Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Юганскнефтегаз", г. Нефтеюганск, на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 25.03.2002 по делу N А75-276-А/2002 по иску ОАО "Юганскнефтегаз", г. Нефтеюганск, к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Нефтеюганскому району о признании частично недействительными постановления N 2 от 07.03.2000 и N 3 от 07.03.2000,
открытое акционерное общество "Юганскнефтегаз" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Нефтеюганскому району о признании недействительными постановлений N 2 от 07.03.2000 и N 3 от 07.03.2000 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления акциза на нефть, реализованную в ноябре 1999 г. по нулевой ставке, в сумме 17376051 руб., начисления пени на эту сумму и взыскания налоговых санкций.
В обоснование заявленных требований указано, что налоговым органом неправомерно доначислены акциз, пени и штрафные санкции исходя из ставки акциза в размере 62,96 руб., установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.97 N 408, в то время как следовало применить средневзвешенную ставку в размере 55 рублей за тонну нефти в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона "Об акцизах".
Решением от 24.01.2002 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа иск удовлетворен, признано недействительным постановление Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Нефтеюганскому району N 2 от 07.03.2000 в части доначисления ОАО "Юганскнефтегаз" акциза на нефть в сумме 8688025,5 руб., пени на эту сумму и взыскания налоговых санкций в сумме 1737605,5 руб.
Признано также недействительным постановление Инспекции N 3 от 07.03.2000 в части доначисления ОАО "Юганскнефтегаз" акциза на нефть в сумме 8688025,5 руб., пени на эту сумму и взыскания налоговых санкций в сумме 1737605,5 рублей.
Суд мотивировал данный вывод тем, что единственно законно установленной ставкой по акцизу на нефть в рассматриваемый период была ставка 55 руб. за одну тонну, в связи с чем решение налогового органа в части доначисления налога, исчисления пени и взыскания налоговых санкций за пределами указанной ставки признано неправомерным.
Постановлением от 25.03.2002 апелляционной инстанции Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа состоявшееся по делу решение отменено, производство по делу прекращено.
В обоснование данного вывода апелляционной инстанцией указано, что изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику. В рассматриваемом споре требования истца основаны на незаконности применения Постановления Правительства Российской Федерации N 408, которым установлен размер ставки акциза - 62,96 руб., то есть, фактические обстоятельства по указанным делам одни и те же. Оценка этим обстоятельствам судом уже дана в решении по делам N А75-2339-А/2000, N А75-2340-А/2000. Суд пришел к выводу, что истцом избраны различные способы правовой защиты.
В кассационной жалобе ОАО "Юганскнефтегаз" просит отменить постановление апелляционной инстанции по делу, оставить в силе решение от 24.01.2002. По мнению заявителя, ставка акциза на нефть, временно установленная Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.97 N 408, превышает ставку, установленную п. 1 ст. 4 Федерального закона "Об акцизах", что означает возложение на налогоплательщика обязанности по уплате дополнительных сумм, не являющихся законно установленным налогом. До момента установления Правительством Российской Федерации дифференцированных ставок по отдельным месторождениям, пересчитанных исходя из средневзвешенной ставки, следовало применять ставку акциза на нефть, установленную законом, то есть в размере 55 руб. за тонну.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Заслушав представителя истца, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в соответствии с требованием статей 162, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что ОАО "Юганскнефтегаз" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Нефтеюганскому району о признании недействительными постановлений N 2 от 07.03.2000 и N 3 от 07.03.2000 в части доначисления акциза на нефть, реализованную в ноябре 1999 года по нулевой ставке в сумме 17376051 руб., начисления пени на эту сумму и взыскания налоговых санкций.
По мнению заявителя, налоговый орган неправомерно доначислил акциз, пени и штрафные санкции, исходя из ставки акциза в размере 62,96 руб., которая была установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.97 N 408, хотя следовало применять средневзвешенную ставку в размере 55 руб. за тонну нефти исходя из требований пункта 1 статьи 4 Закона "Об акцизах".
Определением суда от 24.01.2002 дела объединены в одно производство с присвоением единого номера N А75-276-А/02.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск в полном объеме, указал, что по ранее рассмотренным делам N А75-2339-А/2000 и N А75-2340-А/2000 был рассмотрен спор между теми же сторонами, по тому же основанию: истец указывал на отсутствие законно установленной ставки акциза на нефть, в то время как в настоящем иске - на установление единственной законно определенной ставки акциза на нефть, поэтому доначисление налога по более высокой ставке истец считает неправомерным.
Из материалов дела усматривается, что предметом спора является требование о признании недействительными постановлений Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Нефтеюганскому району N 2 и N 3 от 07.03.2000. Аналогичные требования были и по делам N А75-2339-А/2000 и N А75-2340-А/2000 (с несколько иным объемом заявленных требований).
Требования истца основаны на незаконности применения Постановления Правительства Российской Федерации N 408, в соответствии с которым размер ставки акциза установлен в 62,96 руб., что подтверждает идентичность фактических обстоятельств по названному и рассматриваемому делу. Фактические обстоятельства дела, на которые истец ссылается в подтверждение требований к ответчику, по сути и есть основание иска. В обоих случаях они являются одними и теми же.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - арбитражный суд прекращает производство по делу, если имеется вступившее в законную силу, принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям решение арбитражного суда.
В связи с изложенным, суд кассационной инстанции считает правомерным вывод суда апелляционной инстанции, что по рассматриваемому делу и делам N А75-2339-А/2000 и N А75-2340-А/2000 обстоятельства дела одни и те же, истцом избраны лишь разные способы правовой защиты. Средневзвешенная ставка акциза на нефть установлена Законом "Об акцизах", ее дифференциация делегирована (поручена) Правительству Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10.01.97 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах".
По названным делам одни и те же основания иска, в связи с чем кассационная инстанция считает правомерным вывод суда апелляционной инстанции об отмене решения суда первой инстанции от 24.01.2002 и прекращении дела производством.
Кассационной инстанцией не принимаются доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, поскольку они сведены к переоценке обстоятельств дела, что выходит за пределы компетенции суда кассационной инстанции, изложенные в статье 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановление от 25.03.2002 апелляционной инстанции Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-276-А/2002 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 10.06.2002 N Ф04/2066-239/А76-2002 ПО ДЕЛУ N А75-276-А/2002
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2002 г. N Ф04/2066-239/А76-2002
Арбитражный суд, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Юганскнефтегаз", г. Нефтеюганск, на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 25.03.2002 по делу N А75-276-А/2002 по иску ОАО "Юганскнефтегаз", г. Нефтеюганск, к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Нефтеюганскому району о признании частично недействительными постановления N 2 от 07.03.2000 и N 3 от 07.03.2000,
установил:
открытое акционерное общество "Юганскнефтегаз" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Нефтеюганскому району о признании недействительными постановлений N 2 от 07.03.2000 и N 3 от 07.03.2000 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления акциза на нефть, реализованную в ноябре 1999 г. по нулевой ставке, в сумме 17376051 руб., начисления пени на эту сумму и взыскания налоговых санкций.
В обоснование заявленных требований указано, что налоговым органом неправомерно доначислены акциз, пени и штрафные санкции исходя из ставки акциза в размере 62,96 руб., установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.97 N 408, в то время как следовало применить средневзвешенную ставку в размере 55 рублей за тонну нефти в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона "Об акцизах".
Решением от 24.01.2002 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа иск удовлетворен, признано недействительным постановление Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Нефтеюганскому району N 2 от 07.03.2000 в части доначисления ОАО "Юганскнефтегаз" акциза на нефть в сумме 8688025,5 руб., пени на эту сумму и взыскания налоговых санкций в сумме 1737605,5 руб.
Признано также недействительным постановление Инспекции N 3 от 07.03.2000 в части доначисления ОАО "Юганскнефтегаз" акциза на нефть в сумме 8688025,5 руб., пени на эту сумму и взыскания налоговых санкций в сумме 1737605,5 рублей.
Суд мотивировал данный вывод тем, что единственно законно установленной ставкой по акцизу на нефть в рассматриваемый период была ставка 55 руб. за одну тонну, в связи с чем решение налогового органа в части доначисления налога, исчисления пени и взыскания налоговых санкций за пределами указанной ставки признано неправомерным.
Постановлением от 25.03.2002 апелляционной инстанции Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа состоявшееся по делу решение отменено, производство по делу прекращено.
В обоснование данного вывода апелляционной инстанцией указано, что изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику. В рассматриваемом споре требования истца основаны на незаконности применения Постановления Правительства Российской Федерации N 408, которым установлен размер ставки акциза - 62,96 руб., то есть, фактические обстоятельства по указанным делам одни и те же. Оценка этим обстоятельствам судом уже дана в решении по делам N А75-2339-А/2000, N А75-2340-А/2000. Суд пришел к выводу, что истцом избраны различные способы правовой защиты.
В кассационной жалобе ОАО "Юганскнефтегаз" просит отменить постановление апелляционной инстанции по делу, оставить в силе решение от 24.01.2002. По мнению заявителя, ставка акциза на нефть, временно установленная Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.97 N 408, превышает ставку, установленную п. 1 ст. 4 Федерального закона "Об акцизах", что означает возложение на налогоплательщика обязанности по уплате дополнительных сумм, не являющихся законно установленным налогом. До момента установления Правительством Российской Федерации дифференцированных ставок по отдельным месторождениям, пересчитанных исходя из средневзвешенной ставки, следовало применять ставку акциза на нефть, установленную законом, то есть в размере 55 руб. за тонну.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Заслушав представителя истца, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в соответствии с требованием статей 162, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что ОАО "Юганскнефтегаз" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Нефтеюганскому району о признании недействительными постановлений N 2 от 07.03.2000 и N 3 от 07.03.2000 в части доначисления акциза на нефть, реализованную в ноябре 1999 года по нулевой ставке в сумме 17376051 руб., начисления пени на эту сумму и взыскания налоговых санкций.
По мнению заявителя, налоговый орган неправомерно доначислил акциз, пени и штрафные санкции, исходя из ставки акциза в размере 62,96 руб., которая была установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.97 N 408, хотя следовало применять средневзвешенную ставку в размере 55 руб. за тонну нефти исходя из требований пункта 1 статьи 4 Закона "Об акцизах".
Определением суда от 24.01.2002 дела объединены в одно производство с присвоением единого номера N А75-276-А/02.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск в полном объеме, указал, что по ранее рассмотренным делам N А75-2339-А/2000 и N А75-2340-А/2000 был рассмотрен спор между теми же сторонами, по тому же основанию: истец указывал на отсутствие законно установленной ставки акциза на нефть, в то время как в настоящем иске - на установление единственной законно определенной ставки акциза на нефть, поэтому доначисление налога по более высокой ставке истец считает неправомерным.
Из материалов дела усматривается, что предметом спора является требование о признании недействительными постановлений Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Нефтеюганскому району N 2 и N 3 от 07.03.2000. Аналогичные требования были и по делам N А75-2339-А/2000 и N А75-2340-А/2000 (с несколько иным объемом заявленных требований).
Требования истца основаны на незаконности применения Постановления Правительства Российской Федерации N 408, в соответствии с которым размер ставки акциза установлен в 62,96 руб., что подтверждает идентичность фактических обстоятельств по названному и рассматриваемому делу. Фактические обстоятельства дела, на которые истец ссылается в подтверждение требований к ответчику, по сути и есть основание иска. В обоих случаях они являются одними и теми же.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - арбитражный суд прекращает производство по делу, если имеется вступившее в законную силу, принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям решение арбитражного суда.
В связи с изложенным, суд кассационной инстанции считает правомерным вывод суда апелляционной инстанции, что по рассматриваемому делу и делам N А75-2339-А/2000 и N А75-2340-А/2000 обстоятельства дела одни и те же, истцом избраны лишь разные способы правовой защиты. Средневзвешенная ставка акциза на нефть установлена Законом "Об акцизах", ее дифференциация делегирована (поручена) Правительству Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10.01.97 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах".
По названным делам одни и те же основания иска, в связи с чем кассационная инстанция считает правомерным вывод суда апелляционной инстанции об отмене решения суда первой инстанции от 24.01.2002 и прекращении дела производством.
Кассационной инстанцией не принимаются доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, поскольку они сведены к переоценке обстоятельств дела, что выходит за пределы компетенции суда кассационной инстанции, изложенные в статье 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление от 25.03.2002 апелляционной инстанции Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-276-А/2002 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)