Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
5 сентября 2006 г. Дело N А40-40278/06-87-209
Резолютивная часть решения объявлена 05.09.2006.
Решение в полном объеме изготовлено 12.09.2006.
Арбитражный суд в составе судьи Х., при ведении протокола судебного заседания судьей, при участии: от заявителя - Т.Л.А. по дов. от 03.07.06, Т.А.Н. по дов. от 27.01.06, от ответчика - М. по дов. от 21.06.06, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Пермтрансгаз" к МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании недействительными решения от 16.02.06 N 29 и требования N 48 об уплате налога по состоянию на 16.02.06,
ООО "Пермтрансгаз" (далее Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее Инспекция) от 16.02.06 N 29 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и Требования N 48 об уплате налога по состоянию на 16.02.06 недействительными.
Требования мотивированы тем, что Общество правомерно исчислило и уплатило акциз с операций по реализации природного газа за 2005 год на основании положений главы 22 НК РФ (пп. 18 п. 1 ст. 182, пп. 2 п. 1 ст. 188, п. 1 ст. 193, п. 1 ст. 195 НК РФ) по ставке 15%, в связи с чем, доначисление Инспекцией акциза в размере 756504 руб. необоснованно.
Ответчик требования не признал, свои возражения изложил в отзыве на заявление (л.д. 64 - 67), ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ", положения гл. 22 "Акцизы", распространяют свое действие на правоотношения, возникшие после 01.01.2001. Поскольку в период до 01.04.1997 Общество предъявляло к оплате сумму акциза на природный газ по ставкам, действующим в момент отгрузки, то при последующем погашении сформировавшейся в этот период дебиторской задолженности, организация обязана уплатить в бюджет предъявленную покупателю сумму акциза на природный газ, т.е. из расчета ставки 30%.
Арбитражный суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле в обоснование своих доводов и возражений, считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.10.2005 Общество представило налоговую декларацию по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ) за сентябрь 2005 г. (л.д. 8 - 13), согласно которой общая сумма акциза, подлежащего уплате в бюджет, составила 756504 руб.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение N 48 от 16.02.2005 (л.д. 15 - 16) об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и выставлено Требование об уплате налога в сумме 756504 руб. и пени в размере 29074 руб. от 16.02.2005 N 48 (л.д. 17).
По мнению Инспекции, Общество неправомерно занизило сумму акциза на природный газ, подлежащую уплате в бюджет на 756504 руб., так как не имело право применять к полученной в 2005 г. оплате дебиторской задолженности за газ, отгруженный до 01.04.1997, ставку налогообложения в размере 15%, а обязано было применять ставку налогообложения 30%, действовавшие в момент отгрузки газа.
Данный довод Инспекции судом не принимается во внимание, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с ст. 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размер сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.
Таким образом, исходя из системной связи положений ст. ст. 44, 52 и 53 Налогового кодекса РФ можно сделать вывод о том, что порядок исчисления и уплаты в бюджет акцизов на природный газ в 2005 году должен был осуществляться ООО "Пермтрансгаз" в соответствии с требованиями гл. 22 НК РФ - "Акцизы", которая вступила в силу с января 2001 г.
В соответствии со пп. 18 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения акциза по природному газу признавались операции по его реализации и (или) передаче, в том числе на безвозмездной основе, на территории РФ газораспределительным организациям либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 188 НК РФ налоговая база акциза по природному газу определялась как стоимость реализованной (переданной) продукции, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже государственных регулируемых цен, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок без НДС и надбавки для газораспределительных организаций при реализации транспортированного (поставленного) газа непосредственно потребителям минуя газораспределительные организации.
В соответствии с п. 1 ст. 193 Налогового кодекса РФ налогообложение акцизами природного газа, реализуемого на территории РФ, осуществлялось по налоговым ставкам 15%.
В соответствии с п. 1 ст. 195 НК РФ дата реализации подакцизного минерального сырья, указанного в пп. 2 п. 2 ст. 181 (природный газ), определялась как день оплаты указанного подакцизного минерального сырья.
Таким образом, порядок исчисления и уплаты акцизов с такого объекта налогообложения как операции по реализации природного газа, сформированного у ООО "Пермтрансгаз" в 2005 году (т.е. с сумм оплаты (выручки) за газ), должен осуществляться с учетом положений гл. 22 Налогового кодекса РФ, а именно пп. 18 п. 1 ст. 182, пп. 2 п. 1 ст. 188, п. 1 ст. 193, п. 1 ст. 195 Налогового кодекса РФ.
Так как обязанность по уплате акциза возникла у Общества после 01.01.2001, к данной обязанности должны применяться положения гл. 22 НК РФ, в том числе установленные этой главой налоговые ставки.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах", были признаны утратившими силу со дня введения в действие части второй Кодекса ранее действовавшие законы и нормативные акты о налогах, в том числе об акцизах (Закон РФ от 06.12.1991 "Об акцизах"), а также Постановления Правительства РФ, регулирующие ставки акциза в периоды до 2001 года, и на которые налоговый орган сослался в Решении от 16.02.2006 N 29: Постановление Правительства РФ от 28.02.1995 N 205 "О государственном регулировании цен на природный газ"; Постановление Правительства РФ от 01.09.1995 N 859 "О ставке акциза на природный газ"; Постановление Правительства РФ от 03.09.1998 N 1018 "О ставке акциза на природный газ".
Таким образом, Инспекцией неправомерно сделаны ссылки на законодательные и нормативные акты по акцизам, которые с 1 января 2001 г. (или даже ранее) уже утратили юридическую силу, поскольку фактически, налоговые органы требуют от ООО "Пермтрансгаз" исчислять и уплачивать в 2005 году акциз по ставкам, которые были установлены утратившими силу и недействующими нормативными правовыми актами.
Кроме того, с 1 января 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ", в соответствии с п. п. 14 и 15 ст. 1 и ст. 9 которого минеральное сырье было исключено из числа подакцизных товаров.
При этом положениями ст. 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ было установлено специальное правило, согласно которому "по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты вступления в силу настоящего Федерального закона".
Поскольку до 01.01.2004, то есть до даты вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ, порядок взимания акцизов по природному газу регулировался положениями гл. 22 НК РФ, которые устанавливали дату реализации подакцизного минерального сырья как день его оплаты (п. 1 ст. 195) и ставку по налогу в размере 15% (ст. 193), то ООО "Пермтрансгаз" правомерно и обоснованно применило в 2005 г. при исчислении акциза с суммы поступившей в данном налоговом периоде оплаты за отгруженный до 01.04.1997 природный газ налоговую ставку 15%.
Является необоснованным довод Инспекции о том, что акциз является косвенным налогом, поэтому уплата его в бюджет, должна осуществляться по ставкам, которые были заложены в цену товара на момент отгрузки природного газа, поскольку в соответствии с тем порядком исчисления акциза, который был установлен Законом РФ "Об акцизах" в 90-х годах (т.е. на момент отгрузки газа потребителям), акциз непосредственно включался в цену товаров и минерального сырья, и в отличие от НДС и налога с продаж, не взимался "сверху".
Более того, налоговый орган не учитывает, что требование о выделении в расчетных документах суммы акциза отдельной строкой появилось в законодательстве только в 1998 году, после внесения в ст. 5 Закона РФ "Об акцизах" дополнения, в соответствии с которым "сумма акциза в расчетных документах и первичных учетных документах, в том числе счетах-фактурах, выделяется отдельной строкой" (п. 5 Федерального закона от 14.02.1998 N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об акцизах").
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что сформированная до 01.04.97 дебиторская задолженность Общества по отгруженному, но не оплаченному газу, реально отражала цену природного газа.
Таким образом, Общество правомерно не выставляло счета-фактуры при отгрузке природного газа до 1997 г. покупателям.
Следовательно, исчисление Обществом акциза за природный газ, отгруженный потребителям до 1997 г., исходя из даты возникновения объекта (сентябрь 2005 г.), по правилам и по налоговой ставке, установленным главой 22 НК РФ, правомерно.
В период возникновения объекта налогообложения за отгруженный ООО "Пермтрансгаз" природный газ подлежала применению Инструкция по заполнению налоговой декларации по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ), утвержденная Приказом МНС РФ от 10.12.2003 N БГ-3-03/675@ (зарег. в Минюсте РФ 15.01.2004 N 5417).
Согласно п. 4.3 "Определение налоговой базы" данной Инструкции, в целях исчисления акциза применяется стоимость реализованного природного газа не ниже установленных при государственном регулировании цен (пп. 4.3.7).
В соответствии с п. 4.4 "расчет суммы акциза" Инструкции при исчислении акциза на природный газ применяются налоговые ставки, которые определяются в соответствии со ст. 193 НК РФ (пп. 4.4.1). При этом сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пп. 4.4.2).
Иного порядка исчисления акциза на природный газ налоговым законодательством и подзаконными нормативными актами не установлено.
Таким образом, при исчислении акциза на природный газ в сентябре 2005 г. Общество правомерно применило нормы главы 22 НК РФ.
Довод налогового органа о том, что Общество произвольно изменило цену на отгруженный природный газ, поскольку в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 07.03.95 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" цены (тарифы) на природный газ подлежат государственному регулированию федеральными органами исполнительной власти, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, так как на предприятие поступила выручка исходя из тех цен (тарифов) на природный газ, которые были установлены государством, без какого-либо изменения цены.
Порядок исчисления акцизов регулируется налоговым законодательством. При этом в п. 13 ст. 40 НК РФ указано, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Следовательно, Общество правомерно исчислило акциз исходя из государственной цены и исходя из даты реализации (поступления оплаты), реальной базы и ставки, действующей в период ее образования.
Таким образом, Решение МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 16.02.06 N 29 и Требование N 48 по состоянию на 16.02.2006 об уплате акциза на природный газ в размере 756504 руб., а также пени в сумме 29074,97 руб. являются недействительными.
Уплаченная заявителем госпошлина в сумме 4000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании ч. 5 ст. 333.40 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 4, 64, 65, 71, 75, 110, 167 - 170, 176, 199 - 201 АПК РФ, арбитражный суд
признать Решение Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 16.02.06 N 29 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и Требование N 48 об уплате налога по состоянию на 16.02.06 недействительными.
Возвратить ООО "Пермтрансгаз" из федерального бюджета 4000 руб. госпошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 05.09.2006, 12.09.2006 ПО ДЕЛУ N А40-40278/06-87-209
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
5 сентября 2006 г. Дело N А40-40278/06-87-209
Резолютивная часть решения объявлена 05.09.2006.
Решение в полном объеме изготовлено 12.09.2006.
Арбитражный суд в составе судьи Х., при ведении протокола судебного заседания судьей, при участии: от заявителя - Т.Л.А. по дов. от 03.07.06, Т.А.Н. по дов. от 27.01.06, от ответчика - М. по дов. от 21.06.06, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Пермтрансгаз" к МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании недействительными решения от 16.02.06 N 29 и требования N 48 об уплате налога по состоянию на 16.02.06,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Пермтрансгаз" (далее Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее Инспекция) от 16.02.06 N 29 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и Требования N 48 об уплате налога по состоянию на 16.02.06 недействительными.
Требования мотивированы тем, что Общество правомерно исчислило и уплатило акциз с операций по реализации природного газа за 2005 год на основании положений главы 22 НК РФ (пп. 18 п. 1 ст. 182, пп. 2 п. 1 ст. 188, п. 1 ст. 193, п. 1 ст. 195 НК РФ) по ставке 15%, в связи с чем, доначисление Инспекцией акциза в размере 756504 руб. необоснованно.
Ответчик требования не признал, свои возражения изложил в отзыве на заявление (л.д. 64 - 67), ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ", положения гл. 22 "Акцизы", распространяют свое действие на правоотношения, возникшие после 01.01.2001. Поскольку в период до 01.04.1997 Общество предъявляло к оплате сумму акциза на природный газ по ставкам, действующим в момент отгрузки, то при последующем погашении сформировавшейся в этот период дебиторской задолженности, организация обязана уплатить в бюджет предъявленную покупателю сумму акциза на природный газ, т.е. из расчета ставки 30%.
Арбитражный суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле в обоснование своих доводов и возражений, считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.10.2005 Общество представило налоговую декларацию по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ) за сентябрь 2005 г. (л.д. 8 - 13), согласно которой общая сумма акциза, подлежащего уплате в бюджет, составила 756504 руб.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение N 48 от 16.02.2005 (л.д. 15 - 16) об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и выставлено Требование об уплате налога в сумме 756504 руб. и пени в размере 29074 руб. от 16.02.2005 N 48 (л.д. 17).
По мнению Инспекции, Общество неправомерно занизило сумму акциза на природный газ, подлежащую уплате в бюджет на 756504 руб., так как не имело право применять к полученной в 2005 г. оплате дебиторской задолженности за газ, отгруженный до 01.04.1997, ставку налогообложения в размере 15%, а обязано было применять ставку налогообложения 30%, действовавшие в момент отгрузки газа.
Данный довод Инспекции судом не принимается во внимание, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с ст. 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размер сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.
Таким образом, исходя из системной связи положений ст. ст. 44, 52 и 53 Налогового кодекса РФ можно сделать вывод о том, что порядок исчисления и уплаты в бюджет акцизов на природный газ в 2005 году должен был осуществляться ООО "Пермтрансгаз" в соответствии с требованиями гл. 22 НК РФ - "Акцизы", которая вступила в силу с января 2001 г.
В соответствии со пп. 18 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения акциза по природному газу признавались операции по его реализации и (или) передаче, в том числе на безвозмездной основе, на территории РФ газораспределительным организациям либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 188 НК РФ налоговая база акциза по природному газу определялась как стоимость реализованной (переданной) продукции, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже государственных регулируемых цен, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок без НДС и надбавки для газораспределительных организаций при реализации транспортированного (поставленного) газа непосредственно потребителям минуя газораспределительные организации.
В соответствии с п. 1 ст. 193 Налогового кодекса РФ налогообложение акцизами природного газа, реализуемого на территории РФ, осуществлялось по налоговым ставкам 15%.
В соответствии с п. 1 ст. 195 НК РФ дата реализации подакцизного минерального сырья, указанного в пп. 2 п. 2 ст. 181 (природный газ), определялась как день оплаты указанного подакцизного минерального сырья.
Таким образом, порядок исчисления и уплаты акцизов с такого объекта налогообложения как операции по реализации природного газа, сформированного у ООО "Пермтрансгаз" в 2005 году (т.е. с сумм оплаты (выручки) за газ), должен осуществляться с учетом положений гл. 22 Налогового кодекса РФ, а именно пп. 18 п. 1 ст. 182, пп. 2 п. 1 ст. 188, п. 1 ст. 193, п. 1 ст. 195 Налогового кодекса РФ.
Так как обязанность по уплате акциза возникла у Общества после 01.01.2001, к данной обязанности должны применяться положения гл. 22 НК РФ, в том числе установленные этой главой налоговые ставки.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах", были признаны утратившими силу со дня введения в действие части второй Кодекса ранее действовавшие законы и нормативные акты о налогах, в том числе об акцизах (Закон РФ от 06.12.1991 "Об акцизах"), а также Постановления Правительства РФ, регулирующие ставки акциза в периоды до 2001 года, и на которые налоговый орган сослался в Решении от 16.02.2006 N 29: Постановление Правительства РФ от 28.02.1995 N 205 "О государственном регулировании цен на природный газ"; Постановление Правительства РФ от 01.09.1995 N 859 "О ставке акциза на природный газ"; Постановление Правительства РФ от 03.09.1998 N 1018 "О ставке акциза на природный газ".
Таким образом, Инспекцией неправомерно сделаны ссылки на законодательные и нормативные акты по акцизам, которые с 1 января 2001 г. (или даже ранее) уже утратили юридическую силу, поскольку фактически, налоговые органы требуют от ООО "Пермтрансгаз" исчислять и уплачивать в 2005 году акциз по ставкам, которые были установлены утратившими силу и недействующими нормативными правовыми актами.
Кроме того, с 1 января 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ", в соответствии с п. п. 14 и 15 ст. 1 и ст. 9 которого минеральное сырье было исключено из числа подакцизных товаров.
При этом положениями ст. 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ было установлено специальное правило, согласно которому "по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты вступления в силу настоящего Федерального закона".
Поскольку до 01.01.2004, то есть до даты вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ, порядок взимания акцизов по природному газу регулировался положениями гл. 22 НК РФ, которые устанавливали дату реализации подакцизного минерального сырья как день его оплаты (п. 1 ст. 195) и ставку по налогу в размере 15% (ст. 193), то ООО "Пермтрансгаз" правомерно и обоснованно применило в 2005 г. при исчислении акциза с суммы поступившей в данном налоговом периоде оплаты за отгруженный до 01.04.1997 природный газ налоговую ставку 15%.
Является необоснованным довод Инспекции о том, что акциз является косвенным налогом, поэтому уплата его в бюджет, должна осуществляться по ставкам, которые были заложены в цену товара на момент отгрузки природного газа, поскольку в соответствии с тем порядком исчисления акциза, который был установлен Законом РФ "Об акцизах" в 90-х годах (т.е. на момент отгрузки газа потребителям), акциз непосредственно включался в цену товаров и минерального сырья, и в отличие от НДС и налога с продаж, не взимался "сверху".
Более того, налоговый орган не учитывает, что требование о выделении в расчетных документах суммы акциза отдельной строкой появилось в законодательстве только в 1998 году, после внесения в ст. 5 Закона РФ "Об акцизах" дополнения, в соответствии с которым "сумма акциза в расчетных документах и первичных учетных документах, в том числе счетах-фактурах, выделяется отдельной строкой" (п. 5 Федерального закона от 14.02.1998 N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об акцизах").
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что сформированная до 01.04.97 дебиторская задолженность Общества по отгруженному, но не оплаченному газу, реально отражала цену природного газа.
Таким образом, Общество правомерно не выставляло счета-фактуры при отгрузке природного газа до 1997 г. покупателям.
Следовательно, исчисление Обществом акциза за природный газ, отгруженный потребителям до 1997 г., исходя из даты возникновения объекта (сентябрь 2005 г.), по правилам и по налоговой ставке, установленным главой 22 НК РФ, правомерно.
В период возникновения объекта налогообложения за отгруженный ООО "Пермтрансгаз" природный газ подлежала применению Инструкция по заполнению налоговой декларации по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ), утвержденная Приказом МНС РФ от 10.12.2003 N БГ-3-03/675@ (зарег. в Минюсте РФ 15.01.2004 N 5417).
Согласно п. 4.3 "Определение налоговой базы" данной Инструкции, в целях исчисления акциза применяется стоимость реализованного природного газа не ниже установленных при государственном регулировании цен (пп. 4.3.7).
В соответствии с п. 4.4 "расчет суммы акциза" Инструкции при исчислении акциза на природный газ применяются налоговые ставки, которые определяются в соответствии со ст. 193 НК РФ (пп. 4.4.1). При этом сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пп. 4.4.2).
Иного порядка исчисления акциза на природный газ налоговым законодательством и подзаконными нормативными актами не установлено.
Таким образом, при исчислении акциза на природный газ в сентябре 2005 г. Общество правомерно применило нормы главы 22 НК РФ.
Довод налогового органа о том, что Общество произвольно изменило цену на отгруженный природный газ, поскольку в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 07.03.95 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" цены (тарифы) на природный газ подлежат государственному регулированию федеральными органами исполнительной власти, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, так как на предприятие поступила выручка исходя из тех цен (тарифов) на природный газ, которые были установлены государством, без какого-либо изменения цены.
Порядок исчисления акцизов регулируется налоговым законодательством. При этом в п. 13 ст. 40 НК РФ указано, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Следовательно, Общество правомерно исчислило акциз исходя из государственной цены и исходя из даты реализации (поступления оплаты), реальной базы и ставки, действующей в период ее образования.
Таким образом, Решение МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 16.02.06 N 29 и Требование N 48 по состоянию на 16.02.2006 об уплате акциза на природный газ в размере 756504 руб., а также пени в сумме 29074,97 руб. являются недействительными.
Уплаченная заявителем госпошлина в сумме 4000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании ч. 5 ст. 333.40 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 4, 64, 65, 71, 75, 110, 167 - 170, 176, 199 - 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
признать Решение Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 16.02.06 N 29 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и Требование N 48 об уплате налога по состоянию на 16.02.06 недействительными.
Возвратить ООО "Пермтрансгаз" из федерального бюджета 4000 руб. госпошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)