Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.01.2008 ПО ДЕЛУ N А41-К2-23214/07

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 января 2008 г. по делу N А41-К2-23214/07


Резолютивная часть решения объявлена "22" января 2008 г.
Решение в полном объеме изготовлено "29" января 2008 г.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего: судьи З.
судей (заседателей)
протокол судебного заседания вел З.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО "Арвис"
к МРИФНС РФ N 10 по Московской области
о признании недействительным уведомления
при участии в заседании - От заявителя - адвокат О., дов. N б\\н от 05.12.2007 г.
От налогового органа - вед. спец.-эксперт Р., дов. N 03-20-00598 от 29.10.2007 г.
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Арвис" (далее - ООО "Арвис") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Московской области (далее - МРИФНС РФ N 10 по Московской области) о признании недействительным уведомления от 15.11.2007 г. N 09-33-06385 об отказе заявителю в регистрации объектов игорного бизнеса в количестве 60 единиц и постановки их на налоговый учет по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Володарского, д. 80 "а", с обязанием выдать заявителю свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по указанному адресу согласно заявлению от 12.11.2007 г.
Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Налоговый орган в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 62 - 63).
Исследовав материалы дела, выслушав представителей заявителя и налогового органа, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Арвис" осуществляет предпринимательскую деятельность по организации и проведению азартных игр на основании лицензии Госкомспорта России N 003401 от 11.12.2003 г. со сроком действия до 11.12.2008 г. (л.д. 26).
По адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Володарского, д. 80 "а" у ООО "Арвис" расположено обособленное подразделение, предметом деятельности которого является организация азартных игр в игорном заведении - казино в соответствии с Положением об обособленном подразделении.
12.11.2007 г. ООО "Арвис" подало в МРИФНС РФ N 10 по Московской области заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес в количестве 60 игровых автоматов (л.д. 32 - 34). Указанное заявление было получено налоговым органом 12.11.2007 г., о чем свидетельствует отметка на заявлении (л.д. 34).
В ответ на указанное заявление налоговый орган направил в адрес ООО "Арвис" уведомление от 15.11.2007 г. N 09-33-06385 об отказе в регистрации объектов игорного бизнеса и в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения.
Заявитель, не согласившись с указанным уведомлением, оспаривает его и просит арбитражный суд признать его недействительным и обязать налоговый орган выдать заявителю свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Володарского, д. 80 "а" согласно заявлению от 12.11.2007 г.
Исследовав представленные по делу доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 366 НК РФ видами игорного бизнеса, облагаемыми налогом на игорный бизнес, являются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и кассы букмекерских контор.
Согласно п. 2 ст. 366 НК РФ общее количество объектов налогообложения игорного бизнеса каждого вида подлежит регистрации в налоговых органах по месту нахождения указанных объектом не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта налогообложения.
Пунктом 3 ст. 366 НК РФ установлено, что налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения изменение количества объектов налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
В соответствии с п. 5 ст. 366 НК РФ налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Исходя из изложенного, следует, что порядок регистрации объектов игорного бизнеса установленный НК РФ носит уведомительный характер.




В соответствии с оспариваемым уведомлением налогового органа от 15.11.2007 г. N 09-33-06385 об отказе в регистрации объектов игорного бизнеса и в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения, основанием к отказу послужил п. 8 ч. 3 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Требования к количеству игровых автоматов установлены п. 8 ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее чем пятьдесят игровых автоматов.
В соответствии с ч. 6 ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007 г.
Налоговый орган указывает в обжалуемом уведомлении, что по состоянию на 01.07.2007 г. у ООО "Арвис" на налоговом учете по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Володарского, д. 80 "а" находился 51 игровой автомат. 12.07.2007 г. заявителем с налогового учета было снято 50 игровых автоматов, в результате на учете на 12.07.2007 г. у ООО "Арвис" состоял 1 игровой автомат. Данное обстоятельство, по мнению налогового органа, является нарушением Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Арбитражный суд не может согласиться с указанными доводами налогового органа по следующим обстоятельствам.
По состоянию на 01.07.2007 г. у ООО "Арвис" состоял на налоговом учете 51 игровой автомат, в последующем, в связи с реконструкцией помещений казино, деятельность обособленного подразделения была приостановлена, о чем заявитель уведомил налоговый орган письмом от 10.07.2007 г. N 79 (л.д. 35), которое получено согласно штампу налогового органа 12.07.2007 г.
В связи с реконструкцией помещений ООО "Арвис" сняло с налогового учета 50 игровых автоматов. В последующем, по завершению реконструкции помещений - 12.11.2007 г., заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес, в количестве 60 игровых автоматов.
Таким образом, обособленное подразделение ООО "Арвис", расположенное по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Володарского, д. 80 "а", полностью соответствует требованиям Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", так как указанный Закон не накладывает никаких ограничений связанных с правом в процессе работы изменять количество игорного оборудования, путем его снятия и постановки на налоговый учет.
Кроме того, на 01.07.2007 г. у ООО "Арвис" состоял на налоговом учете 51 игровой автомат.
С введением в действие Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", на который ссылается налоговый орган, порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес не изменился. Указанный Федеральный закон не ограничивает права, предоставленные налогоплательщику статьей 366 НК РФ.
Таким образом, ссылка налогового органа в обоснование отказа ООО "Арвис" в регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Володарского, д. 80 "а" на Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" неправомерна.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы - это единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Исходя из изложенного, контроль за соблюдением законодательства в сфере игорного бизнеса Законом Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" на налоговые органы не возложен.
Статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" определены права налогового органа, и не наделяет налоговый орган правом осуществлять иной, помимо налогового, контроль за деятельностью игорных заведений.
Исходя из пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 506, определяющего полномочия налогового органа, данный федеральный орган исполнительной власти не наделен полномочиями по контролю за деятельностью игорных заведений.
С 01.01.2007 г. вступил в силу Федеральный закон N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в частях 1 и 2 ст. 16 которого установлены требования к игорным заведениям, в том числе к количеству используемого игорного оборудования.
В то же время ч. 3 ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" возлагает контроль за соблюдением организатором азартных игр требований данной статьи на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Из указанной нормы следует, что для осуществления контроля исполнения Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" орган, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, должен быть нормативно уполномочен Правительством Российской Федерации.
В настоящее время отсутствует нормативный акт Правительства Российской Федерации, наделяющий налоговый орган полномочиями по контролю за деятельностью организатора азартных игр и в частности наделяющий налоговый орган правом проведения проверок игорных заведений вне рамок налогового контроля.
Кроме того, в законодательстве отсутствует утвержденный порядок проведения контроля (надзора) за игорными заведениями на предмет соблюдения требований Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", отсутствует орган, наделенный правом проведения такого контроля (надзора).
Исходя из изложенного, налоговый орган не имел права отказывать ООО "Арвис" в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес основываясь на Федеральном законе "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", так как налоговый орган не вправе контролировать игорное заведение на предмет соблюдения требований указанного Федерального закона.
Размещение объекта игорного бизнеса (казино) ООО "Арвис" по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Володарского, д. 80 "а" согласовано с Администрацией г. Орехово-Зуево Московской области (л.д. 42).
Исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о том, что действия налогового органа в отказе заявителю в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес являются неправомерными.
Глава 29 НК РФ не предусматривает возможности отказа налоговым органом в регистрации объектов игорного бизнеса и в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения.
Регистрация объектов налогообложения по заявлению налогоплательщика является обязанностью налогового органа; право на отказ в регистрации объектов налогообложения и в выдаче свидетельства при наличии заявления налогоплательщика налоговому органу законодатель не предоставил.
Порядок регистрации объектов игорного бизнеса установленный НК РФ носит уведомительный характер.
Следовательно, МРИФНС РФ N 10 по Московской области была обязана в пятидневный срок после подачи заявления произвести регистрацию объектов игорного бизнеса в количестве 60 игровых автоматов и выдать соответствующее свидетельство.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Налоговым органом не представлено доказательств нарушения заявителем норм законодательства о налогах и сборах.
Исходя из изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что МРИФНС РФ N 10 по Московской области не доказала законность и обоснованность оспариваемого уведомления.
На основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемые ненормативные правовые акты органов местного самоуправления, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что уведомление МРИФНС РФ N 10 по Московской области от 15.11.2007 г. N 09-33-06385 об отказе ООО "Арвис" в регистрации объектов игорного бизнеса в количестве 60 единиц и постановки их на налоговый учет по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Володарского, д. 80 "а", является необоснованным, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
Согласно ч. 5 ст. 201 АПК РФ для восстановления нарушенного права заявителя, арбитражный суд обязывает налоговый орган выдать ООО "Арвис" свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Володарского, д. 80 "а" согласно заявлению от 12.11.2007 г.
Согласно п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при возмещении расходов по уплате госпошлины, понесенных по делу об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа (органа местного самоуправления), с 01.01.2007 г. подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
Таким образом, с налогового органа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2.000 руб., уплаченная заявителем при подаче заявления в арбитражный суд по платежному поручению N 130 от 07.12.2007 г. (л.д. 7).
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 181, 197 - 201 АПК РФ, арбитражный суд
решил:

заявление удовлетворить.
Признать недействительным уведомление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Московской области от 15.11.2007 г. N 09-33-06385 об отказе ООО "Арвис" в регистрации объектов игорного бизнеса в количестве 60 единиц и постановки их на налоговый учет по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Володарского, д. 80 "а", как не соответствующее требованиям налогового законодательства.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 10 по Московской области выдать ООО "Арвис" свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Володарского, д. 80 "а" согласно заявлению от 12.11.2007 г.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Московской области в пользу ООО "Арвис" возврат государственной пошлины в размере 2.000 руб.
Выдать исполнительный лист в порядке ст. 319 АПК РФ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение 1 месяца.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)