Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 3 ноября 2003 г. Дело N А14-2434-03/107/25
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.06.2003 по делу N А14-2434-03/107/25,
Общество с ограниченной ответственностью "Инженерное Бюро Воронежского Акционерного Самолетостроительного Общества" (далее по тексту - ООО "Инженерное Бюро ВАСО") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 18.03.2003 N 10-42 в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 4826 руб., единого социального налога - 11402 руб. 68 коп., пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 4715 руб. 58 коп., применения штрафных санкций в размере 3245 руб. 74 коп.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.06.2003 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным Решение инспекции от 18.03.2003 N 10-42 в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 3659 руб., единого социального налога - 11402 руб. 68 коп., пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц - 1134 руб., единого социального налога - 3266 руб. 81 коп., применения штрафа по ст. 123 НК РФ в сумме 732 руб., по п. 1 ст. 122 НК РФ - 2280 руб. 54 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционная жалоба не подавалась.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа просит решение суда в части удовлетворенных требований ООО "Инженерное Бюро ВАСО" отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа проведена выездная налоговая проверка ООО "Инженерное Бюро ВАСО" по вопросам соблюдения налогового законодательства по налогу на доходы физических лиц за период с 07.08.2000 по 01.10.2002, единому социальному налогу - с 07.08.2000 по 31.12.2001, о чем составлен акт от 25.11.2002 N 657дсп. По результатам проверки налоговой инспекцией принято Решение от 18.03.2003 N 10-42, в соответствии с которым обществу доначислен налог на доходы физических лиц в сумме 4860 руб., единый социальный налог - 11402 руб. 68 коп., начислена пеня за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 1458 руб. 77 коп., единого социального налога - 3266 руб. 81 коп., применены штрафные санкции на основании ст. 123 НК РФ по налогу на доходы физических лиц в сумме 972 руб., по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату единого социального налога - 2280 руб. 54 коп.
Не согласившись с решением налогового органа в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 4826 руб., единого социального налога - 11402 руб. 68 коп., пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 4715 руб. 58 коп., применения штрафных санкций в сумме 3245 руб. 74 коп., ООО "Инженерное Бюро ВАСО" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, основанием для доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 3659 руб., единого социального налога в сумме 10018 руб. послужил вывод налогового органа о необоснованном уменьшении обществом налоговой базы по данным налогам на суммы, полученные под отчет работниками ООО "Инженерное Бюро ВАСО" и израсходованные ими на приобретение комплектующих изделий у ООО "Грей", поскольку ООО "Грей" как юридическое лицо не зарегистрировано, в связи с чем документы, подтверждающие указанные расходы, по мнению инспекции, являются недостоверными.
Доначисление же налога на доходы физических лиц в сумме 1167 руб. и единого социального налога - 1384 руб. 13 коп. произведено инспекцией в связи с получением работником общества, как расценила инспекция, материальной выгоды в виде оплаты его проживания в гостинице.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 18.03.2003 N 10-42 о доначислении ООО "Инженерное Бюро ВАСО" налога на доходы физических лиц в сумме 3659 руб., пени в сумме 1134 руб., применения штрафа по ст. 123 НК РФ в сумме 732 руб., единого социального налога - 10018 руб., суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право распоряжения которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 настоящего Кодекса. К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
В соответствии со ст. 236 НК РФ объектом налогообложения по единому социальному налогу признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям. При этом п. 4 ст. 236 НК РФ предусматривает, что выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме или полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды.
Учитывая указанное законодательство, а также то, что товары были приобретены физическими лицами - работниками общества для юридического лица, переданы ему, оприходованы, использованы в производстве, работники отчитались за денежные средства полностью, авансовые отчеты приняты ООО "Инженерное Бюро ВАСО", у Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа отсутствовали законные основания для включения налоговым органом указанных сумм в облагаемый доход физических лиц и в объект обложения единым социальный налогом и, как следствие, для доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 3659 руб., единого социального налога - 10018 руб.
Ссылка инспекции на данные об отсутствии государственной регистрации ООО "Грей" в качестве юридического лица при изложенных обстоятельствах судом правомерно отклонена, поскольку ответчиком не доказаны факты отсутствия передачи товаров предприятию и оприходования их на предприятии или иное использование приобретенных товаров либо денежных средств исключительно в интересах самих физических лиц.
Включение инспекцией в объект налогообложения единым социальным налогом оплаты обществом проживания работника Степанова А.М. в гостиничном номере и доначисление единого социального налога в сумме 1384 руб. 13 коп. судом также обоснованно признано неправомерным, поскольку, как установлено судом и подтверждается материалами дела, указанная оплата осуществлялась за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, что в силу п. 4 ст. 236 НК РФ является основанием для невключения в налоговую базу данной суммы выплаты.
Ввиду отсутствия оснований для доначисления налоговым органом оспариваемой суммы ЕСН, суд обоснованно удовлетворил требования налогоплательщика о признании недействительным Решения инспекции от 18.03.2003 N 10-42 в части начисления пени в сумме 3266 руб. 81 коп. за несвоевременную уплату налога, применения штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату единого социального налога в размере 2280 руб. 54 коп.
Между тем отказ суда в удовлетворении требований о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 18.03.2003 N 10-42 о доначислении налога на доходы физических лиц в сумме 1167 руб., начисления пени в размере 324 руб., привлечения к ответственности по ст. 123 НК РФ в сумме 233 руб. за неудержание с работника налога с суммы оплаты обществом его проживания в гостинице, кассационная инстанция считает правильным.
Исходя из положений ст. ст. 207, 209, 211 Налогового кодекса Российской Федерации оплата организацией за своего работника проживания в гостинице является получением физическим лицом дохода в натуральной форме и, следовательно, подлежит включению в совокупный облагаемый доход данного физического лица. В связи с тем, что Степанов А.М. являлся работником ООО "Инженерное Бюро ВАСО", то последнее, являясь по отношению к нему налоговым агентом, обязано было исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога от указанного дохода.
При таких обстоятельствах инспекция обоснованно доначислила обществу налог на доходы физических лиц в сумме 1167 руб., пеню - 324 руб. и применила штраф по ст. 123 НК РФ в размере 233 руб.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.06.2003 по делу N А14-2434-03/107/25 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
от 3 ноября 2003 г. Дело N А14-2434-03/107/25
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.06.2003 по делу N А14-2434-03/107/25,
Общество с ограниченной ответственностью "Инженерное Бюро Воронежского Акционерного Самолетостроительного Общества" (далее по тексту - ООО "Инженерное Бюро ВАСО") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 18.03.2003 N 10-42 в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 4826 руб., единого социального налога - 11402 руб. 68 коп., пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 4715 руб. 58 коп., применения штрафных санкций в размере 3245 руб. 74 коп.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.06.2003 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным Решение инспекции от 18.03.2003 N 10-42 в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 3659 руб., единого социального налога - 11402 руб. 68 коп., пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц - 1134 руб., единого социального налога - 3266 руб. 81 коп., применения штрафа по ст. 123 НК РФ в сумме 732 руб., по п. 1 ст. 122 НК РФ - 2280 руб. 54 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционная жалоба не подавалась.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа просит решение суда в части удовлетворенных требований ООО "Инженерное Бюро ВАСО" отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа проведена выездная налоговая проверка ООО "Инженерное Бюро ВАСО" по вопросам соблюдения налогового законодательства по налогу на доходы физических лиц за период с 07.08.2000 по 01.10.2002, единому социальному налогу - с 07.08.2000 по 31.12.2001, о чем составлен акт от 25.11.2002 N 657дсп. По результатам проверки налоговой инспекцией принято Решение от 18.03.2003 N 10-42, в соответствии с которым обществу доначислен налог на доходы физических лиц в сумме 4860 руб., единый социальный налог - 11402 руб. 68 коп., начислена пеня за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 1458 руб. 77 коп., единого социального налога - 3266 руб. 81 коп., применены штрафные санкции на основании ст. 123 НК РФ по налогу на доходы физических лиц в сумме 972 руб., по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату единого социального налога - 2280 руб. 54 коп.
Не согласившись с решением налогового органа в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 4826 руб., единого социального налога - 11402 руб. 68 коп., пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 4715 руб. 58 коп., применения штрафных санкций в сумме 3245 руб. 74 коп., ООО "Инженерное Бюро ВАСО" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, основанием для доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 3659 руб., единого социального налога в сумме 10018 руб. послужил вывод налогового органа о необоснованном уменьшении обществом налоговой базы по данным налогам на суммы, полученные под отчет работниками ООО "Инженерное Бюро ВАСО" и израсходованные ими на приобретение комплектующих изделий у ООО "Грей", поскольку ООО "Грей" как юридическое лицо не зарегистрировано, в связи с чем документы, подтверждающие указанные расходы, по мнению инспекции, являются недостоверными.
Доначисление же налога на доходы физических лиц в сумме 1167 руб. и единого социального налога - 1384 руб. 13 коп. произведено инспекцией в связи с получением работником общества, как расценила инспекция, материальной выгоды в виде оплаты его проживания в гостинице.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 18.03.2003 N 10-42 о доначислении ООО "Инженерное Бюро ВАСО" налога на доходы физических лиц в сумме 3659 руб., пени в сумме 1134 руб., применения штрафа по ст. 123 НК РФ в сумме 732 руб., единого социального налога - 10018 руб., суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право распоряжения которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 настоящего Кодекса. К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
В соответствии со ст. 236 НК РФ объектом налогообложения по единому социальному налогу признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям. При этом п. 4 ст. 236 НК РФ предусматривает, что выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме или полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды.
Учитывая указанное законодательство, а также то, что товары были приобретены физическими лицами - работниками общества для юридического лица, переданы ему, оприходованы, использованы в производстве, работники отчитались за денежные средства полностью, авансовые отчеты приняты ООО "Инженерное Бюро ВАСО", у Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа отсутствовали законные основания для включения налоговым органом указанных сумм в облагаемый доход физических лиц и в объект обложения единым социальный налогом и, как следствие, для доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 3659 руб., единого социального налога - 10018 руб.
Ссылка инспекции на данные об отсутствии государственной регистрации ООО "Грей" в качестве юридического лица при изложенных обстоятельствах судом правомерно отклонена, поскольку ответчиком не доказаны факты отсутствия передачи товаров предприятию и оприходования их на предприятии или иное использование приобретенных товаров либо денежных средств исключительно в интересах самих физических лиц.
Включение инспекцией в объект налогообложения единым социальным налогом оплаты обществом проживания работника Степанова А.М. в гостиничном номере и доначисление единого социального налога в сумме 1384 руб. 13 коп. судом также обоснованно признано неправомерным, поскольку, как установлено судом и подтверждается материалами дела, указанная оплата осуществлялась за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, что в силу п. 4 ст. 236 НК РФ является основанием для невключения в налоговую базу данной суммы выплаты.
Ввиду отсутствия оснований для доначисления налоговым органом оспариваемой суммы ЕСН, суд обоснованно удовлетворил требования налогоплательщика о признании недействительным Решения инспекции от 18.03.2003 N 10-42 в части начисления пени в сумме 3266 руб. 81 коп. за несвоевременную уплату налога, применения штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату единого социального налога в размере 2280 руб. 54 коп.
Между тем отказ суда в удовлетворении требований о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 18.03.2003 N 10-42 о доначислении налога на доходы физических лиц в сумме 1167 руб., начисления пени в размере 324 руб., привлечения к ответственности по ст. 123 НК РФ в сумме 233 руб. за неудержание с работника налога с суммы оплаты обществом его проживания в гостинице, кассационная инстанция считает правильным.
Исходя из положений ст. ст. 207, 209, 211 Налогового кодекса Российской Федерации оплата организацией за своего работника проживания в гостинице является получением физическим лицом дохода в натуральной форме и, следовательно, подлежит включению в совокупный облагаемый доход данного физического лица. В связи с тем, что Степанов А.М. являлся работником ООО "Инженерное Бюро ВАСО", то последнее, являясь по отношению к нему налоговым агентом, обязано было исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога от указанного дохода.
При таких обстоятельствах инспекция обоснованно доначислила обществу налог на доходы физических лиц в сумме 1167 руб., пеню - 324 руб. и применила штраф по ст. 123 НК РФ в размере 233 руб.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.06.2003 по делу N А14-2434-03/107/25 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 03.11.2003 N А14-2434-03/107/25
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 3 ноября 2003 г. Дело N А14-2434-03/107/25
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.06.2003 по делу N А14-2434-03/107/25,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инженерное Бюро Воронежского Акционерного Самолетостроительного Общества" (далее по тексту - ООО "Инженерное Бюро ВАСО") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 18.03.2003 N 10-42 в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 4826 руб., единого социального налога - 11402 руб. 68 коп., пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 4715 руб. 58 коп., применения штрафных санкций в размере 3245 руб. 74 коп.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.06.2003 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным Решение инспекции от 18.03.2003 N 10-42 в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 3659 руб., единого социального налога - 11402 руб. 68 коп., пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц - 1134 руб., единого социального налога - 3266 руб. 81 коп., применения штрафа по ст. 123 НК РФ в сумме 732 руб., по п. 1 ст. 122 НК РФ - 2280 руб. 54 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционная жалоба не подавалась.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа просит решение суда в части удовлетворенных требований ООО "Инженерное Бюро ВАСО" отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа проведена выездная налоговая проверка ООО "Инженерное Бюро ВАСО" по вопросам соблюдения налогового законодательства по налогу на доходы физических лиц за период с 07.08.2000 по 01.10.2002, единому социальному налогу - с 07.08.2000 по 31.12.2001, о чем составлен акт от 25.11.2002 N 657дсп. По результатам проверки налоговой инспекцией принято Решение от 18.03.2003 N 10-42, в соответствии с которым обществу доначислен налог на доходы физических лиц в сумме 4860 руб., единый социальный налог - 11402 руб. 68 коп., начислена пеня за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 1458 руб. 77 коп., единого социального налога - 3266 руб. 81 коп., применены штрафные санкции на основании ст. 123 НК РФ по налогу на доходы физических лиц в сумме 972 руб., по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату единого социального налога - 2280 руб. 54 коп.
Не согласившись с решением налогового органа в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 4826 руб., единого социального налога - 11402 руб. 68 коп., пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 4715 руб. 58 коп., применения штрафных санкций в сумме 3245 руб. 74 коп., ООО "Инженерное Бюро ВАСО" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, основанием для доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 3659 руб., единого социального налога в сумме 10018 руб. послужил вывод налогового органа о необоснованном уменьшении обществом налоговой базы по данным налогам на суммы, полученные под отчет работниками ООО "Инженерное Бюро ВАСО" и израсходованные ими на приобретение комплектующих изделий у ООО "Грей", поскольку ООО "Грей" как юридическое лицо не зарегистрировано, в связи с чем документы, подтверждающие указанные расходы, по мнению инспекции, являются недостоверными.
Доначисление же налога на доходы физических лиц в сумме 1167 руб. и единого социального налога - 1384 руб. 13 коп. произведено инспекцией в связи с получением работником общества, как расценила инспекция, материальной выгоды в виде оплаты его проживания в гостинице.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 18.03.2003 N 10-42 о доначислении ООО "Инженерное Бюро ВАСО" налога на доходы физических лиц в сумме 3659 руб., пени в сумме 1134 руб., применения штрафа по ст. 123 НК РФ в сумме 732 руб., единого социального налога - 10018 руб., суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право распоряжения которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 настоящего Кодекса. К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
В соответствии со ст. 236 НК РФ объектом налогообложения по единому социальному налогу признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям. При этом п. 4 ст. 236 НК РФ предусматривает, что выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме или полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды.
Учитывая указанное законодательство, а также то, что товары были приобретены физическими лицами - работниками общества для юридического лица, переданы ему, оприходованы, использованы в производстве, работники отчитались за денежные средства полностью, авансовые отчеты приняты ООО "Инженерное Бюро ВАСО", у Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа отсутствовали законные основания для включения налоговым органом указанных сумм в облагаемый доход физических лиц и в объект обложения единым социальный налогом и, как следствие, для доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 3659 руб., единого социального налога - 10018 руб.
Ссылка инспекции на данные об отсутствии государственной регистрации ООО "Грей" в качестве юридического лица при изложенных обстоятельствах судом правомерно отклонена, поскольку ответчиком не доказаны факты отсутствия передачи товаров предприятию и оприходования их на предприятии или иное использование приобретенных товаров либо денежных средств исключительно в интересах самих физических лиц.
Включение инспекцией в объект налогообложения единым социальным налогом оплаты обществом проживания работника Степанова А.М. в гостиничном номере и доначисление единого социального налога в сумме 1384 руб. 13 коп. судом также обоснованно признано неправомерным, поскольку, как установлено судом и подтверждается материалами дела, указанная оплата осуществлялась за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, что в силу п. 4 ст. 236 НК РФ является основанием для невключения в налоговую базу данной суммы выплаты.
Ввиду отсутствия оснований для доначисления налоговым органом оспариваемой суммы ЕСН, суд обоснованно удовлетворил требования налогоплательщика о признании недействительным Решения инспекции от 18.03.2003 N 10-42 в части начисления пени в сумме 3266 руб. 81 коп. за несвоевременную уплату налога, применения штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату единого социального налога в размере 2280 руб. 54 коп.
Между тем отказ суда в удовлетворении требований о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 18.03.2003 N 10-42 о доначислении налога на доходы физических лиц в сумме 1167 руб., начисления пени в размере 324 руб., привлечения к ответственности по ст. 123 НК РФ в сумме 233 руб. за неудержание с работника налога с суммы оплаты обществом его проживания в гостинице, кассационная инстанция считает правильным.
Исходя из положений ст. ст. 207, 209, 211 Налогового кодекса Российской Федерации оплата организацией за своего работника проживания в гостинице является получением физическим лицом дохода в натуральной форме и, следовательно, подлежит включению в совокупный облагаемый доход данного физического лица. В связи с тем, что Степанов А.М. являлся работником ООО "Инженерное Бюро ВАСО", то последнее, являясь по отношению к нему налоговым агентом, обязано было исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога от указанного дохода.
При таких обстоятельствах инспекция обоснованно доначислила обществу налог на доходы физических лиц в сумме 1167 руб., пеню - 324 руб. и применила штраф по ст. 123 НК РФ в размере 233 руб.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.06.2003 по делу N А14-2434-03/107/25 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 3 ноября 2003 г. Дело N А14-2434-03/107/25
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.06.2003 по делу N А14-2434-03/107/25,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инженерное Бюро Воронежского Акционерного Самолетостроительного Общества" (далее по тексту - ООО "Инженерное Бюро ВАСО") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 18.03.2003 N 10-42 в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 4826 руб., единого социального налога - 11402 руб. 68 коп., пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 4715 руб. 58 коп., применения штрафных санкций в размере 3245 руб. 74 коп.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.06.2003 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным Решение инспекции от 18.03.2003 N 10-42 в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 3659 руб., единого социального налога - 11402 руб. 68 коп., пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц - 1134 руб., единого социального налога - 3266 руб. 81 коп., применения штрафа по ст. 123 НК РФ в сумме 732 руб., по п. 1 ст. 122 НК РФ - 2280 руб. 54 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционная жалоба не подавалась.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа просит решение суда в части удовлетворенных требований ООО "Инженерное Бюро ВАСО" отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа проведена выездная налоговая проверка ООО "Инженерное Бюро ВАСО" по вопросам соблюдения налогового законодательства по налогу на доходы физических лиц за период с 07.08.2000 по 01.10.2002, единому социальному налогу - с 07.08.2000 по 31.12.2001, о чем составлен акт от 25.11.2002 N 657дсп. По результатам проверки налоговой инспекцией принято Решение от 18.03.2003 N 10-42, в соответствии с которым обществу доначислен налог на доходы физических лиц в сумме 4860 руб., единый социальный налог - 11402 руб. 68 коп., начислена пеня за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 1458 руб. 77 коп., единого социального налога - 3266 руб. 81 коп., применены штрафные санкции на основании ст. 123 НК РФ по налогу на доходы физических лиц в сумме 972 руб., по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату единого социального налога - 2280 руб. 54 коп.
Не согласившись с решением налогового органа в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 4826 руб., единого социального налога - 11402 руб. 68 коп., пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 4715 руб. 58 коп., применения штрафных санкций в сумме 3245 руб. 74 коп., ООО "Инженерное Бюро ВАСО" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, основанием для доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 3659 руб., единого социального налога в сумме 10018 руб. послужил вывод налогового органа о необоснованном уменьшении обществом налоговой базы по данным налогам на суммы, полученные под отчет работниками ООО "Инженерное Бюро ВАСО" и израсходованные ими на приобретение комплектующих изделий у ООО "Грей", поскольку ООО "Грей" как юридическое лицо не зарегистрировано, в связи с чем документы, подтверждающие указанные расходы, по мнению инспекции, являются недостоверными.
Доначисление же налога на доходы физических лиц в сумме 1167 руб. и единого социального налога - 1384 руб. 13 коп. произведено инспекцией в связи с получением работником общества, как расценила инспекция, материальной выгоды в виде оплаты его проживания в гостинице.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 18.03.2003 N 10-42 о доначислении ООО "Инженерное Бюро ВАСО" налога на доходы физических лиц в сумме 3659 руб., пени в сумме 1134 руб., применения штрафа по ст. 123 НК РФ в сумме 732 руб., единого социального налога - 10018 руб., суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право распоряжения которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 настоящего Кодекса. К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
В соответствии со ст. 236 НК РФ объектом налогообложения по единому социальному налогу признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям. При этом п. 4 ст. 236 НК РФ предусматривает, что выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме или полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды.
Учитывая указанное законодательство, а также то, что товары были приобретены физическими лицами - работниками общества для юридического лица, переданы ему, оприходованы, использованы в производстве, работники отчитались за денежные средства полностью, авансовые отчеты приняты ООО "Инженерное Бюро ВАСО", у Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа отсутствовали законные основания для включения налоговым органом указанных сумм в облагаемый доход физических лиц и в объект обложения единым социальный налогом и, как следствие, для доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 3659 руб., единого социального налога - 10018 руб.
Ссылка инспекции на данные об отсутствии государственной регистрации ООО "Грей" в качестве юридического лица при изложенных обстоятельствах судом правомерно отклонена, поскольку ответчиком не доказаны факты отсутствия передачи товаров предприятию и оприходования их на предприятии или иное использование приобретенных товаров либо денежных средств исключительно в интересах самих физических лиц.
Включение инспекцией в объект налогообложения единым социальным налогом оплаты обществом проживания работника Степанова А.М. в гостиничном номере и доначисление единого социального налога в сумме 1384 руб. 13 коп. судом также обоснованно признано неправомерным, поскольку, как установлено судом и подтверждается материалами дела, указанная оплата осуществлялась за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, что в силу п. 4 ст. 236 НК РФ является основанием для невключения в налоговую базу данной суммы выплаты.
Ввиду отсутствия оснований для доначисления налоговым органом оспариваемой суммы ЕСН, суд обоснованно удовлетворил требования налогоплательщика о признании недействительным Решения инспекции от 18.03.2003 N 10-42 в части начисления пени в сумме 3266 руб. 81 коп. за несвоевременную уплату налога, применения штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату единого социального налога в размере 2280 руб. 54 коп.
Между тем отказ суда в удовлетворении требований о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 18.03.2003 N 10-42 о доначислении налога на доходы физических лиц в сумме 1167 руб., начисления пени в размере 324 руб., привлечения к ответственности по ст. 123 НК РФ в сумме 233 руб. за неудержание с работника налога с суммы оплаты обществом его проживания в гостинице, кассационная инстанция считает правильным.
Исходя из положений ст. ст. 207, 209, 211 Налогового кодекса Российской Федерации оплата организацией за своего работника проживания в гостинице является получением физическим лицом дохода в натуральной форме и, следовательно, подлежит включению в совокупный облагаемый доход данного физического лица. В связи с тем, что Степанов А.М. являлся работником ООО "Инженерное Бюро ВАСО", то последнее, являясь по отношению к нему налоговым агентом, обязано было исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога от указанного дохода.
При таких обстоятельствах инспекция обоснованно доначислила обществу налог на доходы физических лиц в сумме 1167 руб., пеню - 324 руб. и применила штраф по ст. 123 НК РФ в размере 233 руб.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.06.2003 по делу N А14-2434-03/107/25 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Левобережному району г. Воронежа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)