Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.02.2005, 09.02.2005 ПО ДЕЛУ N 09АП-163/05-АК

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


15 февраля 2005 г. Дело N 09АП-163/05-АК

Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2005.
Полный текст постановления изготовлен 15.02.2005.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Х., судей К.Н.Н., П.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.Н.А., при участии: от истца (заявителя) - Э. по дов. N 13 от 03.02.2005, П.А. по дов. N 2 от 11.01.2005, К.Е. по дов. N 5 от 18.01.2005, от ответчика (заинтересованного лица) - К.О. по дов. N 03-62/15928 от 05.07.2004, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции МНС России N 7 по ЦАО города Москвы на решение от 30.11.2004 по делу N А40-45367/04-142-22 Арбитражного суда города Москвы, принятое Б. по иску (заявлению) ЗАО "Центросоль" к Инспекции МНС России N 7 по ЦАО города Москвы о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:

ЗАО "Центросоль" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения ИМНС РФ N 7 по ЦАО г. Москвы от 28.07.2004 N 19.
Решением суда от 30.11.2004 требование ЗАО "Центросоль" удовлетворено. При этом суд исходил из того, что решение налогового органа не соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, нарушает права заявителя.
Инспекция МНС России N 7 по ЦАО города Москвы не согласилась с решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права, в удовлетворении требования ЗАО "Центросоль" отказать. В обоснование жалобы налоговый орган ссылается на то, что заявителем не представлено доказательств фактической передачи вагонов-цистерн в аренду нефтяным компаниям и использования их для работы в условиях агрессивной среды в 2002 - 1 квартале 2004 года, в связи с чем сумма амортизации документально не подтверждена. На момент вынесения решения у заявителя отсутствовала переплата по налогу на прибыль, поскольку вся сумма амортизации была включена в расходы в декларации за 1 квартал 2004 года, а уточненные декларации представлены заявителем после вынесения решения. Пониженная ставка по налогу на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации для отдельных категорий налогоплательщиков не может быть ниже 15 процентов. Поскольку в декларации за 1 квартал 2004 года отражены авансовые платежи, Инспекция правомерно проверяла правильность исчисления ежемесячных авансовых платежей за 2 квартал 2004 года.
ЗАО "Центросоль" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит ее оставить без удовлетворения, а решение суда - без изменения, указывая на то, что доводы налогового органа не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителей заинтересованного лица и заявителя, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что заявитель 28.04.2004 предоставил налоговому органу налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2004 г.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка декларации, по результатам которой Инспекцией вынесено решение N 19 от 28.07.2004, которым заявителю отказано в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации, предложено уплатить в срок: не полностью уплаченный налог на прибыль за 1 квартал 2004 г. в размере 5514328 руб.; не полностью уплаченные ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль за 2 квартал 2004 г. в размере 5514328 руб.; не полностью уплаченную сумму налога на прибыль, начисленную в соответствии с пунктами 6, 8 статьи 10 Федерального закона N 110-ФЗ от 06.08.2001, причитающуюся к уплате за 1 квартал 2004 г. в размере 50417 руб.; пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в размере 283182 рублей.
В соответствии с пунктом 7 статьи 259 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2. Под агрессивной средой понимается совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. К работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации.
В подтверждение того, что цистерны, находящиеся в собственности заявителя, используются для перевозки нефтепродуктов, представлены письма N 1019 от 11.08.2004 от ЗАО "Уренгойнефтегаз", N ЮТС/200 от 16.08.2004 от ЗАО "ЮКОС-Транссервис", N 022/1545 от 17.08.2004 от ОАО "ТНК-ВР Менеджмент", N 82 от 19.08.2004 от ООО "УниверсалСпецТорг", N ЮМ-02-101 от 13.08.2004 от ООО "Лукойл-Пермьнефтепродукт".
В связи с тем, что цистерны, используемые для перевозки нефти и продуктов ее переработки, находятся в контакте со взрыво- и пожароопасной технологической средой, применение специального коэффициента, установленного пунктом 7 статьи 259 Налогового кодекса Российской Федерации, к основной норме амортизации по данному имуществу является правомерным.
При таких обстоятельствах заявитель правомерно применил специальный коэффициент, установленный пунктом 7 статьи 259 Налогового кодекса Российской Федерации, к основной норме амортизации.
Доводы Инспекции о том, что часть договоров была заключена во 2 квартале 2004 г. и цистерны были введены в эксплуатацию только в январе-апреле 2004 г., не могут служить основанием для утверждения того, что остальные цистерны заявителя не использовались для перевозки нефти и продуктов ее переработки по договорам с ЗАО "ЮКОС-Транссервис", ОАО "ТНК-ВР Менеджмент", ООО "Лукойл-Пермьнефтепродукт". Инспекцией не доказано, что цистерны заявителя не использовались для перевозки нефти и нефтепродуктов.
В силу статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Однако налоговый орган не запрашивал у заявителя дополнительные документы и пояснения.
Согласно предоставленным заявителем в материалы дела регистрам расчета амортизации следует, что именно в отношении переданных заявителем цистерн по договорам с ЗАО "ЮКОС-Транссервис", ОАО "ТНК-ВР Менеджмент", ООО "Лукойл-Пермьнефтепродукт" заявителем был применен специальный коэффициент, начиная с 4-го квартала 2002 г. по 1-й квартал 2004 года.
Согласно пункту 8 статьи 10 Федерального закона N 110-ФЗ от 06.08.2001 часть исчисленной в соответствии с настоящей статьей суммы налога по прибыли переходного периода подлежит уплате в бюджет ежемесячно (ежеквартально) равными долями в течение 2003 - 2004 гг. в сроки, установленные для уплаты налога по итогам соответствующего отчетного периода.
В соответствии с пунктом 2 статьи 285 Налогового кодекса Российской Федерации отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговый орган утверждает, что заявителем была неправомерно начислена сумма налога на прибыль, исчисленная в соответствии с п. 8 ст. 10 Федерального закона N 110-ФЗ от 06.08.2001, причитающаяся к уплате за 1 квартал 2004 г., в размере 151249,39 руб., сумма налога на прибыль, исчисленная в соответствии с п. п. 6, 8 ст. 10 Федерального закона N 110-ФЗ от 06.08.2001, причитающаяся к уплате за 1 квартал 2004 г., составляет 201666 рублей.
Однако сумма 8040414 руб. относится к амортизации за 1-й квартал 2004 г., что подтверждается материалами дела. Следовательно, Инспекция неправомерно отказала заявителю в применении специального коэффициента за 1 квартал 2004 г. в сумме 8040414 руб. Поскольку Инспекцией не учтены расходы по амортизации за 1 квартал 2004 г. в размере 8040414 руб., то налоговая база для исчисления налога на прибыль составила 50712710 руб., сумма налога на прибыль - 10142542 руб., соответственно, доначислению подлежала сумма налога в размере 3906246 руб., в том числе в федеральный бюджет - 781249 руб., в бюджет субъекта РФ - 3124997 рублей.
Остальная сумма амортизации в размере 17890097 руб. относится к периоду с 4 квартала 2002 г. по 4 квартал 2003 г. и подлежит отнесению на расходы в данных налоговых периодах.
Таким образом, у заявителя не возникает недоимки по налогу на прибыль, поскольку имеется переплата по налогу на прибыль за 2002 и 2003 года.
Как следует из материалов дела, заявитель в 1 квартале 2004 г. применил ставку налога на прибыль, исчисляемого в городской бюджет, в размере 14 процентов.
В соответствии с п. 1 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 1 Закона г. Москвы N 12 от 05.03.2003 "Об установлении ставки налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов" ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет г. Москвы, с 01.01.2004 установлена в размере 15%.
Однако изменение налоговой ставки на 15 процентов внесено Законом г. Москвы от 28 апреля 2004 г. N 26 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 марта 2003 года N 12 "Об установлении ставки налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов", который вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 г. Текст Закона опубликован в газете "Тверская, 13" от 25 мая 2004 г. N 62, в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", май 2004 г., N 30.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что заявитель не мог исчислять в 1 квартале 2004 г. налог на прибыль исходя из налоговой ставки 15 процентов, поскольку данный закон был принят и опубликован только во 2 квартале 2004 года.
В соответствии со статьей 286 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода (квартала) налогоплательщики уплачивают ежемесячные авансовые платежи. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится равными долями в размере одной трети подлежащего уплате квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.
Статьей 287 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 15-го числа каждого месяца этого отчетного периода.
Налоговой проверкой был охвачен только 1 квартал 2004 г., таким образом, Инспекция не могла проверять правильность уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль за 2 квартал 2004 г.
Кроме того, Инспекцией документально не доказана неуплата заявителем авансовых платежей во 2 квартале 2004 года.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что Арбитражным судом города Москвы правомерно удовлетворены требования ЗАО "Центросоль".
Судом первой инстанции исследованы все обстоятельства дела и правильно применены нормы материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2004 по делу N А40-45367/04-142-22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)