Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 12 февраля 2004 г.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Парской Н.Н., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Альтаир" Колесникова В.А. (доверенность N 01 от 12.01.2004),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Красноярска на решение от 27 октября 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-10752/03-С3 (суд первой инстанции: Блинова Л.Д.),
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Альтаир" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Красноярска (налоговая инспекция) о признании недействительным уведомления N 6 от 28.04.2003 о невозможности применения с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 27 октября 2003 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Из кассационной жалобы следует, что глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации введена в действие с 01.01.2003, поэтому организации, созданные в период с 1 по 31 декабря 2002 года, не могут применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с данной главой Налогового кодекса Российской Федерации, переход таких организаций на указанный режим налогообложения возможен в общеустановленном порядке с 01.01.2004.
В связи с этим налоговый орган считает, что правомерно отказал ООО "Альтаир" в применении упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003.
ООО "Альтаир" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, указывая, что организации, созданные в декабре 2002 года и подавшие заявление о применении упрощенной системы налогообложения, вправе применять специальный налоговый режим, предусмотренный главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, с 01.01.2003, так как иное толкование противоречит принципам равенства налогообложения, добровольности применения специального и общего режимов налогообложения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление от 20.01.2004 N 4849), своих представителей на судебное заседание не направила.
Проверив доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, заслушав представителя ООО "Альтаир", Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ООО "Альтаир" зарегистрировано налоговой инспекцией в качестве юридического лица 11.12.2002 (свидетельство о регистрации серии 24 N 002288269).
Налогоплательщиком 23.12.2002 вместе с заявлением о постановке на налоговый учет в налоговую инспекцию было представлено заявление о применении с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения. Постановка ООО "Альтаир" на налоговый учет была осуществлена налоговой инспекцией 24.12.2002.
Уведомлением от 20.01.2003 N 1а налоговая инспекция сообщила налогоплательщику о возможности применения с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения.
Уведомлением от 28.04.2003 N 6 налоговая инспекция сообщила налогоплательщику о невозможности применения с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения в связи с тем, что ООО "Альтаир" зарегистрировано в декабре 2002 года.
ООО "Альтаир" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании уведомления N 6 от 28.04.2003 недействительным.
Арбитражный суд, разрешая спор по существу, исходил из того, что заявителем оспаривается ненормативный акт налогового органа, поэтому в соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный спор относится к подведомственности арбитражного суда.
Оспариваемое уведомление отвечает существенным признакам ненормативного акта, так как является документом, подписанным руководителем налоговой инспекции и касающимся конкретного налогоплательщика. Данный документ содержит властное предписание индивидуального характера, так как извещает общество о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003, то есть затрагивает права налогоплательщика в сфере экономической деятельности.
Вывод арбитражного суда о незаконности оспариваемого ненормативного акта является правильным по следующим основаниям.
На дату регистрации ООО "Альтаир" в качестве юридического лица действовал Федеральный закон от 29.12.1995 N 22-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Названный Федеральный закон устанавливал, что указанный специальный режим налогообложения применяется субъектами малого предпринимательства - организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к ранее принятой системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.
С 01.01.2003 вступила в действие глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации.
Названной главой также предусмотрена добровольность применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения и возврата к общему режиму налогообложения.
Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации различно регулируют условия и порядок перехода к упрощенной системе налогообложения действующих субъектов малого предпринимательства.
Однако указанные акты налогового законодательства предусматривают для вновь созданных организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, право на основании заявления применять упрощенную систему налогообложения с момента создания организации. Следовательно, в отношении таких лиц в связи с введением в действие главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации правовое регулирование отношений, связанных с применением упрощенной системы налогообложения, не изменилось.
Пунктом 2 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
Из пункта 1 статьи 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговым периодом при применении упрощенной системы налогообложения является календарный год.
ООО "Альтаир", обратившись в налоговую инспекцию с заявлением о применении упрощенной системы налогообложения одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет, имеет право на применение указанного специального режима налогообложения с момента создания, в том числе и в 2003 году. При этом общество вправе применять упрощенную систему налогообложения до наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, или перейти на общий режим налогообложения в порядке, установленном пунктом 6 указанной статьи.
С учетом изложенного налоговая инспекция не имела правовых оснований для отказа налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003, поэтому арбитражный суд обоснованно признал оспариваемое уведомление налогового органа недействительным.
При таких обстоятельствах решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 27 октября 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-10752/03-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
от 12 февраля 2004 г.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Парской Н.Н., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Альтаир" Колесникова В.А. (доверенность N 01 от 12.01.2004),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Красноярска на решение от 27 октября 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-10752/03-С3 (суд первой инстанции: Блинова Л.Д.),
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Альтаир" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Красноярска (налоговая инспекция) о признании недействительным уведомления N 6 от 28.04.2003 о невозможности применения с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 27 октября 2003 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Из кассационной жалобы следует, что глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации введена в действие с 01.01.2003, поэтому организации, созданные в период с 1 по 31 декабря 2002 года, не могут применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с данной главой Налогового кодекса Российской Федерации, переход таких организаций на указанный режим налогообложения возможен в общеустановленном порядке с 01.01.2004.
В связи с этим налоговый орган считает, что правомерно отказал ООО "Альтаир" в применении упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003.
ООО "Альтаир" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, указывая, что организации, созданные в декабре 2002 года и подавшие заявление о применении упрощенной системы налогообложения, вправе применять специальный налоговый режим, предусмотренный главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, с 01.01.2003, так как иное толкование противоречит принципам равенства налогообложения, добровольности применения специального и общего режимов налогообложения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление от 20.01.2004 N 4849), своих представителей на судебное заседание не направила.
Проверив доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, заслушав представителя ООО "Альтаир", Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ООО "Альтаир" зарегистрировано налоговой инспекцией в качестве юридического лица 11.12.2002 (свидетельство о регистрации серии 24 N 002288269).
Налогоплательщиком 23.12.2002 вместе с заявлением о постановке на налоговый учет в налоговую инспекцию было представлено заявление о применении с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения. Постановка ООО "Альтаир" на налоговый учет была осуществлена налоговой инспекцией 24.12.2002.
Уведомлением от 20.01.2003 N 1а налоговая инспекция сообщила налогоплательщику о возможности применения с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения.
Уведомлением от 28.04.2003 N 6 налоговая инспекция сообщила налогоплательщику о невозможности применения с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения в связи с тем, что ООО "Альтаир" зарегистрировано в декабре 2002 года.
ООО "Альтаир" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании уведомления N 6 от 28.04.2003 недействительным.
Арбитражный суд, разрешая спор по существу, исходил из того, что заявителем оспаривается ненормативный акт налогового органа, поэтому в соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный спор относится к подведомственности арбитражного суда.
Оспариваемое уведомление отвечает существенным признакам ненормативного акта, так как является документом, подписанным руководителем налоговой инспекции и касающимся конкретного налогоплательщика. Данный документ содержит властное предписание индивидуального характера, так как извещает общество о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003, то есть затрагивает права налогоплательщика в сфере экономической деятельности.
Вывод арбитражного суда о незаконности оспариваемого ненормативного акта является правильным по следующим основаниям.
На дату регистрации ООО "Альтаир" в качестве юридического лица действовал Федеральный закон от 29.12.1995 N 22-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Названный Федеральный закон устанавливал, что указанный специальный режим налогообложения применяется субъектами малого предпринимательства - организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к ранее принятой системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.
С 01.01.2003 вступила в действие глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации.
Названной главой также предусмотрена добровольность применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения и возврата к общему режиму налогообложения.
Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации различно регулируют условия и порядок перехода к упрощенной системе налогообложения действующих субъектов малого предпринимательства.
Однако указанные акты налогового законодательства предусматривают для вновь созданных организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, право на основании заявления применять упрощенную систему налогообложения с момента создания организации. Следовательно, в отношении таких лиц в связи с введением в действие главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации правовое регулирование отношений, связанных с применением упрощенной системы налогообложения, не изменилось.
Пунктом 2 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
Из пункта 1 статьи 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговым периодом при применении упрощенной системы налогообложения является календарный год.
ООО "Альтаир", обратившись в налоговую инспекцию с заявлением о применении упрощенной системы налогообложения одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет, имеет право на применение указанного специального режима налогообложения с момента создания, в том числе и в 2003 году. При этом общество вправе применять упрощенную систему налогообложения до наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, или перейти на общий режим налогообложения в порядке, установленном пунктом 6 указанной статьи.
С учетом изложенного налоговая инспекция не имела правовых оснований для отказа налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003, поэтому арбитражный суд обоснованно признал оспариваемое уведомление налогового органа недействительным.
При таких обстоятельствах решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 27 октября 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-10752/03-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 12.02.2004 N А33-10752/03-С3-Ф02-197/04-С1
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 12 февраля 2004 г.
Дело N А33-10752/03-С3-Ф02-197/04-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Парской Н.Н., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Альтаир" Колесникова В.А. (доверенность N 01 от 12.01.2004),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Красноярска на решение от 27 октября 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-10752/03-С3 (суд первой инстанции: Блинова Л.Д.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Альтаир" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Красноярска (налоговая инспекция) о признании недействительным уведомления N 6 от 28.04.2003 о невозможности применения с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 27 октября 2003 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Из кассационной жалобы следует, что глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации введена в действие с 01.01.2003, поэтому организации, созданные в период с 1 по 31 декабря 2002 года, не могут применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с данной главой Налогового кодекса Российской Федерации, переход таких организаций на указанный режим налогообложения возможен в общеустановленном порядке с 01.01.2004.
В связи с этим налоговый орган считает, что правомерно отказал ООО "Альтаир" в применении упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003.
ООО "Альтаир" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, указывая, что организации, созданные в декабре 2002 года и подавшие заявление о применении упрощенной системы налогообложения, вправе применять специальный налоговый режим, предусмотренный главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, с 01.01.2003, так как иное толкование противоречит принципам равенства налогообложения, добровольности применения специального и общего режимов налогообложения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление от 20.01.2004 N 4849), своих представителей на судебное заседание не направила.
Проверив доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, заслушав представителя ООО "Альтаир", Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ООО "Альтаир" зарегистрировано налоговой инспекцией в качестве юридического лица 11.12.2002 (свидетельство о регистрации серии 24 N 002288269).
Налогоплательщиком 23.12.2002 вместе с заявлением о постановке на налоговый учет в налоговую инспекцию было представлено заявление о применении с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения. Постановка ООО "Альтаир" на налоговый учет была осуществлена налоговой инспекцией 24.12.2002.
Уведомлением от 20.01.2003 N 1а налоговая инспекция сообщила налогоплательщику о возможности применения с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения.
Уведомлением от 28.04.2003 N 6 налоговая инспекция сообщила налогоплательщику о невозможности применения с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения в связи с тем, что ООО "Альтаир" зарегистрировано в декабре 2002 года.
ООО "Альтаир" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании уведомления N 6 от 28.04.2003 недействительным.
Арбитражный суд, разрешая спор по существу, исходил из того, что заявителем оспаривается ненормативный акт налогового органа, поэтому в соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный спор относится к подведомственности арбитражного суда.
Оспариваемое уведомление отвечает существенным признакам ненормативного акта, так как является документом, подписанным руководителем налоговой инспекции и касающимся конкретного налогоплательщика. Данный документ содержит властное предписание индивидуального характера, так как извещает общество о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003, то есть затрагивает права налогоплательщика в сфере экономической деятельности.
Вывод арбитражного суда о незаконности оспариваемого ненормативного акта является правильным по следующим основаниям.
На дату регистрации ООО "Альтаир" в качестве юридического лица действовал Федеральный закон от 29.12.1995 N 22-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Названный Федеральный закон устанавливал, что указанный специальный режим налогообложения применяется субъектами малого предпринимательства - организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к ранее принятой системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.
С 01.01.2003 вступила в действие глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации.
Названной главой также предусмотрена добровольность применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения и возврата к общему режиму налогообложения.
Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации различно регулируют условия и порядок перехода к упрощенной системе налогообложения действующих субъектов малого предпринимательства.
Однако указанные акты налогового законодательства предусматривают для вновь созданных организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, право на основании заявления применять упрощенную систему налогообложения с момента создания организации. Следовательно, в отношении таких лиц в связи с введением в действие главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации правовое регулирование отношений, связанных с применением упрощенной системы налогообложения, не изменилось.
Пунктом 2 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
Из пункта 1 статьи 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговым периодом при применении упрощенной системы налогообложения является календарный год.
ООО "Альтаир", обратившись в налоговую инспекцию с заявлением о применении упрощенной системы налогообложения одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет, имеет право на применение указанного специального режима налогообложения с момента создания, в том числе и в 2003 году. При этом общество вправе применять упрощенную систему налогообложения до наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, или перейти на общий режим налогообложения в порядке, установленном пунктом 6 указанной статьи.
С учетом изложенного налоговая инспекция не имела правовых оснований для отказа налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003, поэтому арбитражный суд обоснованно признал оспариваемое уведомление налогового органа недействительным.
При таких обстоятельствах решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 27 октября 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-10752/03-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Н.Н.ПАРСКАЯ
М.М.ШЕЛЕМИНА
Н.Н.ПАРСКАЯ
М.М.ШЕЛЕМИНА
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 12 февраля 2004 г.
Дело N А33-10752/03-С3-Ф02-197/04-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Парской Н.Н., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Альтаир" Колесникова В.А. (доверенность N 01 от 12.01.2004),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Красноярска на решение от 27 октября 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-10752/03-С3 (суд первой инстанции: Блинова Л.Д.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Альтаир" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Красноярска (налоговая инспекция) о признании недействительным уведомления N 6 от 28.04.2003 о невозможности применения с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 27 октября 2003 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Из кассационной жалобы следует, что глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации введена в действие с 01.01.2003, поэтому организации, созданные в период с 1 по 31 декабря 2002 года, не могут применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с данной главой Налогового кодекса Российской Федерации, переход таких организаций на указанный режим налогообложения возможен в общеустановленном порядке с 01.01.2004.
В связи с этим налоговый орган считает, что правомерно отказал ООО "Альтаир" в применении упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003.
ООО "Альтаир" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, указывая, что организации, созданные в декабре 2002 года и подавшие заявление о применении упрощенной системы налогообложения, вправе применять специальный налоговый режим, предусмотренный главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, с 01.01.2003, так как иное толкование противоречит принципам равенства налогообложения, добровольности применения специального и общего режимов налогообложения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление от 20.01.2004 N 4849), своих представителей на судебное заседание не направила.
Проверив доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, заслушав представителя ООО "Альтаир", Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ООО "Альтаир" зарегистрировано налоговой инспекцией в качестве юридического лица 11.12.2002 (свидетельство о регистрации серии 24 N 002288269).
Налогоплательщиком 23.12.2002 вместе с заявлением о постановке на налоговый учет в налоговую инспекцию было представлено заявление о применении с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения. Постановка ООО "Альтаир" на налоговый учет была осуществлена налоговой инспекцией 24.12.2002.
Уведомлением от 20.01.2003 N 1а налоговая инспекция сообщила налогоплательщику о возможности применения с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения.
Уведомлением от 28.04.2003 N 6 налоговая инспекция сообщила налогоплательщику о невозможности применения с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения в связи с тем, что ООО "Альтаир" зарегистрировано в декабре 2002 года.
ООО "Альтаир" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании уведомления N 6 от 28.04.2003 недействительным.
Арбитражный суд, разрешая спор по существу, исходил из того, что заявителем оспаривается ненормативный акт налогового органа, поэтому в соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный спор относится к подведомственности арбитражного суда.
Оспариваемое уведомление отвечает существенным признакам ненормативного акта, так как является документом, подписанным руководителем налоговой инспекции и касающимся конкретного налогоплательщика. Данный документ содержит властное предписание индивидуального характера, так как извещает общество о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003, то есть затрагивает права налогоплательщика в сфере экономической деятельности.
Вывод арбитражного суда о незаконности оспариваемого ненормативного акта является правильным по следующим основаниям.
На дату регистрации ООО "Альтаир" в качестве юридического лица действовал Федеральный закон от 29.12.1995 N 22-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Названный Федеральный закон устанавливал, что указанный специальный режим налогообложения применяется субъектами малого предпринимательства - организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к ранее принятой системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.
С 01.01.2003 вступила в действие глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации.
Названной главой также предусмотрена добровольность применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения и возврата к общему режиму налогообложения.
Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации различно регулируют условия и порядок перехода к упрощенной системе налогообложения действующих субъектов малого предпринимательства.
Однако указанные акты налогового законодательства предусматривают для вновь созданных организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, право на основании заявления применять упрощенную систему налогообложения с момента создания организации. Следовательно, в отношении таких лиц в связи с введением в действие главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации правовое регулирование отношений, связанных с применением упрощенной системы налогообложения, не изменилось.
Пунктом 2 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
Из пункта 1 статьи 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговым периодом при применении упрощенной системы налогообложения является календарный год.
ООО "Альтаир", обратившись в налоговую инспекцию с заявлением о применении упрощенной системы налогообложения одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет, имеет право на применение указанного специального режима налогообложения с момента создания, в том числе и в 2003 году. При этом общество вправе применять упрощенную систему налогообложения до наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, или перейти на общий режим налогообложения в порядке, установленном пунктом 6 указанной статьи.
С учетом изложенного налоговая инспекция не имела правовых оснований для отказа налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003, поэтому арбитражный суд обоснованно признал оспариваемое уведомление налогового органа недействительным.
При таких обстоятельствах решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 27 октября 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-10752/03-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Н.Н.ПАРСКАЯ
М.М.ШЕЛЕМИНА
Н.Н.ПАРСКАЯ
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)