Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 13.12.2007 N А33-3888/07-Ф02-9080/07 ПО ДЕЛУ N А33-3888/07

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2007 г. N А33-3888/07-Ф02-9080/07


Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Евдокимова А.И.,
судей: Белоножко Т.В., Брюхановой Т.А.,
с участием представителей сторон:
от открытого акционерного общества "Норильскгазпром" Корнеева С.А. (доверенность N 20/3681 от 10.08.2007), Курбангалиева М.Р. (доверенность N 20/1733 от 13.04.2007),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю Вернер Е.В. (доверенность N 04 от 04.12.2007),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Норильскгазпром" на решение от 31 мая 2007 года Арбитражного суда Красноярского края и постановление от 31 августа 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-3888/07 (суд первой инстанции: Порватов В.Ф.; суд апелляционной инстанции: Бычкова О.И., Дунаева Л.А., Первухина Л.Ф.),
установил:

открытое акционерное общество "Норильскгазпром" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю (далее - инспекция), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения N 87 от 25.07.2006 и обязании инспекции зачесть в счет уплаты будущих платежей налог на добычу полезных ископаемых в сумме 2179694 рублей.
Решением от 31 мая 2007 года Арбитражного суда Красноярского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 31 августа 2007 года апелляционной инстанции решение суда отменено в части отказа в признании недействительным решения инспекции N 87 от 25.07.2006, в этой части принято новое решение. Решение инспекции N 87 от 25.07.2006 признано недействительным в его резолютивной части, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 31 мая 2007 года Арбитражного суда Красноярского края и постановление от 31 августа 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда в части правомерности применения обществом коэффициента 0,7 при исчислении налога на добычу полезных ископаемых отменить и принять новый судебный акт, а постановление от 31 августа 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда в части привлечения общества к налоговой ответственности и уплаты налога на добычу полезных ископаемых оставить без изменения.
По мнению заявителя кассационной жалобы, обжалуемые судебные акты являются незаконными и необоснованными в части отказа обществу в признании права применения коэффициента 0,7 при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, так как обществом на 01.07.2001 не было получено освобождение от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и в лицензионное соглашение об условиях пользования недрами Северо-Соленинского газоконденсатного месторождения не вносились соответствующие изменения. Бездействие государственных органов, выразившееся в невнесении изменений в лицензию, не может влиять на право общества воспользоваться льготой, предусмотренной пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса в судебном заседании 11 декабря 2007 года был объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 13 декабря 2007 года. После перерыва представители сторон в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы нет.
Как видно из материалов дела, по результатам камеральной проверки инспекцией представленной обществом 20.06.2006 уточненной налоговой декларации за февраль 2005 года и представленных документов принято решение N 87 от 25.07.2006 о привлечении общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добычу полезных ископаемых за февраль 2005 года в виде штрафа в сумме 43593,80 рубля и доначислении налога на добычу полезных ископаемых за февраль 2005 года в сумме 2179696 рублей.
Основанием доначисления налога и привлечения общества к ответственности инспекция в частности указала неправомерное применение обществом порядка исчисления налога в соответствии со статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации с использованием коэффициента 0,7, поскольку разрешение на освобождение от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы обществом получено не было и в лицензионное соглашение об условиях пользования недрами Северо-Соленинского газоконденсатного месторождения соответствующие изменения не вносились.
Суд первой инстанции, признавая решение инспекции законным и обоснованным, исходил из того, что разрабатываемое месторождение было поставлено на государственный баланс запасов 11.04.2001. С 11.04.2001 до 01.07.2001 общество являлось плательщиком отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и неправомерно применило порядок исчисления налога в соответствии со статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации с использованием коэффициента 0,7.
Отменяя решение суда, апелляционная инстанция указала на отсутствие состава правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению у общества задолженности перед бюджетом в части уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Указано и на неправомерность повторного предложения инспекции об уплате налога, так как налог обществом уплачен по первоначальной декларации в установленный срок 25.03.2005, в полном объеме.
В соответствии со статьей 44 Закона о недрах (с учетом последующих изменений) пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Порядку использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.1996 N 597, пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений при разработке этих месторождений (пункт 16 Порядка). В соответствии с пунктом 19 Порядка решение об освобождении пользователей недр от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 17 постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.1996 N 597 "О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений" для получения освобождения от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых месторождений, представляют в Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр документы, подтверждающие постановку на баланс запасов данного месторождения, в том числе оперативно учтенных запасов, и данные об источниках финансирования, за счет которых были выполнены геолого-разведочные работы. Указанные документы представляются по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии со статьей 44 Закона о недрах право на освобождение от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы имеют пользователи недр, как осуществившие поиск и разведку полезных ископаемых за счет собственных средств, так и полностью возместившие все расходы государства на их поиск и разведку, различий между названными категориями налогоплательщиков не устанавливалось.
С 01.01.2002 (момента, с которого было прекращено взимание с пользователей недр отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и Налоговым кодексом Российской Федерации введена уплата налога на добычу полезных ископаемых) льгота по налогу на добычу полезных ископаемых была сохранена в качестве переходной меры для обеих упомянутых категорий налогоплательщиков, то есть для тех, кто пользовался льготой по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы до введения в действие главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации.
До введения в действие главы 26 Кодекса "Налог на добычу полезных ископаемых" с пользователей недр взимались отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Порядок уплаты таких отчислений регулировался Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
В соответствии со статьей 12 Закона "О недрах" условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, должны быть прописаны в лицензии.
Согласно пункту 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 01.07.2001 в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.
Из приведенной нормы Налогового кодекса Российской Федерации следует, что правом на уплату налога на добычу полезных ископаемых с коэффициентом 0,7 обладают как налогоплательщики, осуществившие поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых за счет собственных средств, так и налогоплательщики, полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых, только при условии, если они по состоянию на 01.07.2001 были освобождены от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке месторождений.
В 2000 году за счет собственных средств общества на Северо-Соленинском газоконденсатном месторождении (лицензия на право пользования недрами серии ДУД номер 008, зарегистрированная 25.06.1999 Комитетом природных ресурсов по Таймырскому автономному округу) проводились геолого-разведочные работы по опробованию перспективных горизонтов. В результате испытания пласта ЯК-0 в верхней части яковлевской свиты открыта газовая залежь промышленного значения.
На заседании центральной комиссии Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Государственной экспертизе запасов полезных ископаемых за 2000 год по ОАО "Норильскгазпром" было решено принять результаты геолого-разведочных работ за 2000 год и принять прирост запасов газа по пласту ЯК-0 Северо-Соленинского газоконденсатного месторождения по категории С1-14503 млн. куб.м и отразить по графе разведка.
Исходя из представленных документов, судом апелляционной инстанции установлено, что общество имело возможность получить необходимое освобождение от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, но не использовало эту возможность.
Освобождение обществом в установленном порядке не получено, с заявкой в лицензирующий орган общество не обращалось. Обществом не представлены доказательства принятия мер к освобождению от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Ссылка общества на то, что протокол заседания комиссии от 11.04.2001 N 370-2001 является освобождением от отчислений, несостоятельна. В указанном протоколе отражены результаты заседания комиссии, по итогам которых комиссия приняла к сведению итоги и выполнение объемов геолого-разведочных работ за 2000 год, внесла изменения в баланс запасов углеводородов, приняла прирост запасов газа и нефти, поставила на государственный баланс запасы углеводородного сырья, приняла состояние запасов. В протоколе отсутствует указание на освобождение общества от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Довод общества о том, что отсутствует порядок получения указанного освобождения, правомерно не принят судом апелляционной инстанции. Чтобы получить от государственного органа ответ на решение своего вопроса, необходимо обратиться в этот орган с письмом (заявлением). Доказательств письменного обращения в лицензирующий орган обществом не представлено.
Исходя из пункта 19 Порядка, решение об освобождении пользователей недр от отчислений принимается лицензирующим органом по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В протоколе отсутствует согласование с органами исполнительной власти.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о неправомерном применении обществом понижающего коэффициента 0,7 к налоговой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых являются законными и обоснованными.
Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или иных неправомерных действий (бездействия).
В пункте 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 указано, что при применении статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду, что неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).
В связи с этим, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога.
Так как переплата налога в бюджет образовалась в результате уменьшений налога по уточненной декларации и сохранялась за весь период, начиная со срока уплаты до даты вынесения решения, занижение обществом суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом в части уплаты налога на добычу полезных ископаемых.
Решением от 16.11.2006 N 25-192 инспекция отменила оспариваемое решение N 87 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правильно признал привлечение общества к налоговой ответственности по настоящему делу незаконным.
Неправомерно в резолютивной части и повторное предложение инспекции об уплате налога, так как налог обществом уплачен по первоначальной декларации в установленный срок 25.03.2005, в полном объеме.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что судом апелляционной инстанции дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены и оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:

постановление от 31 августа 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-3888/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЕВДОКИМОВ
Судьи:
Т.В.БЕЛОНОЖКО
Т.А.БРЮХАНОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)