу за 2000 - 2002 производились заявителем по ставкам, установленным Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 (далее - Закон N 129-21), с учетом повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете Российской Федерации на 2000 - 2002 годы. Считая применение повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами, неправомерным, предприятие сделало перерасчет налога и представило в налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации за 2000, 2001, 2002 годы. Согласно уточненным декларациям общая сумма переплаты по земельному налогу составила 2478256,24 руб.
В письме от 24.07.03 N 15/20982 налоговый орган пояснил предприятию, что уточненный расчет налога является неправильным. Ставки земельного налога в 2000 - 2002 годах, по мнению инспекции, действуют с повышающим коэффициентом к ставке предыдущего года в соответствии с Законами Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" от 31.12.99 N 227-ФЗ (далее - Закон N 227-ФЗ) и "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.01 N 163-ФЗ, а согласно статье 27 Закона Санкт-Петербурга от 13.12.01 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" (с изменениями от 11.07.02 N 317-27) ставки земельного налога применяются в 2002 году по отношению к 1998 году с коэффициентом 4,8. Следовательно, считает налоговый орган, суммы исчисленного и уплаченного налогоплательщиком налога за 2000 - 2002 годы по первоначально представленным декларациям являются правильными и пересмотру не подлежат.
Общество, расценив указанное письмо инспекции как ненормативный правовой акт, нарушающий его права и интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение налогового органа недействительным и обязал инспекцию провести зачет излишне уплаченных сумм земельного налога.
Статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1) земельный налог отнесен к местным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 154-ФЗ) местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Вместе с тем согласно Федеральному закону от 17.03.97 N 55-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения, находящиеся на территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий.
Законом N 129-21 утверждены границы социально-экономических районов Санкт-Петербурга и ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий. Эти ставки применяются налогоплательщиками с 01.01.99 и законодательными актами Санкт-Петербурга в 2000 - 2001 годах не менялись.
Статьей 53 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) установлено, что налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Статьей 18 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки земельного налога применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Статьей 12 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" предусмотрено, что в 2001 году применяются ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году.
Учитывая, что ставки налога, установленные Законом N 129-21 не изменялись, а применение повышающего коэффициента к ставкам земельного налога ограничивается действием федеральных законов о бюджетах в конкретно определенный период времени, то применение повышающих коэффициентов без учета ограничения действия их во времени неправомерно.
Таким образом, в 2001 году коэффициент (1,2), действовавший в 2000 году, не подлежит применению, поскольку Закон Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" утратил силу, а последующий Закон Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" не установил повышающих коэффициентов.
Статьей 27 Закона Санкт-Петербурга от 13.12.01 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" (далее - Закон N 818-109) установлено, что с 01.01.02 ставки земельного налога применяются в 2002 году по отношению к 1998 году с коэффициентом "2,688".
После принятия Закона N 818-109 федеральным законодателем произведена корректировка размера индексации ставок земельного налога на 2002 год с "1,12" до "2". В соответствии со статьей 1 Закона N 163-ФЗ ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2", а не "1,12". Аналогичная норма предусмотрена и в статье 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".
Законом Санкт-Петербурга от 11.07.02 N 314-27 внесены изменения в статью 27 Закона N 818-109: вместо коэффициента "2,688" установлен коэффициент "4,8".
Однако в силу статьи 3 Закона N 1738-1 налоговым периодом по земельному налогу является календарный год. Коэффициент "4,8" повышает размер земельного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками за 2002 год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Следовательно, статья 27 Закона N 818-109 в редакции Закона N 314-27, устанавливающая на 2002 год повышенный коэффициент "4,8" к ставкам земельного налога, не подлежит применению в 2002 году. Уплата земельного налога в Санкт-Петербурге в 2002 году должна производиться с учетом коэффициента "2,688", предусмотренного статьей 27 Закона N 818-109, вступившего в действие с 01.01.02 в соответствии со статьей 40 названного закона. Увеличение ставок земельного налога произведено субъектом Российской Федерации - Санкт-Петербургом - в пределах полномочий, предоставленных ему пунктом 2 статьи 53 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об излишней уплате предприятием земельного налога за 2000 - 2002 годы, а следовательно, правомерно удовлетворены требования заявителя. Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.03 по делу N А56-28081/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
КОЧЕРОВА Л.И.
Судьи
НИКИТУШКИНА Л.Л.
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
КОЧЕРОВА Л.И.
Судьи
НИКИТУШКИНА Л.Л.
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)