Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
в составе
председательствующего Г.В. Манохиной
судей Т.И. Еременко и В.П. Меркулова
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Волгоградской области о признании противоречащим федеральному законодательству абзаца 1 пункта 5 статьи 1 Закона Волгоградской области от 17 декабря 1999 года N 354-ОД "О ставках земельного налога" в редакции Закона Волгоградской области от 28 ноября 2003 года N 887-ОД
по кассационному представлению прокурора, участвовавшего в деле,
на решение Волгоградского областного суда от 16 июля 2004 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., возражения представителя Волгоградской областной Думы Кондаковой Н.А., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Прокурор Волгоградской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 5 статьи 1 Закона Волгоградской области от 17 декабря 1999 года N 354-ОД "О ставках земельного налога" в редакции Закона Волгоградской области от 28 ноября 2003 года N 887-ОД, ссылаясь на то, что установленный порядок уплаты земельного налога равными долями не позднее 15 июля, 15 августа, 15 сентября и 15 ноября для организаций не соответствует требованиям действующего федерального законодательства.
Так, согласно частям 3 и 4 статьи 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога. В то же время, основной принцип уплаты налога, а именно то, что уплата должна производиться два раза в год равными долями, должен остаться неизменным, поскольку он относится не к элементу "срок уплаты", а к элементу "порядок уплаты налога".
Решением Волгоградского областного суда от 16 июля 2004 года постановлено: заявление прокурора Волгоградской области о признании противоречащим федеральному законодательству абзаца 1 пункта 5 статьи 1 Закона Волгоградской области от 17 декабря 1999 года N 354-ОД "О ставках земельного налога" в редакции Закона Волгоградской области от 28 ноября 2003 года N 887-ОД оставить без удовлетворения.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для его удовлетворения.
Анализ ч. ч. 3 и 4 ст. 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" в совокупности с положениями ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 58 Налогового кодекса РФ свидетельствует о том, что, устанавливая с учетом местных условий сроки уплаты земельного налога, при котором полная выплата налога должна производиться равными долями путем оплаты авансовых платежей за четыре раза, Волгоградская областная Дума действовала в пределах компетенции, а оспариваемая норма не противоречит порядку уплаты земельного налога, установленного федеральным законодательством.
При этом суд правильно пришел к выводу, что первый (15 июля) и последний (15 ноября) сроки уплаты земельного налога установлены региональным законодателем с учетом требований Закона РФ "О плате за землю", по которому начисление налога должно производиться ежегодно по состоянию на 1 июня, а уплата первого авансового платежа позже 1 июня не противоречит статье 17 Закона РФ "О плате за землю".
Доводы, изложенные в кассационном представлении, не опровергают выводов суда.
Изменение срока уплаты налога на землю для юридических лиц, не влияет на порядок его уплаты. Порядок налогов определен Налоговым кодексом РФ, который предусматривает различный порядок уплаты в зависимости от налогоплательщиков - юридических (гл. 25 НК РФ) и физических (ст. 226 НК РФ), а также определенный порядок уплаты конкретного налога (п. 4 ст. 58 НК РФ). Закон РФ "О плате за землю" устанавливает лишь срок уплаты налога за землю, который с учетом местных условий может быть изменен представительным органом субъекта Российской Федерации.
Необоснованность иных доводов кассационного представления отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, которым дана оценка и последнюю, как отмечено выше, судебная коллегия считает правильной.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Волгоградского областного суда от 16 июля 2004 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 03.11.2004 N 16-Г04-25
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 ноября 2004 г. N 16-Г04-25
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
в составе
председательствующего Г.В. Манохиной
судей Т.И. Еременко и В.П. Меркулова
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Волгоградской области о признании противоречащим федеральному законодательству абзаца 1 пункта 5 статьи 1 Закона Волгоградской области от 17 декабря 1999 года N 354-ОД "О ставках земельного налога" в редакции Закона Волгоградской области от 28 ноября 2003 года N 887-ОД
по кассационному представлению прокурора, участвовавшего в деле,
на решение Волгоградского областного суда от 16 июля 2004 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., возражения представителя Волгоградской областной Думы Кондаковой Н.А., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Прокурор Волгоградской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 5 статьи 1 Закона Волгоградской области от 17 декабря 1999 года N 354-ОД "О ставках земельного налога" в редакции Закона Волгоградской области от 28 ноября 2003 года N 887-ОД, ссылаясь на то, что установленный порядок уплаты земельного налога равными долями не позднее 15 июля, 15 августа, 15 сентября и 15 ноября для организаций не соответствует требованиям действующего федерального законодательства.
Так, согласно частям 3 и 4 статьи 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога. В то же время, основной принцип уплаты налога, а именно то, что уплата должна производиться два раза в год равными долями, должен остаться неизменным, поскольку он относится не к элементу "срок уплаты", а к элементу "порядок уплаты налога".
Решением Волгоградского областного суда от 16 июля 2004 года постановлено: заявление прокурора Волгоградской области о признании противоречащим федеральному законодательству абзаца 1 пункта 5 статьи 1 Закона Волгоградской области от 17 декабря 1999 года N 354-ОД "О ставках земельного налога" в редакции Закона Волгоградской области от 28 ноября 2003 года N 887-ОД оставить без удовлетворения.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для его удовлетворения.
Анализ ч. ч. 3 и 4 ст. 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" в совокупности с положениями ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 58 Налогового кодекса РФ свидетельствует о том, что, устанавливая с учетом местных условий сроки уплаты земельного налога, при котором полная выплата налога должна производиться равными долями путем оплаты авансовых платежей за четыре раза, Волгоградская областная Дума действовала в пределах компетенции, а оспариваемая норма не противоречит порядку уплаты земельного налога, установленного федеральным законодательством.
При этом суд правильно пришел к выводу, что первый (15 июля) и последний (15 ноября) сроки уплаты земельного налога установлены региональным законодателем с учетом требований Закона РФ "О плате за землю", по которому начисление налога должно производиться ежегодно по состоянию на 1 июня, а уплата первого авансового платежа позже 1 июня не противоречит статье 17 Закона РФ "О плате за землю".
Доводы, изложенные в кассационном представлении, не опровергают выводов суда.
Изменение срока уплаты налога на землю для юридических лиц, не влияет на порядок его уплаты. Порядок налогов определен Налоговым кодексом РФ, который предусматривает различный порядок уплаты в зависимости от налогоплательщиков - юридических (гл. 25 НК РФ) и физических (ст. 226 НК РФ), а также определенный порядок уплаты конкретного налога (п. 4 ст. 58 НК РФ). Закон РФ "О плате за землю" устанавливает лишь срок уплаты налога за землю, который с учетом местных условий может быть изменен представительным органом субъекта Российской Федерации.
Необоснованность иных доводов кассационного представления отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, которым дана оценка и последнюю, как отмечено выше, судебная коллегия считает правильной.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Волгоградского областного суда от 16 июля 2004 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)