Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 27 июля 2006 года Дело N А66-13193/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Бухарцева С.Н., Михайловской Е.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области Резванюк Е.А. (доверенность от 10.01.06 N 03-20/04), рассмотрев 25.07.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 27.03.06 по делу N А66-13193/2005 (судья Бачкина Е.А.),
Бежецкое муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области (далее - инспекция) от 14.07.05 N 1806/836 о доначислении налога на имущество и пеней по декларации за первый квартал 2005 года.
Решением от 27.03.06 суд признал недействительным решение инспекции от 14.07.05 N 1806/836 в части доначисления 162391 руб. налога на имущество и соответствующих пеней. В удовлетворении остальной части заявления предприятию отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права, в частности пункта 6 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пункта 8 статьи 3 Закона Тверской области "О налоге на имущество организаций" от 27.11.03 N 85-ЗО.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, просил ее удовлетворить.
Представитель предприятия, извещенного в установленном порядке о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной предприятием декларации по налогу на имущество за I квартал 2005 года, о чем составлен акт от 22.06.05 N 1607/877. По результатам проверки вынесено решение от 14.07.05 N 1806/836 о доначислении 163850 руб. налога на имущество за I квартал 2005 года и 4718,88 руб. пеней.
В ходе проверки установлено, что в названном периоде предприятие применило льготу по налогу на имущество, предусмотренную пунктом 6 статьи 381 НК РФ, в отношении находящихся на балансе следующих объектов: сети водопровода, фильтровальные станции, сети канализации, насосные станции, очистные сооружения, лаборатории очистных сооружений, прочие объекты канализации и общепроизводственные объекты.
Налоговая инспекция считает применение льготы неправомерным, указывая на то, что на балансе предприятия отсутствует единый жилищно-коммунальный комплекс, включающий в себя жилой фонд с объектами инженерной инфраструктуры; все заявленные объекты не относятся к объектам жилищно-коммунального комплекса. Также налоговая инспекция считает, что льгота может быть предоставлена только по объектам инженерной инфраструктуры, расположенным в границах земельных участков жилых зон.
В соответствии с пунктом 6 статьи 381 НК РФ, действовавшим в 2004 - 2005 годах, освобождаются от налогообложения организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Пунктом 8 статьи 3 Закона Тверской области от 27.11.03 N 85-ЗО "О налоге на имущество организаций" установлено, что на территории Тверской области освобождаются от уплаты налога на имущество организации в отношении объектов жилищно-коммунального комплекса, находящихся на балансе налогоплательщиков.
В соответствии с уставом предприятие осуществляет деятельность по предоставлению населению услуг водоснабжения и канализации, а также по удовлетворению общественных потребностей в водоснабжении и канализации. Для осуществления данной деятельности предприятие учитывает на своем балансе принадлежащее муниципальному образованию Бежецкого района Тверской области имущество, включающее в себя в числе прочего объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса: сети водопровода и канализации, фильтровальные станции, сети канализации, насосные станции, очистные сооружения, прочие объекты канализации, которые функционируют в едином комплексе с внутридомовыми сетями водопровода и канализации.
Тот факт, что содержание указанных объектов финансируется за счет средств местного бюджета, налоговой инспекцией не оспаривается.
Поскольку понятие инженерной инфраструктуры в нормах Налогового кодекса Российской Федерации не содержится, у налоговых органов и налогоплательщиков возник вопрос о порядке применения пункта 6 статьи 381 НК РФ, в связи с чем Федеральная налоговая служба обратилась в Министерство финансов Российской Федерации за официальным разъяснением. Согласно опубликованному в печати письму Министерства финансов Российской Федерации от 16.08.05 N 03-06-01-02/27 при определении состава объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо руководствоваться положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, другими документами, регламентирующими градостроительную деятельность.
Сведения об объектах инженерной инфраструктуры и благоустройстве территорий включаются в Градостроительный кадастр (пункт 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом пунктом 13 раздела 3.1.5 "Генеральные планы" Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утверждена Приказом Госстроя России от 29.10.2002 N 150) определено, что на схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории показываются существующие и проектируемые: головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий.
Кроме того, перечень таких объектов содержится в Федеральном законе от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". К ним отнесены трубопроводы, линии электропередач и иные объекты, используемые в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
В состав объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса включаются объекты коммунально-бытового назначения, к которым согласно Положению о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность Российской Федерации и муниципальную собственность (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235) относятся сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры. К ним относятся также эксплуатационно-ремонтные организации, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства (водопроводных, канализационных, теплофикационных, электрических сетей и устройств внутридомового оборудования).
Таким образом, из приведенных разъяснений Министерства финансов Российской Федерации следует, что по настоящему делу предприятие обоснованно применило льготу по налогу на имущество, установленную пунктом 6 статьи 381 НК РФ.
Принимая во внимание, что наличие приведенного разъяснения Министерства финансов Российской Федерации свидетельствует о неясности в применении пункта 6 статьи 381 НК РФ, следовательно, в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все сомнения должны толковаться в пользу налогоплательщика, и указанные разъяснения должны применяться налоговыми органами.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что суд правомерно удовлетворил заявление налогоплательщика, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Тверской области от 27.03.06 по делу N А66-13193/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 27.07.2006 ПО ДЕЛУ N А66-13193/2005
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2006 года Дело N А66-13193/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Бухарцева С.Н., Михайловской Е.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области Резванюк Е.А. (доверенность от 10.01.06 N 03-20/04), рассмотрев 25.07.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 27.03.06 по делу N А66-13193/2005 (судья Бачкина Е.А.),
УСТАНОВИЛ:
Бежецкое муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области (далее - инспекция) от 14.07.05 N 1806/836 о доначислении налога на имущество и пеней по декларации за первый квартал 2005 года.
Решением от 27.03.06 суд признал недействительным решение инспекции от 14.07.05 N 1806/836 в части доначисления 162391 руб. налога на имущество и соответствующих пеней. В удовлетворении остальной части заявления предприятию отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права, в частности пункта 6 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пункта 8 статьи 3 Закона Тверской области "О налоге на имущество организаций" от 27.11.03 N 85-ЗО.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, просил ее удовлетворить.
Представитель предприятия, извещенного в установленном порядке о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной предприятием декларации по налогу на имущество за I квартал 2005 года, о чем составлен акт от 22.06.05 N 1607/877. По результатам проверки вынесено решение от 14.07.05 N 1806/836 о доначислении 163850 руб. налога на имущество за I квартал 2005 года и 4718,88 руб. пеней.
В ходе проверки установлено, что в названном периоде предприятие применило льготу по налогу на имущество, предусмотренную пунктом 6 статьи 381 НК РФ, в отношении находящихся на балансе следующих объектов: сети водопровода, фильтровальные станции, сети канализации, насосные станции, очистные сооружения, лаборатории очистных сооружений, прочие объекты канализации и общепроизводственные объекты.
Налоговая инспекция считает применение льготы неправомерным, указывая на то, что на балансе предприятия отсутствует единый жилищно-коммунальный комплекс, включающий в себя жилой фонд с объектами инженерной инфраструктуры; все заявленные объекты не относятся к объектам жилищно-коммунального комплекса. Также налоговая инспекция считает, что льгота может быть предоставлена только по объектам инженерной инфраструктуры, расположенным в границах земельных участков жилых зон.
В соответствии с пунктом 6 статьи 381 НК РФ, действовавшим в 2004 - 2005 годах, освобождаются от налогообложения организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Пунктом 8 статьи 3 Закона Тверской области от 27.11.03 N 85-ЗО "О налоге на имущество организаций" установлено, что на территории Тверской области освобождаются от уплаты налога на имущество организации в отношении объектов жилищно-коммунального комплекса, находящихся на балансе налогоплательщиков.
В соответствии с уставом предприятие осуществляет деятельность по предоставлению населению услуг водоснабжения и канализации, а также по удовлетворению общественных потребностей в водоснабжении и канализации. Для осуществления данной деятельности предприятие учитывает на своем балансе принадлежащее муниципальному образованию Бежецкого района Тверской области имущество, включающее в себя в числе прочего объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса: сети водопровода и канализации, фильтровальные станции, сети канализации, насосные станции, очистные сооружения, прочие объекты канализации, которые функционируют в едином комплексе с внутридомовыми сетями водопровода и канализации.
Тот факт, что содержание указанных объектов финансируется за счет средств местного бюджета, налоговой инспекцией не оспаривается.
Поскольку понятие инженерной инфраструктуры в нормах Налогового кодекса Российской Федерации не содержится, у налоговых органов и налогоплательщиков возник вопрос о порядке применения пункта 6 статьи 381 НК РФ, в связи с чем Федеральная налоговая служба обратилась в Министерство финансов Российской Федерации за официальным разъяснением. Согласно опубликованному в печати письму Министерства финансов Российской Федерации от 16.08.05 N 03-06-01-02/27 при определении состава объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо руководствоваться положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, другими документами, регламентирующими градостроительную деятельность.
Сведения об объектах инженерной инфраструктуры и благоустройстве территорий включаются в Градостроительный кадастр (пункт 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом пунктом 13 раздела 3.1.5 "Генеральные планы" Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утверждена Приказом Госстроя России от 29.10.2002 N 150) определено, что на схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории показываются существующие и проектируемые: головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий.
Кроме того, перечень таких объектов содержится в Федеральном законе от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". К ним отнесены трубопроводы, линии электропередач и иные объекты, используемые в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
В состав объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса включаются объекты коммунально-бытового назначения, к которым согласно Положению о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность Российской Федерации и муниципальную собственность (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235) относятся сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры. К ним относятся также эксплуатационно-ремонтные организации, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства (водопроводных, канализационных, теплофикационных, электрических сетей и устройств внутридомового оборудования).
Таким образом, из приведенных разъяснений Министерства финансов Российской Федерации следует, что по настоящему делу предприятие обоснованно применило льготу по налогу на имущество, установленную пунктом 6 статьи 381 НК РФ.
Принимая во внимание, что наличие приведенного разъяснения Министерства финансов Российской Федерации свидетельствует о неясности в применении пункта 6 статьи 381 НК РФ, следовательно, в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все сомнения должны толковаться в пользу налогоплательщика, и указанные разъяснения должны применяться налоговыми органами.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что суд правомерно удовлетворил заявление налогоплательщика, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27.03.06 по делу N А66-13193/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
КОЧЕРОВА Л.И.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
МИХАЙЛОВСКАЯ Е.А.
КОЧЕРОВА Л.И.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
МИХАЙЛОВСКАЯ Е.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)