Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 02.08.2007 ПО ДЕЛУ N А35-9274/05-С15

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 2 августа 2007 г. Дело N А35-9274/05-С15


Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по г. Курску на Решение Арбитражного суда Курской области от 06.02.2007 по делу N А35-9274/05-С15,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Счетмаш" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции ФНС РФ по г. Курску (далее - налоговый орган) по отказу в зачете в счет будущих платежей излишне уплаченного земельного налога в размере 5065236,88 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 06.02.2007 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налогового органа ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.
Общество отзыв на жалобу не представило.
Изучив доводы жалобы, выслушав представителя налогового органа, поддержавшего доводы жалобы и представителя Общества, просившего оставить жалобу без удовлетворения, исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в установленный законом срок Общество уплатило земельный налог за 2002 и 2003 годы в размере 4149301,7 руб. и 7482500,55 руб. соответственно.
14.07.2003 Общество представило в налоговый орган уточненные декларации по земельному налогу, в соответствии с которыми налог подлежал уплате за 2002 год в размере 3456094,31 руб. и за 2003 год в размере 3110471,06 руб.
По результатам проверки уточненных деклараций Общества налоговым органом было принято Решение о привлечении Общества к налоговой ответственности от 21.08.2003 N 19/19/15, в адрес Общества направлены требования об уплате начисленных сумм налога, пени и примененных налоговых санкций.
Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Курской области от 25.03.2004 по делу N А35-6212/03-С4 решение налогового органа и направленные в адрес Общества требования об уплате налога, пени и налоговых санкций были признаны недействительными.
25.01.2005 Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о зачете излишне уплаченного земельного налога в размере 5065236,88 руб. (разница между суммами фактически уплаченного налога за 2002 и 2003 годы и суммами, исчисленными в уточненных налоговых декларациях за те же периоды) в счет будущих платежей.
Налоговый орган отказал в проведении зачета, сославшись на отсутствие для этого оснований, после чего Общество обратилось с заявлением в суд.
Удовлетворяя заявление Общества, суд признал обоснованной его позицию, основанную на Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.10.97 N 13-П, в котором было указано на отсутствие в федеральном законодательстве нормативных предписаний о порядке расчета - на основе средней ставки - ставок земельного налога, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Однако судом не учтено следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 15 НК РФ земельный налог отнесен к местным налогам.
Как следует из п. 4 ст. 12 НК РФ, местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 8 Закона РСФСР "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к указанному Закону.
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
При этом Законом от 11.10.91 N 1738-1 установлены средние базовые ставки, которые в зависимости от местоположения земельных участков и градостроительной ценности могут варьироваться от нулевой ставки до максимальной, что в целом по городу (поселку) составит среднюю ставку налога с учетом дифференцирования для данной категории земель.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 11.05.2004 N 209-О в отсутствие указанных единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Если же экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога не осуществлялось, суду следует применять средние ставки, установленные федеральным законом.
Расчет сумм земельного налога за 2002 и 2003 годы (по первоначально представленным декларациям) был произведен Обществом с учетом коэффициентов градостроительной ценности и дифференцированных ставок земельного налога, установленных Решением Курского городского Собрания от 06.11.2002 N 218-2-РС. Возражая против заявления Общества, налоговый орган ссылался на то, что данное Решение не признавалось в установленном законом порядке незаконным, поэтому первоначальный расчет сумм налога был признан им правильным. Расчет налога по уточненным декларациям производился на основе средних ставок, установленным Законом РФ от 11.10.91 N 1738-1.
Рассматривая дело, суд первой инстанции, не выясняя, осуществлялось ли органом местного самоуправления экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, фактически признал установление дифференцированных ставок налога Решением Курского городского Собрания от 06.11.2002 N 218-2-РС незаконным. Доказательств отсутствия такого обоснования Общество в суд не представило, орган местного самоуправления, принявший указанное Решение, к участию в деле не привлекался.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит, что содержащийся в решении суда вывод противоречит фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемое налоговым органом решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное и с учетом дополнительно полученных доказательств разрешить спор.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Курской области от 06.02.2007 по делу N А35-9274/05-С15 отменить, направив дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином судебном составе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Резолютивная часть постановления объявлена 31.07.2007.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)