Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2008 года
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: П.Е.А.,
Судей: К.С.Н., С.С.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания П.Д.П.
при участии:
от заявителя: К.О.В. по дов. от 14.01.2008 г.; Ф. по дов. от 14.01.2008 г.
от заинтересованного лица: Т.В.И. по дов. от 10.07.2007 г. N 21
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 30 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.12.2007 г. по делу N А40-56464/07-116-204, принятое судьей Т.А.П.,
по иску (заявлению) ИП К.Д.Ю.
к ИФНС России N 30 по г. Москве
об обязании налогового органа возвратить ошибочно уплаченные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
индивидуальный предприниматель К.Д.Ю. обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об обязании налогового органа возвратить ошибочно уплаченные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (с учетом уточнения заявленных требований в судебном заседании 27.11.2007 г.), мотивируя требования тем, что трижды ошибочно уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование вместо единого налога по упрощенной системе налогообложения, в квитанциях в графе "наименование платежа" указывал "Единый налог по упрощенной системе", по причине неверного указания КБК, обращался в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, однако до настоящего времени налоговый орган его требования не исполнил.
Решением от 04.12.2007 г. Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования в полном объеме. При этом суд исходил из того, что заявитель имеет право на возврат ошибочно уплаченной им суммы в размере 537 589 рублей из бюджета.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении заявленных ИП К.Д.Ю. требований, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, заявитель зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за номером 306770000055568 и применяет упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с п. п. 3 ст. 346.11 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.
Судом установлено, что заявитель в течение 2007 г. ошибочно уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ на страховую часть трудовой пенсии вместо единого налога по упрощенной системе налогообложения по причине неверно указанного кода бюджетной классификации. Это обстоятельство подтверждается квитанциями (л.д. 4): от 12 марта 2007 г. на сумму 201 818 рублей, от 20.04.2007 г. на сумму 162 280 рублей, от 19 июля 2007 г. на сумму 173 491 рублей. Общая сумма ошибочно уплаченных средств составляет 537 589 рублей. При этом в квитанциях в графе "наименование платежа" указано "Единый налог по упрощенной системе за 2007 г.".
Однако в графе "код бюджетной классификации КБК" указан 18210202010061000160, что соответствует коду страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (страховая часть трудовой пенсии) вместо КБК единого налога по упрощенной системе налогообложения 18210501010011000110.
В результате технической ошибки произошла переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и возникла недоимка по единому налогу по упрощенной системе налогообложения.
В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику по его письменному заявлению в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
15 октября 2007 г. заявитель обратился в ИФНС России N 30 по г. Москве с заявителем, в котором просил вернуть ошибочно уплаченные денежные средства на КБК 18210202010061000160 в сумме 537 589 рублей (л.д. 5).
Письмом от 16 октября 2007 г. N 11-07/40251 инспекция сообщает о невозможности возврата излишне уплаченных страховых взносов (л.д. 6).
Довод апелляционной жалобы о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налоговым платежом и поэтому порядок возврата, предусмотренный ст. 78, 79 НК РФ в данном случае не может применяться и судом апелляционной инстанции отклоняется.
Также судом не принимается довод налогового органа о том, что не определен орган, который должен производить возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" N 167-ФЗ от 15.12.2001 г. страховщик имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователя в случае, если невозможно установить, на каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
Контроль за исчислением и уплатой страховых взносов осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов (ст. 25 167-ФЗ).
Таким образом, возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться налоговыми органами.
В Налоговом кодексе определено, что Министерство финансов Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию и обязан давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Приказом Минфина России N 114н от 10.12.2004 г. "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ" определено, что администратором поступлений в бюджет являются налоговые органы, которые в соответствии с законодательством осуществляют начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
В соответствии с Приказом Минфина России от 16.12.2004 г. N 116н "Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ" и Письмом Минфина России "О порядке возврата плательщикам излишне уплаченных сумм налогов" от 27.12.2004 г. N 11-12-5/19 предусмотрен возврат плательщикам излишне уплаченных сумм, который осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате.
Кроме того, согласно приложению 11.1 к ФЗ N 115 от 15.08.1996 г. "О бюджетной классификации РФ" администратором поступления в бюджет ПФР относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии и страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Таким образом, заявитель вправе требовать возврата суммы излишне уплаченных страховых взносов в размере 537 589 рублей в соответствии со ст. 78 НК РФ.
В деле имеется реестр учета платежей страхователей за период с 01.01.2007 г. по 09.11.2007 г., которым подтверждается поступление платежей в ПФР по КБК 18210202020060000160 в размере 537 589 рублей.
Налоговым органом не представлено доказательств наличия недоимки у заявителя по платежам в ПФР.
15 октября 2007 г. заявителем была оплачена недоимка по единому налогу по упрощенной системе налогообложения в размере 537 589 рублей по платежному поручению N 001 от 15.10.2007 г.
Данное обстоятельство также подтверждается письмом ИФНС России N 30 по г. Москве от 19.10.2007 г. (л.д. 9) о зачислении средств в сумме 537 589 рублей на КБК 18210501010011000110 (единый налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы).
Поскольку заявитель обратился в инспекцию с заявлением о возврате ошибочно уплаченного налога в установленном порядке, недоимка по налогу отсутствует, размер налога, подлежащего возврату, подтверждается документально, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ИП К.Д.Ю. требования.
Данный довод инспекции также признан судом необоснованным по следующим обстоятельствам.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.12.2007 г. по делу N А40-56464/07-116-204 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России N 30 по г. Москве в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.02.2008 N 09АП-704/2008-АК ПО ДЕЛУ N А40-56464/07-116-204
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2008 г. N 09АП-704/2008-АК
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2008 года
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: П.Е.А.,
Судей: К.С.Н., С.С.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания П.Д.П.
при участии:
от заявителя: К.О.В. по дов. от 14.01.2008 г.; Ф. по дов. от 14.01.2008 г.
от заинтересованного лица: Т.В.И. по дов. от 10.07.2007 г. N 21
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 30 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.12.2007 г. по делу N А40-56464/07-116-204, принятое судьей Т.А.П.,
по иску (заявлению) ИП К.Д.Ю.
к ИФНС России N 30 по г. Москве
об обязании налогового органа возвратить ошибочно уплаченные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
установил:
индивидуальный предприниматель К.Д.Ю. обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об обязании налогового органа возвратить ошибочно уплаченные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (с учетом уточнения заявленных требований в судебном заседании 27.11.2007 г.), мотивируя требования тем, что трижды ошибочно уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование вместо единого налога по упрощенной системе налогообложения, в квитанциях в графе "наименование платежа" указывал "Единый налог по упрощенной системе", по причине неверного указания КБК, обращался в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, однако до настоящего времени налоговый орган его требования не исполнил.
Решением от 04.12.2007 г. Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования в полном объеме. При этом суд исходил из того, что заявитель имеет право на возврат ошибочно уплаченной им суммы в размере 537 589 рублей из бюджета.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении заявленных ИП К.Д.Ю. требований, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, заявитель зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за номером 306770000055568 и применяет упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с п. п. 3 ст. 346.11 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.
Судом установлено, что заявитель в течение 2007 г. ошибочно уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ на страховую часть трудовой пенсии вместо единого налога по упрощенной системе налогообложения по причине неверно указанного кода бюджетной классификации. Это обстоятельство подтверждается квитанциями (л.д. 4): от 12 марта 2007 г. на сумму 201 818 рублей, от 20.04.2007 г. на сумму 162 280 рублей, от 19 июля 2007 г. на сумму 173 491 рублей. Общая сумма ошибочно уплаченных средств составляет 537 589 рублей. При этом в квитанциях в графе "наименование платежа" указано "Единый налог по упрощенной системе за 2007 г.".
Однако в графе "код бюджетной классификации КБК" указан 18210202010061000160, что соответствует коду страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (страховая часть трудовой пенсии) вместо КБК единого налога по упрощенной системе налогообложения 18210501010011000110.
В результате технической ошибки произошла переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и возникла недоимка по единому налогу по упрощенной системе налогообложения.
В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику по его письменному заявлению в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
15 октября 2007 г. заявитель обратился в ИФНС России N 30 по г. Москве с заявителем, в котором просил вернуть ошибочно уплаченные денежные средства на КБК 18210202010061000160 в сумме 537 589 рублей (л.д. 5).
Письмом от 16 октября 2007 г. N 11-07/40251 инспекция сообщает о невозможности возврата излишне уплаченных страховых взносов (л.д. 6).
Довод апелляционной жалобы о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налоговым платежом и поэтому порядок возврата, предусмотренный ст. 78, 79 НК РФ в данном случае не может применяться и судом апелляционной инстанции отклоняется.
Также судом не принимается довод налогового органа о том, что не определен орган, который должен производить возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" N 167-ФЗ от 15.12.2001 г. страховщик имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователя в случае, если невозможно установить, на каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
Контроль за исчислением и уплатой страховых взносов осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов (ст. 25 167-ФЗ).
Таким образом, возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться налоговыми органами.
В Налоговом кодексе определено, что Министерство финансов Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию и обязан давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Приказом Минфина России N 114н от 10.12.2004 г. "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ" определено, что администратором поступлений в бюджет являются налоговые органы, которые в соответствии с законодательством осуществляют начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
В соответствии с Приказом Минфина России от 16.12.2004 г. N 116н "Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ" и Письмом Минфина России "О порядке возврата плательщикам излишне уплаченных сумм налогов" от 27.12.2004 г. N 11-12-5/19 предусмотрен возврат плательщикам излишне уплаченных сумм, который осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате.
Кроме того, согласно приложению 11.1 к ФЗ N 115 от 15.08.1996 г. "О бюджетной классификации РФ" администратором поступления в бюджет ПФР относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии и страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Таким образом, заявитель вправе требовать возврата суммы излишне уплаченных страховых взносов в размере 537 589 рублей в соответствии со ст. 78 НК РФ.
В деле имеется реестр учета платежей страхователей за период с 01.01.2007 г. по 09.11.2007 г., которым подтверждается поступление платежей в ПФР по КБК 18210202020060000160 в размере 537 589 рублей.
Налоговым органом не представлено доказательств наличия недоимки у заявителя по платежам в ПФР.
15 октября 2007 г. заявителем была оплачена недоимка по единому налогу по упрощенной системе налогообложения в размере 537 589 рублей по платежному поручению N 001 от 15.10.2007 г.
Данное обстоятельство также подтверждается письмом ИФНС России N 30 по г. Москве от 19.10.2007 г. (л.д. 9) о зачислении средств в сумме 537 589 рублей на КБК 18210501010011000110 (единый налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы).
Поскольку заявитель обратился в инспекцию с заявлением о возврате ошибочно уплаченного налога в установленном порядке, недоимка по налогу отсутствует, размер налога, подлежащего возврату, подтверждается документально, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ИП К.Д.Ю. требования.
Данный довод инспекции также признан судом необоснованным по следующим обстоятельствам.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.12.2007 г. по делу N А40-56464/07-116-204 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России N 30 по г. Москве в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)