Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 24 октября 2006 г. Дело N А19-31187/04-43-Ф02-5491/06-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Белоножко Т.В., Парской Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ангарску Иркутской области - Старостиной Е.В. (доверенность от 21.06.2006),
открытого акционерного общества "Комэкс" - Богомоловой С.Н. (доверенность от 03.08.2006),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ангарску на решение от 19 января 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 16 августа 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-31187/04-43 (суд первой инстанции: Седых Н.Д.; суд апелляционной инстанции: Буяновер П.И., Сорока Т.Г., Ибрагимова С.Ю.),
Открытое акционерное общество "Комэкс" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ангарску (далее - налоговый орган, налоговая инспекция) о признании недействительным решения налогового органа N 10/3-30-863-1870-ЮК от 03.09.2004 в части доначисления земельного налога за 2004 год в сумме 146819 рублей 90 копеек.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налогоплательщик уточнил требования и просил признать незаконным решение инспекции N 10/3-30-863-1870-ЮК от 03.09.2004 в части доначисления земельного налога за 2004 год в сумме 146819 рублей 90 копеек.
Решением суда первой инстанции от 19 января 2006 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 16 августа 2006 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, расчет земельного налога за 2004 год налоговым органом правомерно был произведен с учетом пункта 3 решения Думы Ангарского муниципального образования N 196-32Д от 27.11.2003 "Об утверждении ценового зонирования на территории города Ангарска и ставок земельного налога на 2004 год на территории Ангарского муниципального образования".
В судебном заседании представитель налоговой инспекции общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель налогоплательщика просил оставить судебные акты без изменения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка декларации общества по налогу на землю за 2004 год, по результатам принято решение N 10/3-30-863-1870-ЮК от 03.09.2004, которым отказано в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предложено уплатить земельный налог в сумме 146819 рублей 90 копеек.
Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, в котором просил признать его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Иркутской области обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" в редакции, действовавшей в указанный период, пользование землей в Российской Федерации является платным. Земельным налогом облагаются как собственники земли, так и землепользователи.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
В соответствии со статьями 45, 52 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщиках лежит обязанность самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот, и уплатить ее в бюджет в сроки, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Как установил Арбитражный суд Иркутской области, обществу на праве собственности принадлежат два земельных участка, расположенных по адресу: г. Ангарск, ул. Гражданская, строение 3 (общая площадь 1919,00 кв.м) и г. Ангарск, пос. Майск, ул. Железнодорожная, дом 5 (общая площадь 10053,00 кв.м), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности 38-АБ N 0147610 от 23.06.2003, 38-АБ N 0151588 от 21.03.2003; техническими паспортами, выданными филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по г. Ангарску Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству на здания, расположенные по адресам: г. Ангарск, пос. Майск, ул. Железнодорожная. 5 и г. Ангарск, ул. Гражданская, строение 3, в связи с чем общество является плательщиком земельного налога.
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам и сборам.
Расчет земельного налога за 2004 год, произведенный налоговым органом, основан на ставках, установленных решением Думы Ангарского муниципального образования от 27.11.2003 N 196-32Д(4) "Об утверждении ценового зонирования на территории города Ангарска и ставок земельного налога на 2004 год на территории Ангарского муниципального образования".
Вместе с тем согласно части 2 статьи 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате на землю" средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий, границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территорий и генеральными планами городов.
Виды и состав территориальных зон определены главой 8, статьями 40, 41, 42 и 43 Градостроительного кодекса РФ от 07.05.1998 N 73-ФЗ в редакции от 10.01.2003, согласно которому установлены следующие виды территориальных зон: жилая зона, общественно-деловые зоны, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур и т.д.
В соответствии со статьей 48 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом.
Как усматривается из решения Думы Ангарского муниципального образования от 27 ноября 2003 г. N 196-32Д(4), пунктом 1 была утверждена работа "Корректировка ценового зонирования территории г. Ангарска", выполненная ФГУДП "Воссибземкадастрсъемка".
Между тем в редакции от 31.03.2005 N 382-58Д(4), опубликованной в газете "Вся неделя" от 5 апреля 2005 г. N 25(509), указанный пункт был признан утратившим силу, что также было установлено определением Арбитражного суда Иркутской области о прекращении производства по делу от 12 мая 2005 г. N А19-16796/04-48-39.
Вопрос о признании незаконным решения Думы АМО от 27.11.2003 N 196-32Д(4) "Об утверждении ценового зонирования территории города Ангарска и ставок земельного налога на 2004 г. на территории Ангарского муниципального образования" неоднократно являлся предметом рассмотрения в Арбитражном суде Иркутской области.
Арбитражным судом Иркутской области 16.01.2006 вынесено определение о прекращении производства по арбитражному делу N А19-30168/05-28 по заявлению ООО "Автосервис" в связи с тем, что действие решения Думы АМО от 27.11.2003 N 196-32Д(4) прекратилось, так как оно признано утратившим силу решением Думы АМО от 11.10.2005 N 443-71Д(4).
Арбитражным судом Иркутской области 20 апреля 2006 года прекращено арбитражное дело N А19-30448/04-21 по заявлению ОАО "Комэкс" о признании решения Думы незаконным, так как оспариваемое решение уже признано утратившим силу пунктом 9 решения Думы АМО от 11.10.2005 N 443-71Д(4) "О земельном налоге".
Налоговый орган, принимая решение N 10/3-30-863-1870-ЮК от 03.09.2004, не учел данный факт.
Таким образом, поскольку ставки земельного налога на 2004 год органами местного самоуправления г. Ангарска не были установлены, следовательно, налоговый орган должен был руководствоваться нормами федерального законодательства - Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате на землю".
Перерасчет ставок земельного налога, установленных Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", с учетом их индексации на основании федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год должен производиться к ставкам, применяемым в предшествующем году, т.е. в 2004 году ставка земельного налога составит: ставка земельного налога 2003 г. x коэффициент 2004 года; ставка земельного налога 2003 года составит: ставка земельного налога 2002 г. x коэффициент 2003 года.
В 2003 г. ОАО "Комэкс" был уплачен земельный налог по двум участкам в общей сумме 6908 рублей 78 копеек. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 07.07.2003 установлено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1. Руководствуясь вышеуказанным Законом, общество обязано уплатить земельный налог за 2004 год в сумме 7599 рублей 8 копеек.
Вместе с тем при доначислении земельного налога за 2004 год инспекцией применены ставки, превышающие ставки земельного налога за 2003 г., по участку, расположенному по ул. Гражданской, 3, в 48 раз и в 18 раз по земельному участку, расположенному в п. Майск, ул. Железнодорожная, 5.
С учетом изложенного Арбитражный суд Иркутской области обоснованно пришел к выводу, что налоговый орган необоснованно доначислил налогоплательщику земельный налог за 2004 год в сумме 146819 рублей 90 копеек и признал незаконным решение налогового органа.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, судебные акты основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и отмене или изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 19 января 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 16 августа 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-31187/04-43 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 24.10.2006 N А19-31187/04-43-Ф02-5491/06-С1 ПО ДЕЛУ N А19-31187/04-43
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 24 октября 2006 г. Дело N А19-31187/04-43-Ф02-5491/06-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Белоножко Т.В., Парской Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ангарску Иркутской области - Старостиной Е.В. (доверенность от 21.06.2006),
открытого акционерного общества "Комэкс" - Богомоловой С.Н. (доверенность от 03.08.2006),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ангарску на решение от 19 января 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 16 августа 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-31187/04-43 (суд первой инстанции: Седых Н.Д.; суд апелляционной инстанции: Буяновер П.И., Сорока Т.Г., Ибрагимова С.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Комэкс" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ангарску (далее - налоговый орган, налоговая инспекция) о признании недействительным решения налогового органа N 10/3-30-863-1870-ЮК от 03.09.2004 в части доначисления земельного налога за 2004 год в сумме 146819 рублей 90 копеек.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налогоплательщик уточнил требования и просил признать незаконным решение инспекции N 10/3-30-863-1870-ЮК от 03.09.2004 в части доначисления земельного налога за 2004 год в сумме 146819 рублей 90 копеек.
Решением суда первой инстанции от 19 января 2006 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 16 августа 2006 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, расчет земельного налога за 2004 год налоговым органом правомерно был произведен с учетом пункта 3 решения Думы Ангарского муниципального образования N 196-32Д от 27.11.2003 "Об утверждении ценового зонирования на территории города Ангарска и ставок земельного налога на 2004 год на территории Ангарского муниципального образования".
В судебном заседании представитель налоговой инспекции общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель налогоплательщика просил оставить судебные акты без изменения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка декларации общества по налогу на землю за 2004 год, по результатам принято решение N 10/3-30-863-1870-ЮК от 03.09.2004, которым отказано в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предложено уплатить земельный налог в сумме 146819 рублей 90 копеек.
Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, в котором просил признать его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Иркутской области обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" в редакции, действовавшей в указанный период, пользование землей в Российской Федерации является платным. Земельным налогом облагаются как собственники земли, так и землепользователи.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
В соответствии со статьями 45, 52 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщиках лежит обязанность самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот, и уплатить ее в бюджет в сроки, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Как установил Арбитражный суд Иркутской области, обществу на праве собственности принадлежат два земельных участка, расположенных по адресу: г. Ангарск, ул. Гражданская, строение 3 (общая площадь 1919,00 кв.м) и г. Ангарск, пос. Майск, ул. Железнодорожная, дом 5 (общая площадь 10053,00 кв.м), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности 38-АБ N 0147610 от 23.06.2003, 38-АБ N 0151588 от 21.03.2003; техническими паспортами, выданными филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по г. Ангарску Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству на здания, расположенные по адресам: г. Ангарск, пос. Майск, ул. Железнодорожная. 5 и г. Ангарск, ул. Гражданская, строение 3, в связи с чем общество является плательщиком земельного налога.
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам и сборам.
Расчет земельного налога за 2004 год, произведенный налоговым органом, основан на ставках, установленных решением Думы Ангарского муниципального образования от 27.11.2003 N 196-32Д(4) "Об утверждении ценового зонирования на территории города Ангарска и ставок земельного налога на 2004 год на территории Ангарского муниципального образования".
Вместе с тем согласно части 2 статьи 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате на землю" средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий, границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территорий и генеральными планами городов.
Виды и состав территориальных зон определены главой 8, статьями 40, 41, 42 и 43 Градостроительного кодекса РФ от 07.05.1998 N 73-ФЗ в редакции от 10.01.2003, согласно которому установлены следующие виды территориальных зон: жилая зона, общественно-деловые зоны, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур и т.д.
В соответствии со статьей 48 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом.
Как усматривается из решения Думы Ангарского муниципального образования от 27 ноября 2003 г. N 196-32Д(4), пунктом 1 была утверждена работа "Корректировка ценового зонирования территории г. Ангарска", выполненная ФГУДП "Воссибземкадастрсъемка".
Между тем в редакции от 31.03.2005 N 382-58Д(4), опубликованной в газете "Вся неделя" от 5 апреля 2005 г. N 25(509), указанный пункт был признан утратившим силу, что также было установлено определением Арбитражного суда Иркутской области о прекращении производства по делу от 12 мая 2005 г. N А19-16796/04-48-39.
Вопрос о признании незаконным решения Думы АМО от 27.11.2003 N 196-32Д(4) "Об утверждении ценового зонирования территории города Ангарска и ставок земельного налога на 2004 г. на территории Ангарского муниципального образования" неоднократно являлся предметом рассмотрения в Арбитражном суде Иркутской области.
Арбитражным судом Иркутской области 16.01.2006 вынесено определение о прекращении производства по арбитражному делу N А19-30168/05-28 по заявлению ООО "Автосервис" в связи с тем, что действие решения Думы АМО от 27.11.2003 N 196-32Д(4) прекратилось, так как оно признано утратившим силу решением Думы АМО от 11.10.2005 N 443-71Д(4).
Арбитражным судом Иркутской области 20 апреля 2006 года прекращено арбитражное дело N А19-30448/04-21 по заявлению ОАО "Комэкс" о признании решения Думы незаконным, так как оспариваемое решение уже признано утратившим силу пунктом 9 решения Думы АМО от 11.10.2005 N 443-71Д(4) "О земельном налоге".
Налоговый орган, принимая решение N 10/3-30-863-1870-ЮК от 03.09.2004, не учел данный факт.
Таким образом, поскольку ставки земельного налога на 2004 год органами местного самоуправления г. Ангарска не были установлены, следовательно, налоговый орган должен был руководствоваться нормами федерального законодательства - Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате на землю".
Перерасчет ставок земельного налога, установленных Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", с учетом их индексации на основании федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год должен производиться к ставкам, применяемым в предшествующем году, т.е. в 2004 году ставка земельного налога составит: ставка земельного налога 2003 г. x коэффициент 2004 года; ставка земельного налога 2003 года составит: ставка земельного налога 2002 г. x коэффициент 2003 года.
В 2003 г. ОАО "Комэкс" был уплачен земельный налог по двум участкам в общей сумме 6908 рублей 78 копеек. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 07.07.2003 установлено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1. Руководствуясь вышеуказанным Законом, общество обязано уплатить земельный налог за 2004 год в сумме 7599 рублей 8 копеек.
Вместе с тем при доначислении земельного налога за 2004 год инспекцией применены ставки, превышающие ставки земельного налога за 2003 г., по участку, расположенному по ул. Гражданской, 3, в 48 раз и в 18 раз по земельному участку, расположенному в п. Майск, ул. Железнодорожная, 5.
С учетом изложенного Арбитражный суд Иркутской области обоснованно пришел к выводу, что налоговый орган необоснованно доначислил налогоплательщику земельный налог за 2004 год в сумме 146819 рублей 90 копеек и признал незаконным решение налогового органа.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, судебные акты основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и отмене или изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 19 января 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 16 августа 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-31187/04-43 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.СКУБАЕВ
А.И.СКУБАЕВ
Судьи:
Т.В.БЕЛОНОЖКО
Н.Н.ПАРСКАЯ
Т.В.БЕЛОНОЖКО
Н.Н.ПАРСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)