Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.04.2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Воронежская кондитерская фабрика": Красавина И.В., представителя по доверенности от 01.07.2011; Верхошанской Г.В., представителя по доверенности от 16.01.2012,
от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Воронежская кондитерская фабрика" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.01.2012 по делу N А14-7202/2011 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению открытого акционерного общества "Воронежская кондитерская фабрика" (ОГРН 1023601542887) к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 54-11-0111/пн от 19.07.2011.
установил:
Открытое акционерное общество "Воронежская кондитерская фабрика" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (далее - РО ФСФР России в ЮЗР) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 54-11-0111/пн от 19.07.2011 за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.17 КоАП РФ (недобросовестная эмиссия ценных бумаг).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.01.2012 признано незаконным и отменено постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (РО ФСФР России ЮЗР) г. Орел о назначении административного наказания ОАО "Воронежская кондитерская фабрика" N 54-11-0111/пн от 19.07.2011 по статье 15.17 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, открытое акционерное общество "Воронежская кондитерская фабрика" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.01.2012 по делу N А14-7202/2011.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что содержание вопросов, выносимых на рассмотрение общего собрания акционеров при принятии им решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций, установлено в императивной форме в пункте 4 статьи 28 Федерального закона "Об акционерных обществах" и в пункте 6.1.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР РФ от 25.01.2007 N 07-4/пн-н.
Считает, что повестка дня общего собрания акционеров общества "Воронежская кондитерская фабрика" не содержит вопросов, которые бы противоречили действующему законодательству.
По мнению подателя жалобы вне зависимости от появления лиц, имеющих право на преимущественный выкуп размещаемых акций, общее собрание акционеров, принимая решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций, обязано включить в перечень условий размещения акций условие о цене размещения дополнительных акций лицам, имеющим преимущественное право приобретения размещаемых акций.
Также Общество полагает, что из пункта 2.3.1. Стандартов эмиссии не следует, что все условия эмиссии, перечисленные в решении о размещении акций должны в том же дословно виде содержаться в решении о выпуске акций. Слова "на основании и в соответствии" означают лишь то, что условия, отраженные в решении о выпуске акций, не должны противоречить условиям решения о размещении акций. Определение в Решении о размещении акций цены размещения для лиц, включенных в список лиц, имеющих преимущественное право приобретения акций, не противоречит отраженному в Решении о выпуске акций обстоятельству, что таких лиц в обществе "Воронежская кондитерская фабрика" не имеется. Данное условие Решения о размещении акций имело бы значение только при наличии лиц, имеющих право преимущественного выкупа акций.
Поскольку общество "Воронежская кондитерская фабрика" не нарушало порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, событие правонарушения, предусмотренного в статье 15.17 КоАП РФ, отсутствует. Данное обстоятельство в соответствии с пунктом 1 статьи 29.9. КоАП РФ должно было повлечь вынесение постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Представитель Общества в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции доводы и требования апелляционной жалобы поддержал.
Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу РО ФСФР России в ЮЗР против доводов жалобы возражало, просило оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что несмотря на признание судом административного правонарушения малозначительным, задачи законодательства об административных правонарушениях были достигнуты - факт нарушения установлен, что указывает на недопустимость подобных действий со стороны Общества в дальнейшей деятельности.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения РО ФСФР России в ЮЗР о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей на основании статей 156 и 266 АПК РФ.
В судебном заседании 10.04.2012 в порядке статей 163, 266 АПК РФ был объявлен перерыв до 17.04.2012.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва и дополнения к отзыву, заслушав представителей Общества, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 09.11.2010 на общем собрании акционеров Открытого акционерного общества "Воронежская кондитерская фабрика" принято решение увеличить уставный капитал Общества путем размещения привилегированных именных бездокументарных акций, определив следующие условия их размещения:
1. количество размещаемых акций: 26288 привилегированных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 10 рублей каждая,
2. способ размещения акций: закрытая подписка,
3. цена размещения акций: 600 рублей 00 копеек за одну акцию,
4. цена размещения акций лицам, включенным в список лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых акций: 600 рублей 00 копеек за одну акцию,
5. круг лиц, среди которых предполагается осуществить размещение акций: Общество с ограниченной ответственностью "Объединенные кондитеры",
6. порядок оплаты размещаемых акций: оплата акций осуществляется только денежными средствами в валюте Российской Федерации путем безналичного перечисления на счет Общества.
Совет директоров ОАО "Воронежская кондитерская фабрика" 25.11.2010 утвердил решение о выпуске ценных бумаг (протокол от 26.11.2010 N б/н) на основании решения об увеличении уставного капитала Общества путем размещения акций, принятого внеочередным общим собранием акционеров ОАО "Воронежская кондитерская фабрика" 09.11.2010, протокол от 12.11.2010 N б/н.
В указанном решении содержатся сведения, в том числе о категории акций (привилегированные), о количестве ценных бумаг (26288), а также о порядке осуществления преимущественного права приобретения размещаемых ценных бумаг (при размещении ценных бумаг преимущественное право приобретения ценных бумаг не предоставляется).
Приказом руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе от 14.04.2011 N 54-11-275/пз ОАО "Воронежская кондитерская фабрика" отказано в государственной регистрации выпуска акций привилегированных именных бездокументарных Общества в связи с выявленными нарушениями законодательства о ценных бумагах, а именно:
- решение общего собрания акционеров ОАО "Воронежская кондитерская фабрика" об увеличении уставного капитала путем размещения привилегированных именных бездокументарных акций, принятое 09.11.2010 (протокол от 12.11.2010), на основании которого Советом директоров 25.11.2010 (протокол от 26.11.2010) утверждено Решение о выпуске ценных бумаг, содержит информацию, вводящую в заблуждение, касающуюся преимущественного права приобретения акций, предусмотренного статьей 40 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (решением о выпуске ценных бумаг предусмотрено, что преимущественное право приобретения ценных бумаг не предоставляется, а в решении об увеличении уставного капитала предусмотрена цена размещения ценных бумаг лицам, включенным в список лиц, имеющих преимущественное право);
- состав сведений, содержащихся в решении о выпуске ценных бумаг в отношении преимущественного права приобретения ценных бумаг, не соответствует требованиям пункта 2.3.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25.01.2007, согласно которым решение о выпуске ценных бумаг утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении;
- принимая решение об установлении цены размещения ценных бумаг лицам, имеющим преимущественное право их приобретения, общее собрание акционеров подтверждает наличие преимущественного права при размещении ценных бумаг путем закрытой подписки; в случае выпуска привилегированных именных бездокументарных акций ОАО "Воронежская кондитерская фабрика" у владельцев обыкновенных именных бездокументарных акций в соответствии со статьей 40 ФЗ "Об акционерных обществах" преимущественное право приобретения дополнительных акций иной категории (привилегированные) согласно действующему законодательству не возникает;
- дата проведения заседания Совета директоров, указанная в пункте 2.2.2 Сообщения о существенном факте "Сведения об этапах процедуры эмиссии ценных бумаг" (26.11.2010), не соответствует дате заседания, указанной в копии протокола заседания Совета директоров (25.11.2010);
- количество размещенных акций выпуска N 31-1н-197 от 29.12.1992, указанное в пункте 11 анкеты эмитента (284300 штук), не соответствует количеству, указанному в документах, подтверждающих государственную регистрацию этого выпуска, находящихся в распоряжении РО ФСФР России в ЮЗР (400420 штук).
Уведомлением об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг от 14.04.2011 исх. N 54-11-ЮР-06/2175 Общество проинформировано о приказе руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе от 14.04.2011 N 54-11-275/пз.
На основании поручения руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе от 02.03.2011 должностным лицом административного органа проведена камеральная проверка деятельности ОАО "Воронежская кондитерская фабрика" на предмет соблюдения требований законодательства о ценных бумагах, об акционерных обществах, регламентирующих процедуру эмиссии эмиссионных ценных бумаг по фактам, содержащимся в обращении акционеров Общества - Компании "Просперити Рассвет Лимитед" и Компании "Фаэндо Лимитед".
Установив нарушение Обществом процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, установленной статьей 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пунктом 3 статьи 39 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", пунктом 6.1.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, а именно: сведения, содержащиеся в Решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг ОАО "Воронежская кондитерская фабрика", утвержденном Советом директоров Общества 26.11.2010, не соответствует решению об увеличении уставного капитала Общества путем размещения привилегированных именных бездокументарных акций, принятому общим собранием акционеров 09.11.2010, административный орган составил протокол об административном правонарушении N 54-11-02169/пр-ап по делу об административном правонарушении N 54-11-0219/ап.
По результатам рассмотрения административного дела, заместителем руководителя РО ФСФР России в ЮЗР вынесено постановление от 19.07.2011 о назначении административного наказания N 54-11-0111/пн по делу N 54-11-0219/ап, согласно которому Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.17 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, установив факт совершения вменяемого Обществу правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.17 КоАП РФ, пришел к выводу о его малозначительности.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для изменения обжалуемого решения и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статья 15.17 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение эмитентом установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде административного штрафа на должностных лиц эмитента в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
По смыслу диспозиции статьи объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.17 КоАП РФ, образуют действия эмитента, выражающиеся в нарушениях установленного порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг.
Согласно статье 2 Федерального закона N 39-ФЗ от 22.04.1996 "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) эмиссия ценных бумаг представляет собой установленную названным Законом последовательность
Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 39-ФЗ является вторым этапом процедуры эмиссии ценных бумаг, порядок (процедура) реализации которого установлен Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов эмиссии, утвержденных Приказом ФСФР РФ от 25.01.2007 N 07-4/пз-н.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, включает следующие этапы:
- принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
- утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
- государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
- размещение эмиссионных ценных бумаг;
- государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Согласно пункту 3 статьи 39 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) размещение акций (эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции) посредством закрытой подписки осуществляется только по решению общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций (о размещении эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции), принятому большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом общества.
Согласно пункту 4 статьи 28 Закона N 208-ФЗ решением об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций должны быть определены количество размещаемых дополнительных обыкновенных акций и привилегированных акций каждого типа в пределах количества объявленных акций этой категории (типа), способ размещения, цена размещения дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, или порядок ее определения, в том числе цена размещения или порядок определения цены размещения дополнительных акций лицам, имеющим преимущественное право приобретения размещаемых акций, форма оплаты дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, а также могут быть определены иные условия размещения.
Статьей 40 Закона N 208-ФЗ предусмотрено, что акционеры общества имеют преимущественное право приобретения размещаемых посредством открытой подписки дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа).
Согласно пункту 1 названной статьи акционеры общества, голосовавшие против или не принимавшие участия в голосовании по вопросу о размещении посредством закрытой подписки акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, имеют преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, размещаемых посредством закрытой подписки, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа). Указанное право не распространяется на размещение акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, осуществляемое посредством закрытой подписки только среди акционеров, если при этом акционеры имеют возможность приобрести целое число размещаемых акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, пропорционально количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа).
Настоящий пункт не распространяется на общества с одним акционером.
Если решение, являющееся основанием для размещения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, принимается общим собранием акционеров общества, список лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, составляется на основании данных реестра акционеров на дату составления списка лиц, имеющих право на участие в таком общем собрании акционеров. В иных случаях список лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, составляется на основании данных реестра акционеров на дату принятия решения, являющегося основанием для размещения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции (пункт 2 статьи 40 Закона N 208-ФЗ).
Для составления списка лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, номинальный держатель акций представляет данные о лицах, в интересах которых он владеет акциями.
В соответствии с пунктом 6.1.2. Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР РФ от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, решением об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций должны быть определены количество размещаемых дополнительных обыкновенных акций и привилегированных акций каждого типа в пределах количества объявленных акций этой категории (типа), способ размещения дополнительных акций - открытая или закрытая подписка, цена размещения дополнительных акций или порядок ее определения, в том числе цена размещения или порядок определения цены размещения дополнительных акций лицам, включенным в список лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых дополнительных акций, форма оплаты размещаемых дополнительных акций, а также могут быть определены иные условия размещения дополнительных акций, включая срок размещения дополнительных акций или порядок его определения, порядок и срок оплаты размещаемых дополнительных акций, порядок заключения договоров в ходе размещения дополнительных акций. Решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций посредством закрытой подписки, предусматривающее оплату размещаемых дополнительных акций денежными средствами, может содержать указание на возможность такой оплаты путем зачета денежных требований к акционерному обществ у. При отсутствии такого указания оплата размещаемых дополнительных акций путем зачета денежных требований к акционерному обществу не допускается.
Согласно пункту 6.1.2. стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг 2.3.1. решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, если иное не предусмотрено настоящими Стандартами, утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении.
Проанализировав положения приведенных выше норм, суд области пришел к обоснованному выводу, что вопрос об определении цены размещения дополнительных акций, приобретаемых по преимущественному праву выносится на рассмотрение общего собрания акционеров в случае, если исходя из условий размещения такое право предоставляется и формируется список лиц, имеющих преимущественное право приобретения.
Вынесение на общее собрание акционеров вопроса об определении цены размещения акций по преимущественному праву и принятие соответствующего решения акционерами, фактически свидетельствует о принятии эмитентом обязанности по проведению процедуры реализации преимущественного права, и следовательно составления списка лиц в порядке, устанавливаемом пунктом 2 статьи 40 Закона об N 208-ФЗ.
Из материалов дела усматривается, что одним из условий размещения привилегированных именных бездокументарных акций, установленным Решением общего собрания акционеров Общества от 09.11.2010 является цена размещения акций лицам, включенным в список лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых: 600 рублей 00 копеек за одну акцию.
Решение общего собрания акционеров ОАО "Воронежская кондитерская фабрика" от 09.11.2010 об увеличении уставного капитала в судебном порядке не оспорено, принято в рамках повестки и компетенции общего собрания акционеров, при наличии необходимого для принятия решения большинства голосов акционеров, и следовательно, приобрело силу, в том числе и для совета директоров Общества с момента принятия такого решения.
Вместе с тем, Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг Общества (14.01.2011), утвержденное на заседании Совета директоров Общества 25.11.2010, содержит сведения, что при размещении ценных бумаг преимущественное право приобретения ценных бумаг не предоставляется.
При таких обстоятельствах, вывод суда области о том, что включение в решение об увеличении уставного капитала условия о цене размещения акций лицам, включенным в список лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых дополнительных акций (600 руб. за одну акцию), вводит в заблуждение акционеров - владельцев обыкновенных акций, поскольку предполагает наличие таких лиц (имеющих преимущественное право) и формирование списка лиц, имеющих преимущественное право, является верным.
Изменение условий эмиссии ценных бумаг, которые были согласованы акционерами на общем собрании акционеров ОАО "Воронежская кондитерская фабрика" 09.11.2010 свидетельствуют о нарушении порядка (процедуры) эмиссии.
При этом довод Общества о том, что оно в силу закона обязано было указать условие о преимущественном праве приобретения размещаемых акций и о цене таких акций даже при отсутствии лиц, обладающих таким преимущественным правом, основан на ошибочном толковании норм права и обоснованно отклонен судом области.
Таким образом, наличие в действиях Общества состава правонарушения по статье 15.17 КоАП РФ подтверждено материалами дела.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом, в рамках установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем суд первой инстанции признал в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ совершенное правонарушение малозначительным.
Суд первой инстанции, признавая совершенное заявителем правонарушение малозначительным, исходил из отсутствия доказательств того, что в результате совершенного Обществом деяния государство, акционеры Общества претерпели какие-либо лишения, а также пришел к выводу, что совершенное деяние не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой значительного нарушения прав и законных интересов граждан, общества и государства.
Апелляционная инстанция считает, что оснований для непринятия, переоценки вывода суда первой инстанции о малозначительности правонарушения не имеется.
По мнению суда апелляционной инстанции, применение положений статьи 2.9 КоАП РФ в данном случае соответствует разъяснениям, содержащимся Постановлениях Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10, от 20.11.2008 N 60.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При обращении в суд апелляционной инстанции Обществом платежным поручением N 358 от 20.01.2012 уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Таким образом, уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета, в связи с чем необходимо выдать ОАО "Воронежская кондитерская фабрика" справку на возврат госпошлины.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.01.2012 по делу N А14-7202/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать открытому акционерному обществу "Воронежская кондитерская фабрика" справку на возврат государственной пошлины в сумме 2000 руб., уплаченной по платежному поручению N 358 от 20.01.2012.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.04.2012 ПО ДЕЛУ N А14-7202/2011
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2012 г. по делу N А14-7202/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.04.2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Воронежская кондитерская фабрика": Красавина И.В., представителя по доверенности от 01.07.2011; Верхошанской Г.В., представителя по доверенности от 16.01.2012,
от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Воронежская кондитерская фабрика" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.01.2012 по делу N А14-7202/2011 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению открытого акционерного общества "Воронежская кондитерская фабрика" (ОГРН 1023601542887) к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 54-11-0111/пн от 19.07.2011.
установил:
Открытое акционерное общество "Воронежская кондитерская фабрика" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (далее - РО ФСФР России в ЮЗР) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 54-11-0111/пн от 19.07.2011 за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.17 КоАП РФ (недобросовестная эмиссия ценных бумаг).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.01.2012 признано незаконным и отменено постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (РО ФСФР России ЮЗР) г. Орел о назначении административного наказания ОАО "Воронежская кондитерская фабрика" N 54-11-0111/пн от 19.07.2011 по статье 15.17 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, открытое акционерное общество "Воронежская кондитерская фабрика" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.01.2012 по делу N А14-7202/2011.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что содержание вопросов, выносимых на рассмотрение общего собрания акционеров при принятии им решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций, установлено в императивной форме в пункте 4 статьи 28 Федерального закона "Об акционерных обществах" и в пункте 6.1.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР РФ от 25.01.2007 N 07-4/пн-н.
Считает, что повестка дня общего собрания акционеров общества "Воронежская кондитерская фабрика" не содержит вопросов, которые бы противоречили действующему законодательству.
По мнению подателя жалобы вне зависимости от появления лиц, имеющих право на преимущественный выкуп размещаемых акций, общее собрание акционеров, принимая решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций, обязано включить в перечень условий размещения акций условие о цене размещения дополнительных акций лицам, имеющим преимущественное право приобретения размещаемых акций.
Также Общество полагает, что из пункта 2.3.1. Стандартов эмиссии не следует, что все условия эмиссии, перечисленные в решении о размещении акций должны в том же дословно виде содержаться в решении о выпуске акций. Слова "на основании и в соответствии" означают лишь то, что условия, отраженные в решении о выпуске акций, не должны противоречить условиям решения о размещении акций. Определение в Решении о размещении акций цены размещения для лиц, включенных в список лиц, имеющих преимущественное право приобретения акций, не противоречит отраженному в Решении о выпуске акций обстоятельству, что таких лиц в обществе "Воронежская кондитерская фабрика" не имеется. Данное условие Решения о размещении акций имело бы значение только при наличии лиц, имеющих право преимущественного выкупа акций.
Поскольку общество "Воронежская кондитерская фабрика" не нарушало порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, событие правонарушения, предусмотренного в статье 15.17 КоАП РФ, отсутствует. Данное обстоятельство в соответствии с пунктом 1 статьи 29.9. КоАП РФ должно было повлечь вынесение постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Представитель Общества в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции доводы и требования апелляционной жалобы поддержал.
Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу РО ФСФР России в ЮЗР против доводов жалобы возражало, просило оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что несмотря на признание судом административного правонарушения малозначительным, задачи законодательства об административных правонарушениях были достигнуты - факт нарушения установлен, что указывает на недопустимость подобных действий со стороны Общества в дальнейшей деятельности.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения РО ФСФР России в ЮЗР о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей на основании статей 156 и 266 АПК РФ.
В судебном заседании 10.04.2012 в порядке статей 163, 266 АПК РФ был объявлен перерыв до 17.04.2012.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва и дополнения к отзыву, заслушав представителей Общества, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 09.11.2010 на общем собрании акционеров Открытого акционерного общества "Воронежская кондитерская фабрика" принято решение увеличить уставный капитал Общества путем размещения привилегированных именных бездокументарных акций, определив следующие условия их размещения:
1. количество размещаемых акций: 26288 привилегированных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 10 рублей каждая,
2. способ размещения акций: закрытая подписка,
3. цена размещения акций: 600 рублей 00 копеек за одну акцию,
4. цена размещения акций лицам, включенным в список лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых акций: 600 рублей 00 копеек за одну акцию,
5. круг лиц, среди которых предполагается осуществить размещение акций: Общество с ограниченной ответственностью "Объединенные кондитеры",
6. порядок оплаты размещаемых акций: оплата акций осуществляется только денежными средствами в валюте Российской Федерации путем безналичного перечисления на счет Общества.
Совет директоров ОАО "Воронежская кондитерская фабрика" 25.11.2010 утвердил решение о выпуске ценных бумаг (протокол от 26.11.2010 N б/н) на основании решения об увеличении уставного капитала Общества путем размещения акций, принятого внеочередным общим собранием акционеров ОАО "Воронежская кондитерская фабрика" 09.11.2010, протокол от 12.11.2010 N б/н.
В указанном решении содержатся сведения, в том числе о категории акций (привилегированные), о количестве ценных бумаг (26288), а также о порядке осуществления преимущественного права приобретения размещаемых ценных бумаг (при размещении ценных бумаг преимущественное право приобретения ценных бумаг не предоставляется).
Приказом руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе от 14.04.2011 N 54-11-275/пз ОАО "Воронежская кондитерская фабрика" отказано в государственной регистрации выпуска акций привилегированных именных бездокументарных Общества в связи с выявленными нарушениями законодательства о ценных бумагах, а именно:
- решение общего собрания акционеров ОАО "Воронежская кондитерская фабрика" об увеличении уставного капитала путем размещения привилегированных именных бездокументарных акций, принятое 09.11.2010 (протокол от 12.11.2010), на основании которого Советом директоров 25.11.2010 (протокол от 26.11.2010) утверждено Решение о выпуске ценных бумаг, содержит информацию, вводящую в заблуждение, касающуюся преимущественного права приобретения акций, предусмотренного статьей 40 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (решением о выпуске ценных бумаг предусмотрено, что преимущественное право приобретения ценных бумаг не предоставляется, а в решении об увеличении уставного капитала предусмотрена цена размещения ценных бумаг лицам, включенным в список лиц, имеющих преимущественное право);
- состав сведений, содержащихся в решении о выпуске ценных бумаг в отношении преимущественного права приобретения ценных бумаг, не соответствует требованиям пункта 2.3.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25.01.2007, согласно которым решение о выпуске ценных бумаг утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении;
- принимая решение об установлении цены размещения ценных бумаг лицам, имеющим преимущественное право их приобретения, общее собрание акционеров подтверждает наличие преимущественного права при размещении ценных бумаг путем закрытой подписки; в случае выпуска привилегированных именных бездокументарных акций ОАО "Воронежская кондитерская фабрика" у владельцев обыкновенных именных бездокументарных акций в соответствии со статьей 40 ФЗ "Об акционерных обществах" преимущественное право приобретения дополнительных акций иной категории (привилегированные) согласно действующему законодательству не возникает;
- дата проведения заседания Совета директоров, указанная в пункте 2.2.2 Сообщения о существенном факте "Сведения об этапах процедуры эмиссии ценных бумаг" (26.11.2010), не соответствует дате заседания, указанной в копии протокола заседания Совета директоров (25.11.2010);
- количество размещенных акций выпуска N 31-1н-197 от 29.12.1992, указанное в пункте 11 анкеты эмитента (284300 штук), не соответствует количеству, указанному в документах, подтверждающих государственную регистрацию этого выпуска, находящихся в распоряжении РО ФСФР России в ЮЗР (400420 штук).
Уведомлением об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг от 14.04.2011 исх. N 54-11-ЮР-06/2175 Общество проинформировано о приказе руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе от 14.04.2011 N 54-11-275/пз.
На основании поручения руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе от 02.03.2011 должностным лицом административного органа проведена камеральная проверка деятельности ОАО "Воронежская кондитерская фабрика" на предмет соблюдения требований законодательства о ценных бумагах, об акционерных обществах, регламентирующих процедуру эмиссии эмиссионных ценных бумаг по фактам, содержащимся в обращении акционеров Общества - Компании "Просперити Рассвет Лимитед" и Компании "Фаэндо Лимитед".
Установив нарушение Обществом процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, установленной статьей 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пунктом 3 статьи 39 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", пунктом 6.1.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, а именно: сведения, содержащиеся в Решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг ОАО "Воронежская кондитерская фабрика", утвержденном Советом директоров Общества 26.11.2010, не соответствует решению об увеличении уставного капитала Общества путем размещения привилегированных именных бездокументарных акций, принятому общим собранием акционеров 09.11.2010, административный орган составил протокол об административном правонарушении N 54-11-02169/пр-ап по делу об административном правонарушении N 54-11-0219/ап.
По результатам рассмотрения административного дела, заместителем руководителя РО ФСФР России в ЮЗР вынесено постановление от 19.07.2011 о назначении административного наказания N 54-11-0111/пн по делу N 54-11-0219/ап, согласно которому Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.17 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, установив факт совершения вменяемого Обществу правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.17 КоАП РФ, пришел к выводу о его малозначительности.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для изменения обжалуемого решения и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статья 15.17 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение эмитентом установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде административного штрафа на должностных лиц эмитента в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
По смыслу диспозиции статьи объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.17 КоАП РФ, образуют действия эмитента, выражающиеся в нарушениях установленного порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг.
Согласно статье 2 Федерального закона N 39-ФЗ от 22.04.1996 "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) эмиссия ценных бумаг представляет собой установленную названным Законом последовательность
Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 39-ФЗ является вторым этапом процедуры эмиссии ценных бумаг, порядок (процедура) реализации которого установлен Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов эмиссии, утвержденных Приказом ФСФР РФ от 25.01.2007 N 07-4/пз-н.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, включает следующие этапы:
- принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
- утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
- государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
- размещение эмиссионных ценных бумаг;
- государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Согласно пункту 3 статьи 39 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) размещение акций (эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции) посредством закрытой подписки осуществляется только по решению общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций (о размещении эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции), принятому большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом общества.
Согласно пункту 4 статьи 28 Закона N 208-ФЗ решением об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций должны быть определены количество размещаемых дополнительных обыкновенных акций и привилегированных акций каждого типа в пределах количества объявленных акций этой категории (типа), способ размещения, цена размещения дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, или порядок ее определения, в том числе цена размещения или порядок определения цены размещения дополнительных акций лицам, имеющим преимущественное право приобретения размещаемых акций, форма оплаты дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, а также могут быть определены иные условия размещения.
Статьей 40 Закона N 208-ФЗ предусмотрено, что акционеры общества имеют преимущественное право приобретения размещаемых посредством открытой подписки дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа).
Согласно пункту 1 названной статьи акционеры общества, голосовавшие против или не принимавшие участия в голосовании по вопросу о размещении посредством закрытой подписки акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, имеют преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, размещаемых посредством закрытой подписки, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа). Указанное право не распространяется на размещение акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, осуществляемое посредством закрытой подписки только среди акционеров, если при этом акционеры имеют возможность приобрести целое число размещаемых акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, пропорционально количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа).
Настоящий пункт не распространяется на общества с одним акционером.
Если решение, являющееся основанием для размещения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, принимается общим собранием акционеров общества, список лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, составляется на основании данных реестра акционеров на дату составления списка лиц, имеющих право на участие в таком общем собрании акционеров. В иных случаях список лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, составляется на основании данных реестра акционеров на дату принятия решения, являющегося основанием для размещения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции (пункт 2 статьи 40 Закона N 208-ФЗ).
Для составления списка лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, номинальный держатель акций представляет данные о лицах, в интересах которых он владеет акциями.
В соответствии с пунктом 6.1.2. Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР РФ от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, решением об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций должны быть определены количество размещаемых дополнительных обыкновенных акций и привилегированных акций каждого типа в пределах количества объявленных акций этой категории (типа), способ размещения дополнительных акций - открытая или закрытая подписка, цена размещения дополнительных акций или порядок ее определения, в том числе цена размещения или порядок определения цены размещения дополнительных акций лицам, включенным в список лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых дополнительных акций, форма оплаты размещаемых дополнительных акций, а также могут быть определены иные условия размещения дополнительных акций, включая срок размещения дополнительных акций или порядок его определения, порядок и срок оплаты размещаемых дополнительных акций, порядок заключения договоров в ходе размещения дополнительных акций. Решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций посредством закрытой подписки, предусматривающее оплату размещаемых дополнительных акций денежными средствами, может содержать указание на возможность такой оплаты путем зачета денежных требований к акционерному обществ у. При отсутствии такого указания оплата размещаемых дополнительных акций путем зачета денежных требований к акционерному обществу не допускается.
Согласно пункту 6.1.2. стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг 2.3.1. решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, если иное не предусмотрено настоящими Стандартами, утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении.
Проанализировав положения приведенных выше норм, суд области пришел к обоснованному выводу, что вопрос об определении цены размещения дополнительных акций, приобретаемых по преимущественному праву выносится на рассмотрение общего собрания акционеров в случае, если исходя из условий размещения такое право предоставляется и формируется список лиц, имеющих преимущественное право приобретения.
Вынесение на общее собрание акционеров вопроса об определении цены размещения акций по преимущественному праву и принятие соответствующего решения акционерами, фактически свидетельствует о принятии эмитентом обязанности по проведению процедуры реализации преимущественного права, и следовательно составления списка лиц в порядке, устанавливаемом пунктом 2 статьи 40 Закона об N 208-ФЗ.
Из материалов дела усматривается, что одним из условий размещения привилегированных именных бездокументарных акций, установленным Решением общего собрания акционеров Общества от 09.11.2010 является цена размещения акций лицам, включенным в список лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых: 600 рублей 00 копеек за одну акцию.
Решение общего собрания акционеров ОАО "Воронежская кондитерская фабрика" от 09.11.2010 об увеличении уставного капитала в судебном порядке не оспорено, принято в рамках повестки и компетенции общего собрания акционеров, при наличии необходимого для принятия решения большинства голосов акционеров, и следовательно, приобрело силу, в том числе и для совета директоров Общества с момента принятия такого решения.
Вместе с тем, Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг Общества (14.01.2011), утвержденное на заседании Совета директоров Общества 25.11.2010, содержит сведения, что при размещении ценных бумаг преимущественное право приобретения ценных бумаг не предоставляется.
При таких обстоятельствах, вывод суда области о том, что включение в решение об увеличении уставного капитала условия о цене размещения акций лицам, включенным в список лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых дополнительных акций (600 руб. за одну акцию), вводит в заблуждение акционеров - владельцев обыкновенных акций, поскольку предполагает наличие таких лиц (имеющих преимущественное право) и формирование списка лиц, имеющих преимущественное право, является верным.
Изменение условий эмиссии ценных бумаг, которые были согласованы акционерами на общем собрании акционеров ОАО "Воронежская кондитерская фабрика" 09.11.2010 свидетельствуют о нарушении порядка (процедуры) эмиссии.
При этом довод Общества о том, что оно в силу закона обязано было указать условие о преимущественном праве приобретения размещаемых акций и о цене таких акций даже при отсутствии лиц, обладающих таким преимущественным правом, основан на ошибочном толковании норм права и обоснованно отклонен судом области.
Таким образом, наличие в действиях Общества состава правонарушения по статье 15.17 КоАП РФ подтверждено материалами дела.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом, в рамках установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем суд первой инстанции признал в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ совершенное правонарушение малозначительным.
Суд первой инстанции, признавая совершенное заявителем правонарушение малозначительным, исходил из отсутствия доказательств того, что в результате совершенного Обществом деяния государство, акционеры Общества претерпели какие-либо лишения, а также пришел к выводу, что совершенное деяние не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой значительного нарушения прав и законных интересов граждан, общества и государства.
Апелляционная инстанция считает, что оснований для непринятия, переоценки вывода суда первой инстанции о малозначительности правонарушения не имеется.
По мнению суда апелляционной инстанции, применение положений статьи 2.9 КоАП РФ в данном случае соответствует разъяснениям, содержащимся Постановлениях Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10, от 20.11.2008 N 60.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При обращении в суд апелляционной инстанции Обществом платежным поручением N 358 от 20.01.2012 уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Таким образом, уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета, в связи с чем необходимо выдать ОАО "Воронежская кондитерская фабрика" справку на возврат госпошлины.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.01.2012 по делу N А14-7202/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать открытому акционерному обществу "Воронежская кондитерская фабрика" справку на возврат государственной пошлины в сумме 2000 руб., уплаченной по платежному поручению N 358 от 20.01.2012.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)