Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 3 февраля 2004 года Дело N А 57-12285/02-28
Общество с ограниченной ответственностью "Русские" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Кировскому району г. Саратова, с учетом уточнения заявленных требований, об обязании зачесть в счет предстоящих платежей сумму излишне взысканных пеней в размере 20372 руб. 46 коп., а также начислить проценты в соответствии со ст. 79 Налогового кодекса РФ в размере 3593 руб. 60 коп.
Решением арбитражного суда от 24.09.2003 иск удовлетворен, арбитражный суд обязал Межрайонную инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам N 14 по Саратовской области:
- - произвести зачет в счет предстоящих платежей по акцизам сумму излишне взысканных пеней в размере 20372 руб. 46 коп.;
- - произвести начисление процентов за счет средств соответствующих бюджетов на сумму излишне взысканных пеней, в том числе:
- - 510 руб. 47 коп. по налогу на добавленную стоимость с суммы 9559 руб. 30 коп. за 89 дней за период с 01.08.2002 по 28.10.2002 исходя из ставки рефинансирования 0,06% в день;
- - 318 руб. 65 коп. по акцизам с суммы 6988 руб. за 76 дней за период с 14.08.2002 по 28.10.2002 исходя из ставки рефинансирования 0,06% в день;
- - 2764 руб. 48 коп. по акцизам с суммы 20372 руб. за 230 дней просрочки за период с 25.07.2002 по 11.03.2003, из них за 207 дней за период с 25.07.2002 по 16.02.2002 по 16.02.2003, исходя из ставки рефинансирования 0,06% в день, за 23 дня с 17.02.2003 по 11.03.2003 - исходя из ставки рефинансирования 0,5% в день.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам N 14 по Саратовской области просит об отмене судебного акта, полагая, что вывод арбитражного суда о том, что уплата акцизов к 25 числу отчетного месяца является авансовым платежом, не соответствует ст. 204 Налогового кодекса РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.
Из материалов дела усматривается, что Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Кировскому району г. Саратова взысканы с ООО "Русские" пени в общей сумме 37055 руб. 48 коп., в том числе: решением о зачете N 11-05/6198 от 24.07.2002 на сумму 20372 руб. 46 коп. (по акцизам), а также инкассовыми поручениями N 10308 от 25.07.2002 на сумму 9559 руб. 30 коп. (по налогу на добавленную стоимость), N 10709 от 05.08.2002 на сумму 6998 руб. (по акцизам).
01.10.2002 налоговым органом вынесено решение N 11-05/8503 о возврате излишне взысканной суммы пеней в размере 16557 руб. 30 коп., в том числе пени по акцизу на вино в сумме 6998 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 9559 руб. 30 коп.
Платежными поручениями N 0762 от 28.10.2002 и N 0761 от 28.10.2002 произведен возврат указанных сумм на расчетный счет заявителя.
24.07.2002 налоговый орган вынес решение N 11-05/6198 о зачете налога, согласно которому был произведен зачет имеющейся у Предприятия переплаты по акцизам в счет задолженности по пеням по данному налогу в размере 20372 руб.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что указанные суммы пени взысканы налоговым органом с нарушением требований действующего законодательства, поскольку налогоплательщику не было выставлено требование, как того требуют ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ.
Суд кассационной инстанции данные выводы находит соответствующими налоговому законодательству.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ при образовании недоимки Налоговая инспекция обязана направить налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога (сбора) и соответствующих пени. Данное требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
В соответствии со ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
Неисполнение требования об уплате налога является основанием для принятия решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика - организации - в банках. Данное решение должно быть доведено до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после его вынесения.
В рассматриваемом случае налоговый орган произвел взыскание пеней с нарушением установленной процедуры, то есть без выставления требования об уплате налога, и не довел до сведения налогоплательщика о принятии решения о взыскании и зачете пени в сроки, установленные налоговым законодательством.
Из пояснений налогового органа следует, что требование направлено в адрес налогоплательщика "простой" почтой.
Однако Налоговый кодекс РФ предусматривает процедуру вручения требования налогоплательщику.
Согласно п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом.
В данном случае налоговым органом не представлено доказательство вручения требования представителю налогоплательщика либо направления его по почте заказным письмом.
Следовательно, вывод арбитражного суда о том, что налоговым органом не соблюдена процедура направления требования налогоплательщику, является правильным.
Также правильным является вывод арбитражного суда о том, что неправомерно само начисление пени по акцизам в сумме 20372 руб., поскольку данные пени начислены на авансовые платежи и с разбивкой по внутрибюджетной классификации одного налога.
Как установлено материалами дела, налоговым органом начислены пени на акциз в сумме 20372 руб. по следующим основаниям:
- - в связи с нарушением срока уплаты акциза;
- - в связи с нарушением срока уплаты авансовых платежей;
- - в связи с нарушением срока уплаты налога с разбивкой по внутрибюджетной классификации внутри одного налога.
Начисление пеней с учетом разбивки налога по внутрибюджетной классификации и за нарушение срока уплаты авансовых платежей не соответствует налоговому законодательству.
Акциз относится к федеральным налогам и начисляется согласно ст. 194 Налогового кодекса РФ как общая сумма акциза, полученная в результате сложения сумм акциза по подакцизным товарам, облагаемым по различным налоговым ставкам, и уплачивается в бюджет целиком на единый федеральный казначейский счет. Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ единым условием выполнения обязательств по уплате налога является предъявление в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного остатка на счет налогоплательщика. Исходя из этого можно сделать вывод, что последующее распределение налога в соответствии с бюджетной классификацией для начисления пеней значения не имеет.
Также неправомерно начисление пени на авансовые платежи, предусмотренные ст. 204 Налогового кодекса РФ.
По смыслу п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный Законом срок суммы налога.
В соответствии с положениями ст. ст. 52 - 55 Налогового кодекса РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных Законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.
В силу п. 1 ст. 55 Кодекса налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. В связи с этим пени, предусмотренные ст. 75 Налогового кодекса РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу Закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 Кодекса. Данный вывод сделан в п. 20 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.2001 N 5.
Согласно ст. 54 Налогового кодекса РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
В данном случае налоговым периодом признается календарный месяц, а авансовые платежи уплачиваются не позднее 25 числа отчетного месяца, то есть когда отсутствуют данные регистров бухгалтерского учета. Другими документально подтвержденными данными об объектах, подлежащих налогообложению, могут служить специально представленные декларации о начисленных авансовых платежах, однако ст. 204 Налогового кодекса РФ предусмотрено представление только налоговой декларации, представляемой не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, то есть после срока, установленного для уплаты авансовых платежей. Таким образом, пени на авансовые платежи, предусмотренные ст. 204 Налогового кодекса РФ, начисляться не должны, поскольку на момент их уплаты отсутствует налогооблагаемая база.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы арбитражного суда правильными, вытекающими из налогового законодательства.
Поскольку судом установлено, что пени по акцизам начислены неправомерно, а также взысканы с нарушением установленной процедуры, следовательно, они подлежат возврату налогоплательщику либо зачету в счет недоимки или в счет предстоящих платежей, как того требует положение ст. 79 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 79 Налогового кодекса РФ сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.
Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Расчет процентов, представленных заявителем, судом проверен, и суд нашел его верным, в кассационной жалобе данный расчет не оспаривается.
Исходя из изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 24.09.2003 по делу N А 57-12285/2002-28 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 14 по Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 3 февраля 2004 года Дело N А 57-12285/02-28
Общество с ограниченной ответственностью "Русские" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Кировскому району г. Саратова, с учетом уточнения заявленных требований, об обязании зачесть в счет предстоящих платежей сумму излишне взысканных пеней в размере 20372 руб. 46 коп., а также начислить проценты в соответствии со ст. 79 Налогового кодекса РФ в размере 3593 руб. 60 коп.
Решением арбитражного суда от 24.09.2003 иск удовлетворен, арбитражный суд обязал Межрайонную инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам N 14 по Саратовской области:
- - произвести зачет в счет предстоящих платежей по акцизам сумму излишне взысканных пеней в размере 20372 руб. 46 коп.;
- - произвести начисление процентов за счет средств соответствующих бюджетов на сумму излишне взысканных пеней, в том числе:
- - 510 руб. 47 коп. по налогу на добавленную стоимость с суммы 9559 руб. 30 коп. за 89 дней за период с 01.08.2002 по 28.10.2002 исходя из ставки рефинансирования 0,06% в день;
- - 318 руб. 65 коп. по акцизам с суммы 6988 руб. за 76 дней за период с 14.08.2002 по 28.10.2002 исходя из ставки рефинансирования 0,06% в день;
- - 2764 руб. 48 коп. по акцизам с суммы 20372 руб. за 230 дней просрочки за период с 25.07.2002 по 11.03.2003, из них за 207 дней за период с 25.07.2002 по 16.02.2002 по 16.02.2003, исходя из ставки рефинансирования 0,06% в день, за 23 дня с 17.02.2003 по 11.03.2003 - исходя из ставки рефинансирования 0,5% в день.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам N 14 по Саратовской области просит об отмене судебного акта, полагая, что вывод арбитражного суда о том, что уплата акцизов к 25 числу отчетного месяца является авансовым платежом, не соответствует ст. 204 Налогового кодекса РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.
Из материалов дела усматривается, что Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Кировскому району г. Саратова взысканы с ООО "Русские" пени в общей сумме 37055 руб. 48 коп., в том числе: решением о зачете N 11-05/6198 от 24.07.2002 на сумму 20372 руб. 46 коп. (по акцизам), а также инкассовыми поручениями N 10308 от 25.07.2002 на сумму 9559 руб. 30 коп. (по налогу на добавленную стоимость), N 10709 от 05.08.2002 на сумму 6998 руб. (по акцизам).
01.10.2002 налоговым органом вынесено решение N 11-05/8503 о возврате излишне взысканной суммы пеней в размере 16557 руб. 30 коп., в том числе пени по акцизу на вино в сумме 6998 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 9559 руб. 30 коп.
Платежными поручениями N 0762 от 28.10.2002 и N 0761 от 28.10.2002 произведен возврат указанных сумм на расчетный счет заявителя.
24.07.2002 налоговый орган вынес решение N 11-05/6198 о зачете налога, согласно которому был произведен зачет имеющейся у Предприятия переплаты по акцизам в счет задолженности по пеням по данному налогу в размере 20372 руб.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что указанные суммы пени взысканы налоговым органом с нарушением требований действующего законодательства, поскольку налогоплательщику не было выставлено требование, как того требуют ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ.
Суд кассационной инстанции данные выводы находит соответствующими налоговому законодательству.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ при образовании недоимки Налоговая инспекция обязана направить налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога (сбора) и соответствующих пени. Данное требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
В соответствии со ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
Неисполнение требования об уплате налога является основанием для принятия решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика - организации - в банках. Данное решение должно быть доведено до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после его вынесения.
В рассматриваемом случае налоговый орган произвел взыскание пеней с нарушением установленной процедуры, то есть без выставления требования об уплате налога, и не довел до сведения налогоплательщика о принятии решения о взыскании и зачете пени в сроки, установленные налоговым законодательством.
Из пояснений налогового органа следует, что требование направлено в адрес налогоплательщика "простой" почтой.
Однако Налоговый кодекс РФ предусматривает процедуру вручения требования налогоплательщику.
Согласно п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом.
В данном случае налоговым органом не представлено доказательство вручения требования представителю налогоплательщика либо направления его по почте заказным письмом.
Следовательно, вывод арбитражного суда о том, что налоговым органом не соблюдена процедура направления требования налогоплательщику, является правильным.
Также правильным является вывод арбитражного суда о том, что неправомерно само начисление пени по акцизам в сумме 20372 руб., поскольку данные пени начислены на авансовые платежи и с разбивкой по внутрибюджетной классификации одного налога.
Как установлено материалами дела, налоговым органом начислены пени на акциз в сумме 20372 руб. по следующим основаниям:
- - в связи с нарушением срока уплаты акциза;
- - в связи с нарушением срока уплаты авансовых платежей;
- - в связи с нарушением срока уплаты налога с разбивкой по внутрибюджетной классификации внутри одного налога.
Начисление пеней с учетом разбивки налога по внутрибюджетной классификации и за нарушение срока уплаты авансовых платежей не соответствует налоговому законодательству.
Акциз относится к федеральным налогам и начисляется согласно ст. 194 Налогового кодекса РФ как общая сумма акциза, полученная в результате сложения сумм акциза по подакцизным товарам, облагаемым по различным налоговым ставкам, и уплачивается в бюджет целиком на единый федеральный казначейский счет. Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ единым условием выполнения обязательств по уплате налога является предъявление в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного остатка на счет налогоплательщика. Исходя из этого можно сделать вывод, что последующее распределение налога в соответствии с бюджетной классификацией для начисления пеней значения не имеет.
Также неправомерно начисление пени на авансовые платежи, предусмотренные ст. 204 Налогового кодекса РФ.
По смыслу п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный Законом срок суммы налога.
В соответствии с положениями ст. ст. 52 - 55 Налогового кодекса РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных Законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.
В силу п. 1 ст. 55 Кодекса налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. В связи с этим пени, предусмотренные ст. 75 Налогового кодекса РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу Закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 Кодекса. Данный вывод сделан в п. 20 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.2001 N 5.
Согласно ст. 54 Налогового кодекса РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
В данном случае налоговым периодом признается календарный месяц, а авансовые платежи уплачиваются не позднее 25 числа отчетного месяца, то есть когда отсутствуют данные регистров бухгалтерского учета. Другими документально подтвержденными данными об объектах, подлежащих налогообложению, могут служить специально представленные декларации о начисленных авансовых платежах, однако ст. 204 Налогового кодекса РФ предусмотрено представление только налоговой декларации, представляемой не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, то есть после срока, установленного для уплаты авансовых платежей. Таким образом, пени на авансовые платежи, предусмотренные ст. 204 Налогового кодекса РФ, начисляться не должны, поскольку на момент их уплаты отсутствует налогооблагаемая база.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы арбитражного суда правильными, вытекающими из налогового законодательства.
Поскольку судом установлено, что пени по акцизам начислены неправомерно, а также взысканы с нарушением установленной процедуры, следовательно, они подлежат возврату налогоплательщику либо зачету в счет недоимки или в счет предстоящих платежей, как того требует положение ст. 79 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 79 Налогового кодекса РФ сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.
Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Расчет процентов, представленных заявителем, судом проверен, и суд нашел его верным, в кассационной жалобе данный расчет не оспаривается.
Исходя из изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 24.09.2003 по делу N А 57-12285/2002-28 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 14 по Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 03.02.2004 N А57-12285/02-28
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 3 февраля 2004 года Дело N А 57-12285/02-28
Общество с ограниченной ответственностью "Русские" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Кировскому району г. Саратова, с учетом уточнения заявленных требований, об обязании зачесть в счет предстоящих платежей сумму излишне взысканных пеней в размере 20372 руб. 46 коп., а также начислить проценты в соответствии со ст. 79 Налогового кодекса РФ в размере 3593 руб. 60 коп.
Решением арбитражного суда от 24.09.2003 иск удовлетворен, арбитражный суд обязал Межрайонную инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам N 14 по Саратовской области:
- - произвести зачет в счет предстоящих платежей по акцизам сумму излишне взысканных пеней в размере 20372 руб. 46 коп.;
- - произвести начисление процентов за счет средств соответствующих бюджетов на сумму излишне взысканных пеней, в том числе:
- - 510 руб. 47 коп. по налогу на добавленную стоимость с суммы 9559 руб. 30 коп. за 89 дней за период с 01.08.2002 по 28.10.2002 исходя из ставки рефинансирования 0,06% в день;
- - 318 руб. 65 коп. по акцизам с суммы 6988 руб. за 76 дней за период с 14.08.2002 по 28.10.2002 исходя из ставки рефинансирования 0,06% в день;
- - 2764 руб. 48 коп. по акцизам с суммы 20372 руб. за 230 дней просрочки за период с 25.07.2002 по 11.03.2003, из них за 207 дней за период с 25.07.2002 по 16.02.2002 по 16.02.2003, исходя из ставки рефинансирования 0,06% в день, за 23 дня с 17.02.2003 по 11.03.2003 - исходя из ставки рефинансирования 0,5% в день.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам N 14 по Саратовской области просит об отмене судебного акта, полагая, что вывод арбитражного суда о том, что уплата акцизов к 25 числу отчетного месяца является авансовым платежом, не соответствует ст. 204 Налогового кодекса РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.
Из материалов дела усматривается, что Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Кировскому району г. Саратова взысканы с ООО "Русские" пени в общей сумме 37055 руб. 48 коп., в том числе: решением о зачете N 11-05/6198 от 24.07.2002 на сумму 20372 руб. 46 коп. (по акцизам), а также инкассовыми поручениями N 10308 от 25.07.2002 на сумму 9559 руб. 30 коп. (по налогу на добавленную стоимость), N 10709 от 05.08.2002 на сумму 6998 руб. (по акцизам).
01.10.2002 налоговым органом вынесено решение N 11-05/8503 о возврате излишне взысканной суммы пеней в размере 16557 руб. 30 коп., в том числе пени по акцизу на вино в сумме 6998 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 9559 руб. 30 коп.
Платежными поручениями N 0762 от 28.10.2002 и N 0761 от 28.10.2002 произведен возврат указанных сумм на расчетный счет заявителя.
24.07.2002 налоговый орган вынес решение N 11-05/6198 о зачете налога, согласно которому был произведен зачет имеющейся у Предприятия переплаты по акцизам в счет задолженности по пеням по данному налогу в размере 20372 руб.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что указанные суммы пени взысканы налоговым органом с нарушением требований действующего законодательства, поскольку налогоплательщику не было выставлено требование, как того требуют ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ.
Суд кассационной инстанции данные выводы находит соответствующими налоговому законодательству.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ при образовании недоимки Налоговая инспекция обязана направить налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога (сбора) и соответствующих пени. Данное требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
В соответствии со ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
Неисполнение требования об уплате налога является основанием для принятия решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика - организации - в банках. Данное решение должно быть доведено до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после его вынесения.
В рассматриваемом случае налоговый орган произвел взыскание пеней с нарушением установленной процедуры, то есть без выставления требования об уплате налога, и не довел до сведения налогоплательщика о принятии решения о взыскании и зачете пени в сроки, установленные налоговым законодательством.
Из пояснений налогового органа следует, что требование направлено в адрес налогоплательщика "простой" почтой.
Однако Налоговый кодекс РФ предусматривает процедуру вручения требования налогоплательщику.
Согласно п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом.
В данном случае налоговым органом не представлено доказательство вручения требования представителю налогоплательщика либо направления его по почте заказным письмом.
Следовательно, вывод арбитражного суда о том, что налоговым органом не соблюдена процедура направления требования налогоплательщику, является правильным.
Также правильным является вывод арбитражного суда о том, что неправомерно само начисление пени по акцизам в сумме 20372 руб., поскольку данные пени начислены на авансовые платежи и с разбивкой по внутрибюджетной классификации одного налога.
Как установлено материалами дела, налоговым органом начислены пени на акциз в сумме 20372 руб. по следующим основаниям:
- - в связи с нарушением срока уплаты акциза;
- - в связи с нарушением срока уплаты авансовых платежей;
- - в связи с нарушением срока уплаты налога с разбивкой по внутрибюджетной классификации внутри одного налога.
Начисление пеней с учетом разбивки налога по внутрибюджетной классификации и за нарушение срока уплаты авансовых платежей не соответствует налоговому законодательству.
Акциз относится к федеральным налогам и начисляется согласно ст. 194 Налогового кодекса РФ как общая сумма акциза, полученная в результате сложения сумм акциза по подакцизным товарам, облагаемым по различным налоговым ставкам, и уплачивается в бюджет целиком на единый федеральный казначейский счет. Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ единым условием выполнения обязательств по уплате налога является предъявление в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного остатка на счет налогоплательщика. Исходя из этого можно сделать вывод, что последующее распределение налога в соответствии с бюджетной классификацией для начисления пеней значения не имеет.
Также неправомерно начисление пени на авансовые платежи, предусмотренные ст. 204 Налогового кодекса РФ.
По смыслу п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный Законом срок суммы налога.
В соответствии с положениями ст. ст. 52 - 55 Налогового кодекса РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных Законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.
В силу п. 1 ст. 55 Кодекса налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. В связи с этим пени, предусмотренные ст. 75 Налогового кодекса РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу Закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 Кодекса. Данный вывод сделан в п. 20 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.2001 N 5.
Согласно ст. 54 Налогового кодекса РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
В данном случае налоговым периодом признается календарный месяц, а авансовые платежи уплачиваются не позднее 25 числа отчетного месяца, то есть когда отсутствуют данные регистров бухгалтерского учета. Другими документально подтвержденными данными об объектах, подлежащих налогообложению, могут служить специально представленные декларации о начисленных авансовых платежах, однако ст. 204 Налогового кодекса РФ предусмотрено представление только налоговой декларации, представляемой не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, то есть после срока, установленного для уплаты авансовых платежей. Таким образом, пени на авансовые платежи, предусмотренные ст. 204 Налогового кодекса РФ, начисляться не должны, поскольку на момент их уплаты отсутствует налогооблагаемая база.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы арбитражного суда правильными, вытекающими из налогового законодательства.
Поскольку судом установлено, что пени по акцизам начислены неправомерно, а также взысканы с нарушением установленной процедуры, следовательно, они подлежат возврату налогоплательщику либо зачету в счет недоимки или в счет предстоящих платежей, как того требует положение ст. 79 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 79 Налогового кодекса РФ сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.
Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Расчет процентов, представленных заявителем, судом проверен, и суд нашел его верным, в кассационной жалобе данный расчет не оспаривается.
Исходя из изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 24.09.2003 по делу N А 57-12285/2002-28 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 14 по Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 3 февраля 2004 года Дело N А 57-12285/02-28
Общество с ограниченной ответственностью "Русские" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Кировскому району г. Саратова, с учетом уточнения заявленных требований, об обязании зачесть в счет предстоящих платежей сумму излишне взысканных пеней в размере 20372 руб. 46 коп., а также начислить проценты в соответствии со ст. 79 Налогового кодекса РФ в размере 3593 руб. 60 коп.
Решением арбитражного суда от 24.09.2003 иск удовлетворен, арбитражный суд обязал Межрайонную инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам N 14 по Саратовской области:
- - произвести зачет в счет предстоящих платежей по акцизам сумму излишне взысканных пеней в размере 20372 руб. 46 коп.;
- - произвести начисление процентов за счет средств соответствующих бюджетов на сумму излишне взысканных пеней, в том числе:
- - 510 руб. 47 коп. по налогу на добавленную стоимость с суммы 9559 руб. 30 коп. за 89 дней за период с 01.08.2002 по 28.10.2002 исходя из ставки рефинансирования 0,06% в день;
- - 318 руб. 65 коп. по акцизам с суммы 6988 руб. за 76 дней за период с 14.08.2002 по 28.10.2002 исходя из ставки рефинансирования 0,06% в день;
- - 2764 руб. 48 коп. по акцизам с суммы 20372 руб. за 230 дней просрочки за период с 25.07.2002 по 11.03.2003, из них за 207 дней за период с 25.07.2002 по 16.02.2002 по 16.02.2003, исходя из ставки рефинансирования 0,06% в день, за 23 дня с 17.02.2003 по 11.03.2003 - исходя из ставки рефинансирования 0,5% в день.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам N 14 по Саратовской области просит об отмене судебного акта, полагая, что вывод арбитражного суда о том, что уплата акцизов к 25 числу отчетного месяца является авансовым платежом, не соответствует ст. 204 Налогового кодекса РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.
Из материалов дела усматривается, что Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Кировскому району г. Саратова взысканы с ООО "Русские" пени в общей сумме 37055 руб. 48 коп., в том числе: решением о зачете N 11-05/6198 от 24.07.2002 на сумму 20372 руб. 46 коп. (по акцизам), а также инкассовыми поручениями N 10308 от 25.07.2002 на сумму 9559 руб. 30 коп. (по налогу на добавленную стоимость), N 10709 от 05.08.2002 на сумму 6998 руб. (по акцизам).
01.10.2002 налоговым органом вынесено решение N 11-05/8503 о возврате излишне взысканной суммы пеней в размере 16557 руб. 30 коп., в том числе пени по акцизу на вино в сумме 6998 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 9559 руб. 30 коп.
Платежными поручениями N 0762 от 28.10.2002 и N 0761 от 28.10.2002 произведен возврат указанных сумм на расчетный счет заявителя.
24.07.2002 налоговый орган вынес решение N 11-05/6198 о зачете налога, согласно которому был произведен зачет имеющейся у Предприятия переплаты по акцизам в счет задолженности по пеням по данному налогу в размере 20372 руб.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что указанные суммы пени взысканы налоговым органом с нарушением требований действующего законодательства, поскольку налогоплательщику не было выставлено требование, как того требуют ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ.
Суд кассационной инстанции данные выводы находит соответствующими налоговому законодательству.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ при образовании недоимки Налоговая инспекция обязана направить налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога (сбора) и соответствующих пени. Данное требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
В соответствии со ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
Неисполнение требования об уплате налога является основанием для принятия решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика - организации - в банках. Данное решение должно быть доведено до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после его вынесения.
В рассматриваемом случае налоговый орган произвел взыскание пеней с нарушением установленной процедуры, то есть без выставления требования об уплате налога, и не довел до сведения налогоплательщика о принятии решения о взыскании и зачете пени в сроки, установленные налоговым законодательством.
Из пояснений налогового органа следует, что требование направлено в адрес налогоплательщика "простой" почтой.
Однако Налоговый кодекс РФ предусматривает процедуру вручения требования налогоплательщику.
Согласно п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом.
В данном случае налоговым органом не представлено доказательство вручения требования представителю налогоплательщика либо направления его по почте заказным письмом.
Следовательно, вывод арбитражного суда о том, что налоговым органом не соблюдена процедура направления требования налогоплательщику, является правильным.
Также правильным является вывод арбитражного суда о том, что неправомерно само начисление пени по акцизам в сумме 20372 руб., поскольку данные пени начислены на авансовые платежи и с разбивкой по внутрибюджетной классификации одного налога.
Как установлено материалами дела, налоговым органом начислены пени на акциз в сумме 20372 руб. по следующим основаниям:
- - в связи с нарушением срока уплаты акциза;
- - в связи с нарушением срока уплаты авансовых платежей;
- - в связи с нарушением срока уплаты налога с разбивкой по внутрибюджетной классификации внутри одного налога.
Начисление пеней с учетом разбивки налога по внутрибюджетной классификации и за нарушение срока уплаты авансовых платежей не соответствует налоговому законодательству.
Акциз относится к федеральным налогам и начисляется согласно ст. 194 Налогового кодекса РФ как общая сумма акциза, полученная в результате сложения сумм акциза по подакцизным товарам, облагаемым по различным налоговым ставкам, и уплачивается в бюджет целиком на единый федеральный казначейский счет. Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ единым условием выполнения обязательств по уплате налога является предъявление в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного остатка на счет налогоплательщика. Исходя из этого можно сделать вывод, что последующее распределение налога в соответствии с бюджетной классификацией для начисления пеней значения не имеет.
Также неправомерно начисление пени на авансовые платежи, предусмотренные ст. 204 Налогового кодекса РФ.
По смыслу п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный Законом срок суммы налога.
В соответствии с положениями ст. ст. 52 - 55 Налогового кодекса РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных Законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.
В силу п. 1 ст. 55 Кодекса налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. В связи с этим пени, предусмотренные ст. 75 Налогового кодекса РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу Закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 Кодекса. Данный вывод сделан в п. 20 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.2001 N 5.
Согласно ст. 54 Налогового кодекса РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
В данном случае налоговым периодом признается календарный месяц, а авансовые платежи уплачиваются не позднее 25 числа отчетного месяца, то есть когда отсутствуют данные регистров бухгалтерского учета. Другими документально подтвержденными данными об объектах, подлежащих налогообложению, могут служить специально представленные декларации о начисленных авансовых платежах, однако ст. 204 Налогового кодекса РФ предусмотрено представление только налоговой декларации, представляемой не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, то есть после срока, установленного для уплаты авансовых платежей. Таким образом, пени на авансовые платежи, предусмотренные ст. 204 Налогового кодекса РФ, начисляться не должны, поскольку на момент их уплаты отсутствует налогооблагаемая база.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы арбитражного суда правильными, вытекающими из налогового законодательства.
Поскольку судом установлено, что пени по акцизам начислены неправомерно, а также взысканы с нарушением установленной процедуры, следовательно, они подлежат возврату налогоплательщику либо зачету в счет недоимки или в счет предстоящих платежей, как того требует положение ст. 79 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 79 Налогового кодекса РФ сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.
Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Расчет процентов, представленных заявителем, судом проверен, и суд нашел его верным, в кассационной жалобе данный расчет не оспаривается.
Исходя из изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 24.09.2003 по делу N А 57-12285/2002-28 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 14 по Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)