Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Глазыриной Т.Ю.,
судей Гусева О.Г., Первухина В.М.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.10.2008 по делу N А60-16604/08.
В судебном заседании приняли участие представители:
- инспекции - Коростелев А.Б. (доверенность от 11.04.2008 N 11-03);
- общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Золотой стандарт" (далее - общество) - Нарыжная И.Н. (доверенность от 10.12.2008 б/н).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в направлении требования от 30.05.2008 N 09-12/12896 о снятии с учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Решением суда от 07.10.2008 (судья Пономарева О.А.) заявление общества удовлетворено. Признаны незаконными действия инспекции, выразившиеся в направлении требования от 30.05.2008 N 09-12/12896 о снятии с учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. Инспекция обязана устранить нарушение прав и законных интересов общества.
В апелляционном суде решение не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявления общества отказать, ссылаясь на нарушение судом требований п. 4 ст. 5 Федерального Закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ), согласно которым не допускается открытие после 01.01.2007 новых игорных заведений вне игорных зон. В обоснование жалобы указано на то, что общество по состоянию на 01.01.2007 не имело игорного заведения, расположенного по адресу: город Первоуральск, ул. Ильича, 11А, в связи с чем допущенная инспекцией ошибка в регистрации игровых автоматов по данному адресу 04.02.2008 устранена путем направления требования о снятии с учета объектов налогообложения. При этом, по мнению инспекции, не имеется оснований для применения судом Инструкции "О порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям", утвержденной приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 08.11.2007 N 100н (далее - Инструкция), поскольку нарушение ограничений, установленных Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ, обнаружено в рамках проведения мероприятий налогового контроля, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс).
Отзыв на кассационную жалобу обществом не представлен.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании заявления общества о регистрации игровых автоматов в количестве 50 штук по адресу: город Первоуральск, ул. Ильича, 11 А, выдано свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 04.02.2008 N 314.
Инспекцией 30.05.2008 направлено обществу требование N 09-12/12896 о снятии с учета указанных объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Из требования следует, что инспекция, рассмотрев соответствие игорного заведения, принадлежащего обществу, требованиям, установленным ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, ставит в известность общество о его несоответствии требованиям, установленным п. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ. В связи с тем, что согласно п. 6 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, деятельность игорных заведений, не отвечающих установленным требованиям, должна быть прекращена до 01.07.2007, общество обязано незамедлительно подать заявление о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и прекратить деятельность в сфере игорного бизнеса на территории города Первоуральска, ул. Ильича, 11А Свердловской области. В требовании разъясняется, что в случае продолжения указанной деятельности, налоговый орган примет меры, предусмотренные действующим законодательством и Налоговым кодексом Российской Федерации, по пресечению незаконной деятельности общества, включая обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации общества.
Считая действия инспекции, выразившиеся в направлении указанного требования, незаконными, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление общества, суд исходил из того, что оспариваемые действия инспекции не соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, Инструкции и нарушают права и законные интересы налогоплательщика, поскольку проверка деятельности общества на основаниях в порядке, предусмотренных Инструкцией, инспекцией не проводилась.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Указанные ограничения вступили в силу с 01.01.2007 и касаются введения новых требований, в том числе к организаторам азартных игр и игорным заведениям.
В силу ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным ч. 1, 2 данной статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ организаторы азартных игр, имеющие соответствующие лицензии, и отвечающие требованиям, установленным ч. 6 ст. 6 указанного закона, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 в игорных заведениях при условии соответствия их требованиям, установленным ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч. 2, 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
При этом согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Таким образом, право организатора азартных игр продолжить до 30.06.2009 свою деятельность вне игорных зон после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ возникает лишь в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 игорных заведений, то есть в тех местах осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, где такая деятельность осуществлялась.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании данной деятельности.
В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, п. 5.1.9 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2008 N 116), контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных ч. 1 и ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, осуществляется Федеральной налоговой службой.
В соответствии с п. 3 Инструкции в ходе контроля соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям, налоговыми органами проводится проверка соблюдения организаторами азартных игр требований, установленных ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
Согласно п. 5 Инструкции проверка проводится на основании распоряжения территориального налогового органа. В п. 6 Инструкции определены сведения, подлежащие указанию в распоряжении о проведении проверки, среди них: правовые основания проведения проверки, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки. Результаты проверки оформляются актом проверки (п. 16 Инструкции).
В случае выявления в результате проведения проверки в рамках обеспечения исполнения положения, предусмотренного п. 6 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, нарушений требований, установленных ч. 1, 2 ст. 16 закона, руководителем налогового органа по месту постановки на учет организатора азартных игр выносится предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе, о прекращении деятельности всех игорных заведений (структурных подразделений) организатора азартных игр, не соответствующих требованиям, установленным ч. 1, 2 ст. 15 данного закона. В предписании также указывается на необходимость подачи в налоговый орган заявлений о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения (п. 15 Инструкции).
Согласно п. 2 ст. 366 Кодекса каждый объект обложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
Обязанность общества по обращению в инспекцию с заявлением об изменении количества объектов налогообложения, установленная ст. 366 Кодекса, обусловлена волеизъявлением налогоплательщика об изменении количества объектов налогообложения.
В соответствии с ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что по состоянию на 01.01.2007 обществом не осуществлялась деятельность в игорном заведении, расположенном по адресу: город Первоуральск, ул. Ильича, 11А и инспекцией ошибочно выдано свидетельство о регистрации игровых автоматов по адресу данного игорного заведения. Деятельность общества в сфере игорного бизнеса в спорном игорном заведении осуществляется с 04.02.2008 на основании свидетельства о регистрации игровых автоматов, выданного инспекцией.
Заявления об изменении количества объектов налогообложения в связи с выбытием 50 игровых автоматов обществом в налоговый орган не направлялось.
Проверка соблюдения обществом требований, установленных для организаторов азартных игр, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ и Инструкцией налоговым органом не проводилась.
Фактические обстоятельства, послужившие основанием для направления оспариваемого требования о снятии с учета объектов налогообложения, в данном требовании не изложены.
В силу ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, а также исполнять обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами.
Из материалов дела следует, что оспариваемые действия инспекции не соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ и Инструкции "О порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям", поскольку основанием для направления оспариваемого требования инспекции явились ошибочные действия инспекции по регистрации игровых автоматов и намерение исправить допущенное инспекцией нарушение.
Доказательств, подтверждающих соблюдение налоговым органом при совершении оспариваемых действий требований Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ и Инструкции вопреки положениям, предусмотренным ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, инспекцией не представлено.
Указанные обстоятельства исследованы судом в полном объеме в соответствии с требованиями, установленными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы инспекции о том, что направление оспариваемого требования обусловлено проведением мероприятий налогового контроля в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, являются несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку Кодексом и гл. 29 Кодекса не предусмотрены полномочия налогового органа по предъявлению налогоплательщикам требований о снятии с учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Осуществление мероприятий, направленных на прекращение незаконной деятельности налогоплательщика, допускается при условии соблюдения налоговым органом требований, установленных Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ и Инструкцией "О порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям".
Доводы инспекции о том, что указанная Инструкция содержит только требования к проведению проверки технического состояния игрового оборудования и не устанавливает порядка проведения проверки соблюдения организаторами азартных игр требований п. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ и возможных мер реагирования, противоречат содержанию Инструкции, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно признал оспариваемые действия инспекции, выразившиеся в направлении требования о снятии с учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес незаконными и нарушающими права и законные интересы общества.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.10.2008 по делу N А60-16604/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Свердловской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Свердловской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб. по кассационной жалобе.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 11.12.2008 N Ф09-9330/08-С3 ПО ДЕЛУ N А60-16604/08
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2008 г. N Ф09-9330/08-С3
Дело N А60-16604/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Глазыриной Т.Ю.,
судей Гусева О.Г., Первухина В.М.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.10.2008 по делу N А60-16604/08.
В судебном заседании приняли участие представители:
- инспекции - Коростелев А.Б. (доверенность от 11.04.2008 N 11-03);
- общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Золотой стандарт" (далее - общество) - Нарыжная И.Н. (доверенность от 10.12.2008 б/н).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в направлении требования от 30.05.2008 N 09-12/12896 о снятии с учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Решением суда от 07.10.2008 (судья Пономарева О.А.) заявление общества удовлетворено. Признаны незаконными действия инспекции, выразившиеся в направлении требования от 30.05.2008 N 09-12/12896 о снятии с учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. Инспекция обязана устранить нарушение прав и законных интересов общества.
В апелляционном суде решение не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявления общества отказать, ссылаясь на нарушение судом требований п. 4 ст. 5 Федерального Закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ), согласно которым не допускается открытие после 01.01.2007 новых игорных заведений вне игорных зон. В обоснование жалобы указано на то, что общество по состоянию на 01.01.2007 не имело игорного заведения, расположенного по адресу: город Первоуральск, ул. Ильича, 11А, в связи с чем допущенная инспекцией ошибка в регистрации игровых автоматов по данному адресу 04.02.2008 устранена путем направления требования о снятии с учета объектов налогообложения. При этом, по мнению инспекции, не имеется оснований для применения судом Инструкции "О порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям", утвержденной приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 08.11.2007 N 100н (далее - Инструкция), поскольку нарушение ограничений, установленных Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ, обнаружено в рамках проведения мероприятий налогового контроля, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс).
Отзыв на кассационную жалобу обществом не представлен.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании заявления общества о регистрации игровых автоматов в количестве 50 штук по адресу: город Первоуральск, ул. Ильича, 11 А, выдано свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 04.02.2008 N 314.
Инспекцией 30.05.2008 направлено обществу требование N 09-12/12896 о снятии с учета указанных объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Из требования следует, что инспекция, рассмотрев соответствие игорного заведения, принадлежащего обществу, требованиям, установленным ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, ставит в известность общество о его несоответствии требованиям, установленным п. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ. В связи с тем, что согласно п. 6 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, деятельность игорных заведений, не отвечающих установленным требованиям, должна быть прекращена до 01.07.2007, общество обязано незамедлительно подать заявление о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и прекратить деятельность в сфере игорного бизнеса на территории города Первоуральска, ул. Ильича, 11А Свердловской области. В требовании разъясняется, что в случае продолжения указанной деятельности, налоговый орган примет меры, предусмотренные действующим законодательством и Налоговым кодексом Российской Федерации, по пресечению незаконной деятельности общества, включая обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации общества.
Считая действия инспекции, выразившиеся в направлении указанного требования, незаконными, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление общества, суд исходил из того, что оспариваемые действия инспекции не соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, Инструкции и нарушают права и законные интересы налогоплательщика, поскольку проверка деятельности общества на основаниях в порядке, предусмотренных Инструкцией, инспекцией не проводилась.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Указанные ограничения вступили в силу с 01.01.2007 и касаются введения новых требований, в том числе к организаторам азартных игр и игорным заведениям.
В силу ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным ч. 1, 2 данной статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ организаторы азартных игр, имеющие соответствующие лицензии, и отвечающие требованиям, установленным ч. 6 ст. 6 указанного закона, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 в игорных заведениях при условии соответствия их требованиям, установленным ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч. 2, 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
При этом согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Таким образом, право организатора азартных игр продолжить до 30.06.2009 свою деятельность вне игорных зон после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ возникает лишь в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 игорных заведений, то есть в тех местах осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, где такая деятельность осуществлялась.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании данной деятельности.
В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, п. 5.1.9 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2008 N 116), контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных ч. 1 и ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, осуществляется Федеральной налоговой службой.
В соответствии с п. 3 Инструкции в ходе контроля соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям, налоговыми органами проводится проверка соблюдения организаторами азартных игр требований, установленных ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
Согласно п. 5 Инструкции проверка проводится на основании распоряжения территориального налогового органа. В п. 6 Инструкции определены сведения, подлежащие указанию в распоряжении о проведении проверки, среди них: правовые основания проведения проверки, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки. Результаты проверки оформляются актом проверки (п. 16 Инструкции).
В случае выявления в результате проведения проверки в рамках обеспечения исполнения положения, предусмотренного п. 6 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, нарушений требований, установленных ч. 1, 2 ст. 16 закона, руководителем налогового органа по месту постановки на учет организатора азартных игр выносится предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе, о прекращении деятельности всех игорных заведений (структурных подразделений) организатора азартных игр, не соответствующих требованиям, установленным ч. 1, 2 ст. 15 данного закона. В предписании также указывается на необходимость подачи в налоговый орган заявлений о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения (п. 15 Инструкции).
Согласно п. 2 ст. 366 Кодекса каждый объект обложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
Обязанность общества по обращению в инспекцию с заявлением об изменении количества объектов налогообложения, установленная ст. 366 Кодекса, обусловлена волеизъявлением налогоплательщика об изменении количества объектов налогообложения.
В соответствии с ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что по состоянию на 01.01.2007 обществом не осуществлялась деятельность в игорном заведении, расположенном по адресу: город Первоуральск, ул. Ильича, 11А и инспекцией ошибочно выдано свидетельство о регистрации игровых автоматов по адресу данного игорного заведения. Деятельность общества в сфере игорного бизнеса в спорном игорном заведении осуществляется с 04.02.2008 на основании свидетельства о регистрации игровых автоматов, выданного инспекцией.
Заявления об изменении количества объектов налогообложения в связи с выбытием 50 игровых автоматов обществом в налоговый орган не направлялось.
Проверка соблюдения обществом требований, установленных для организаторов азартных игр, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ и Инструкцией налоговым органом не проводилась.
Фактические обстоятельства, послужившие основанием для направления оспариваемого требования о снятии с учета объектов налогообложения, в данном требовании не изложены.
В силу ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, а также исполнять обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами.
Из материалов дела следует, что оспариваемые действия инспекции не соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ и Инструкции "О порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям", поскольку основанием для направления оспариваемого требования инспекции явились ошибочные действия инспекции по регистрации игровых автоматов и намерение исправить допущенное инспекцией нарушение.
Доказательств, подтверждающих соблюдение налоговым органом при совершении оспариваемых действий требований Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ и Инструкции вопреки положениям, предусмотренным ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, инспекцией не представлено.
Указанные обстоятельства исследованы судом в полном объеме в соответствии с требованиями, установленными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы инспекции о том, что направление оспариваемого требования обусловлено проведением мероприятий налогового контроля в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, являются несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку Кодексом и гл. 29 Кодекса не предусмотрены полномочия налогового органа по предъявлению налогоплательщикам требований о снятии с учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Осуществление мероприятий, направленных на прекращение незаконной деятельности налогоплательщика, допускается при условии соблюдения налоговым органом требований, установленных Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ и Инструкцией "О порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям".
Доводы инспекции о том, что указанная Инструкция содержит только требования к проведению проверки технического состояния игрового оборудования и не устанавливает порядка проведения проверки соблюдения организаторами азартных игр требований п. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ и возможных мер реагирования, противоречат содержанию Инструкции, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно признал оспариваемые действия инспекции, выразившиеся в направлении требования о снятии с учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес незаконными и нарушающими права и законные интересы общества.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.10.2008 по делу N А60-16604/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Свердловской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Свердловской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб. по кассационной жалобе.
Председательствующий
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.
Судьи
ГУСЕВ О.Г.
ПЕРВУХИН В.М.
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.
Судьи
ГУСЕВ О.Г.
ПЕРВУХИН В.М.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)