Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 14.09.2010 ПО ДЕЛУ N А55-1468/2010

Разделы:
Водный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2010 г. по делу N А55-1468/2010


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" филиал "Безымянская ТЭЦ", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010
по делу N А55-1468/2010
по заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" филиал "Безымянская ТЭЦ" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары, Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара, о признании недействительными решения инспекции от 25.08.2009 N 12-28/34 и Управления от 16.10.2009 N 03-15/25222,

установил:

открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" филиал "Безымянская ТЭЦ" (далее - заявитель, общество, ОАО "Волжская ТГК") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары (далее - налоговый орган, инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - Управление ФНС России по Самарской области, Управление) о признании недействительными решения инспекции от 25.08.2009 N 12-28/34 и Управления от 16.10.2009 N 03-15/25222.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество обратилось в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения арбитражного суда и постановления апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по водному налогу за 3 квартал 2006 г. принято решение от 25.08.2009 N 12-28/34 об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности с предложением уплатить недоимку по водному налогу в сумме 6 935 279 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 16.10.2009 N 03-15/25222 решение налогового органа утверждено.
Общество, не согласившись с решениями налоговых органов, обратилось в арбитражный суд.
Заявитель в обоснование своей позиции сослался на примененный метод в уточненной налоговой декларации расчета налогооблагаемой базы по водному налогу путем установления объема изъятой воды из водного объекта как разницы между объемами водопотребления и водоотведения.
По мнению заявителя, в первоначальной налоговой декларации по водному налогу за 3 квартал 2006 г. объем воды в размере 23 589,386 тыс. кубических метров был ошибочно включен в состав объема воды, забранного из водного объекта по строке 070 раздела 2.1 "Расчет налоговой базы и суммы водного налога при заборе воды из водного объекта", что привело к излишнему исчислению и уплате водного налога в данном налоговом периоде в размере 6 935 279 руб.
Не соглашаясь с доводами заявителя, суды правомерно исходили из следующего.
Правовое регулирование использования и охраны водных объектов на территории Российской Федерации осуществляется Водным кодексом Российской Федерации (далее - ВК РФ). До 01.01.2007 в Российской Федерации действовал Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ. С 01.01.2007 введен в действие новый Водный кодекс Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" новый Водный кодекс Российской Федерации применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. При этом для водопользователей, осуществляющих использование водных объектов на основании лицензий на водопользование, выданных до введения в действие нового Водного кодекса Российской Федерации, в пункте 1 статьи 5 названного Закона предусмотрено сохранение права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование до истечения срока действия таких лицензий.
По данному делу судами установлено, что правоотношения, связанные с осуществлением заявителем водопользования в 3 квартале 2006 г., возникли на основании лицензии (серия СМР N 00049 БРЭЗХ), выданной 30.12.2005, то есть до введения в действие нового правового регулирования. Срок действия указанной лицензии установлен до 01.01.2007. На основании чего судами сделан правомерный вывод о том, что к правоотношениям, возникшим по рассматриваемому делу, применяются положения Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ, действовавшего в спорный период.
При принятии решения, суды исходили из следующего.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, водный налог (согласно редакции Налогового кодекса Российской Федерации и соответствующим нормативным актам спорного периода) уплачивается теми лицами, которые осуществляют водопользование на основании лицензий, выданных до 01.01.2007.
Исходя из статьи 333.13 НК РФ, налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи в отношении всех видов водопользования.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит определения понятий "водопользование", "водопользователь", "забор воды".
Статьей 28 ВК РФ (в редакции спорного периода) установлено, что водопользователь - юридическое лицо - вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено ВК РФ.
В спорном периоде общество являлось водопользователем на основании выданной ему лицензии на водопользование от 30.12.2005, со сроком действия до 01.01.2007, следовательно, являлось плательщиком водного налога.
Согласно пункту 1 статьи 333.9 НК РФ, пункту 2 статьи 333.10 НК РФ объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
Поскольку налоговое законодательство не содержит положений о возможности корректировки налоговой базы по водному налогу на объемы воды, возвращаемые в водный объект, используемый для такого забора, суды обоснованно не приняли во внимание ссылку общества на статью 85 ВК РФ.
Согласно указанной норме закона использование водных объектов может осуществляться с изъятием (забор воды) либо без изъятия (сброс, использование в качестве водных путей и другое) водных ресурсов.
При этом руководствовались нормами главы 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, которые не предусматривают возможности для целей исчисления водного налога при определении объема воды, забранной из водного объекта, учитывать объем сброшенных в водный объект сточных вод после использования воды в производстве. Понятия "вода" и "водный объект" не тождественны понятию "сточные воды".
Поскольку заявитель из реки Самара (левобережный приток реки Волги) забирает воду, а сбрасывает туда иной объект - "сточные воды", то отсутствуют правовые основания для определения объема изъятой воды из водного объекта как разницы между объемами водопотребления и водоотведения.
При таких обстоятельствах суды, исследовав представленные заявителем документы в совокупности, проанализировав нормы налогового и водного законодательства, пришли к правомерному выводу о том, что общество должно исчислять и уплачивать водный налог за весь объем воды, забранный из водного объекта.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле документов, им дана надлежащая оценка, коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 по делу N А55-1468/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" филиал "Безымянская ТЭЦ" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)