Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 26.02.2008 N Ф09-592/08-С3 ПО ДЕЛУ N А71-4392/07

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2008 г. N Ф09-592/08-С3


Дело N А71-4392/07

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе
председательствующего Глазыриной Т.Ю.,
судей Жаворонкова Д.В., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.09.2007 по делу N А71-4392/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
- инспекции - Кравчук О.А. (доверенность от 26.01.2007), Мошков И.А. (доверенность от 11.01.2008);
- общества с ограниченной ответственностью "Удмуртская нефтяная компания" (далее - общество) - Пыжикова Л.В. (доверенность от 06.07.2007), Гараев А.Б. (доверенность от 09.11.2007).

Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 21.03.2007 N 26 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 07.09.2007 (судья Лепихин Д.Е.) признано недействительным решение инспекции от 21.03.2007 N 26 о доначислении налога на добычу полезных ископаемых в сумме 1373588 руб., соответствующих пеней и штрафа. Прекращено производство по делу в части признания недействительным решения инспекции от 21.03.2007 N 26 о доначислении налога на добычу полезных ископаемых в сумме 21270 руб., соответствующих пеней и штрафа.
Постановлением апелляционного суда от 19.11.2007 (судьи Ясикова Е.Ю., Щеклеина Л.Ю., Нилогова Т.С.) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами подп. 3 п. 1 ст. 21, ст. 338, 339, подп. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на то, что выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам дела и требованиям, предусмотренным ст. 339, подп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса.

Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки общества за период с 01.01.2003 по 31.12.2005 составлен акт от 13.02.2007 N 11 и с учетом возражений налогоплательщика принято решение от 21.03.2007 N 26 о привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 200849 руб. за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых, доначислении налога на добычу полезных ископаемых в сумме 1394858 руб. и пеней в сумме 417426 руб. 10 коп.
Основанием для доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 1373588 руб. соответствующих сумм пеней и налоговых санкций послужили выводы инспекции о необоснованности применения обществом налоговой ставки 0 процентов в отношении потерь нефти без фактического измерения потерь.
Удовлетворяя заявление общества, суд, указав на то, что для целей исчисления налога на добычу полезных ископаемых представленные налогоплательщиком геологические отчеты не являются первичными документами, исходил из недоказанности инспекцией оснований для доначисления оспариваемых сумм налога, пеней и налоговых санкций.
Оставляя решение суда без изменения, апелляционный суд исходил из соблюдения налогоплательщиком условий применения нулевой ставки в части нормативных потерь добытой нефти.
В соответствии со ст. 336 Кодекса объектом налога на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Добытым полезным ископаемым является нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ, ст. 338 Кодекса налоговая база при добыче нефти определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении в соответствии со статьей 339 главы 26 Кодекса, которой предусмотрено, что количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно, прямым или косвенным методом.
При этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество на основании лицензий на право пользования недрами осуществляет добычу нефти на месторождениях: Патраковское, Центральное, Турецкое. Согласно положению общества об учетной политике количество добытой нефти определяется прямым методом, с применением измерительных приборов учета на автоматических групповых замерных установках. Нормативы технологических потерь нефти при добыче, сборе, подготовке и межпромысловой транспортировке на 2004 и 2005 г. по месторождениям общества утверждены Министерством энергетики Российской Федерации от 03.06.2004, Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации от 06.06.2005. Налогообложение по нулевой ставке произведено в отношении фактических потерь нефти, определенных в виде разницы между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы нефти, и количеством фактически добытой нефти, в пределах нормативов потерь, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данные по каждому налоговому периоду о расчетном количестве нефти, на которое уменьшаются запасы, и количестве добытой нефти содержатся в геологических отчетах по эксплуатации скважин, данные о количестве нефти, соответствующей по качеству требованиям государственного стандарта, фиксируются в актах приема-передачи нефти сторонним потребителям, актах на списание нефти на собственные нужды, актах снятия остатков нефти. Количество фактических потерь нефти определяется на основании указанных данных и отражается в актах на списание потерь нефти.
Согласно п. 18, 20 Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 10.12.1998 N 76, учет добычи и потерь полезных ископаемых осуществляется в соответствии с установленным порядком ведения геолого-маркшейдерского учета запасов полезных ископаемых и отражается в формах государственного федерального статистического наблюдения.
Учет добычи и потерь нефти и газа ведется по данным учета на скважинах и на пунктах первичной обработки (подготовки) углеводородов на основании согласованных с органами Госгортехнадзора России методик.
Разногласия по вопросам определения геолого-маркшейдерских и горнотехнических исходных данных для расчетов платежей рассматриваются совместно органами государственного горного надзора и государственными налоговыми инспекциями.
Методическими указаниями по определению технологических потерь нефти на предприятиях нефтяных компаний Российской Федерации, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 16.06.1997 N РД 153-39-019-97, предусмотрено, что фактические технологические потери нефти (реальные потери в данный момент времени) определяются по источникам потерь нефти на нефтепромысловых объектах в процессах добычи, сбора, подготовки, транспортировки и хранения нефти при условиях соблюдения технологических регламентов, правил и инструкций по эксплуатации и обслуживанию оборудования, аппаратов и сооружений.
Технологические потери нефти условно классифицируются по видам: от испарения, от уноса капельной нефти газом, от уноса остаточной нефти пластовыми дренажными водами, от утечек нефти через уплотнения оборудования.
Согласно п. 2.2, 5 Инструкции по нормированию технологических потерь нефти на нефтегазодобывающих предприятиях нефтяных компаний Российской Федерации, утвержденной Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 16.06.1997 N РД 153-39-018-97, добыча нефти - это комплекс технологических и производственных процессов, связанных с извлечением нефти из недр на земную поверхность, сбором и подготовкой ее на промыслах по качеству, соответствующему требованиям действующих стандартов или нормативных документов.
Величина фактических потерь нефти определяется расчетно-экспериментальным методом в соответствии с положениями Методических указаний по определению технологических потерь нефти на предприятиях нефтяных компаний Российской Федерации.
Списание нефти в технологические потери производится по фактической величине потерь, но в пределах установленного норматива, ежемесячно комиссией в составе главного инженера предприятия, бухгалтера, главного технолога, начальника цеха ППН и оформляется актом.
В случае, когда фактические потери нефти превышают нормативную величину технологических потерь, к исполнительному балансу представляется объяснительная записка за подписью гл. инженера предприятия с указанием принятых конкретных мер по предупреждению сверхнормативных потерь.
Из материалов дела, акта выездной налоговой проверки и оспариваемого решения не следует, что представленные обществом документы о ведении учета количества извлекаемого минерального сырья, добытой нефти, списанных запасов полезных ископаемых и фактических потерь, геологические отчеты, формы 6-гр о состоянии и измерении запасов нефти, исполнительные балансы по добыче нефти, акты приема-передачи нефти, акты на списание потерь нефти, не соответствуют требованиям, предъявляемым к порядку учета добычи нефти нефтяными компаниями.
Возражений относительно определения обществом количества добытой нефти и количества списываемых запасов полезных ископаемых инспекцией не представлено.
Доводы инспекции о несоответствии геологических отчетов, актов списания потерь нефти, а также расчетов фактических потерь требованиям бухгалтерского и налогового учета нормативно не обоснованы.
Доводы инспекции о том, что фактические потери нефти подлежат измерению, в том числе по каждому месторождению с привлечением специалистов противоречат требованиям п. 3 ст. 339 Кодекса.
При таких обстоятельствах апелляционным судом обоснованно указано на соблюдение обществом условий, установленных подп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса, для применения нулевой налоговой ставки при добыче нефти в части нормативных потерь.
Кроме того, судами правомерно, в соответствии с положениями ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации отклонены доводы инспекции об отсутствии учета фактических потерь нефти и документального подтверждения измерений потерь, основанные на информации, полученной в результате допроса свидетелей, поскольку указанная информация не опровергает представленных обществом документов и свидетельствует о том, что учет фактических потерь осуществляется обществом по сложившейся методике с использованием первичных документов.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами, и в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, требований ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционным судом не допущено. Доводы инспекции в указанной части опровергаются данными о надлежащем извещении инспекции о времени и месте рассмотрения дела и сведениями, рассмотренными апелляционным судом, об отсутствии оснований для отложения рассмотрения апелляционной жалобы.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.09.2007 по делу N А71-4392/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Взыскать в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб. по кассационной жалобе.
Председательствующий
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.

Судьи
ЖАВОРОНКОВ Д.В.
ГУСЕВ О.Г.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)