Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 07.09.2009 ПО ДЕЛУ N А43-25124/2008-45-1083

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2009 г. по делу N А43-25124/2008-45-1083



Резолютивная часть постановления объявлена 03.09.2009.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Масловой О.П.,
судей Базилевой Т.В., Шутиковой Т.В.
при участии представителей
от заявителя: Комаровой Н.А. (доверенность от 19.12.2008 N 24),
от заинтересованного лица: Ерохиной В.В. (доверенность от 19.06.2009 N 11-10/004393)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.02.2009,
принятое судьей Горбуновой И.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2009,
принятое судьями Гущиной А.М., Кирилловой М.Н., Москвичевой Т.В.,
по делу N А43-25124/2008-45-1083
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Пешеланский гипсовый завод "Декор-1"
о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Нижегородской области от 08.07.2008 N 3244, 3249, 3250, 3252, 3254, 3256, 3258, 3260, 3263, 3265, 3267 и от 16.07.2008 N 3404
и
установил:

общество с ограниченной ответственностью Пешеланский гипсовый завод "Декор-1" (далее - ООО ПГЗ "Декор-1", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Нижегородской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 08.07.2008 N 3244, 3249, 3250, 3252, 3254, 3256, 3258, 3260, 3263, 3265, 3267 и от 16.07.2008 N 3404 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 19.02.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 338, 340, 342 Налогового кодекса Российской Федерации. По его мнению, Общество неправомерно применило при расчете налога на добычу полезных ископаемых ставку ноль процентов в отношении нормативных потерь по блоку 4-5-3, поскольку данные нормативные потери не утверждены в порядке, установленном Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
В судебном заседании представитель Инспекции подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против позиции налогового органа, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Комитет отзыв на кассационную жалобу в суд не представил; надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленных Обществом уточненных налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за май-декабрь 2007 года и январь-апрель 2008 года, результаты которой зафиксировала в актах от 10.06.2008.
В ходе проверки установлено, что Общество неправомерно применило ставку ноль процентов при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в части нормативных потерь при добыче общераспространенного полезного ископаемого на Бебяевском месторождении (блок 4-5-3), так как такие нормативы не утверждены в порядке, установленном Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921. Данное нарушение повлекло занижение налога на добычу полезных ископаемых за проверяемые периоды в общей сумме 739 394 рубля.
Рассмотрев материалы камеральных налоговых проверок, заместитель начальника Инспекции принял решения от 08.07.2008 N 3244, 3249, 3250, 3252, 3254, 3256, 3258, 3260, 3263, 3265, 3267 и от 16.07.2008 N 3404 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно данным решениям Обществу предложено уплатить недоимку по налогу добычу полезных ископаемых за май-декабрь 2007 года и январь-апрель 2008 года, а также соответствующие суммы пеней за несвоевременную уплату налога.
Общество не согласилось с указанными решениями налогового органа и обжаловало их в арбитражный суд.
Руководствуясь пунктом 7 статьи 3, пунктом 1 статьи 336, пунктами 1, 2 статьи 338, статьей 340, пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о правомерном применении Обществом ставки ноль процентов при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в части нормативных потерь, согласованных с органом Ростехнадзора в составе годового плана развития горных работ, поскольку на момент возникновения спорных правоотношений сторон не был установлен орган государственной власти, к компетенции которого отнесено утверждение нормативов общераспространенных полезных ископаемых. Общество принимало все меры для своевременного согласования нормативов потерь.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 338, статьи 340 Кодекса налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых, исчисляемая как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.
В силу пункта 1 статьи 342 Кодекса налогообложение по налогу на добычу полезных ископаемых производится по ставке ноль процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2007 N 76 в пункт 2 названных Правил внесены изменения, согласно которым нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).
Федеральное агентство по недропользованию направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Федеральную налоговую службу в 10-дневный срок со дня их утверждения.
В соответствии с пунктом 3 Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что нормативы потерь при добыче гипсового камня (в том числе по выемочной единице - блок 4-5-3) на Бебяевском месторождении предусмотрены планами развития горных работ Общества на 2007 - 2008 годы, которые в соответствии с протоколами технических совещаний от 20.12.2006, 19.12.2007 согласованы с Межрегиональным территориальным управлением Ростехнадзора по Приволжскому федеральному округу. Налоговым органом превышения указанных нормативов потерь не установлено.
В соответствии с требованиями Правил Общество в адрес Департамента государственной политики в области геологии и недропользования (Министерство природных ресурсов России), Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Управление государственного горного и металлургического надзора) направило материалы для рассмотрения и уточнения нормативов потерь при добыче гипсового камня по Бебяевскому месторождению на 2007 год.
Согласно письму от 26.02.2007 N 13-03-06/372 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору согласовала материалы, обосновывающие нормативы потерь, а Министерство природных ресурсов письмом от 19.11.2007 N 04-11-29/11316 сообщило, что наделение субъектов Российской Федерации полномочиями по утверждению нормативов общераспространенных полезных ископаемых Правилами не предусмотрено и для решения вопроса о порядке утверждения нормативов потерь необходимо внести соответствующие поправки в Закон Российской Федерации "О недрах" и постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
Протоколами заседания секции твердых полезных ископаемых (Пермь ЦКР Роснедра) от 05.08.2008 N 1-с/08-опи и N 2-с/08-опи утверждены уточненные при подготовке годового плана развития горных работ нормативы потерь при добыче гипсового камня по Бебяевскому месторождению на 2007 и 2008 годы.
Общество 26.08.2008 направило в адрес Регионального агентства по недропользованию по Приволжскому федеральному округу и Комитет по охране природы и управления природопользованием Нижегородской области материалы для рассмотрения и утверждения уточненных нормативов потерь при добыче гипсового камня на Бебяевском месторождении на 2008 год.
Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу письмом от 26.08.2008 N 01-15/479, а также Комитет по охране природы и управления природопользованием Нижегородской области письмом от 08.09.2008 N 507/21-3152 сообщили, что не обладают полномочиями по утверждению нормативов потерь при добыче полезных ископаемых, отнесенных к разряду общераспространенных.
17.09.2008 Общество направило в адрес Федерального агентства по недропользованию письмо N 5834, в котором просило разъяснить порядок утверждения уточненных нормативов потерь на 2007 - 2008 годы и указать орган, наделенный соответствующими полномочиями. Федеральное агентство по недропользованию в письме от 16.10.2008 N В6-04-31/8635 сообщило, что в законодательстве не отражена специфика процедуры утверждения нормативов потерь, в связи с чем Федеральная налоговая служба России и Роснедра инициировали внесение соответствующих изменений в действующее законодательство.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2008 N 833 внесены изменения в Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения. Согласно измененной редакции пункта 2 Правил нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых утверждаются органом государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2009 N 921 утверждение нормативов потерь при добыче общераспространенных полезных ископаемых в Нижегородской области возложено на Комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области начиная с декабря 2008 года.
Таким образом, суды правомерно посчитали, что Общество приняло все зависящие от него меры по согласованию и утверждению нормативов потерь полезного ископаемого.
Отсутствие в данном случае по не зависящим от Общества причинам утвержденных нормативов потерь при добыче полезного ископаемого на Бебяевском месторождении на 2007 - 2008 годы не лишает налогоплательщика права на применение на основании пункта 1 статьи 342 Кодекса налоговой ставки ноль процентов при добыче полезных ископаемых.
С учетом изложенного суды правомерно признали оспариваемые решения Инспекции недействительными.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.02.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2009 по делу N А43-25124/2008-45-1083 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.П.МАСЛОВА

Судьи
Т.В.БАЗИЛЕВА
Т.В.ШУТИКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)