Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 17 мая 2001 г. Дело N А58-2913/00-Ф02-1008/01-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Косачевой О.И.,
судей: Гуменюк Т.А., Елфимовой Г.В.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мирному на решение от 9 января 2001 года и постановление апелляционной инстанции от 12 марта 2001 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-2913/00 (суд первой инстанции: Бадлуева Е.Б., Решетникова С.Н., Харлампьева Л.К.; суд апелляционной инстанции: Федоров И.Н., Агальцева Л.В., Шитик О.В.),
Общество с ограниченной ответственностью "Коммерческий банк "Алмазэргиенбанк" (банк) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мирному (налоговая инспекция) от 22.12.1999 N 04-305 о взыскании дополнительных платежей налога на прибыль за 3 квартал 1999 года в сумме 41381 рубля.
Решением от 9 января 2001 года по делу N А58-2913/00 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 12 марта 2001 года решение оставлено без изменения.
Не согласившись с решением от 9 января 2001 года и постановлением от 12 марта 2001 года, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности в связи с нарушением норм материального права.
Так, по мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражный суд при принятии судебных актов не учел, что согласно пункту 5.2 Инструкции от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" разница между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога определяется на основании расчета налога от фактической прибыли и фактически поступивших авансовых платежей в пределах сумм, предусмотренных в справках об авансовых взносах налога в бюджет (с учетом изменений), исходя из предполагаемой прибыли.
Банк в отзыве на кассационную жалобу отклонил изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность решения от 9 января 2001 года и постановления от 12 марта 2001 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления N 115 от 10.05.2001, N 116 от 07.05.2001), однако на судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Республики Саха (Якутия), налоговая инспекция при проведении камеральной проверки представленных банком бухгалтерского баланса и налоговых деклараций по налогу на прибыль за 9 месяцев 1999 года выявила факт неуплаты в бюджет дополнительных платежей налога на прибыль за 3 квартал 1999 года.
По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 17.11.1999 N 04-305, вынесено решение от 22.12.1999 N 04-305 о взыскании с банка дополнительных платежей налога на прибыль за 3 квартал 1999 года в сумме 41381 рубля и направлено требование об уплате в бюджет дополнительных платежей в указанной сумме в добровольном порядке.
Вывод арбитражного суда об удовлетворении исковых требований о признании недействительным названного решения ошибочен.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога.
Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога.
Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Таким образом, названной нормой установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать авансовые взносы налога на прибыль, как то предусмотрено пунктом 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядок исчисления и внесения в бюджет дополнительного платежа налога на прибыль, исчисляемого по итогам квартала путем умножения разницы между подлежащим внесению в бюджет налогом от фактически полученной прибыли и уже уплаченными авансовыми взносами.
При этом дополнительный платеж является составной частью налога на прибыль и подлежит обязательной уплате в бюджет при внесении налога в виде авансовых взносов в размере, меньшем исчисленного по итогам квартала, поэтому по правовой природе не относится ни к пеням, ни к налоговым санкциям.
Из толкования вышеназванной нормы следует, что при исчислении дополнительных платежей не имеет значения, была ли возможность у налогоплательщика определить предполагаемую сумму прибыли за налогооблагаемый период, совершались ли им противоправные действия и в результате каких операций получена прибыль.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска, поэтому решение от 9 января 2001 года и постановление от 12 марта 2001 года подлежат отмене в соответствии с пунктом 1 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятые с нарушением норм материального права.
Вместе с тем у кассационной инстанции отсутствует возможность принятия нового решения, поскольку арбитражный суд не проверил, в каком размере фактически получена прибыль за 3 квартал 1999 года и правильно ли составлен расчет дополнительного платежа названного налога.
Также суд не исследовал и не дал оценку с учетом пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации доводам банка о том, что он считает авансовые платежи уплаченными путем излишне уплаченного налога на прибыль, не возвращенного из бюджета в срок налоговым органом.
Учитывая, что названные обстоятельства, имеющие значение для дела, не выяснены судом и требуют дополнительной проверки и оценки, обжалуемые акты по настоящему делу подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение.
При новом судебном разбирательстве арбитражному суду также следует разрешить вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 162, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 9 января 2001 года и постановление апелляционной инстанции от 12 марта 2001 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-2913/00 отменить и дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 17.05.2001 N А58-2913/00-Ф02-1008/01-С1 ПО ДЕЛУ N А58-2913/00
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 17 мая 2001 г. Дело N А58-2913/00-Ф02-1008/01-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Косачевой О.И.,
судей: Гуменюк Т.А., Елфимовой Г.В.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мирному на решение от 9 января 2001 года и постановление апелляционной инстанции от 12 марта 2001 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-2913/00 (суд первой инстанции: Бадлуева Е.Б., Решетникова С.Н., Харлампьева Л.К.; суд апелляционной инстанции: Федоров И.Н., Агальцева Л.В., Шитик О.В.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Коммерческий банк "Алмазэргиенбанк" (банк) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мирному (налоговая инспекция) от 22.12.1999 N 04-305 о взыскании дополнительных платежей налога на прибыль за 3 квартал 1999 года в сумме 41381 рубля.
Решением от 9 января 2001 года по делу N А58-2913/00 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 12 марта 2001 года решение оставлено без изменения.
Не согласившись с решением от 9 января 2001 года и постановлением от 12 марта 2001 года, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности в связи с нарушением норм материального права.
Так, по мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражный суд при принятии судебных актов не учел, что согласно пункту 5.2 Инструкции от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" разница между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога определяется на основании расчета налога от фактической прибыли и фактически поступивших авансовых платежей в пределах сумм, предусмотренных в справках об авансовых взносах налога в бюджет (с учетом изменений), исходя из предполагаемой прибыли.
Банк в отзыве на кассационную жалобу отклонил изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность решения от 9 января 2001 года и постановления от 12 марта 2001 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления N 115 от 10.05.2001, N 116 от 07.05.2001), однако на судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Республики Саха (Якутия), налоговая инспекция при проведении камеральной проверки представленных банком бухгалтерского баланса и налоговых деклараций по налогу на прибыль за 9 месяцев 1999 года выявила факт неуплаты в бюджет дополнительных платежей налога на прибыль за 3 квартал 1999 года.
По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 17.11.1999 N 04-305, вынесено решение от 22.12.1999 N 04-305 о взыскании с банка дополнительных платежей налога на прибыль за 3 квартал 1999 года в сумме 41381 рубля и направлено требование об уплате в бюджет дополнительных платежей в указанной сумме в добровольном порядке.
Вывод арбитражного суда об удовлетворении исковых требований о признании недействительным названного решения ошибочен.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога.
Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога.
Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Таким образом, названной нормой установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать авансовые взносы налога на прибыль, как то предусмотрено пунктом 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядок исчисления и внесения в бюджет дополнительного платежа налога на прибыль, исчисляемого по итогам квартала путем умножения разницы между подлежащим внесению в бюджет налогом от фактически полученной прибыли и уже уплаченными авансовыми взносами.
При этом дополнительный платеж является составной частью налога на прибыль и подлежит обязательной уплате в бюджет при внесении налога в виде авансовых взносов в размере, меньшем исчисленного по итогам квартала, поэтому по правовой природе не относится ни к пеням, ни к налоговым санкциям.
Из толкования вышеназванной нормы следует, что при исчислении дополнительных платежей не имеет значения, была ли возможность у налогоплательщика определить предполагаемую сумму прибыли за налогооблагаемый период, совершались ли им противоправные действия и в результате каких операций получена прибыль.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска, поэтому решение от 9 января 2001 года и постановление от 12 марта 2001 года подлежат отмене в соответствии с пунктом 1 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятые с нарушением норм материального права.
Вместе с тем у кассационной инстанции отсутствует возможность принятия нового решения, поскольку арбитражный суд не проверил, в каком размере фактически получена прибыль за 3 квартал 1999 года и правильно ли составлен расчет дополнительного платежа названного налога.
Также суд не исследовал и не дал оценку с учетом пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации доводам банка о том, что он считает авансовые платежи уплаченными путем излишне уплаченного налога на прибыль, не возвращенного из бюджета в срок налоговым органом.
Учитывая, что названные обстоятельства, имеющие значение для дела, не выяснены судом и требуют дополнительной проверки и оценки, обжалуемые акты по настоящему делу подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение.
При новом судебном разбирательстве арбитражному суду также следует разрешить вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 162, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 9 января 2001 года и постановление апелляционной инстанции от 12 марта 2001 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-2913/00 отменить и дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Председательствующий
О.И.КОСАЧЕВА
О.И.КОСАЧЕВА
Судьи:
Т.А.ГУМЕНЮК
Г.В.ЕЛФИМОВА
Т.А.ГУМЕНЮК
Г.В.ЕЛФИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)