Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.07.2004, 16.07.2004 ПО ДЕЛУ N А60-14458/2004-С8

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


от 23 июля 2004 г. Дело N А60-14458/2004-С8

Судья Арбитражного суда Свердловской области Сушкова С.А. рассмотрела в судебном заседании 12 - 16 июля 2004 г. дело по заявлению МУП "Водоканал" к Инспекции МНС России по г. Новоуральску Свердловской области о признании недействительным в части ненормативного акта налогового органа,
при участии в заседании: от заявителя - Суханова Н.В., гл. бухг., дов. от 12.07.2004, Данилова И.А., бухг.-ревизор, дов. от 12.07.2004, Чижов О.В., юриск., дов. от 13.01.2004, Ильин П.А. - дир., труд. договор N 7/03 от 30.04.2003; от заинтересованного лица - Кощеев А.В., спец., дов. от 29.12.2003,
при ведении протокола судебного заседания судьей Сушковой С.А.
В судебном заседании 12 июля 2004 г. объявлен перерыв до 10 час. 45 мин. 16 июля 2004 г. По окончании перерыва заседание суда продолжено.
Отводов суду не заявлено, права разъяснены, ходатайств не поступило.

Заявитель просит признать недействительным решение ИМНС РФ по г. Новоуральску N 21-02/475 от 14.05.2004 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения МУП "Водоканал" в части доначисления земельного налога в федеральный бюджет в сумме 313965, 49 рублей, в том числе за 2001 год в сумме 151379,57 рублей, за 2002 год в сумме 162585, 92 рублей, а также начисления пеней в сумме 149751 рубль за несвоевременную уплату налога.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признало со ссылкой на правомерность вынесения оспариваемого решения, указав при этом, что, поскольку договоры аренды земельных участков не зарегистрированы в установленном ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке, они являются незаключенными, следовательно, заявитель обязан уплачивать налог на землю.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд принял во внимание следующее.
Выездной налоговой проверкой, проведенной Инспекцией МНС России по Новоуральску 24.02.2004 - 30.03.2004, установлено, что в 2001 - 2002 г. МУП "Водоканал" в нарушение ст. 15, 16, 17 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" не производило уплату земельного налога в части платежей, причитающихся в федеральный бюджет.
В результате неправомерного бездействия в 2001, 2002 г. налогоплательщиком не был уплачен в федеральный бюджет земельный налог в сумме 313965 руб. 49 коп., в том числе за 2001 г. - 151379 руб. 57 коп., за 2002 г. - 162585 руб. 92 коп.
Результаты проверки оформлены актом от 12.04.2004 N 20-02/491, на основании которого заинтересованным лицом вынесено решение от 14.05.2004 N 21-02/475, где заявителю предложено уплатить налог на землю за 2001, 2002 г. в общей сумме 313965 руб. 49 коп. и пени за неуплату указанного налога в сумме 152104 руб. 00 коп.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что требования заявителя о признании недействительным вышеуказанного решения Инспекции МНС России по г. Новоуральску в части доначисления земельного налога следует удовлетворить частично, исходя из следующего.
Согласно ст. 1 ФЗ "О плате за землю", использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Статьей 15 названного Закона определено, что основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
Постановлениями Главы администрации г. Новоуральска N 1156 от 04.09.1995, N 766 от 21.06.1996 МУП "Водоканал" предоставлены в аренду сроком на 10 лет земельные участки, на которые в дальнейшем заявителем с администрацией г. Новоуральска были заключены договоры аренды земельных участков от 20.03.2000 N 1166 - 1184.
Инспекцией МНС России по г. Новоуральску указанные договоры признаны незаключенными ввиду того, что они не прошли государственную регистрацию в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Вместе с тем, налоговым органом не учтено, что Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступил в силу с 30.01.1998, согласно п. 6 ст. 33 Закона, он применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие указанного Закона, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие.
Несмотря на то, что договоры аренды земельных участков были заключены заявителем с администрацией г. Новоуральска в марте 2000 г., фактически земельные участки предоставлены заявителю в аренду ранее, в 1995 г. и 1996 г., до введения в действие ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В указанный период Указом Президента РФ от 11.12.1993 N 2130 ведение государственного земельного кадастра, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость были возложены на Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.
Представленные в материалы дела договоры аренды земельных участков от 20.03.2000 N 1166 - 1184 содержат заверенные подписью председателя Новоуральского комитета по земельным ресурсам и землеустройству и печатью указанного комитета отметки о том, что земельные участки поставлены на кадастровый учет.
Кроме того, письмом от 08.07.2004 исх. N 42 Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по г. Новоуральску подтвердил, что им была произведена регистрация договоров аренды земельных участков, предоставленных заявителю постановлениями Главы города N 1156 от 04.09.1995 и N 776 от 21.06.1996.
Суд отмечает, что налоговый орган также располагал информацией о регистрации земельным комитетом спорных земельных участков на праве аренды за заявителем, что следует из предоставляемых ежегодно в налоговый орган списков плательщиков земельного налога и арендной платы.
Таким образом, в связи с тем, что арендные правоотношения возникли до введения в действие ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и были оформлены в установленном на период предоставления в аренду земельных участков порядке, суд полагает, что дополнительная государственная регистрация права аренды по договорам, заключенным в 2000 г., не требовалась. Следовательно, у налогового органа не имелось оснований считать заявителя плательщиком налога на землю по земельным участкам, переданным в аренду.
На основании изложенного требования заявителя о признании недействительным решения Инспекции МНС России по г. Новоуральску N 21-02/475 от 14.05.2004 в части доначисления налога на землю за 2001 - 2002 г. в размере 292895 руб. 37 коп., в том числе 149552 руб. 47 коп. за 2001 г. и 143342 руб. 90 коп. за 2002 г. и соответствующей суммы пеней подлежат удовлетворению.
В отношении земельного налога в размере 21070 руб. 12 коп., начисленного за 2001 - 2002 г. по земельным участкам, переданным в аренду на основании постановлений Главы г. Новоуральска от 26.05.1998 N 764, от 13.07.1999 N 1180, от 30.11.2001 N 2005, от 11.04.2002 N 772 и N 758, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ст. 2, 4 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) на него, в том числе аренда. Права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона, подлежат обязательной государственной регистрации.
Поскольку договоры аренды земельных участков N 1169 и 1183 от 20.03.2000, N 1970 - 1978 от 11.06.2002, N 1991 от 19.06.2002 заключены во исполнение названных выше постановлений Главы города, изданных после введения в действие ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", право аренды подлежит обязательной государственной регистрации.
Так как на момент рассмотрения в суде настоящего спора государственная регистрация права аренды на земельные участки не произведена, суд полагает, что заявитель обоснованно привлечен к уплате земельного налога в размере 21070 руб. 12 коп. и соответствующей суммы пеней.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 104, 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:

заявленные МУП "Водоканал" требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение ИМНС РФ по г. Новоуральску N 21-02/475 от 14.05.2004 в части перечисления в федеральный бюджет земельного налога за 2001 - 2002 г. в размере 292895 руб. 37 коп. и соответствующей суммы пеней.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину по делу в сумме 900 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в срок и в порядке, предусмотренные статьями 257, 259, 275 - 276 АПК РФ.
Судья
СУШКОВА С.А.






АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 июля 2004 г. Дело N А60-14458/2004-С8

Судья Арбитражного суда Свердловской области Сушкова С.А. рассмотрела в судебном заседании 12 - 16 июля 2004 г. дело по заявлению МУП "Водоканал" к Инспекции МНС России по г. Новоуральску Свердловской области о признании недействительным в части ненормативного акта налогового органа,
при участии в заседании: от заявителя - Суханова Н.В., гл. бухг., дов. от 12.07.2004, Данилова И.А., бухг.-ревизор, дов. от 12.07.2004, Чижов О.В., юриск., дов. от 13.01.2004, Ильин П.А. - дир., труд. договор N 7/03 от 30.04.2003; от заинтересованного лица - Кощеев А.В., спец., дов. от 29.12.2003,
при ведении протокола судебного заседания судьей Сушковой С.А.
В судебном заседании 12 июля 2004 г. объявлен перерыв до 10 час. 45 мин. 16 июля 2004 г. По окончании перерыва заседание суда продолжено.
Отводов суду не заявлено, права разъяснены, ходатайств не поступило.

Заявитель просит признать недействительным решение ИМНС РФ по г. Новоуральску N 21-02/475 от 14.05.2004 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения МУП "Водоканал" в части доначисления земельного налога в федеральный бюджет в сумме 313965, 49 рублей, в том числе за 2001 год в сумме 151379,57 рублей, за 2002 год в сумме 162585, 92 рублей, а также начисления пеней в сумме 149751 рубль за несвоевременную уплату налога.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признало со ссылкой на правомерность вынесения оспариваемого решения, указав при этом, что, поскольку договоры аренды земельных участков не зарегистрированы в установленном ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке, они являются незаключенными, следовательно, заявитель обязан уплачивать налог на землю.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд принял во внимание следующее.
Выездной налоговой проверкой, проведенной Инспекцией МНС России по Новоуральску 24.02.2004 - 30.03.2004, установлено, что в 2001 - 2002 г. МУП "Водоканал" в нарушение ст. 15, 16, 17 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" не производило уплату земельного налога в части платежей, причитающихся в федеральный бюджет.
В результате неправомерного бездействия в 2001, 2002 г. налогоплательщиком не был уплачен в федеральный бюджет земельный налог в сумме 313965 руб. 49 коп., в том числе за 2001 г. - 151379 руб. 57 коп., за 2002 г. - 162585 руб. 92 коп.
Результаты проверки оформлены актом от 12.04.2004 N 20-02/491, на основании которого заинтересованным лицом вынесено решение от 14.05.2004 N 21-02/475, где заявителю предложено уплатить налог на землю за 2001, 2002 г. в общей сумме 313965 руб. 49 коп. и пени за неуплату указанного налога в сумме 152104 руб. 00 коп.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что требования заявителя о признании недействительным вышеуказанного решения Инспекции МНС России по г. Новоуральску в части доначисления земельного налога следует удовлетворить частично, исходя из следующего.
Согласно ст. 1 ФЗ "О плате за землю", использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Статьей 15 названного Закона определено, что основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
Постановлениями Главы администрации г. Новоуральска N 1156 от 04.09.1995, N 766 от 21.06.1996 МУП "Водоканал" предоставлены в аренду сроком на 10 лет земельные участки, на которые в дальнейшем заявителем с администрацией г. Новоуральска были заключены договоры аренды земельных участков от 20.03.2000 N 1166 - 1184.
Инспекцией МНС России по г. Новоуральску указанные договоры признаны незаключенными ввиду того, что они не прошли государственную регистрацию в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Вместе с тем, налоговым органом не учтено, что Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступил в силу с 30.01.1998, согласно п. 6 ст. 33 Закона, он применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие указанного Закона, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие.
Несмотря на то, что договоры аренды земельных участков были заключены заявителем с администрацией г. Новоуральска в марте 2000 г., фактически земельные участки предоставлены заявителю в аренду ранее, в 1995 г. и 1996 г., до введения в действие ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В указанный период Указом Президента РФ от 11.12.1993 N 2130 ведение государственного земельного кадастра, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость были возложены на Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.
Представленные в материалы дела договоры аренды земельных участков от 20.03.2000 N 1166 - 1184 содержат заверенные подписью председателя Новоуральского комитета по земельным ресурсам и землеустройству и печатью указанного комитета отметки о том, что земельные участки поставлены на кадастровый учет.
Кроме того, письмом от 08.07.2004 исх. N 42 Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по г. Новоуральску подтвердил, что им была произведена регистрация договоров аренды земельных участков, предоставленных заявителю постановлениями Главы города N 1156 от 04.09.1995 и N 776 от 21.06.1996.
Суд отмечает, что налоговый орган также располагал информацией о регистрации земельным комитетом спорных земельных участков на праве аренды за заявителем, что следует из предоставляемых ежегодно в налоговый орган списков плательщиков земельного налога и арендной платы.
Таким образом, в связи с тем, что арендные правоотношения возникли до введения в действие ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и были оформлены в установленном на период предоставления в аренду земельных участков порядке, суд полагает, что дополнительная государственная регистрация права аренды по договорам, заключенным в 2000 г., не требовалась. Следовательно, у налогового органа не имелось оснований считать заявителя плательщиком налога на землю по земельным участкам, переданным в аренду.
На основании изложенного требования заявителя о признании недействительным решения Инспекции МНС России по г. Новоуральску N 21-02/475 от 14.05.2004 в части доначисления налога на землю за 2001 - 2002 г. в размере 292895 руб. 37 коп., в том числе 149552 руб. 47 коп. за 2001 г. и 143342 руб. 90 коп. за 2002 г. и соответствующей суммы пеней подлежат удовлетворению.
В отношении земельного налога в размере 21070 руб. 12 коп., начисленного за 2001 - 2002 г. по земельным участкам, переданным в аренду на основании постановлений Главы г. Новоуральска от 26.05.1998 N 764, от 13.07.1999 N 1180, от 30.11.2001 N 2005, от 11.04.2002 N 772 и N 758, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ст. 2, 4 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) на него, в том числе аренда. Права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона, подлежат обязательной государственной регистрации.
Поскольку договоры аренды земельных участков N 1169 и 1183 от 20.03.2000, N 1970 - 1978 от 11.06.2002, N 1991 от 19.06.2002 заключены во исполнение названных выше постановлений Главы города, изданных после введения в действие ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", право аренды подлежит обязательной государственной регистрации.
Так как на момент рассмотрения в суде настоящего спора государственная регистрация права аренды на земельные участки не произведена, суд полагает, что заявитель обоснованно привлечен к уплате земельного налога в размере 21070 руб. 12 коп. и соответствующей суммы пеней.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 104, 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:

заявленные МУП "Водоканал" требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение ИМНС РФ по г. Новоуральску N 21-02/475 от 14.05.2004 в части перечисления в федеральный бюджет земельного налога за 2001 - 2002 г. в размере 292895 руб. 37 коп. и соответствующей суммы пеней.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину по делу в сумме 900 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в срок и в порядке, предусмотренные статьями 257, 259, 275 - 276 АПК РФ.
Судья
СУШКОВА С.А.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)