Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Роженас О.Г.
судей Алексеевой Н.А., Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края на решение от 05.03.2011 Арбитражного суда Алтайского края (судья Мищенко А.А.) и постановление от 16.06.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Бородулина И.И., Журавлева В.А.) по делу N А03-14027/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Барнаульский водоканал" (656037, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Калинина, 116, ИНН 2221064060, ОГРН 1042201872800) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула (656002, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Профинтерна, 48 А, ИНН 2224091400, ОГРН 1042202195122) о признании недействительными решений.
Третье лицо, участвующее в деле: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Барнаульский водоканал" - Зинченко Л.А. по доверенности от 31.01.2011 N 61.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Барнаульский водоканал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула (далее - Инспекция) о признании недействительными решения от 26.07.2010 N 228 "об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения"; решения от 18.06.2010 N 997 "об отказе в проведении зачета"; об обязании Инспекции произвести зачет переплаты по налогу на прибыль в сумме 25 931 698 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС). В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края в связи с переводом Общества.
Решением от 05.03.2011 Арбитражного суда Алтайского края требования Общества удовлетворены частично, признано недействительными: решение Инспекции от 26.07.2010 N 228 "об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", решение от 18.06.2010 N 997 в части отказа в осуществлении зачета переплаты по налогу на прибыль в федеральный бюджет в размере 2 593 169 руб. в счет предстоящих платежей по НДС. Инспекция обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества посредством проведения зачета переплаты по налогу на прибыль в федеральный бюджет в размере 2 593 169 руб. в счет предстоящих платежей по НДС. В остальной части требования Общества оставлены без удовлетворения.
Постановлением от 16.06.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, с учетом определения от 15.08.2011 об исправлении опечатки, частично отменено решение арбитражного суда первой инстанции, по делу принят новый судебный акт. Признано недействительным решение Инспекции от 18.06.2010 N 997 об отказе в проведении зачета. Инспекция обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, посредством проведения зачета переплаты по налогу на прибыль в сумме 23 338 520 руб. в счет предстоящих платежей по НДС. В остальной части решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края просит отменить судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Инспекция считает, что Обществом завышены расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль в связи с завышением размера резерва под предстоящие ремонты основных средств, судами неправильно определен порядок формирования суммы резерва; по лицевому счету Общества переплата по налогу на прибыль не числится; обязанность произвести зачет неправомерно возложена на МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Алтайскому краю.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал свои доводы.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, что по результатам камеральной налоговой проверки уточненной декларации ООО "Барнаульский водоканал" по налогу на прибыль за 2009 год Инспекцией вынесено решение от 26.07.2010 N 228 "об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому установлено занижение налоговой базы по налогу на прибыль в связи с завышением размера резерва под предстоящие ремонты основных средств, доначислен налог на прибыль. В привлечении к налоговой ответственности отказано в связи с наличием на лицевом счете Общества переплаты на день принятия решения. Решением Управления ФНС по Алтайскому краю оставлена без удовлетворения апелляционная жалоба Общества.
Решением от 18.06.2010 N 997 Инспекция отказала Обществу в проведении зачета в связи с тем, что по итогам камеральной проверки сумма возврата не подтверждена.
Арбитражными судами признаны недействительными решения Инспекции в связи с правомерным учетом в расходах размера резерва под предстоящие ремонты основных средств в порядке, определенном Обществом, и наличием у Общества переплаты по налогу на прибыль.
Арбитражными судами установлено, что 25.02.2010 Обществом была представлена уточненная декларация по налогу на прибыль за 2009 год, согласно которой у него образовалась переплата по налогу в сумме 25 931 698 руб. Указанная сумма переплаты образовалась в связи с тем, что Общество в соответствии со статьями 324 и 260 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) создало в 2009 году резерв на ремонт основных средств, который не был отражен в первоначальной декларации за 2009 год.
Сумма резерва на особо сложные дорогостоящие ремонты составила 292 229 238 руб. Эта сумма была отражена в расходах за 2009 год в уточненной декларации, в связи с чем, налоговая база по налогу на прибыль за 2009 год составила 0 руб., сумма налога к уплате - 0 руб., сумма убытка - 143 479 842 руб.
Общество в 2009 году уплатило авансом налог на прибыль в размере 25 931 698 руб., что подтверждается платежными поручениями и не оспаривается Инспекцией.
16.04.2010 Общество направило в Инспекцию заявление о зачете излишне уплаченной суммы налога на прибыль в размере 25 931 698 руб. в счет предстоящих платежей по НДС. 04.05.2010 от Инспекции было получено решение N 479 об отказе в осуществлении зачета. В качестве причины отказа было указано, что срок камеральной проверки еще не истек.
28.05.2010 Общество направило в Инспекцию повторное заявление о зачете излишне уплаченной суммы налога в счет платежей по НДС. 22.06.2010 Общество получило акт налоговой проверки, датированный 08.06.2010, из которого следовало, что у Общества отсутствует переплата по налогу.
18.06.2010, не дожидаясь принятия решения по акту камеральной проверки от 08.06.2010 и не располагая возражениями Общества по нему, Инспекция принимает решение N 997 об отказе в зачете излишне уплаченной суммы налога, со ссылкой на то, что сумма излишне уплаченного налога не подтверждена камеральной проверкой.
В соответствии с пунктом 2 статьи 324 НК РФ налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных средств, рассчитанной в соответствии с порядком, установленным настоящим пунктом, и нормативов отчислений, утвержденных налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.
Нормативы отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств определяются по правилам абзаца 3 части 2 статьи 324 НК РФ, при этом, если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий
налоговый период и в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта, при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.
Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего отчетного (налогового) периода.
На основании вышеуказанных норм права арбитражными судами сделан вывод о том, что сумма отчислений в резерв на налоговый период 2009 года должна быть сформирована в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта и включаться в расходы пропорционально, с учетом графика на период с 2009 по 2018 годы.
Поскольку статьи 260 и 324 НК РФ не содержат прямого указания на определение суммы отчислений резерва на особо сложные и дорогие виды капитальных ремонтов путем деления предельной суммы отчислений на количество планируемых налоговых периодов по производству ремонтных работ, следовательно, Общество не допустило занижения налоговой базы по налогу на прибыль.
Арбитражными судами признана правомерной позиция Общества о том, что если применять механизм "простой" равномерности, который использовал налоговый орган в рамках проверки, то ежегодные отчисления в резерв следует рассчитывать как частное от деления всей суммы предстоящих ремонтов на количество лет, в течение которых эти ремонты планируется осуществить. Общая сумма отчислений в резерв, как по методике налогового органа, так и по методике налогоплательщика неизменна и в итоге составит 1 139 млн. руб. Однако в разных годах суммы отчислений в резерв будут отличаться. При этом методика налогового органа построена на принципе "простой" равномерности, которая не учитывает фактически потребности налогоплательщика в суммах накопления средств на ремонт в каждом конкретном году, а также не учитывает, что в разные годы предполагается осуществлять различные виды ремонтов, различные по стоимости.
Общество закрепило экономически обоснованную методику в своей учетной политике на 2009 год, что соответствует положениям пункта 2 статьи 234 НК РФ.
На основании норм статей 260, 324 НК РФ арбитражными судами сделан обоснованный вывод о неправомерном доначислении Инспекцией налога на прибыль по результатам камеральной налоговой проверки.
Судом апелляционной инстанции установлено наличие у Общества переплаты по налогу на прибыль. В решении от 26.07.2010 N 228 налоговым органом указывается на наличие на лицевом счете Общества переплаты по налогу на прибыль в размере 25 931 689 рублей, из них в федеральный бюджет - 2 617 008, 51 руб., в краевой бюджет - 23 514 641, 99 руб.
Общество на момент обращения с заявлением о зачете состояло на налоговом учете в Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула. С 07.07.2010 налогоплательщик переведен на налоговый учет в качестве крупнейшего налогоплательщика в Межрайонную Инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края. На момент рассмотрения спора Межрайонная Инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края производит администрирование налога на прибыль.
Требование Общества о зачете излишне уплаченного налога на прибыль в счет уплаты предстоящих платежей по НДС соответствует положениям пункта 2 статьи 78 НК РФ. В соответствии со статьей 13 НК РФ, НДС и налог на прибыль относятся к федеральным налогам.
На момент вынесения оспариваемого решения от 18.06.2010 N 997 у Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула имелась обязанность провести зачет переплаты по налогу на прибыль в счет предстоящих платежей по НДС в полном объеме.
На основании установленных обстоятельств дела арбитражным судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод о том, что требования Общества о признании недействительным решения от 18.06.2010 N 997 Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула подлежат удовлетворению.
Процесс проведения налоговыми органами зачетов регламентирован Порядком учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 19 Порядка для осуществления межрегионального зачета орган Федерального казначейства на основании Уведомления о межрегиональном зачете формирует расчетный документ на перечисление средств со счета органа Федерального казначейства, осуществляющего перечисление средств в связи с межрегиональным зачетом, на счет органа Федерального казначейства, осуществляющего учет поступлений в связи с межрегиональным зачетом. Уведомления о межрегиональном зачете представляются в орган Федерального казначейства администраторами дохода бюджета (пункт 5 Порядка).
По данному делу администратором дохода бюджета в виде НДС является МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим НК РФ, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Поскольку после перевода Общества на налоговый учет в МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края, обязанность по проведению зачета, не исполненная налоговым органом по прежнему месту налогового учета, не прекратилась и не изменилась, то у МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края возникла обязанность произвести зачет переплаты по налогу на прибыль в счет предстоящих платежей по НДС.
Данный вывод апелляционного суда согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2006 N 1334/06. В случае изменения места налогового учета налогоплательщика для нового налогового органа как субъекта централизованной системы Федеральной налоговой службы все неисполненные судебные акты, касающиеся взаимоотношений налогоплательщика с налоговым органом по прежнему месту учета, являются обязательными.
Учитывая нормы статьи 30 НК РФ, о том, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля, соблюдение арбитражными судами прав МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Алтайскому краю на представление доказательств, пояснений в ходе судебного разбирательства, установленных нормами статьи 41 АПК РФ, а также перевод Общества в МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Алтайскому краю по инициативе налоговых органов в ходе судебного разбирательства, суд кассационной инстанции считает правомерным вывод апелляционного суда о возможности возложения обязанности по проведению зачета на МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Алтайскому краю.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения арбитражного апелляционного суда и им дана правильная оценка.
Арбитражным апелляционным судом исследованы представленные в материалы дела доказательства в полном объеме, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены постановления апелляционного суда не имеется. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа,
постановил:
постановление от 16.06.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-14027/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 10.10.2011 ПО ДЕЛУ N А03-14027/2010
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2011 г. по делу N А03-14027/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Роженас О.Г.
судей Алексеевой Н.А., Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края на решение от 05.03.2011 Арбитражного суда Алтайского края (судья Мищенко А.А.) и постановление от 16.06.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Бородулина И.И., Журавлева В.А.) по делу N А03-14027/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Барнаульский водоканал" (656037, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Калинина, 116, ИНН 2221064060, ОГРН 1042201872800) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула (656002, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Профинтерна, 48 А, ИНН 2224091400, ОГРН 1042202195122) о признании недействительными решений.
Третье лицо, участвующее в деле: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Барнаульский водоканал" - Зинченко Л.А. по доверенности от 31.01.2011 N 61.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Барнаульский водоканал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула (далее - Инспекция) о признании недействительными решения от 26.07.2010 N 228 "об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения"; решения от 18.06.2010 N 997 "об отказе в проведении зачета"; об обязании Инспекции произвести зачет переплаты по налогу на прибыль в сумме 25 931 698 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС). В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края в связи с переводом Общества.
Решением от 05.03.2011 Арбитражного суда Алтайского края требования Общества удовлетворены частично, признано недействительными: решение Инспекции от 26.07.2010 N 228 "об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", решение от 18.06.2010 N 997 в части отказа в осуществлении зачета переплаты по налогу на прибыль в федеральный бюджет в размере 2 593 169 руб. в счет предстоящих платежей по НДС. Инспекция обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества посредством проведения зачета переплаты по налогу на прибыль в федеральный бюджет в размере 2 593 169 руб. в счет предстоящих платежей по НДС. В остальной части требования Общества оставлены без удовлетворения.
Постановлением от 16.06.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, с учетом определения от 15.08.2011 об исправлении опечатки, частично отменено решение арбитражного суда первой инстанции, по делу принят новый судебный акт. Признано недействительным решение Инспекции от 18.06.2010 N 997 об отказе в проведении зачета. Инспекция обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, посредством проведения зачета переплаты по налогу на прибыль в сумме 23 338 520 руб. в счет предстоящих платежей по НДС. В остальной части решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края просит отменить судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Инспекция считает, что Обществом завышены расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль в связи с завышением размера резерва под предстоящие ремонты основных средств, судами неправильно определен порядок формирования суммы резерва; по лицевому счету Общества переплата по налогу на прибыль не числится; обязанность произвести зачет неправомерно возложена на МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Алтайскому краю.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал свои доводы.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, что по результатам камеральной налоговой проверки уточненной декларации ООО "Барнаульский водоканал" по налогу на прибыль за 2009 год Инспекцией вынесено решение от 26.07.2010 N 228 "об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому установлено занижение налоговой базы по налогу на прибыль в связи с завышением размера резерва под предстоящие ремонты основных средств, доначислен налог на прибыль. В привлечении к налоговой ответственности отказано в связи с наличием на лицевом счете Общества переплаты на день принятия решения. Решением Управления ФНС по Алтайскому краю оставлена без удовлетворения апелляционная жалоба Общества.
Решением от 18.06.2010 N 997 Инспекция отказала Обществу в проведении зачета в связи с тем, что по итогам камеральной проверки сумма возврата не подтверждена.
Арбитражными судами признаны недействительными решения Инспекции в связи с правомерным учетом в расходах размера резерва под предстоящие ремонты основных средств в порядке, определенном Обществом, и наличием у Общества переплаты по налогу на прибыль.
Арбитражными судами установлено, что 25.02.2010 Обществом была представлена уточненная декларация по налогу на прибыль за 2009 год, согласно которой у него образовалась переплата по налогу в сумме 25 931 698 руб. Указанная сумма переплаты образовалась в связи с тем, что Общество в соответствии со статьями 324 и 260 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) создало в 2009 году резерв на ремонт основных средств, который не был отражен в первоначальной декларации за 2009 год.
Сумма резерва на особо сложные дорогостоящие ремонты составила 292 229 238 руб. Эта сумма была отражена в расходах за 2009 год в уточненной декларации, в связи с чем, налоговая база по налогу на прибыль за 2009 год составила 0 руб., сумма налога к уплате - 0 руб., сумма убытка - 143 479 842 руб.
Общество в 2009 году уплатило авансом налог на прибыль в размере 25 931 698 руб., что подтверждается платежными поручениями и не оспаривается Инспекцией.
16.04.2010 Общество направило в Инспекцию заявление о зачете излишне уплаченной суммы налога на прибыль в размере 25 931 698 руб. в счет предстоящих платежей по НДС. 04.05.2010 от Инспекции было получено решение N 479 об отказе в осуществлении зачета. В качестве причины отказа было указано, что срок камеральной проверки еще не истек.
28.05.2010 Общество направило в Инспекцию повторное заявление о зачете излишне уплаченной суммы налога в счет платежей по НДС. 22.06.2010 Общество получило акт налоговой проверки, датированный 08.06.2010, из которого следовало, что у Общества отсутствует переплата по налогу.
18.06.2010, не дожидаясь принятия решения по акту камеральной проверки от 08.06.2010 и не располагая возражениями Общества по нему, Инспекция принимает решение N 997 об отказе в зачете излишне уплаченной суммы налога, со ссылкой на то, что сумма излишне уплаченного налога не подтверждена камеральной проверкой.
В соответствии с пунктом 2 статьи 324 НК РФ налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных средств, рассчитанной в соответствии с порядком, установленным настоящим пунктом, и нормативов отчислений, утвержденных налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.
Нормативы отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств определяются по правилам абзаца 3 части 2 статьи 324 НК РФ, при этом, если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий
налоговый период и в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта, при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.
Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего отчетного (налогового) периода.
На основании вышеуказанных норм права арбитражными судами сделан вывод о том, что сумма отчислений в резерв на налоговый период 2009 года должна быть сформирована в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта и включаться в расходы пропорционально, с учетом графика на период с 2009 по 2018 годы.
Поскольку статьи 260 и 324 НК РФ не содержат прямого указания на определение суммы отчислений резерва на особо сложные и дорогие виды капитальных ремонтов путем деления предельной суммы отчислений на количество планируемых налоговых периодов по производству ремонтных работ, следовательно, Общество не допустило занижения налоговой базы по налогу на прибыль.
Арбитражными судами признана правомерной позиция Общества о том, что если применять механизм "простой" равномерности, который использовал налоговый орган в рамках проверки, то ежегодные отчисления в резерв следует рассчитывать как частное от деления всей суммы предстоящих ремонтов на количество лет, в течение которых эти ремонты планируется осуществить. Общая сумма отчислений в резерв, как по методике налогового органа, так и по методике налогоплательщика неизменна и в итоге составит 1 139 млн. руб. Однако в разных годах суммы отчислений в резерв будут отличаться. При этом методика налогового органа построена на принципе "простой" равномерности, которая не учитывает фактически потребности налогоплательщика в суммах накопления средств на ремонт в каждом конкретном году, а также не учитывает, что в разные годы предполагается осуществлять различные виды ремонтов, различные по стоимости.
Общество закрепило экономически обоснованную методику в своей учетной политике на 2009 год, что соответствует положениям пункта 2 статьи 234 НК РФ.
На основании норм статей 260, 324 НК РФ арбитражными судами сделан обоснованный вывод о неправомерном доначислении Инспекцией налога на прибыль по результатам камеральной налоговой проверки.
Судом апелляционной инстанции установлено наличие у Общества переплаты по налогу на прибыль. В решении от 26.07.2010 N 228 налоговым органом указывается на наличие на лицевом счете Общества переплаты по налогу на прибыль в размере 25 931 689 рублей, из них в федеральный бюджет - 2 617 008, 51 руб., в краевой бюджет - 23 514 641, 99 руб.
Общество на момент обращения с заявлением о зачете состояло на налоговом учете в Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула. С 07.07.2010 налогоплательщик переведен на налоговый учет в качестве крупнейшего налогоплательщика в Межрайонную Инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края. На момент рассмотрения спора Межрайонная Инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края производит администрирование налога на прибыль.
Требование Общества о зачете излишне уплаченного налога на прибыль в счет уплаты предстоящих платежей по НДС соответствует положениям пункта 2 статьи 78 НК РФ. В соответствии со статьей 13 НК РФ, НДС и налог на прибыль относятся к федеральным налогам.
На момент вынесения оспариваемого решения от 18.06.2010 N 997 у Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула имелась обязанность провести зачет переплаты по налогу на прибыль в счет предстоящих платежей по НДС в полном объеме.
На основании установленных обстоятельств дела арбитражным судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод о том, что требования Общества о признании недействительным решения от 18.06.2010 N 997 Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула подлежат удовлетворению.
Процесс проведения налоговыми органами зачетов регламентирован Порядком учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 19 Порядка для осуществления межрегионального зачета орган Федерального казначейства на основании Уведомления о межрегиональном зачете формирует расчетный документ на перечисление средств со счета органа Федерального казначейства, осуществляющего перечисление средств в связи с межрегиональным зачетом, на счет органа Федерального казначейства, осуществляющего учет поступлений в связи с межрегиональным зачетом. Уведомления о межрегиональном зачете представляются в орган Федерального казначейства администраторами дохода бюджета (пункт 5 Порядка).
По данному делу администратором дохода бюджета в виде НДС является МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим НК РФ, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Поскольку после перевода Общества на налоговый учет в МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края, обязанность по проведению зачета, не исполненная налоговым органом по прежнему месту налогового учета, не прекратилась и не изменилась, то у МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края возникла обязанность произвести зачет переплаты по налогу на прибыль в счет предстоящих платежей по НДС.
Данный вывод апелляционного суда согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2006 N 1334/06. В случае изменения места налогового учета налогоплательщика для нового налогового органа как субъекта централизованной системы Федеральной налоговой службы все неисполненные судебные акты, касающиеся взаимоотношений налогоплательщика с налоговым органом по прежнему месту учета, являются обязательными.
Учитывая нормы статьи 30 НК РФ, о том, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля, соблюдение арбитражными судами прав МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Алтайскому краю на представление доказательств, пояснений в ходе судебного разбирательства, установленных нормами статьи 41 АПК РФ, а также перевод Общества в МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Алтайскому краю по инициативе налоговых органов в ходе судебного разбирательства, суд кассационной инстанции считает правомерным вывод апелляционного суда о возможности возложения обязанности по проведению зачета на МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Алтайскому краю.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения арбитражного апелляционного суда и им дана правильная оценка.
Арбитражным апелляционным судом исследованы представленные в материалы дела доказательства в полном объеме, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены постановления апелляционного суда не имеется. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа,
постановил:
постановление от 16.06.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-14027/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.Г.РОЖЕНАС
О.Г.РОЖЕНАС
Судьи
Н.А.АЛЕКСЕЕВА
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
Н.А.АЛЕКСЕЕВА
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)