Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 02.07.2008 N Ф09-4704/08-С3 ПО ДЕЛУ N А71-9756/07

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2008 г. N Ф09-4704/08-С3


Дело N А71-9756/07

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Глазыриной Т.Ю.,
судей Дубровского В.И., Анненковой Г.В.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Удмуртторф" (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.02.2008 по делу N А71-9756/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Головкин А.Н. (доверенность от 10.12.2007 N 98),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) - Мошков И.А. (доверенность от 12.05.2008 N 48), Дидковская Н.В. (доверенность от 15.01.2008 N 15/01).

Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 30.08.2007 N 12-75/84 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 5 488 430 руб., с учетом заявления об уточнении заявленных требований.
Решением суда от 15.02.2008 (судья Зорина Н.Г.) в удовлетворении заявления обществу отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2008 (судьи Риб Л.Х., Савельева Н.М., Ясикова Е.Ю.) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, заявление удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами п. 4 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), поскольку при исчислении налога на добычу полезных ископаемых коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр, подлежит применению независимо от используемого налогоплательщиком прямого или косвенного метода определения количества добытой нефти.
В отзыве на кассационную жалобу общества инспекция указывает на правомерность выводов судов и просит оставить судебные акты без изменения.

Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной проверки декларации общества по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2007 г. составлен акт от 06.07.2007 N 12-77/71, проведены дополнительные мероприятии налогового контроля и принято решение от 30.08.2007 N 12-75/84 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен налог на добычу полезных ископаемых в сумме 5 616 486 руб.
Управлением Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике апелляционная жалоба общества на данное решение оставлена без удовлетворения.
Основанием для принятия решения о доначислении налога на добычу полезных ископаемых послужили выводы инспекции о необоснованности исчисления обществом налога с учетом коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов Якшур-Бодьинского месторождения, в связи с применением косвенного метода определения количества добытой нефти, доведение которой до требований государственного стандарта осуществляется по договору открытым акционерным обществом "Удмуртнефть" на установке, принимающей нефть с различных участков добычи.
Считая решение инспекции незаконным в части доначисления налога в сумме 5 488 430 руб., общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, указав в обоснование заявленных требований на обоснованность исчисления налога с учетом спорного коэффициента, в связи с применением прямого метода определения количества добытой нефти с использованием измерительных приборов, а также на отсутствие технической возможности самостоятельного доведения добытой нефти до требований государственного стандарта.
Отказывая в удовлетворении заявления о признании недействительным решения инспекции в оспариваемой части, суды исходили из того, что обязательным условием применения коэффициента, характеризующего степень выработанности конкретного участка недр, является обеспечение налогоплательщиком прямого метода определения количества добытой нефти и обществом не представлено доказательств, подтверждающих применение прямого метода определения количества добытой нефти.
- В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 336 Кодекса объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- Согласно п. 2 ст. 337 Кодекса к видам добытого полезного ископаемого относится нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
В силу п. 2 ст. 338 Кодекса налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Статьей 339 Кодекса установлено, что количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно, прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
В соответствии с п. 2, 4 ст. 342 Кодекса налогообложение при добыче нефти производится по налоговой ставке 419 рублей за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), который рассчитывается по установленной формуле и применяется в случае если степень выработанности запасов конкретного участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, больше или равна 0,8 и меньше или равна 1.
При расчете коэффициента учитываются сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых утвержденного в году, предшествующем году налогового периода, и начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.
В случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, превышает 1, коэффициент Кв принимается равным 0,3.
В иных случаях, не указанных в абзацах втором и шестом настоящего пункта, коэффициент Кв принимается равным 1.
Степень выработанности запасов конкретного участка недр (Св) рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) на начальные извлекаемые запасы нефти. При этом начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче), определяются как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.
Для нефти, добытой на участках недр, по каждому из которых степень выработанности превышает 0,8, в случае ее подготовки до соответствия требованиям согласно пункту 1 статьи 337 настоящего Кодекса на едином технологическом объекте, налогоплательщик вправе применить максимальное из значений коэффициента Кв для суммарного количества нефти, поступающей на данный технологический объект.
Учитывая, что объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых является количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной в натуральном выражении, коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр, рассчитываемый по установленной формуле, в размере менее единицы, применяется при исчислении налога при условии обеспечения налогоплательщиком прямого метода учета добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной.
Доводы общества о том, что спорный коэффициент подлежит применению независимо от применяемого налогоплательщиком метода определения количества добытой нефти и необходимость обеспечения прямого метода предусмотрена законодателем в целях определения степени выработанности запасов конкретного участка недр, являются несостоятельными, поскольку противоречат положениям п. 2 ст. 337, п. 2 ст. 338, ст. 339, п. 2, 4 ст. 342 Кодекса о порядке налогообложения при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. Степень выработанности запасов конкретного участка недр рассчитывается на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что согласно проекту разработки Якшур-Бодьинского месторождения технологический процесс добычи нефти включает операции по извлечению минерального сырья из недр и операции по промысловой подготовке продукции скважин. Бурение добывающих скважин осуществляется с двух кустовых площадок. Газожидкостная смесь из скважин поступает на групповые замерные установки. После замера дебитов, обводненности и газосодержания газоводонефтяная эмульсия по трубопроводу поступает на площадку сбора и выдачи нефти, где производятся операции по отделению газа и воды. Разгазированная и обезвоженная нефть перекачивается по магистральному нефтепроводу на коммерческий узел учета Южно-Киенгопского месторождения. Измерительные приборы, применяемые обществом, установлены на начальном этапе технологического процесса добычи нефти, при извлечении минерального сырья из недр. На других этапах измерительные приборы отсутствуют. После извлечения водонефтяной эмульсии берутся пробы и расчетным путем определяются данные о содержании добытой нефти в извлеченном минеральном сырье. Применяемые обществом измерительные приборы, счетчики жидкости по своему назначению и техническим характеристикам не могут служить средством измерения нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, а служат для измерения массы водонефтяной эмульсии. Количество добытой нефти определяется обществом расчетным путем.
Оценив указанные обстоятельства в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что обществом применяется косвенный метод определения количества добытой нефти и соответственно о необоснованности исчисления налога с учетом коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов участка недр, в размере менее единицы.
В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный вывод судов не подлежит переоценке судом кассационной инстанции.
Кроме того, в кассационной жалобе обществом не приводится возражений относительно вывода судов о применяемом налогоплательщиком косвенном методе определения количества добытой нефти.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.02.2008 по делу N А71-9756/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Удмуртторф" - без удовлетворения.
Председательствующий
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.

Судьи
АННЕНКОВА Г.В.
ДУБРОВСКИЙ В.И.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)