Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 10.04.2008 ПО ДЕЛУ N А40-7896/08-108-34

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 апреля 2008 г. по делу N А40-7896/08-108-34


Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2008 года
Полный текст решения изготовлен 10 апреля 2008 года
Арбитражный суд г. Москвы
в составе:
Судьи Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Г.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Фонд долгосрочных сбережений"
к Инспекции ФНС России N 25 по г. Москве
о признании частично недействительным решения от 21.01.2008 года N 14-17/1/Р,
обязании возвратить излишне уплаченный в федеральный бюджет налог на прибыль в размере 2 553 231 руб. и налог на прибыль, уплаченный в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 10 308 320 руб.
при участии:
от заявителя - ликвидатор К.А.А., прот. N 1 от 08.06.2007 года, паспорт 46 05 168759 от 18.07.2003 г., К.Ю.Н., дов. N 5 от 07.02.2008 г., паспорт 46 03 204028 от 21.08.2002 г.
от ответчика - К.А.Ю., дов. N 05-01/001 от 09.01.2008 г., удостоверение УР N 402313, Л., дов. от 05-01/016 от 17.03.2008 г., удостоверение УР N 402308.
установил:

ОАО "Фонд долгосрочных сбережений" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России N 25 по г. Москве от 21.01.2008 года N 14-17/1/Р в части доначисления 13 198 000 руб. налога на прибыль, обязании ИФНС России N 25 по г. Москве возвратить излишне уплаченный налог на прибыль в федеральный бюджет в размере 2 553 231 руб. 72 коп. и 10 308 320 руб. 60 коп. налога на прибыль, уплаченного в бюджет субъекта РФ (согласно уточнениям, принятым судом).
В обоснование требований заявитель сослался на следующие обстоятельства.
ОАО "Фонд долгосрочных сбережений" было зарегистрировано в ИФНС России по Октябрьскому району г. Уфы Республики Башкортостан с 26 июля 2002 года по свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 02 N 002764042.
ОАО "Фонд долгосрочных вложений" было переведено на налоговый учет из ИФНС России по Октябрьскому району г. Уфы в связи со сменой юридического адреса и поставлено на налоговый учет в ИФНС РФ N 25 по г. Москве согласно свидетельства серия 77 N 001004591 от 14.11.2006 г.
8 июня 2007 года на общем годовом собрании акционеров ОАО "Фонд долгосрочных сбережений" (пункт 5 протокола собрания N 1) было принято решение приступить к процедуре добровольной ликвидации ОАО "Фонд долгосрочных сбережений".
19.07.2007 года Заявитель обратился в ИФНС России N 25 по г. Москве с заявлением о возврате на расчетный счет заявителя излишне уплаченный в бюджет Республики Башкортостан налог на прибыль в сумме 10 372 971 руб. 60 коп.
27 августа 2007 года ОАО "Фонд долгосрочных сбережений" обратилось в ИФНС России N 25 по г. Москве с заявлением (л.д. 41) о возврате на расчетный счет заявителя излишне уплаченный в федеральный бюджет налог на прибыль в сумме 2.577.244. руб. 72 коп.
Наличие переплаты (излишне уплаченного) налога на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации (Республика Башкортостан) подтверждено:
- - актом сверки расчетов налогоплательщика N 13805 от 10.11.2006 г., произведенного ИФНС России по Октябрьскому району г. Уфы с ОАО "Фонд долгосрочных сбережений", согласно которому по состоянию на 01.11.2006 г. имеется переплата налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 3 013 852 руб. 72 коп. и налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ в сумме 10 372 971 руб. 60 коп.;
- - актом сверки расчетов налогоплательщика N 1 от 10.07.2007 г., произведенного ИФНС России N 25 по г. Москве с ОАО "Фонд долгосрочных сбережений", согласно которому по состоянию на 10.07.2007 г. имеется переплата налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 2 577 244 руб. 72 коп. и налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ в сумме 10 372 971 руб. 60 коп.;
- - актом сверки расчетов налогоплательщика N 2 от 26.03.2008 г., произведенного ИФНС РФ N 25 по г. Москве с ОАО "Фонд долгосрочных сбережений", согласно которому по состоянию на 26.03.2008 г. имеется переплата налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ в сумме 10 372 971 руб. 60 коп.
В связи с ликвидацией заявителя заместителем руководителя ИФНС России N 25 по г. Москве принято решение от 28 августа 2007 года N 14-17/106 о проведении выездной налоговой проверки ОАО "Фонд долгосрочных вложений".
На основании акта проверки от 19 декабря 2007 года N 14-17/41 начальником ИФНС России N 25 по г. Москве 21 января 2008 года принято решение N 14-17/1/Р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения открытого акционерного общества "Фонд долгосрочных сбережений".
Налогоплательщику предложено уплатить недоимку, в том числе по налогу на прибыль в сумме 13 286 664 руб., в том числе в бюджет субъекта РФ (городской бюджет) в 9 689 651 руб.
Таким образом, заявитель в полном объеме лишился права на возмещение излишне уплаченного им налога на прибыль в бюджет субъекта РФ, заявленного к возврату в сумме 10 372 971 руб. и в федеральный бюджет в сумме 2 577 244 руб. 72 коп.
Заявитель считает, что причины привлечения организации к налоговой ответственности, доначисления налогов и начисления пени по пункту 2.2.4 оспариваемого решения являются необоснованными, а решение налогового органа от 21 января 2008 года N 14-17/1/Р частично принято с нарушением норм Налогового кодекса РФ, является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя.
С доводами, изложенными в оспариваемом решении, ОАО "Фонд долгосрочных сбережений" частично несогласно по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиками, которая представляет собой полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Пунктом 1 статьи 252 НК РФ предусмотрено, что в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В налоговой декларации по налогу на прибыль за полугодие 2007 года по строке 030 "Расходы, связанные с приобретение и реализацией (выбытием, в т.ч. погашением)" листа 05 налогоплательщиком указана сумма 120.065.600 рублей. Согласно регистрам бухгалтерского учета (налоговый учет осуществляется на аналогичном регистре) по дебету счета 90 "Продажи" за полугодие 2007 года сформировались расходы, связанные с приобретением ценных бумаг и долей в уставных капиталах организаций.
В течение отчетного периода (полугодие 2007 года) были учтены следующие расходы (регистр учета по дебету счета 90.1.1.:
По приобретению ценных бумаг через ЗАО "Атон Брокер":
- - куплены ценные бумаги ОАО "Уралтурбо" на 1.000 рублей;
- - куплены ценные бумаги ОАО "Миасский тальковый завод" на 12.000 рублей;
- - куплены ценные бумаги ОАО "Астраханского завода холодильного оборудования" на 34.600 рублей;
- - куплены ценные бумаги ОАО "Уралмедстрой" на 2 000 рублей;
- - куплены ценные бумаги ОАО "Челябинского агрегатного завода" на 12 000 рублей;
- - куплены ценные бумаги ОАО "Овчинниковская меховая фабрика" на 4 000 рублей;
- - куплены ценные бумаги ОАО "Аресбанк" на 75 000 000 рублей;
- - куплены ценные бумаги ОАО "Аресбанк" на 45 000 000 рублей.
Данные расходы подтверждаются документами на покупку ценных бумаг указанных обществ за полугодие 2007 года на общую сумму 120 065 600 рублей, в том числе отчетами ЗАО "Атон Брокер".
Таким образом, перечисление денежных средств в сумме 55.000.000 рублей ООО "Итон" за выкуп простого векселя в качестве затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, в 2007 году заявителем не рассматривалось и по строке 030 листа 5 налоговой декларации за полугодие 2007 года не заявлялось. Следовательно, выводы, изложенные налоговым органом в пункте 2.2.4 Решения и касающиеся уменьшения налоговой базы на 55 000 000 рублей и недоплаты налога на прибыль в сумме 13 200 000 рублей, являются необоснованными.
При этом были сделаны следующие проводки по бухгалтерскому учету:
- - Дебет 76 Кредит 67 55 000 000 рублей (размещен выпуск собственного векселя);
- - Дебет 51 Кредит 76 55 000 000 рублей (получены денежные средства по размещенному векселю);
- - Дебет 67 Кредит 76 55 000 000 рублей (предъявлен вексель к погашению);
- - Дебет 76 Кредит 51 55 000 000 рублей (оплачен вексель).
С выводами налогового органа, изложенными в пунктах 2.2.1., 2.2.2. решения от 21.01.2008 года 3 14-17/1/Р, повлекшими уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль и недоплату налога на прибыль за полугодие 2007 года и за 2006 год заявитель согласен.
Следовательно, по пункту 2.2.5. решения уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль фактически составляет:
- - за полугодие 2007 года: (250.000 руб. x 6 мес. - 18% = 1 271 190 руб.) + 353 280 руб. - 1 495 036 руб. = 129 434 руб.;
- - за 2006 год: (94 400 x 4 мес. - 18% = 240 000 руб.).
Общая сумма необоснованного уменьшения налоговой базы составит 369 434 рубля (129 434 руб. + 240 000 руб.), что привело к недоплате налога на прибыль в сумме 88.664 рубля, в том числе за полугодие 2007 года в сумме 31 064 рубля, за 2006 года в сумме 57 600 рублей (в федеральный бюджет в сумме 24 013 руб., в бюджет субъекта РФ в сумме 64 651 руб.).
Кроме того, налоговым органом не учтены разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (пункт 42). Налоговый орган не учел, что у налогоплательщика имеется переплата по налогу на прибыль в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ, которая в полном объеме перекрывает сумму недоимки налога на прибыль (см. Постановления ФАС МО от 03.08.2007 г. по делу N КА-А40/7424-07, от 06.11.2007 г. по делу N КА-А40/11300-07).
Заявителем 19 июля 2007 года было направлено в ИФНС России N 25 по г. Москве заявление о возврате на расчетный счет общества излишне уплаченный в бюджет Республики Башкортостан налог на прибыль в сумме 10 372 971 руб. 60 коп.
Заявителем 27 августа 2007 года было направлено в ИФНС России N 25 по г. Москве заявление о возврате на расчетный счет общества излишне уплаченный в федеральный бюджет налог на прибыль в сумме 2 577 244 руб. 72 коп.
Исходя из материалов проверки и решения, с учетом уменьшения сумм излишне уплаченного в федеральный бюджет налог на прибыль в сумме 24 013 рублей и в республиканский бюджет налога на прибыль в сумме 64 651 рубля, ОАО "Фонд долгосрочных вложений" уточняет свои требования по возврату излишне уплаченного в федеральный бюджет налога на прибыль в сумме 2 553 231 рубль 72 копейки и в бюджет Республики Башкортостан налога на прибыль и заявляет их в сумме 10 308 320 руб. 60 коп.
Статьей 78 НК РФ установлено, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишне уплате налога, может быть произведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результата такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком. Возврат излишне уплаченного налога производится на основании письменного заявления.
Факт наличия излишне уплаченного налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации подтверждается актами сверки расчетов по налогам. Данный факт не отрицается налоговым органом и подтвержден в пункте 2.1. решения. Налогоплательщик обратился в налоговый орган с письменным заявлением о возврате на расчетный счет излишне уплаченного налога в бюджет субъекта Российской Федерации.
Таким образом, налоговый орган обязан возвратить заявителю налог на прибыль, уплаченный в федеральный бюджет в сумме 2 553 231 рубль 72 копейки и в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 10 308 320 рублей 60 копеек.
Ответчик требований не признал. В обоснование возражений привел суду следующие доводы.
Согласно статьи 253 Налогового кодекса Российской Федерации расходы, связанные с производством и реализацией включают в себя: расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав).
В соответствии со статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса Российской Федерации, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 9 Федерального Закона N 129-ФЗ от 21.11.96 "О бухгалтерском учете" и пункта 12 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29.07.98 г. все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; подписи указанных лиц.
В зависимости от характера операций, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.
В 2007 году между ОАО "ФДС" (покупатель) и ООО "Итон" (продавец) был заключен договор N 108 от 07.06.2007 г. купли-продажи простого векселя на сумму 55 000 000 рублей, также был подписан акт приема-передачи ценных бумаг от 08.06.2007 г. по договору N 108 от 08.06.2007 г.
Указанные расходы отражены ОАО "ФДС" по строке 030 "Расходы, связанные с приобретением и реализацией (выбытием, в т.ч. погашением)" листа 05 декларации по налогу на прибыль организации за 1-е полугодие 2007 года.
В ходе проведения проверки инспекцией был направлен запрос о проведении встречной проверки ООО "Итон" ИНН 7708631616/КПП 770801001 в ИФНС N 08 по г. Москве, на который был получен ответ от 14.11.2007 г. N 39908/21, содержащий следующие сведения: организация состоит на учете с 13.03.2007 г., зарегистрирована по адресу: Москва, Басманный пер. Д. 6, стр. 1, генеральный директор, учредитель, главный бухгалтер А.В., последняя отчетность представлена за 1-е полугодие 2007 года (нулевая). Организация имеет 4 признака фирмы-однодневки.
Руководителем и главным бухгалтером ООО "Итон" по учредительным документам является А.В. В свою очередь был проведен опрос (протокол допроса свидетеля от 25.10.2007 г. N 14-174/38/Ш), в котором
А.В. сообщил, что весной 2007 года за вознаграждение неизвестным ему лицом было предложено зарегистрировать на его паспортные данные организации, в т.ч. ООО "Итон" ИНН 7708631616/КПП 770801001, в отношении которой он подписывал только документы необходимые для регистрации организации. Никаких документов касающихся финансово-хозяйственной деятельности ООО "Итон" он не подписывал. С генеральным директором ОАО "ФДС" он не знаком и не слышал ни о нем, ни об этой организации.
Также был произведен опрос генерального директора ОАО "ФДС" А.Е. (протокол допроса свидетеля N 14-17/П2 от 10.01.2008 г.) который сообщил, что с генеральным директором ООО "Итон" А.В. он лично не знаком, договора он подписывал полученные по почте уже с подписью со стороны ООО "Итон".
Денежные средства, поступившие на расчетный счет ООО "Итон" в этот же день либо на следующий день направлялись на расчетные счета следующих организаций:
ООО "Орион Валдай Груп" ИНН 2467300000 с последующим перечислением на кор. счет АКБ "Легбанк" Киев, Украина для зачисления на счет ООО "Примаброкс"
ООО "Атланта" ИНН 7714679831 (поставлена на учет 02.02.2007 г. руководитель организации числится должностным лицом одновременно в 16 организациях) с последующим перечислением на расчетный счет "Андромеда Интерменеджмент Лим" ИНН 2467200000
ООО "Конкорд" ИНН 7727606510 (поставлена на учет 12.03.2007 г. руководитель организации числится должностным лицом одновременно в 11 организациях) с последующим перечислением на расчетный счет "Ингол Лимитед" ИНН 2365100000
ООО "ИнтерПрайм" ИНН 7708631133 (поставлена на учет 12.03.2007 г. руководитель организации числится должностным лицом одновременно в 20 организациях) с последующим перечислением на расчетный счет "Ингол Лимитед" ИНН 2365100000.
ООО "Сфера" ИНН 7706654720 (поставлена на учет 12.03.2007 г. руководитель организации числится должностным лицом одновременно в 20 организациях) с последующим перечислением на расчетный счет "Браунли Лимитед" ИНН 2363200000.
ООО "Блиц" ИНН 7708631493 (поставлена на учет 13.03.2007 г. руководитель организации числится должностным лицом одновременно в 20 организациях) с последующим перечислением на расчетный счет "Бикейв Лимитед" ИНН 2362800000.
ООО "Рейтинг" ИНН 7743635275 (поставлена на учет 14.03.2007 г. руководитель организации числится должностным лицом одновременно в 3 организациях) с последующим перечислением на расчетный счет "Бикейв Лимитед" ИНН 2362800000.
Вышеуказанные организации зарегистрированы в 2007 году. Должностные лица организаций, на расчетные счета которых перечислялись денежные средства с расчетного счета ООО "Итон", одновременно числятся должностными лицами еще большого ряда организаций.
Исходя из изложенного, ОАО "ФДС" представило в качестве подтверждающих расходы документы: договор на приобретение ценных бумаг, а также акты приемки-передачи не оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и не соответствующие требованиям статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, которые не могут являться документами, подтверждающими расходы ОАО "ФДС" при исчислении налога на прибыль организаций в проверяемом периоде.
Следовательно, по результатам выездной налоговой проверки ОАО "ФДС" сумма неуплаченного налога на прибыль организации за 1 полугодие 2007 года составит 13 231 064 рубля. Сумма неуплаченного (не полностью уплаченного) налога на прибыль организации за 2006 год составит 57 600 рублей.
Во время проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиком не был представлен состав расходов, включенных в декларацию по налогу на прибыль за 1 полугодие 2007 года в качестве затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. На требование инспекции ОАО "Фонд долгосрочных сбережений" представило комплект документов, подтверждающих произведенные расходы в 2007 году, в том числе и договор N 108 от 07.06.2007 г. купли-продажи простого векселя на сумму 55 000 000 рублей заключенный ОАО "ФДС" с ООО "Итон". По всем формальным признакам, затраты по данному договору подлежали отнесению на расходы по налогу на прибыль в соответствующем периоде.
Кроме того, инспекцией было дополнительно направлено требование N 14-17/106/Т2, в соответствии с которым налогоплательщику предлагалось представить пояснения по вопросу отражения расходов по договору N 108 от 07.06.2007 г. купли-продажи простого векселя на сумму 55 000 000 рублей в декларации по налогу на прибыль организации за полугодие 2007 года с указанием строк, листа (приложения) в которых отражены указанные расходы, а также с приложением первичных документов. На что инспекцией был получен ответ, за подписью главного бухгалтера ОАО "ФДС" о том, что расходы по вышеуказанному договору, участвовали при формировании расходов для целей налогового учета в первом полугодии 2007 года, вследствие чего были включены в расходы при исчислении налога на прибыль за указанный период.
В ходе проведения проверки инспекцией был направлен запрос о проведении встречной проверки ООО "Итон" ИНН 7708631616/КПП 770801001 в ИФНС России N 8 по г. Москве, на который был получен ответ от 14.11.2007 г. N 39908/21, содержащий следующие сведения: организация состоит на учете с 13.03.2007 г., зарегистрирована по адресу: Москва, Басманный пер. Д. 6, стр. 1, генеральный директор, учредитель, главный бухгалтер А.В., последняя отчетность представлена за 1-е полугодие 2007 года (нулевая). Организация имеет 4 признака фирмы-однодневки.
Руководителем и главным бухгалтером ООО "Итон" по учредительным документам является А.В. В свою очередь был проведен опрос (протокол допроса свидетеля от 25.10.2007 г. N 14-174/38/1П), в котором А.В. сообщил, что весной 2007 года за вознаграждение неизвестным ему лицом было предложено зарегистрировать на его паспортные данные организации в т.ч. ООО "Итон" ИНН 7708631616/КПП 770801001 в отношении которой он подписывал только документы необходимые для регистрации организации. Никаких документов касающихся финансово-хозяйственной деятельности ООО "Итон" он не подписывал. С генеральным директором ОАО "ФДС" он не знаком и не слышал ни о нем, ни об этой организации.
Исходя из изложенного, ОАО "ФДС" представило в качестве подтверждающих расходы документы: договор на приобретение ценных бумаг, а также акты приемки-передачи не оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и не соответствующие требованиям статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, которые не могут являться документами, подтверждающими расходы ОАО "ФДС" при исчислении налога на прибыль организаций в проверяемом периоде.
Согласно статьи 253 Налогового кодекса Российской Федерации расходы, связанные с производством и реализацией включают в себя: расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав).
В соответствии со статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса Российской Федерации, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 9 Федерального Закона N 129-ФЗ от 21.11.96 "О бухгалтерском учете" и пункта 12 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29.07.98 г. все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа: наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; подписи указанных лиц.
В зависимости от характера операций, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.
Обстоятельства спорного эмитирования спорного векселя в ходе проверки не проверялись, так как выходят за рамки проверяемого периода.
Исходя из этого банком был сделан вывод о том, что вексель был отражен в расходах по прибыли организации.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, проанализировав и оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В судебном заседании достаточным количеством доказательств, перечисленных в описательной части решения непосредственно исследованных и проверенных судом в ходе судебного разбирательства с участием представителей заявителя и ответчика и признанных судом достоверными применительно к требованиям ст. ст. 10, 65, 67 АПК РФ нашли подтверждение следующие обстоятельства.
Согласно налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2003 года ОАО "ФДС" получило прибыль для налогообложения в бюджет субъекта РФ (строка 190) в сумме 158 303 455 руб., что соответствует налогу в бюджет субъекта РФ по ставке 16% в размере (стр. 270) 25 328 553 руб. (158 303 455 x 16%). Начислен авансовый платеж за отчетный период (стр. 310) 8 571 984 руб. Соответственно к доплате (стр. 390) 16 756 569 руб., что подтверждается платежным поручением N 5640 от 28.10.2003 года.
На 4 квартал 2003 года возникает аванс налога на прибыль (сумма стр. 490, 500, 510) в сумме 17 639 229 руб. Подтверждается оплатой п/п N 5750 от 26.11.2003 года на сумму 5 239 743 руб., п/п N 5879 от 29.12.2003 года на сумму 5 239 743 руб., п/п N 5881 от 29.12.2003 года на сумму 640 000 руб., п/п N 5944 от 19.01.2004 года на сумму 5 879 743 руб., и перенос налога на прибыль с налога автомобильные дороги в сумме 644 537 руб. 15 коп.
Согласно налоговой декларации по налогу на прибыль за 2003 год предприятие получает прибыль для налогообложения (стр. 190) 95 601 583 руб., что соответствует убытку по 4 кварталу, и приводит к уменьшению налога на прибыль (стр. 430) в сумме 27 671 529 руб., но организация сумму налога из бюджета не запросила, а стала учитывать как авансовые платежи следующих налоговых периодов.
В расчете по декларации налога на прибыль за 1 квартал 2004 года получили прибыль с уплатой налога в сумме (стр. 270) 4 503 958 руб.
Согласно перечисленных авансовых платежей за 1 квартал 2004 года, которые берутся из расчета налога на прибыль за 3 квартал 2003 г. в сумме 17 639 229 руб. и оплаченных п/п N 6079 от 20.02.2004 в сумме 4 760 000 руб., п/п N 6094 от 27.02.2004 в сумме 1 120 000 руб., п/п N 6199 от 29.03.2004 в сумме 5 880 000 руб. Сумма налога к уменьшению 13 135 271 руб. (стр. 090).
26 апреля 2004 года из налога на прибыль было зачтено в налог на имущество предприятия в сумме 300 000 руб.
В расчете по декларации налога на прибыль за 2 квартал 2004 г.: авансовые платежи из налога на прибыль за 1 кв. 2004 г. (стр. 220 + 230 + 240) 4 503 958 руб.; сумма к уменьшению за 2 кв. (стр. 090) 697 400 руб.
В расчете по декларации налога на прибыль за 3 кв. 2004 г. указаны авансовые платежи по налогу на прибыль за 2 кв. 2004 г. (стр. 220 + 230 + 240) 3 806 558 руб., сумма к уменьшению 1 983 835 руб. (стр. 090).
В расчете по декларации налога на прибыль за 4 кв. 2004 г. указаны авансовые платежи по налогу на прибыль за 2 кв. 2004 г. (стр. 220 + 230 + 240) 1 822 722 руб., сумма к доплате 6 489 678 руб. (стр. 080).
За 1 квартал и 2 квартал 2005 года был начислен налог на прибыль с учетом авансовых платежей в сумме 10 050 785 руб. Налоговая инспекция в уплату налога принимает переплату налога, которая образовалась на момент начисления налога. В декларации по налогу на прибыль за полугодие 2005 г. предприятие получило убыток, что привело к возврату налога в сумме 10 050 785 руб.
15 июля 2005 года по требованию заявителя налоговый орган возвратил налог в суммах 2 618 901,88 руб. и 18 июля 2005 года - 12 711 098,12 руб. Возврат налога производили из сумм авансовых платежей по налогу на прибыль уплаченных в 2003 - 2004 гг.
За отчетный период 2006 года был начислен налог на прибыль с учетом авансовых платежей в сумме 2 476 756 руб. Налоговая инспекция в уплату налога принимает переплату налога, которая образовалась на момент начисления налога. В декларации по налогу на прибыль за год 2006 г. организация получила убыток, что вновь привело к возврату налога в сумме 2 476 756 руб.
Движение денежных средств по начислению и уплате налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации (Республика Башкирия) заявителем сведено в таблицу N 1.
Актами сверки расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам с бюджетом N 13805 от 10.11.2006 года с ИФНС по Октябрьскому району г. Уфы (л.д. 42 - 44) и N 1 от 10.07.2007 года (л.д. 45 - 46), N 2 от 26.03.2008 года с ИФНС России N 25 по г. Москве подтверждена переплата налога на прибыль в региональный бюджет в сумме 10 372 971,60 руб.
В расчете по декларации налога на прибыль за 1 квартал 2005 г. отражены: авансовые платежи налога на прибыль в федеральный бюджет за 3 кв. 2004 г. (стр. 120 + 130 + 140) 536 096 руб. (стр. 300); сумма налога к доплате за 1 кв. (стр. 040) 13 300 480 руб.
Налог перечислен 28.04.2005 г. п/п N 7248 в сумме 1 964 516 руб. за 1 кв. 2005 г. и 28.04.2005 г. п/п N 7249 в сумме 833 537 руб. за 2 кв. 2005 г.
В расчете по декларации налога на прибыль за 2 кв. 2005 г. отражены: авансовые платежи по налогу на прибыль за 1 кв. 2004 г. (стр. 120 + 130 + 140) в сумме 1 866 574 руб.; сумма налога к уменьшению 3 733 149 руб. (стр. 050).
Оплачен налог 28.06.2005 г. п/п N 7375 в сумме 400 000 руб. за 2 кв. 2005 г.
За 3 и 4 кварталы 2005 года предприятие получила убыток.
В расчете по декларации налога на прибыль за 1 квартал 2006 г.: сумма налога к доплате за 1 кв. (стр. 040) составила 177 275 руб.
В расчете по декларации налога на прибыль за 2 кв. 2006 г.: авансовые платежи по налогу на прибыль за 1 кв. 2006 г. (стр. 120 + 130 + 140) 177 275 руб.
Сумма к доплате 563 760 руб. (стр. 040).
В расчете по декларации налога на прибыль за 3 кв. 2006 г.: авансовые платежи по налогу на прибыль за 2 кв. 2006 г. (стр. 120 + 130 + 140) 659 217 руб.; сумма налога к уменьшению 919 938 руб. (стр. 050).
За 4 квартал 2006 года организация получила убыток.
В расчете по декларации налога на прибыль за 1 квартал 2007 г. указаны: авансовые платежи за 3 кв. 2006 года (стр. 120 + 130 + 140) 77 772 руб.; сумма налога к доплате за 1 кв. (стр. 040) 101 646 руб.
В расчете по декларации налога на прибыль за 2 кв. 2007 г. указаны: авансовые платежи по налогу на прибыль за 1 кв. 2007 г. (стр. 120 + 130 + 140) 179 418 руб.; сумма налога к уменьшению 358 837 руб. (стр. 050).
За 2007 год предприятие получило убыток, налог на прибыль не начислялся.
Движение денежных средств по начислению и уплате налога на прибыль в федеральный бюджет сведено в таблицу N 2.
Актами сверки расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам с бюджетом N 13805 от 10.11.2006 года с ИФНС России по Октябрьскому району г. Уфы (л.д. 42 - 44) подтверждена переплата налога в федеральный бюджет в сумме 3 013 852 руб. 72 коп. и N 1 от 10.07.2007 года (л.д. 45 - 46) с ИФНС России N 25 по г. Москве подтверждена переплата налога в сумме 2 577 244 руб. 72 коп.
В акте сверки расчетов по налогам N 2 от 26.03.2008 года с ИФНС России N 25 по г. Москве переплата налога на прибыль в федеральный бюджет не подтверждена. В акте значится, что по данному налогу за налогоплательщиком числится задолженность в суммах 660 931 рубль и 8 723 551 руб. Данная сумма сложилась из суммы доначисленного налога на прибыль по решению N 14-17/1/Р и суммы переплаты по акту сверки N 1 от 10.07.2007 года.
Таким образом, налоговым органом подтверждена переплата налога на прибыль в региональный бюджет в сумме 10 372 971 руб. 60 коп.
Запись на лицевом счете налогоплательщика о наличии задолженности по налогу на прибыль неправильна, о чем свидетельствуют нижеприведенные доказательства.
19 июля 2007 года ОАО "Фонд долгосрочных сбережений" обратилось в ИФНС России N 25 по г. Москве с заявлением (л.д. 40) о возврате на расчетный счет заявителя излишне уплаченный в бюджет Республики Башкортостан налог на прибыль в сумме 10 372 971 руб. 60 коп.
27 августа 2007 года открытое акционерное общество "Фонд долгосрочных сбережений" обратилось в ИФНС России N 25 по г. Москве с заявлением (л.д. 41) о возврате на расчетный счет заявителя излишне уплаченный в федеральный бюджет налог на прибыль в сумме 2 577 244 руб. 72 коп.
Наличие переплаты (излишне уплаченного) налога на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации (Республика Башкортостан) подтверждено:
- - актом сверки расчетов налогоплательщика N 13805 от 10.11.2006 г. (л.д. 42 - 44), произведенного ИФНС России по Октябрьскому району г. Уфы с ОАО "Фонд долгосрочных сбережений", согласно которому по состоянию на 01.11.2006 г. имеется переплата налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 3 013 852 руб. 72 коп. и налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ в сумме 10 372 971 руб. 60 коп.;
- - актом сверки расчетов налогоплательщика (ОАО "Фонд долгосрочных сбережений") N 1 от 10.07.2007 г. (л.д. 45 - 46), произведенного ИФНС РФ N 25 по г. Москве с ОАО "Фонд долгосрочных сбережений", согласно которому по состоянию на 10.07.2007 г. имеется переплата налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 2.577.244 руб. 72 коп. и налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ в сумме 10.372.971 руб. 60 коп.;
- - актом сверки расчетов налогоплательщика N 2 от 26.03.2008 г., произведенного ИФНС России N 25 по г. Москве с ОАО "Фонд долгосрочных сбережений", согласно которому по состоянию на 26.03.2008 г. имеется переплата налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ в сумме 10 372 971 руб. 60 коп. (в акте отражена сумма задолженности по налогу на прибыль, которая была произведена необоснованно на основании оспариваемого решения налогового органа).
На основании акта проверки от 19 декабря 2007 года N 14-17/41 начальником ИФНС России N 25 по г. Москве 21 января 2008 года принято решение N 14-17/1/Р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения открытого акционерного общества "Фонд долгосрочных сбережений".
Налогоплательщику предложено уплатить недоимку, в том числе:
- по налогу на прибыль в сумме 13 286 664 рубля, в том числе в бюджет субъекта РФ (городской бюджет) в 9 689 651 рубль. Таким образом, заявитель в полном объеме лишился права на возмещение излишне уплаченного им налога на прибыль в бюджет субъекта РФ, заявленного к возврату в сумме 10 372 971 руб. и в федеральный бюджет в сумме 2 577 244 руб. 72 коп.
По результатам выездной налоговой проверки ОАО "Фонд долгосрочных сбережений" начислены пени: по налогу на прибыль в сумме 45 604 руб.; по единому социальному налогу в сумме 17 366 руб.
Кроме того, ОАО "Фонд долгосрочных сбережений" привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, штраф в размере 20% от неуплаченной (не полностью уплаченной) суммы налога, в том числе по налогу на прибыль в сумме 132 186 рублей.
Также налогоплательщику предложено:
- - уменьшить на исчисленные в завышенных размерах суммы ЕСН, подлежащего уплате в Федеральный бюджет, в связи с уплатой страховых взносов по ОПС (восстановление вычета) по датам уплаты страховых взносов на ОПС в размере 315 389 рублей 26 копеек;
- - уменьшить убытки, исчисленные налогоплательщиком по данным налогового учета при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организации в сумме 316 297 238 руб.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиками, которая представляет собой полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.



Пунктом 1 статьи 252 НК РФ предусмотрено, что в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Доводы ответчика судом отклоняются, как не соответствующие перечисленным нормам НК РФ и доказательствам, имеющимся в материалах дела, опровергнутые объяснениями заявителя, признанными судом соответствующими действительности в связи с изложенным выше.
При этом суд учитывает следующее.
В налоговой декларации по налогу на прибыль за полугодие 2007 года (л.д. 29 - 39) по строке 030 "Расходы, связанные с приобретение и реализацией (выбытием, в т.ч. погашением)" листа 05 налогоплательщиком указана сумма 120.065.600 рублей (л.д. 39).
Согласно регистрам бухгалтерского учета (налоговый учет осуществляется на аналогичном регистре) по дебету счета 90 "Продажи" за полугодие 2007 года сформировались расходы, связанные с приобретением ценных бумаг и долей в уставных капиталах организаций. В течение отчетного периода (полугодие 2007 года) были учтены следующие расходы (регистр учета по дебету счета 90.1.1. (л.д. 48):
По приобретению ценных бумаг через ЗАО "Атон Брокер":
- - куплены ценные бумаги ОАО "Уралтурбо" на 1 000 руб.;
- - куплены ценные бумаги ОАО "Миасский тальковый завод" на 12 000 рублей;
- - куплены ценные бумаги ОАО "Астраханского завода холодильного оборудования" на 34 600 рублей;
- - куплены ценные бумаги ОАО "Уралмедстрой" на 2 000 рублей;
- - куплены ценные бумаги ОАО "Челябинского агрегатного завода" на 12000 рублей;
- - куплены ценные бумаги ОАО "Овчинниковская меховая фабрика" на 4 000 рублей;
- - куплены ценные бумаги ОАО "Аресбанк" на 75 000 000 рублей;
- - куплены ценные бумаги ОАО "Аресбанк" на 45 000 000 рублей.
Данные расходы подтверждаются документами на покупку ценных бумаг указанных обществ за полугодие 2007 года на общую сумму 120 065 600 рублей, в том числе отчетами ЗАО "Атон Брокер".
Таким образом, перечисление денежных средств в сумме 55 000 000 рублей ООО "Итон" за выкуп простого векселя в качестве затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, в 2007 году заявителем не рассматривалось и по строке 030 листа 5 налоговой декларации за полугодие 2007 года не заявлялось. Следовательно, выводы, изложенные налоговым органом в пункте 2.2.4 Решения и касающиеся уменьшения налоговой базы на 55.000.000 рублей и недоплаты налога на прибыль в сумме 13.200.000 рублей, являются необоснованными.
При этом были сделаны следующие проводки по бухгалтерскому учету:
- - Дебет 76 Кредит 67 55 000 000 рублей (размещен выпуск собственного векселя);
- - Дебет 51 Кредит 76 55 000 000 рублей (получены денежные средства по размещенному векселю);
- - Дебет 67 Кредит 76 55 000 000 рублей (предъявлен вексель к погашению);
- - Дебет 76 Кредит 51 55 000 000 рублей (оплачен вексель).
С выводами налогового органа, изложенными в пунктах 2.2.1., 2.2.2. решения от 21.01.2008 года N 14-17/1/Р, повлекшими уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль и недоплату налога на прибыль за полугодие 2007 года и за 2006 год заявитель согласен.
Следовательно, по пункту 2.2.5. решения уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль фактически составляет:
- - за полугодие 2007 года: (250 000 руб. x 6 мес. - 18% = 1 271 190 руб.) + 353 280 руб. - 1 495 036 руб. = 129 434 руб.;
- - за 2006 год: (94 400 x 4 мес. - 18% = 240 000 руб.).
Общая сумма необоснованного уменьшения налоговой базы составит 369 434 рубля (129 434 руб. + 240 000 руб.), что привело к недоплате налога на прибыль в сумме 88 664 рубля, в том числе за полугодие 2007 года в сумме 31 064 рубля, за 2006 года в сумме 57 600 рублей (в федеральный бюджет в сумме 24 013 руб., в бюджет субъекта РФ в сумме 64 651 руб.).
Кроме того, налоговым органом не учтены разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (пункт 42). Налоговый орган не учел, что у налогоплательщика имеется переплата по налогу на прибыль в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ, которая в полном объеме перекрывает сумму недоимки налога на прибыль (см. Постановления ФАС МО от 03.08.2007 г. по делу N КА-А40/7424-07, от 06.11.2007 г. по делу N КА-А40/11300-07).
Заявителем 19 июля 2007 года было направлено в ИФНС России N 25 по г. Москве заявление о возврате на расчетный счет общества излишне уплаченный в бюджет Республики Башкортостан налог на прибыль в сумме 10 372 971 руб. 60 коп.
Заявителем 27 августа 2007 года было направлено в ИФНС России N 25 по г. Москве заявление о возврате на расчетный счет общества излишне уплаченный в федеральный бюджет налог на прибыль в сумме 2 577 244 руб. 72 коп.
Исходя из материалов проверки и решения, с учетом уменьшения сумм излишне уплаченного в федеральный бюджет налог на прибыль в сумме 24 013 рублей и в республиканский бюджет налога на прибыль в сумме 64 651 рубля, ОАО "Фонд долгосрочных вложений" уточнил свои требования по возврату излишне уплаченного в федеральный бюджет налога на прибыль в сумме 2 553 231 рубль 72 копейки и в бюджет Республики Башкортостан налога на прибыль и заявляет их в сумме 10.308.320 руб. 60 коп.
Статьей 78 НК РФ установлено, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишне уплате налога, может быть произведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результата такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком. Возврат излишне уплаченного налога производится на основании письменного заявления.
Факт наличия излишне уплаченного налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации подтверждается актами сверки расчетов по налогам и документами, исследованными судом. Данный факт не отрицается налоговым органом и подтвержден в пункте 2.1. решения.
Налогоплательщик обратился в налоговый орган с письменным заявлением о возврате на расчетный счет излишне уплаченного налога в бюджет субъекта Российской Федерации.
Таким образом, налоговый орган обязан возвратить заявителю налог на прибыль, уплаченный в федеральный бюджет в сумме 2 553 231 руб. 72 коп. и в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 10 308 320 руб. 60 коп.
Р. не являлась главным бухгалтером заявителя согласно справке ликвидатора, представленной в судебное заседание.
Указанные документы приняты судом и оценены согласно п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ N 5 от 28.02.2001.
При этом суд учитывает, что обстоятельства спорного эмитирования спорного векселя в ходе проверки не проверялись, так как выходят за рамки проверяемого периода, согласно пояснениям ответчика.
Исходя из этого и был сделан налоговым органом вывод о том, что вексель был отражен в расходах по прибыли организации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12 - 13 ГК РФ, ст. 2, 10, 65, 68, 71, 110, 167 - 170, 176, 200 - 201 АПК РФ, ст. ст. 100 - 101, 137 - 138, 142 НК РФ, суд
решил:

признать недействительным проверенное на соответствие НК РФ решения ИФНС России N 25 по г. Москве от 21.01.2008 года N 14-17/1/Р в части доначисления 13 198 000 руб. налога на прибыль.
Обязать ИФНС России N 25 по г. Москве возвратить ОАО "Фонд долгосрочных сбережений" излишне уплаченный налог на прибыль в федеральный бюджет в размере 2 553 231 руб. 72 коп. и 10 308 320 руб. 60 коп. налога на прибыль, уплаченного в бюджет субъекта РФ (согласно уточнениям, принятым судом).
Взыскать с ИФНС России N 25 по г. Москве в пользу заявителя 65 364 руб. 96 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в 9-й Апелляционный суд в течение месяца.













© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)