Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 27 апреля 2004 года Дело N А05-10930/03-11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А., рассмотрев 26.04.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.01.04 по делу N А05-10930/03-11 (судья Шадрина Е.Н.),
Открытое акционерное общество "Котласский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Архангельской области (далее - налоговая инспекция) от 25.09.03 о привлечении общества к налоговой ответственности за неполную уплату земельного налога за 2003 год.
Решением суда от 16.01.04 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 16.01.04 в связи с нарушением судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, ставки земельного налога ежегодно увеличиваются, следовательно, налогоплательщик при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, должен последовательно применять повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога, ежегодно вводимые нормативными актами федеральных органов государственной власти.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения.
Дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что общество исчислило подлежащий уплате в 2003 году земельный налог по ставкам, установленным решением Малого совета Коряжемского городского Совета народных депутатов от 09.04.92 N 75 и Законом Архангельской области от 28.05.98 N 77-16-ОЗ "О порядке платы за землю и ставках земельного налога на 1998 год", увеличенным на коэффициент "1,8".
В ходе камеральной проверки правильности исчисления и уплаты земельного налога налоговый орган сделал вывод о занижении заявителем подлежащего уплате налога на 23200751 руб.
Решением налоговой инспекции от 25.09.03 общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде 2320075 руб. штрафа. В решении налогоплательщику предложено также уплатить 23612564 руб. недоимки и пеней по земельному налогу за 2003 год.
Признавая оспариваемое решение налогового органа недействительным, суд сделал ошибочный вывод об отсутствии у заявителя обязанности последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых соответствующими федеральными нормативными правовыми актами коэффициентов к ставкам земельного налога, установленным местным представительным органом власти.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Повышающие коэффициенты "2" и "1,5" введены соответственно постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 и от 03.04.96 N 378. Коэффициенты "2", "2", "1,2" введены федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год от 26.02.97 N 29-ФЗ, от 22.02.99 N 36-ФЗ и от 31.12.99 N 227-ФЗ соответственно. Статьей 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" предусмотрено, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8".
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога в 2003 году, рассчитывается по следующей формуле:
С = См х К1 х К2 х ... х К, где
- С - ставка земельного налога в 2003 году;
- См - ставка, установленная местным представительным органом власти;
- К1, К2, ... - поправочные коэффициенты, ежегодно вводимые нормативными актами федеральных органов власти;
- К - поправочный коэффициент, действующий в 2003 году.
При таких обстоятельствах вывод суда о невозможности последовательного увеличения ставок земельного налога, установленных нормативным актом представительного органа города Коряжмы, на поправочные коэффициенты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации, не обоснован.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение суда следует отменить, в удовлетворении заявления общества - отказать.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.01.04 по делу N А05-10930/03-11 отменить.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Котласский целлюлозно-бумажный комбинат" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Архангельской области от 25.09.03 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за неполную уплату земельного налога за 2003 год отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Котласский целлюлозно-бумажный комбинат" 1500 руб. государственной пошлины.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 27.04.2004 N А05-10930/03-11
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2004 года Дело N А05-10930/03-11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А., рассмотрев 26.04.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.01.04 по делу N А05-10930/03-11 (судья Шадрина Е.Н.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Котласский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Архангельской области (далее - налоговая инспекция) от 25.09.03 о привлечении общества к налоговой ответственности за неполную уплату земельного налога за 2003 год.
Решением суда от 16.01.04 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 16.01.04 в связи с нарушением судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, ставки земельного налога ежегодно увеличиваются, следовательно, налогоплательщик при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, должен последовательно применять повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога, ежегодно вводимые нормативными актами федеральных органов государственной власти.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения.
Дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что общество исчислило подлежащий уплате в 2003 году земельный налог по ставкам, установленным решением Малого совета Коряжемского городского Совета народных депутатов от 09.04.92 N 75 и Законом Архангельской области от 28.05.98 N 77-16-ОЗ "О порядке платы за землю и ставках земельного налога на 1998 год", увеличенным на коэффициент "1,8".
В ходе камеральной проверки правильности исчисления и уплаты земельного налога налоговый орган сделал вывод о занижении заявителем подлежащего уплате налога на 23200751 руб.
Решением налоговой инспекции от 25.09.03 общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде 2320075 руб. штрафа. В решении налогоплательщику предложено также уплатить 23612564 руб. недоимки и пеней по земельному налогу за 2003 год.
Признавая оспариваемое решение налогового органа недействительным, суд сделал ошибочный вывод об отсутствии у заявителя обязанности последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых соответствующими федеральными нормативными правовыми актами коэффициентов к ставкам земельного налога, установленным местным представительным органом власти.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Повышающие коэффициенты "2" и "1,5" введены соответственно постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 и от 03.04.96 N 378. Коэффициенты "2", "2", "1,2" введены федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год от 26.02.97 N 29-ФЗ, от 22.02.99 N 36-ФЗ и от 31.12.99 N 227-ФЗ соответственно. Статьей 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" предусмотрено, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8".
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога в 2003 году, рассчитывается по следующей формуле:
С = См х К1 х К2 х ... х К, где
- С - ставка земельного налога в 2003 году;
- См - ставка, установленная местным представительным органом власти;
- К1, К2, ... - поправочные коэффициенты, ежегодно вводимые нормативными актами федеральных органов власти;
- К - поправочный коэффициент, действующий в 2003 году.
При таких обстоятельствах вывод суда о невозможности последовательного увеличения ставок земельного налога, установленных нормативным актом представительного органа города Коряжмы, на поправочные коэффициенты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации, не обоснован.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение суда следует отменить, в удовлетворении заявления общества - отказать.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.01.04 по делу N А05-10930/03-11 отменить.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Котласский целлюлозно-бумажный комбинат" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Архангельской области от 25.09.03 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за неполную уплату земельного налога за 2003 год отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Котласский целлюлозно-бумажный комбинат" 1500 руб. государственной пошлины.
Председательствующий
ХОХЛОВ Д.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
КОРПУСОВА О.А.
ХОХЛОВ Д.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
КОРПУСОВА О.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)