Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 августа 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Ясиковой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калмаковой Т.А.,
при участии:
- от заявителя (ООО "Джокер"): Сунцева П.В. - представитель по доверенности от 10.05.2007 г., предъявлен паспорт;
- от ответчика (ИФНС России по Ленинскому району г. Перми): Пепеляева Е.С. - представитель по доверенности от 11.02.2008 г., предъявлено удостоверение;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Джокер" на решение Арбитражного суда Пермского края
от 7 сентября 2007 года
по делу N А50-9502/2007,
принятое судьей Виноградовым А.В.
по заявлению ООО "Джокер"
к ИФНС России по Ленинскому району г. Перми
о признании недействительным решения налогового органа,
общество с ограниченной ответственностью "Джокер" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Ленинскому району г. Перми (далее - Инспекция, налоговый орган) от 27.03.2007 г. N 07/729 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 07.09.2007 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу РФ, Федеральному закону от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9.11.2007 г. решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
По кассационной жалобе Общества Федеральным арбитражным судом вынесено постановление от 20.02.2008 г., которым судебный акт суда апелляционной инстанции оставлен без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Определением коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ по делу N 5297/08 от 28 мая 2008 года Обществу отказано в передаче дела для пересмотра в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ и указано на наличие возможности обратиться в установленном порядке с заявлением о пересмотре оспариваемых судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.
Заявитель, ссылаясь на позицию Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенную в названном определении, просит пересмотреть постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9.11.2007 года по вновь открывшимся обстоятельствам.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4.08.2008 года (резолютивная часть от 30.07.2008 года) судебный акт суда апелляционной инстанции от 9.11.2007 года отменен по вновь открывшимся обстоятельствам.
С согласия представителей сторон апелляционная жалоба рассмотрена в этом же судебном заседании.
Представитель налогоплательщика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и заявлении от 3.07.2008 г., пояснил, что в соответствии с позицией, высказанной Высшим Арбитражным Судом РФ в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.04.2008 года N 17177/07, налоговый орган неправильно определил момент, с которого лицу предоставляются налоговые льготы и гарантии как субъекту малого предпринимательства, как момент постановки на учет конкретного объекта налогообложения налогом на игорный бизнес (игрового автомата), а также начало фактического осуществления деятельности (в рассматриваемом случае - 2004 год). Обязанность по уплате любого налога возникает непосредственно у субъекта налогообложения с момента обретения им правоспособности в качестве субъекта предпринимательской деятельности, то есть с момента его государственной регистрации. Гарантии, предусмотренные положениями ст. 9 Федерального закона N 88-ФЗ от 14.06.1995 г. "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в РФ", предоставлены субъекту налогообложения, имеющему статус субъекта малого предпринимательства, а не объекту налогообложения - игровому автомату с момента его постановки на налоговый учет.
Налоговый орган в письменном отзыве на жалобу, против ее доводов возражает, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда от 7.09.2007 года является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Как следует из обстоятельств дела, Общество представило в налоговый орган декларацию по налогу на игорный бизнес за декабрь 2006 года с указанием ставки налога, действовавшей на момент его государственной регистрации в качестве юридического лица (декабрь 2003 года) в сумме 1100 руб. за один игровой автомат.
По результатам камеральной проверки указанной декларации Инспекцией принято решение от 27.03.2008 г. N 07/729 о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 171600 руб., Обществу доначислен и предложен к уплате налог на игорный бизнес в сумме 858000 руб. и пени в размере 19004,70 руб. (л.д. 7-10).
Основанием для вынесения решения послужили выводы налогового органа о том, что при исчислении налога за проверяемый период по игровым автоматам, зарегистрированным в инспекции на начало налогового периода, подлежала применению ставка налога, установленная Законом Пермской области от 29.12.005 г. N 2771-621 в размере 5000 руб. за один игровой автомат.
В соответствии с п. 3 ст. 12, п/п 2 п. 1 ст. 14 Налогового кодекса РФ налог на игорный бизнес является региональным налогом, установленным Налоговым кодексом РФ, вводимым в действие на соответствующей территории законом субъекта Российской Федерации.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов (п. 3 ст. 12 Налогового кодекса РФ).
Федеральным законом от 27.12.2002 года N 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" часть вторая Кодекса дополнена главой "О налоге на игорный бизнес", действующей с 01.01.2004 года.
На основании п/п. 1, 2 п. 1 ст. 366 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения признаются игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы.
В силу п/п. 2 п. 1 ст. 369 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в пределах за один игровой автомат от 1500 до 7500 рублей.
Таким образом, с момента вступления в силу изменений налогового законодательства в области налогообложения налогом на игорный бизнес, размер ставок налога увеличен.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ) в случае, если изменения налогового законодательства создают для субъектов малого предпринимательства менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 года N 37-О, от 09.07.2004 года N 242-О, Постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.2003 года N 11-П).
Из материалов дела следует, что Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 5.12.2003 года, состоит на налоговом учете с 8.12.2003 г.; лицензия, предоставляющая право на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений получена 24.02.2004 года (л.д. 33-34).
Следовательно, Общество обоснованно в соответствии с Законом Пермской области от 30.08.2001 года N 1685-296 "О налогообложении в Пермской области" (в редакции, действовавшей на момент государственной регистрации) при подаче налоговой декларации за декабрь 2006 года исчислило и уплатило налог на игорный бизнес с применением ставки в размере 1 100 руб.
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции руководствуется правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.04.2008 года N 17177/07, положениями ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 года N 88-ФЗ, действовавшей в период государственной регистрации Общества в качестве юридического лица, которыми субъектам малого предпринимательства гарантировалось сохранение в течение четырех лет их деятельности сохранение порядка налогообложения, действовавшего на момент их государственной регистрации.
Таким образом, обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникает у налогоплательщика при наличии зарегистрированных объектов налогообложения, при этом исчисление налоговых обязательств производится в соответствии с законодательством, действующим на момент его государственной регистрации.
Выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом судебном акте, являются правильными.
С учетом вышеизложенного следует признать необоснованными доводы налогового органа, изложенные в оспариваемом налогоплательщиком решении и в апелляционной жалобе о наличии у Общества обязанности исчислять налог по ставке 5000 руб. за каждый игровой автомат, в соответствии с положениями Закона Пермской области от 29.12.2005 г. N 2771-621, поскольку Общество фактически начало деятельность в сфере игорного бизнеса в феврале 2004 г., то есть после вступления в силу гл. 29 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, апелляционная жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ расходы по уплате апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст. 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 7 сентября 2007 года по делу N А50-9502/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г. Перми - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России по Ленинскому району г. Перми в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.08.2008 N 17АП-7497/2007(2)-АК ПО ДЕЛУ N А50-9502/2007
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2008 г. N 17АП-7497/2007(2)-АК
Дело N А50-9502/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 августа 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Ясиковой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калмаковой Т.А.,
при участии:
- от заявителя (ООО "Джокер"): Сунцева П.В. - представитель по доверенности от 10.05.2007 г., предъявлен паспорт;
- от ответчика (ИФНС России по Ленинскому району г. Перми): Пепеляева Е.С. - представитель по доверенности от 11.02.2008 г., предъявлено удостоверение;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Джокер" на решение Арбитражного суда Пермского края
от 7 сентября 2007 года
по делу N А50-9502/2007,
принятое судьей Виноградовым А.В.
по заявлению ООО "Джокер"
к ИФНС России по Ленинскому району г. Перми
о признании недействительным решения налогового органа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Джокер" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Ленинскому району г. Перми (далее - Инспекция, налоговый орган) от 27.03.2007 г. N 07/729 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 07.09.2007 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу РФ, Федеральному закону от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9.11.2007 г. решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
По кассационной жалобе Общества Федеральным арбитражным судом вынесено постановление от 20.02.2008 г., которым судебный акт суда апелляционной инстанции оставлен без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Определением коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ по делу N 5297/08 от 28 мая 2008 года Обществу отказано в передаче дела для пересмотра в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ и указано на наличие возможности обратиться в установленном порядке с заявлением о пересмотре оспариваемых судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.
Заявитель, ссылаясь на позицию Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенную в названном определении, просит пересмотреть постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9.11.2007 года по вновь открывшимся обстоятельствам.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4.08.2008 года (резолютивная часть от 30.07.2008 года) судебный акт суда апелляционной инстанции от 9.11.2007 года отменен по вновь открывшимся обстоятельствам.
С согласия представителей сторон апелляционная жалоба рассмотрена в этом же судебном заседании.
Представитель налогоплательщика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и заявлении от 3.07.2008 г., пояснил, что в соответствии с позицией, высказанной Высшим Арбитражным Судом РФ в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.04.2008 года N 17177/07, налоговый орган неправильно определил момент, с которого лицу предоставляются налоговые льготы и гарантии как субъекту малого предпринимательства, как момент постановки на учет конкретного объекта налогообложения налогом на игорный бизнес (игрового автомата), а также начало фактического осуществления деятельности (в рассматриваемом случае - 2004 год). Обязанность по уплате любого налога возникает непосредственно у субъекта налогообложения с момента обретения им правоспособности в качестве субъекта предпринимательской деятельности, то есть с момента его государственной регистрации. Гарантии, предусмотренные положениями ст. 9 Федерального закона N 88-ФЗ от 14.06.1995 г. "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в РФ", предоставлены субъекту налогообложения, имеющему статус субъекта малого предпринимательства, а не объекту налогообложения - игровому автомату с момента его постановки на налоговый учет.
Налоговый орган в письменном отзыве на жалобу, против ее доводов возражает, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда от 7.09.2007 года является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Как следует из обстоятельств дела, Общество представило в налоговый орган декларацию по налогу на игорный бизнес за декабрь 2006 года с указанием ставки налога, действовавшей на момент его государственной регистрации в качестве юридического лица (декабрь 2003 года) в сумме 1100 руб. за один игровой автомат.
По результатам камеральной проверки указанной декларации Инспекцией принято решение от 27.03.2008 г. N 07/729 о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 171600 руб., Обществу доначислен и предложен к уплате налог на игорный бизнес в сумме 858000 руб. и пени в размере 19004,70 руб. (л.д. 7-10).
Основанием для вынесения решения послужили выводы налогового органа о том, что при исчислении налога за проверяемый период по игровым автоматам, зарегистрированным в инспекции на начало налогового периода, подлежала применению ставка налога, установленная Законом Пермской области от 29.12.005 г. N 2771-621 в размере 5000 руб. за один игровой автомат.
В соответствии с п. 3 ст. 12, п/п 2 п. 1 ст. 14 Налогового кодекса РФ налог на игорный бизнес является региональным налогом, установленным Налоговым кодексом РФ, вводимым в действие на соответствующей территории законом субъекта Российской Федерации.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов (п. 3 ст. 12 Налогового кодекса РФ).
Федеральным законом от 27.12.2002 года N 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" часть вторая Кодекса дополнена главой "О налоге на игорный бизнес", действующей с 01.01.2004 года.
На основании п/п. 1, 2 п. 1 ст. 366 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения признаются игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы.
В силу п/п. 2 п. 1 ст. 369 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в пределах за один игровой автомат от 1500 до 7500 рублей.
Таким образом, с момента вступления в силу изменений налогового законодательства в области налогообложения налогом на игорный бизнес, размер ставок налога увеличен.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ) в случае, если изменения налогового законодательства создают для субъектов малого предпринимательства менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 года N 37-О, от 09.07.2004 года N 242-О, Постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.2003 года N 11-П).
Из материалов дела следует, что Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 5.12.2003 года, состоит на налоговом учете с 8.12.2003 г.; лицензия, предоставляющая право на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений получена 24.02.2004 года (л.д. 33-34).
Следовательно, Общество обоснованно в соответствии с Законом Пермской области от 30.08.2001 года N 1685-296 "О налогообложении в Пермской области" (в редакции, действовавшей на момент государственной регистрации) при подаче налоговой декларации за декабрь 2006 года исчислило и уплатило налог на игорный бизнес с применением ставки в размере 1 100 руб.
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции руководствуется правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.04.2008 года N 17177/07, положениями ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 года N 88-ФЗ, действовавшей в период государственной регистрации Общества в качестве юридического лица, которыми субъектам малого предпринимательства гарантировалось сохранение в течение четырех лет их деятельности сохранение порядка налогообложения, действовавшего на момент их государственной регистрации.
Таким образом, обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникает у налогоплательщика при наличии зарегистрированных объектов налогообложения, при этом исчисление налоговых обязательств производится в соответствии с законодательством, действующим на момент его государственной регистрации.
Выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом судебном акте, являются правильными.
С учетом вышеизложенного следует признать необоснованными доводы налогового органа, изложенные в оспариваемом налогоплательщиком решении и в апелляционной жалобе о наличии у Общества обязанности исчислять налог по ставке 5000 руб. за каждый игровой автомат, в соответствии с положениями Закона Пермской области от 29.12.2005 г. N 2771-621, поскольку Общество фактически начало деятельность в сфере игорного бизнеса в феврале 2004 г., то есть после вступления в силу гл. 29 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, апелляционная жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ расходы по уплате апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст. 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 7 сентября 2007 года по делу N А50-9502/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г. Перми - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России по Ленинскому району г. Перми в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Л.Х.РИБ
Судьи
Е.Ю.ЯСИКОВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Л.Х.РИБ
Судьи
Е.Ю.ЯСИКОВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)