Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 19.04.2004 N А68-АП-625/11-04

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 19 апреля 2004 г. Дело N А68-АП-625/11-04

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ОАО "Щекиноазот" на Решение от 14.12.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 01.03.2005 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-625/11-04,
УСТАНОВИЛ:

ОАО "Щекиноазот" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным письма Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области от 17.09.2004 N 11-6221 и обязании заявителя возвратить из бюджета излишне уплаченный за 2001 год налог на землю в сумме 3633617,77 руб.
Решением суда от 14.12.2004 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.03.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, установлено следующее.
Как установлено судом и сторонами не оспаривается, в 2001 году для г. Щекино и пос. Первомайский применялись ставки земельного налога, установленные п. 1 и п. 2 Постановления главы администрации г. Щекино и Щекинского района от 26.06.96 N 6-608 "О временных базовых ставках земельного налога и арендной платы в г. Щекино и пос. Первомайский в 1996 году".
При этом представительный орган - Дума г. Щекино и Щекинского района сформирована на основании Устава муниципального образования "г. Щекино и Щекинский район Тульской области", принятого 23.03.97 местным референдумом г. Щекино, и начала свою работу 19.12.97.
ОАО "Щекиноазот" в адрес налоговой инспекции 14.09.2004 направлено заявление N 4486 ч/н с просьбой возвратить из бюджета сумму налога на землю, уплаченного в 2001 году, всего в размере 3633617,77 руб. в связи с тем, что в указанный период налог уплачивался неправомерно, так как в нарушение п. 5 ст. 3, ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации ставка налога установлена Постановлением главы администрации г. Щекино и Щекинского района от 26.06.96 N 6-608, то есть органом власти местного самоуправления, не являющимся представительным.
Письмом от 17.09.2004 N 11-6221 Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области сообщила о том, что так как в 1996 году глава администрации г. Щекино и Щекинского района выполнял функции представительного органа местного самоуправления, то Постановление от 26.06.96 N 6-608 принято им в пределах своей компетенции, а следовательно, оснований считать ставку налога не установленной и возвращать в связи с этим уплаченный налог не имеется.
Не согласившись с письмом налогового органа, предприятие обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции обоснованно исходили из того, что ставка земельного налога утверждена главой администрации г. Щекино и Щекинского района в пределах его компетенции.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным - ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов.
Таким образом, исходя из положения ст. 1 названного Закона земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи.
При этом в соответствии со ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 ст. 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом РФ и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.
Одновременно п. 5 ст. 3 НК РФ установлено, что местные налоги и сборы устанавливаются, применяются или отменяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.
Таким образом, из вышеприведенных норм законодательства следует, что земельный налог, в том числе ставки, должны устанавливаться местными представительными органами власти.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 28.02.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация муниципального образования не относится к представительным органам местного самоуправления и право устанавливать местные налоги согласно ст. 39 вышеназванного закона и ст. 8 ФЗ РФ от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" также предоставлено представительным органам местного самоуправления.
Однако п. 4 Указа Президента РФ от 26.10.93 N 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" деятельность городских и районных Советов народных депутатов прекращена, а выполнение их функций возложено на соответствующую местную администрацию.
Так, п. 4 Указа Президента РФ от 09.10.93 N 1617 установлено, что до избрания и начала работы новых органов представительной власти и местного самоуправления функции районных в городах, городских в районах, поселковых, сельских Советов народных депутатов выполняет соответствующая местная администрация.
Пунктом 3 Положения об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденного Указом Президента РФ от 26.10.93 N 1760, право устанавливать местные налоги и сборы закреплено за выборным представительным органом местного самоуправления.
Таким образом, в соответствии с вышеназванными нормами в период конституционной реформы функции представительных органов власти, в том числе право устанавливать налоги, было возложено на соответствующие местные администрации.
Поскольку новый выборный представительный орган г. Щекино и Щекинского района был сформирован лишь в 1997 году, то Постановление N 6-608 от 26.06.96, принятое главой администрации до избрания и начала работы новых органов представительной власти, принято в пределах компетенции, предоставленной вышеназванными актами законодательства, и, соответственно, установленные им ставки являются действительными, в том числе в 2001 году.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что суд неправомерно применил нормы Указа Президента РФ от 09.10.93 N 1617, так как последний противоречит ст. 8 Федерального закона от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления", ст. 6, ст. 12, ст. 53 НК РФ, не могут быть приняты кассационной инстанцией, поскольку на момент введения ставки налога Постановлением главы администрации г. Щекино и Щекинского района от 26.06.96 N 6-608 указанные нормы законов не действовали.
Также Указ Президента РФ от 09.10.93 N 1617 не противоречил нормам Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так как согласно ч. 1 ст. 59 данного Закона органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, избранные населением до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняли свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны.
Определением от 08.12.2004 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-1/АП-04 дело по заявлению ОАО "Щекиноазот" о признании незаконным с момента издания п. 1 и п. 2 Постановления администрации г. Щекино и Щекинского района от 26.06.96 N 6-608 "О временных базовых ставках земельного налога и арендной платы в г. Щекино и пос. Первомайский в 1996 году" прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Таким образом, поскольку в момент установления ставки земельного налога орган местного управления - глава администрации г. Щекино и Щекинского района действовал в пределах своей компетенции, его нормативный акт, установивший ставки налога, не был отменен или признан судом недействующим, то основания для возврата уплаченных сумм налога отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 14.12.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 01.03.2005 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-625/11-04 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 19 апреля 2004 г. Дело N А68-АП-625/11-04

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ОАО "Щекиноазот" на Решение от 14.12.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 01.03.2005 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-625/11-04,
УСТАНОВИЛ:

ОАО "Щекиноазот" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным письма Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области от 17.09.2004 N 11-6221 и обязании заявителя возвратить из бюджета излишне уплаченный за 2001 год налог на землю в сумме 3633617,77 руб.
Решением суда от 14.12.2004 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.03.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, установлено следующее.
Как установлено судом и сторонами не оспаривается, в 2001 году для г. Щекино и пос. Первомайский применялись ставки земельного налога, установленные п. 1 и п. 2 Постановления главы администрации г. Щекино и Щекинского района от 26.06.96 N 6-608 "О временных базовых ставках земельного налога и арендной платы в г. Щекино и пос. Первомайский в 1996 году".
При этом представительный орган - Дума г. Щекино и Щекинского района сформирована на основании Устава муниципального образования "г. Щекино и Щекинский район Тульской области", принятого 23.03.97 местным референдумом г. Щекино, и начала свою работу 19.12.97.
ОАО "Щекиноазот" в адрес налоговой инспекции 14.09.2004 направлено заявление N 4486 ч/н с просьбой возвратить из бюджета сумму налога на землю, уплаченного в 2001 году, всего в размере 3633617,77 руб. в связи с тем, что в указанный период налог уплачивался неправомерно, так как в нарушение п. 5 ст. 3, ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации ставка налога установлена Постановлением главы администрации г. Щекино и Щекинского района от 26.06.96 N 6-608, то есть органом власти местного самоуправления, не являющимся представительным.
Письмом от 17.09.2004 N 11-6221 Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области сообщила о том, что так как в 1996 году глава администрации г. Щекино и Щекинского района выполнял функции представительного органа местного самоуправления, то Постановление от 26.06.96 N 6-608 принято им в пределах своей компетенции, а следовательно, оснований считать ставку налога не установленной и возвращать в связи с этим уплаченный налог не имеется.
Не согласившись с письмом налогового органа, предприятие обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции обоснованно исходили из того, что ставка земельного налога утверждена главой администрации г. Щекино и Щекинского района в пределах его компетенции.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным - ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов.
Таким образом, исходя из положения ст. 1 названного Закона земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи.
При этом в соответствии со ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 ст. 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом РФ и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.
Одновременно п. 5 ст. 3 НК РФ установлено, что местные налоги и сборы устанавливаются, применяются или отменяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.
Таким образом, из вышеприведенных норм законодательства следует, что земельный налог, в том числе ставки, должны устанавливаться местными представительными органами власти.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 28.02.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация муниципального образования не относится к представительным органам местного самоуправления и право устанавливать местные налоги согласно ст. 39 вышеназванного закона и ст. 8 ФЗ РФ от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" также предоставлено представительным органам местного самоуправления.
Однако п. 4 Указа Президента РФ от 26.10.93 N 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" деятельность городских и районных Советов народных депутатов прекращена, а выполнение их функций возложено на соответствующую местную администрацию.
Так, п. 4 Указа Президента РФ от 09.10.93 N 1617 установлено, что до избрания и начала работы новых органов представительной власти и местного самоуправления функции районных в городах, городских в районах, поселковых, сельских Советов народных депутатов выполняет соответствующая местная администрация.
Пунктом 3 Положения об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденного Указом Президента РФ от 26.10.93 N 1760, право устанавливать местные налоги и сборы закреплено за выборным представительным органом местного самоуправления.
Таким образом, в соответствии с вышеназванными нормами в период конституционной реформы функции представительных органов власти, в том числе право устанавливать налоги, было возложено на соответствующие местные администрации.
Поскольку новый выборный представительный орган г. Щекино и Щекинского района был сформирован лишь в 1997 году, то Постановление N 6-608 от 26.06.96, принятое главой администрации до избрания и начала работы новых органов представительной власти, принято в пределах компетенции, предоставленной вышеназванными актами законодательства, и, соответственно, установленные им ставки являются действительными, в том числе в 2001 году.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что суд неправомерно применил нормы Указа Президента РФ от 09.10.93 N 1617, так как последний противоречит ст. 8 Федерального закона от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления", ст. 6, ст. 12, ст. 53 НК РФ, не могут быть приняты кассационной инстанцией, поскольку на момент введения ставки налога Постановлением главы администрации г. Щекино и Щекинского района от 26.06.96 N 6-608 указанные нормы законов не действовали.
Также Указ Президента РФ от 09.10.93 N 1617 не противоречил нормам Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так как согласно ч. 1 ст. 59 данного Закона органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, избранные населением до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняли свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны.
Определением от 08.12.2004 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-1/АП-04 дело по заявлению ОАО "Щекиноазот" о признании незаконным с момента издания п. 1 и п. 2 Постановления администрации г. Щекино и Щекинского района от 26.06.96 N 6-608 "О временных базовых ставках земельного налога и арендной платы в г. Щекино и пос. Первомайский в 1996 году" прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Таким образом, поскольку в момент установления ставки земельного налога орган местного управления - глава администрации г. Щекино и Щекинского района действовал в пределах своей компетенции, его нормативный акт, установивший ставки налога, не был отменен или признан судом недействующим, то основания для возврата уплаченных сумм налога отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 14.12.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 01.03.2005 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-625/11-04 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)