Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 09.02.2010 ПО ДЕЛУ N А19-26694/09-43

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 февраля 2010 г. по делу N А19-26694/09-43


Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 02.02.2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 09.02.2010 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Седых Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Олейниковой Е.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Высочайший"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Иркутской области
о признании незаконным решения N 05-90/1816 от 11.06.2009 г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Захаров А.Ю. - представитель по доверенности,
от налогового органа: Леонова Н.А. - представитель по доверенности,

установил:

Открытое акционерное общество "Высочайший" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Иркутской области (далее - инспекция, налоговый орган) с заявлением, уточненным в порядке пункта 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения N 05-90/1816 от 11.06.2009 г. "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части пункта 1 решения о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату суммы налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2008 г. в виде штрафа в сумме 380.812 рублей 60 копеек; пункта 2 решения о начислении пени за несвоевременную уплату налога на добычу полезных ископаемых в размере 106.203 рубля 74 копейки; в части подпункта 3.1 пункта 3 решения о предложении уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 1.904.063 рубля 00 копеек.
Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали, представитель налогового органа требования не признал, ссылаясь на законность оспариваемого решения.
Дело в соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, заслушав объяснения представителей заявителя и инспекции, судом установлены следующие обстоятельства.
Открытым акционерным обществом "Высочайший" в инспекцию по месту учета представлена налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2008 г.
В период с 25.12.2008 г. по 25.03.2009 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Иркутской области на основании представленной декларации проведена камеральная налоговая проверка правомерности применения налогоплательщиком в спорном периоде налоговой ставки 0% по добытому полезному ископаемому.
По результатам проверки декларации по налогу на добычу полезных ископаемых налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки N 2895 от 08.04.2009 г. и принято решение N 05-90/1295 от 11 июня 2009 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2008 г. в виде штрафа в сумме 380.812 рублей 60 копеек; обществу начислены пени за несвоевременную уплату налога на добычу полезных ископаемых в размере 106.203 рубля 74 копейки; заявителю предложено уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 1.904.063 рубля 00 копеек.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Иркутской области N 05-90/1295 от 11 июня 2009 г. обжаловано обществом в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области N 26-16/31304 от 14 августа 2009 г. решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Иркутской области N 05-90/1295 от 11 июня 2009 г. оставлено без изменения.
В качестве основания для принятия оспариваемого решения инспекция сослалась на неверное определение налогоплательщиком утвержденных пределов нормативных потерь при добыче золота, которые облагаются по налоговой ставке 0%, а также неправомерное применение налоговой ставки 0% в отношении добытого серебра.
Указанные выше обстоятельства, по мнению налогового органа, повлекли доначисление налога, пени и привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности.
Не согласившись с решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Иркутской области N 05-90/1295 от 11 июня 2009 г., общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.
В обоснование заявленных требований налогоплательщик пояснил, что задолженность по налогу на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2008 г. отсутствует. Поскольку обществом направлена уточненная налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2008 г., согласно которой изменилось основание применения налоговой ставки 0%, однако это не повлекло образованию задолженности по уплате налога на добавленную стоимость за указанный период.
Кроме того, по мнению заявителя, налоговым органом не принято во внимание, что общество осуществляло действия по согласованию и утверждению норматива потерь при добыче золота на 2008 г., а также норматива содержания золота, остающегося в отходах перерабатывающего производства обществом на 2008 г.
На основании вышеизложенного заявитель считает неправомерным доначисление налога на добычу полезных ископаемых, пени, а также привлечение его к налоговой ответственности по решению N 05-90/1295 от 11 июня 2009 г.
Оценив представленные доказательства, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд считает требования ОАО "Высочайший" обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со статьей 334 Налогового кодекса Российской Федерации Открытое акционерное обществом "Высочайший" является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Под нормативными потерями в этом случае признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых, остающихся в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.




В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 899 от 26.12.2001 г. "Об утверждении правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства" определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, осуществляется Федеральным агентством по недропользованию России. В соответствии с действующей в 2007 - 2008 гг. редакцией Постановления Правительства РФ N 921 от 29.12.2009 г. "Об утверждении правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно протоколу N 13-094/07 от 14.12.2007 г. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору России согласовала ОАО "Высочайший" норматив потерь при добыче полезных ископаемых при добыче (эксплуатационные потери) в размере 1%.
Судом установлено, письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору России (далее - Ростехнадзор) N 13-07/269 от 04.02.2008 г. согласован норматив содержания золота в отходах перерабатывающего производства общества на 2008 год в размере 18,3% (технологические потери).
ЗАО "Высочайший" предпринимало меры по согласованию нормативов эксплуатационных и технологических потерь, после чего Федеральное агентство по недропользованию России утвердило эти нормативы.
Судом установлено, что обществом подана налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2008 года, согласно которой количество добытого золота, которое облагается налогом на добычу полезных ископаемых по ставке 0%, составило 58.213,000 грамм золота.
Порядок утверждения норматива потерь при добыче полезных ископаемых установлен Приказом Федерального агентства по недропользованию России N 623 от 30.05.2007 г. "О рассмотрении и утверждении уточненный при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче" (прилагается к объяснению). Но в связи с изданием Приказа Федерального агентства по недропользованию РФ N 811 от 31.08.2009 г. "О результатах проверки исполнения законодательства при осуществлении контрольно-надзорных и разрешительных функций" указанный выше Приказ признан утратившим силу, поскольку являясь нормативно правовым актом, он не прошел государственную регистрацию в Минюсте России.
Письмом Федерального агентства по недропользованию России N ВБ-04-31/10169 от 19.11.2009 г. информировало ОАО "Высочайший", что нормативно методические документы, регламентирующие утверждение нормативов потерь твердых полезных ископаемых, разрабатываются Минприроды и могут быть приняты к реализации Роснедрами и его территориальными органами только после их официального введения в действие.
Из протокола заседания ЦКР Роснедра N 139/09-унп от 08.09.2009 г. следует, что Центральная комиссия по разработке месторождений полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию России утвердила норматив потерь золотосодержащей руды при добыче на месторождении "Голец Высочайший" в размере 1% (эксплуатационные потери).
Протоколом N В6-18/624-пр от 03.11.2009 г. Федеральное агентство по недропользованию России утвердило норматив содержания золота, остающегося в отходах перерабатывающего производства ОАО "Высочайший" на 2008 год, в размере 18,3% в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии извлечения золота из отходов перерабатывающего производства ОАО "Высочайший" (технологические потери).
Таким образом, Федеральное агентство по недропользованию России утвердило по месторождению "Голец Высочайший" норматив технологических потерь при добыче золота как норматив содержания золота, остающегося в отходах перерабатывающего производства ОАО "Высочайший".
Судом установлено, что заявителем подана уточненная налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2008 года, согласно которой количество добытого золота, которое облагается налогом на добычу полезных ископаемых по ставке 0%, не изменилось, недоимки по налогу на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2008 г. не образовалось.
Таким образом, суд полагает, что несвоевременность согласования и утверждения соответствующими государственными органами нормативов в связи с отсутствием законодательно закрепленной процедуры их утверждения и сложностями, возникшими при проведении реформы органов исполнительной власти не может влиять на право общества применять при расчете сумм налога на добычу полезных ископаемых налоговую ставку 0 процентов.
Довод налоговой инспекции о неверном определении размера потерь при добыче и промышленной переработке серебра не может быть принят судом во внимание.
Согласно подпунктам 1, 2 статьи 336 НК РФ объектом обложения налога на добычу полезных ископаемых являются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 337 НК РФ, под полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации.
Судом установлено, что первой по своему качеству продукцией, соответствующей государственному стандарту Российской Федерации, получаемой из руды, добываемой ОАО "Высочайший" на месторождении "Голец Высочайший" на основании лицензии ИРК 11537 БР, является золото в лигатуре.
Согласно договору N 1869/07 от 18 октября 2007 г., заключенного между ОАО "Высочайший" и ОАО "Красцветмет" для извлечения из золота в лигатуре химически чистого золота общество направляет золото в лигатуре на аффинажный завод.
При извлечении из золота в лигатуре химически чистого золота на аффинажном заводе образуется химически чистое серебро.
Указанное серебро является продуктом дальнейшей переработки полезного ископаемого, добываемого обществом, которое самостоятельно его не извлекает из золота в лигатуре, поскольку не обладает для этого техническими возможностями и не имеет необходимой лицензии, а обращается на аффинажный завод, который имеет необходимую лицензию и технологии. И невозможно обществу установить наличие и размер потерь серебра при добыче руды и ее дальнейшей переработки.
Судом установлено, что ОАО "Высочайший" уточнило размер добытого серебра, которое получено с аффинажного завода, по уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2008 года. В соответствии со строкой 060 уточненной налоговой декларации по месторождению "Голец Высочайший" ОАО "Высочайший" добыло 336.377,60 грамм серебра, с которого обществом уплачен налог по общеустановленной ставке 6,5%.
Согласно статье 31 ФЗ "О недрах" от 21.02.1992 г. N 2395-1 федеральным органом управления государственным фондом недр осуществляется постановка запасов полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, на государственный баланс.
Таким образом, учет полезных ископаемых по месторождениям ведется только в случае
наличия их промышленного значения, то есть эффективной технологии извлечения полезных ископаемых из добытой руды.
Согласно статье 32 ФЗ "О недрах" от 21.02.1992 г. N 2395-1 государственный баланс запасов полезных ископаемых составляется и ведется федеральным органом управления государственным фондом недр на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих добычу полезных ископаемых, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Состав указанной государственной отчетности установлен Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 122 от 09.07.1997 г., которым предусмотрено предоставление статистической информации в отношении добываемых твердых полезных ископаемых по формам 5-ГР, 70-ТП, 71-ТП. Указанные формы содержат информацию о движении полезных ископаемых (добыча, изменение оценки запасов полезных ископаемых), извлечении полезных ископаемых при добыче, размере потерь полезных твердых ископаемых, имеющих промышленное значение.
В соответствии с условиями лицензионного соглашения и требованиями
законодательства ОАО "Высочайший" ведет учет добытого золота, находящегося на государственном балансе, предоставляя в федеральный орган управления государственным фондом недр информацию о добытом золоте, о потерях золота при добыче (эксплуатационные потери), а также о содержании золота в отходах перерабатывающего производства ОАО "Высочайший" (технологические потери) по формам 5-ГР, 70-ТП, 71-ТП. Согласно протоколу N 466 от 27.12.2000 г. об утверждении балансовых запасов золота по рудному месторождению "Голец Высочайший" количество серебра в руде, добываемой на месторождении "Голец Высочайший" содержится в малом количестве, поэтому промышленная добыча серебра невозможна, и это серебро не стоит на государственном балансе.
Из письма Федерального агентство по недропользованию РФ N ВБ-04-31/3167 от 23.04.2009 г. следует, что из положений статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности. Учитывая, что запасы серебра по месторождению "Голец Высочайший" при проведении геолого-разведочных работ не получили оценки как имеющие промышленное значение и не учитываются государственным балансом запасов полезных ископаемых, то серебро, полученное на аффинажном заводе при переработке сплава Доре не может быть признано объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых.
Учитывая изложенное, суд считает, что добываемое серебро не стоит на государственном балансе, извлекается уже в процессе дальнейшей переработки первой по своему качеству продукции, соответствующей государственному стандарту Российской Федерации, золота в лигатуре (сплава Доре), поэтому учет потерь данного серебра при добыче и переработке невозможен.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу, что налогоплательщиком в соответствии с пунктом 1 статьи 342 НК РФ при исчислении налога на добычу полезных ископаемых обоснованно применена ставка 0 процентов, поэтому налоговой инспекцией неправомерно доначислен налог на добычу полезных ископаемых в сумме 1.904.063 рубля 00 копеек.
Учитывая отсутствие у общества недоимки по налогу на добычу полезных ископаемых, налоговой инспекцией неправомерно начислены пени в сумме 106 рублей 74 копейки.
В связи с отсутствием недоимки суд считает неправомерным привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату суммы налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2008 г. в виде штрафа в размере 380.812 рублей 60 копеек.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного суд пришел к выводу, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Поэтому надлежит признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Иркутской области N 05-90/1816 от 11.06.2009 г. "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части пункта 1 решения о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату суммы налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2008 г. в виде штрафа в сумме 380.812 рублей 60 копеек; пункта 2 решения о начислении пени за несвоевременную уплату налога на добычу полезных ископаемых в размере 106.203 рубля 74 копейки; в части подпункта 3.1 пункта 3 решения о предложении уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 1.904.063 рубля 00 копеек, как не соответствующее положениям статей 75, 101, 122, 337, 338, 342 НК РФ; и обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 197 - 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Иркутской области N 05-90/1816 от 11.06.2009 г. "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части пункта 1 решения о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату суммы налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2008 г. в виде штрафа в сумме 380.812 рублей 60 копеек; пункта 2 решения о начислении пени за несвоевременную уплату налога на добычу полезных ископаемых в размере 106.203 рубля 74 копейки; в части подпункта 3.1 пункта 3 решения о предложении уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 1.904.063 рубля 00 копеек, как не соответствующее положениям статей 75, 101, 122, 337, 338, 342 НК РФ.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Иркутской области в пользу Открытого акционерного общества "Высочайший" государственную пошлину в размере 2.000 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Н.Д.СЕДЫХ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)