Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 19.01.2004 N Ф04/308-2013/А46-2003

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 19 января 2004 года Дело N Ф04/308-2013/А46-2003


Открытое акционерное общество "Акционерная компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" (далее - ОАО "АК "Омскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным ненормативного акта - решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) N 17-16/2082 ДСП от 28.02.2003 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по деятельности филиала Омская ТЭЦ-6.
Заявленное требование мотивировано тем, что обжалуемое решение налоговой инспекции основано на неправильном применении налоговым органом действующего законодательства о налогах и сборах.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.06.2003 по делу N 23-193/03 заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены в полном объеме. Решение налоговой инспекции N 17-16/2082ДСП от 28.02.2003 признано незаконным.
Принимая решение, суд исходил из того, что поскольку в соответствии с Законом Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю" налоговым периодом по земельному налогу является год, то коэффициенты по ставкам земельного налога, установленные Федеральным законом N 163-ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога", не могут быть применены ранее 01.01.2003.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 29.10.2003 решение от 03.06.2003 отменено и принято новое решение - об отказе в удовлетворении требований ОАО "АК "Омскэнерго".
Принятое постановление мотивировано тем, что при расчете земельного налога установленные Законом Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Нормы федеральных законов о бюджете содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов данными законами на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству. Таким образом, для определения размера земельного налога на 2002 год в силу статьи 14 Федерального закона Российской Федерации N 194-ФЗ от 30.12.2001 "О федеральном бюджете на 2002 год" установлена ставка земельного налога, действовавшая в 2001 году, с коэффициентом 2.
ОАО "АК "Омскэнерго", ссылаясь на неправильное применение апелляционной инстанцией Арбитражного суда Омской области норм материального права, обратилось в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление от 29.10.2003 по делу N А-748/03 отменить, принять новое решение - об удовлетворении заявленных требований.
Считает, что акты бюджетного законодательства не подлежат применению по вопросам о порядке исчисления и установления размера налогового обязательства по уплате в бюджет земельного налога. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в законную силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, следующего за отчетным. Таким образом, за основу расчета налога на землю за 2002 год следует принимать ставку налога на 1998 год и применить к ней коэффициент 2, установленный Федеральным законом N 163-ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога".
Налоговая инспекция в нарушение требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса РФ отзыв на кассационную жалобу не представила.
Руководствуясь статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, заслушала и проанализировала мнения представителей сторон, проверила правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим причинам.
Из материалов дела следует, что 29.12.2002 ОАО "АК "Омскэнерго" направило в адрес Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2002 год по деятельности своего филиала - Омская ТЭЦ-6. При составлении указанной декларации по объектам (кроме жилого дома и общежития, для которых применена ставка 0,12 руб./кв. м) была применена ставка земельного налога в размере 3,276 руб. за квадратный метр в год. Данная ставка образовалась путем увеличения средней ставки налога за 1998 год на повышающий коэффициент 2.
Налоговой инспекцией была проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2002 год по вопросу правильности применения ставок земельного налога. По ее результатам заместителем руководителя налоговой инспекции вынесено решение N 17-16/2082 ДСП от 28.02.2003 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения ОАО "АК "Омскэнерго" по деятельности филиала Омская ТЭЦ-6.
Указанным решением выявлено неправильное применение ставки налога на землю, а именно без учета повышающих коэффициентов, утвержденных Федеральным законом N 36-ФЗ от 22.02.99 "О федеральном бюджете на 1999 год" (коэффициент - 2) и Федеральным законом N 227-ФЗ от 31.12.99 "О федеральном бюджете на 2000 год" (коэффициент - 1,2), что послужило основанием для доначисления налога в сумме 9059061,16 руб.
Кроме того, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога в размере 1811812,2 руб.
Не согласившись с позицией налоговой инспекции, ОАО "АК "Омскэнерго" обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционная инстанция Арбитражного суда Омской области пришла к обоснованному выводу о правомерности действий налогового органа и отсутствии оснований для признания недействительным решения N 17-16/2082ДСП от 28.02.2003.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
Статьей 1 Закона Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю" установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом. Размер земельного налога не зависит от результатов их деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ежегодное применение повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога предусмотрено Федеральным законом N 163-ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога" и федеральными законами о бюджетах на соответствующий год, при этом сама ставка налога не изменяется, поскольку в силу подпункта "б" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", пункта 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации определение ее размера относится к компетенции органов местного самоуправления, что не противоречит статьям 11 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации и согласуется с пунктом 2 статьи 8, пунктом 2 статьи 9 и статьей 12 Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю" налог на землю устанавливается на основе средних ставок, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности органами местного самоуправления.
Других законодательных ограничений воли собственника в части определения им ставок земельного налога федеральным законодательством не установлено.
Статьей 14 Федерального закона Российской Федерации N 194-ФЗ от 30.12.2001 "О федеральном бюджете на 2002 год" установлена ставка земельного налога, действовавшая в 2001 году с коэффициентом 2.
Нормы федеральных законов о бюджете содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству. Поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления.
Таким образом, апелляционной инстанцией сделан обоснованный вывод о том, что при исчислении ставок земельного налога за 2002 год ОАО "АК "Омскэнерго" следовало к ставке, установленной решением Омского городского Совета N 298 от 20.09.2000 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска", применить коэффициент 2.
Кассационная коллегия поддерживает выводы суда апелляционной инстанции о том, что решение налогового органа N 17-16/2082 ДСП от 28.02.2003 о доначислении ОАО "АК "Омскэнерго" земельного налога в сумме 9059061,16 руб., а также о привлечении к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 20% от неуплаченного налога в размере 1811812,20 руб. является обоснованным.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции, им дана правильная оценка. Оснований для переоценки данных выводов судебных инстанций у кассационной коллегии в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ не имеется, и поэтому доводы кассационной жалобы ОАО "АК "Омскэнерго" не принимаются.
Кассационная коллегия считает, что суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно установил фактические обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, представленным сторонами, правильно применил нормы материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 29.10.2003 по делу N 23-193/03 (А-748/03) оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Акционерная компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 19 января 2004 года Дело N Ф04/308-2013/А46-2003


Открытое акционерное общество "Акционерная компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" (далее - ОАО "АК "Омскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным ненормативного акта - решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) N 17-16/2082 ДСП от 28.02.2003 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по деятельности филиала Омская ТЭЦ-6.
Заявленное требование мотивировано тем, что обжалуемое решение налоговой инспекции основано на неправильном применении налоговым органом действующего законодательства о налогах и сборах.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.06.2003 по делу N 23-193/03 заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены в полном объеме. Решение налоговой инспекции N 17-16/2082ДСП от 28.02.2003 признано незаконным.
Принимая решение, суд исходил из того, что поскольку в соответствии с Законом Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю" налоговым периодом по земельному налогу является год, то коэффициенты по ставкам земельного налога, установленные Федеральным законом N 163-ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога", не могут быть применены ранее 01.01.2003.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 29.10.2003 решение от 03.06.2003 отменено и принято новое решение - об отказе в удовлетворении требований ОАО "АК "Омскэнерго".
Принятое постановление мотивировано тем, что при расчете земельного налога установленные Законом Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Нормы федеральных законов о бюджете содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов данными законами на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству. Таким образом, для определения размера земельного налога на 2002 год в силу статьи 14 Федерального закона Российской Федерации N 194-ФЗ от 30.12.2001 "О федеральном бюджете на 2002 год" установлена ставка земельного налога, действовавшая в 2001 году, с коэффициентом 2.
ОАО "АК "Омскэнерго", ссылаясь на неправильное применение апелляционной инстанцией Арбитражного суда Омской области норм материального права, обратилось в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление от 29.10.2003 по делу N А-748/03 отменить, принять новое решение - об удовлетворении заявленных требований.
Считает, что акты бюджетного законодательства не подлежат применению по вопросам о порядке исчисления и установления размера налогового обязательства по уплате в бюджет земельного налога. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в законную силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, следующего за отчетным. Таким образом, за основу расчета налога на землю за 2002 год следует принимать ставку налога на 1998 год и применить к ней коэффициент 2, установленный Федеральным законом N 163-ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога".
Налоговая инспекция в нарушение требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса РФ отзыв на кассационную жалобу не представила.
Руководствуясь статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, заслушала и проанализировала мнения представителей сторон, проверила правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим причинам.
Из материалов дела следует, что 29.12.2002 ОАО "АК "Омскэнерго" направило в адрес Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2002 год по деятельности своего филиала - Омская ТЭЦ-6. При составлении указанной декларации по объектам (кроме жилого дома и общежития, для которых применена ставка 0,12 руб./кв. м) была применена ставка земельного налога в размере 3,276 руб. за квадратный метр в год. Данная ставка образовалась путем увеличения средней ставки налога за 1998 год на повышающий коэффициент 2.
Налоговой инспекцией была проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2002 год по вопросу правильности применения ставок земельного налога. По ее результатам заместителем руководителя налоговой инспекции вынесено решение N 17-16/2082 ДСП от 28.02.2003 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения ОАО "АК "Омскэнерго" по деятельности филиала Омская ТЭЦ-6.
Указанным решением выявлено неправильное применение ставки налога на землю, а именно без учета повышающих коэффициентов, утвержденных Федеральным законом N 36-ФЗ от 22.02.99 "О федеральном бюджете на 1999 год" (коэффициент - 2) и Федеральным законом N 227-ФЗ от 31.12.99 "О федеральном бюджете на 2000 год" (коэффициент - 1,2), что послужило основанием для доначисления налога в сумме 9059061,16 руб.
Кроме того, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога в размере 1811812,2 руб.
Не согласившись с позицией налоговой инспекции, ОАО "АК "Омскэнерго" обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционная инстанция Арбитражного суда Омской области пришла к обоснованному выводу о правомерности действий налогового органа и отсутствии оснований для признания недействительным решения N 17-16/2082ДСП от 28.02.2003.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
Статьей 1 Закона Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю" установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом. Размер земельного налога не зависит от результатов их деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ежегодное применение повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога предусмотрено Федеральным законом N 163-ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога" и федеральными законами о бюджетах на соответствующий год, при этом сама ставка налога не изменяется, поскольку в силу подпункта "б" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", пункта 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации определение ее размера относится к компетенции органов местного самоуправления, что не противоречит статьям 11 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации и согласуется с пунктом 2 статьи 8, пунктом 2 статьи 9 и статьей 12 Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю" налог на землю устанавливается на основе средних ставок, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности органами местного самоуправления.
Других законодательных ограничений воли собственника в части определения им ставок земельного налога федеральным законодательством не установлено.
Статьей 14 Федерального закона Российской Федерации N 194-ФЗ от 30.12.2001 "О федеральном бюджете на 2002 год" установлена ставка земельного налога, действовавшая в 2001 году с коэффициентом 2.
Нормы федеральных законов о бюджете содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству. Поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления.
Таким образом, апелляционной инстанцией сделан обоснованный вывод о том, что при исчислении ставок земельного налога за 2002 год ОАО "АК "Омскэнерго" следовало к ставке, установленной решением Омского городского Совета N 298 от 20.09.2000 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска", применить коэффициент 2.
Кассационная коллегия поддерживает выводы суда апелляционной инстанции о том, что решение налогового органа N 17-16/2082 ДСП от 28.02.2003 о доначислении ОАО "АК "Омскэнерго" земельного налога в сумме 9059061,16 руб., а также о привлечении к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 20% от неуплаченного налога в размере 1811812,20 руб. является обоснованным.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции, им дана правильная оценка. Оснований для переоценки данных выводов судебных инстанций у кассационной коллегии в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ не имеется, и поэтому доводы кассационной жалобы ОАО "АК "Омскэнерго" не принимаются.
Кассационная коллегия считает, что суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно установил фактические обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, представленным сторонами, правильно применил нормы материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 29.10.2003 по делу N 23-193/03 (А-748/03) оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Акционерная компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)