Судебные решения, арбитраж
Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
20 марта 2007 г. Дело N А41-К2-1237/07
Резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2007 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27 марта 2007 года.
Арбитражный суд Московской области в составе судьи А., при ведении протокола судебного заседания судьей А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) открытого акционерного общества "Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" /далее ОАО "ОГК-4"/ к Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Московской области /далее МРИ ФНС России N 4 по Московской области/ о признании недействительным решения N 2886/399 от 04.10.2006, при участии в заседании: от истца - П. представитель по доверенности от 10.07.2006 N 140, от ответчика - К. по доверенности от 10.07.2006 N 03-5482
ОАО "ОГК-4" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением о признании недействительным решения МРИ ФНС России N 4 по Московской области N 2886/399 от 04.10.2006.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик представил отзыв, с заявленными требованиями не согласен, указав, что организация обоснованно привлечена к налоговой ответственности.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил:
ОАО "ОГК-4" представило в МРИ ФНС России N 4 по Московской области налоговую декларацию по водному налогу за 2 квартал 2006 года.
По результатам камеральной проверки принято решение N 2886/399 от 04.10.2006 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 57995,20 руб., предложении уплатить неуплаченный налог в сумме 289976,00 руб.
Не согласившись с указанным решением ОАО "ОГК-4" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд считает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" право пользования участкам недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае реорганизации юридического лица - пользователя недр путем его разделения и выделения из него другого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжить деятельность в соответствии с лицензией на пользование участками недр, предоставленной прежнему пользователю недр. При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленный прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
01.07.2006 ОАО "Шатурская ГРЭС-5" было реорганизовано путем присоединения к ОАО "ОГК-4", что подтверждается, представленными в материалы дела протоколом внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Шатурская ГРЭС-5" N 4 от 03.03.2006 (л.д. 8 - 9) и выпиской из протокола заседания совета директоров от 23.12.2005 N 211 (л.д. 10 - 17).
Согласно уставу ОАО "ОГК-4" (л.д. 20 - 23) в период владения ОАО РАО "ЕЭС России" 100 процентами голосующих акций общества решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются советом директоров ОАО РАО "ЕЭС России" и доводятся до сведения общества в порядке, установленном внутренними документами ОАО РАО "ЕЭС России", регулирующими деятельность совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России".
Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица, первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Запись о прекращении деятельности присоединенного ОАО "Шатурская ГРЭС-5" внесена в единый государственный реестр юридических лиц 01.07.2006 согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 86 N 001483508, выданному 01.07.2006 ИФНС России по налогам и сборам по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа.
В порядке п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица (ОАО "Шатурская ГРЭС-5") к другому юридическому лицу (ОАО "ОГК-4") к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами согласно п. 1 ст. 59 ГК РФ.
Согласно передаточному акту от 12.01.2006 (л.д. 18), утвержденного внеочередным общим собранием акционеров ОАО "Шатурская ГРЭС-5", указано, что ОАО "Шатурская ГРЭС-5" передает ОАО "ОГК-4" все имущества и обязательства, включая имущество и обязательства, приобретенные ОАО "Шатурская ГРЭС-5" после 30.09.2005 до момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ОАО "Шатурская ГРЭС-5".
Согласно п. 2, п. 5 ст. 50 НК РФ исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников). При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица (ОАО "Шатурская ГРЭС-5") в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо (ОАО "ОГК-4").
На основании вышеизложенного, суд установил, что ОАО "ОГК-4" является правопреемником ОАО "Шатурская ГРЭС-5" по обязательствам уплаты налогов и сборов, включая оспариваемые обязательства.
В оспариваемом решении МРИ ФНС России N 4 по Московской области указал на тот факт, что в связи с тем, что у налогоплательщика не установлены квартальные лимиты забора воды, а установлен только годовой лимит забора в размере 10300 тыс. куб. м, то согласно ч. 2 ст. 333.12 НК РФ квартальный лимит определяется расчетным путем как одна четвертая годового лимита. Исходя из этого квартальный лимит равен 2575 тыс. куб. м воды, а забор воды в размере 2826,715 тыс. куб. м, указанный налогоплательщиком в налоговой декларации содержит сверхлимитное водопотребление во втором квартале 2006 г. в размере 251,715 тыс. куб. м данный объем забора воды был рассчитан как сверхлимитный с применением пятикратного коэффициента.
Как видно из материалов дела, на основании ст. 333.8 НК РФ в спорном периоде предприятие являлось плательщиком водного налога.
Водопользование ОАО "Шатурская ГРЭС-5" осуществляло во втором квартале 2006 г. на основании лицензии на водопользование МСК N 00645, вид БОЭИО, выданной Московско-Окским бассейновым управлением (л.д. 30 - 31). В данной лицензии лимит установлен в размере 10300 тыс. куб. м/год, без разбивки на кварталы. В то же время условия водопользования ОАО "Шатурская ГРЭС-5" определялись согласно "Условиям пользования поверхностным водным объектом" (приложение к лицензии) N 20-у от 17.04.2006 (л.д. 32 - 38), в которых определена особенность водопользования ОАО "Шатурская ГРЭС-5" с возможностью неравномерного забора воды поверхностных водных объектов в течение года.
Как установлено судом, в силу технологических особенностей производства ОАО "Шатурская ГРЭС-5" забирает воду из Шатурских озер, однако в маловодные годы во избежание обмельчания озер и нарушения экосистемы водоемов, ОАО "Шатурская ГРЭС-5" предоставлено право в такие годы в период паводка подкачать воду из реки Поля. Поскольку забор воды на технологические нужды ведется круглый год, а право подкачки предоставлено только во втором квартале (паводковый период), соответственно в этот период объем забора воды пропорционально возрастает на объемы воды для подкачки озер и простое деление годового лимита не учитывает эти особенности водопользования налогоплательщика.
Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Суд считает, что несвоевременная разбивка лимита по кварталам произошла не по вине налогоплательщика, так как лицензирующий орган счел достаточным отражение данных особенностей в условиях природопользования.
При таких обстоятельствах у налогового органа не имелось оснований для применения пятикратной ставки при исчислении суммы водного налога, подлежащего уплате налогоплательщиком во 2 квартале 2006 г.
В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Поскольку доначисление водного налога является незаконным, следовательно, МРИ ФНС России N 4 по Московской области не имела правовых оснований для привлечения заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде начисления штрафа в размере 57995,20 руб.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял решение.
В соответствии с п. 6 ст. 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
МРИ ФНС России N 4 по Московской области не доказала наличия обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения.
На основании изложенного, арбитражный суд считает, что решение налогового органа N 2886/399 от 04.10.2006 подлежит признанию недействительным как вынесенное с нарушением действующего законодательства и нарушающее права и законные интересы заявителя.
Довод заявителя о том, что МРИ ФНС России N 4 по Московской области привлекла к налоговой ответственности ОАО "ОГК-4", а необходимо было привлечь ОАО "Шатурская ГРЭС-5", судом признан несостоятельным, так как противоречит действующему законодательству.
Руководствуясь ст. ст. 104, 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
заявление ОАО "ОГК-4" удовлетворить.
Признать недействительным решение МРИ ФНС России N 4 по Московской области от 04.10.2006 N 2886/399.
Возвратить ОАО "ОГК-4" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по платежному поручению N 73 от 26.12.2006.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Десятый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.03.2007, 27.03.2007 ПО ДЕЛУ N А41-К2-1237/07
Разделы:Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
20 марта 2007 г. Дело N А41-К2-1237/07
Резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2007 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27 марта 2007 года.
Арбитражный суд Московской области в составе судьи А., при ведении протокола судебного заседания судьей А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) открытого акционерного общества "Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" /далее ОАО "ОГК-4"/ к Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Московской области /далее МРИ ФНС России N 4 по Московской области/ о признании недействительным решения N 2886/399 от 04.10.2006, при участии в заседании: от истца - П. представитель по доверенности от 10.07.2006 N 140, от ответчика - К. по доверенности от 10.07.2006 N 03-5482
УСТАНОВИЛ:
ОАО "ОГК-4" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением о признании недействительным решения МРИ ФНС России N 4 по Московской области N 2886/399 от 04.10.2006.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик представил отзыв, с заявленными требованиями не согласен, указав, что организация обоснованно привлечена к налоговой ответственности.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил:
ОАО "ОГК-4" представило в МРИ ФНС России N 4 по Московской области налоговую декларацию по водному налогу за 2 квартал 2006 года.
По результатам камеральной проверки принято решение N 2886/399 от 04.10.2006 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 57995,20 руб., предложении уплатить неуплаченный налог в сумме 289976,00 руб.
Не согласившись с указанным решением ОАО "ОГК-4" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд считает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" право пользования участкам недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае реорганизации юридического лица - пользователя недр путем его разделения и выделения из него другого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжить деятельность в соответствии с лицензией на пользование участками недр, предоставленной прежнему пользователю недр. При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленный прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
01.07.2006 ОАО "Шатурская ГРЭС-5" было реорганизовано путем присоединения к ОАО "ОГК-4", что подтверждается, представленными в материалы дела протоколом внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Шатурская ГРЭС-5" N 4 от 03.03.2006 (л.д. 8 - 9) и выпиской из протокола заседания совета директоров от 23.12.2005 N 211 (л.д. 10 - 17).
Согласно уставу ОАО "ОГК-4" (л.д. 20 - 23) в период владения ОАО РАО "ЕЭС России" 100 процентами голосующих акций общества решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются советом директоров ОАО РАО "ЕЭС России" и доводятся до сведения общества в порядке, установленном внутренними документами ОАО РАО "ЕЭС России", регулирующими деятельность совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России".
Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица, первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Запись о прекращении деятельности присоединенного ОАО "Шатурская ГРЭС-5" внесена в единый государственный реестр юридических лиц 01.07.2006 согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 86 N 001483508, выданному 01.07.2006 ИФНС России по налогам и сборам по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа.
В порядке п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица (ОАО "Шатурская ГРЭС-5") к другому юридическому лицу (ОАО "ОГК-4") к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами согласно п. 1 ст. 59 ГК РФ.
Согласно передаточному акту от 12.01.2006 (л.д. 18), утвержденного внеочередным общим собранием акционеров ОАО "Шатурская ГРЭС-5", указано, что ОАО "Шатурская ГРЭС-5" передает ОАО "ОГК-4" все имущества и обязательства, включая имущество и обязательства, приобретенные ОАО "Шатурская ГРЭС-5" после 30.09.2005 до момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ОАО "Шатурская ГРЭС-5".
Согласно п. 2, п. 5 ст. 50 НК РФ исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников). При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица (ОАО "Шатурская ГРЭС-5") в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо (ОАО "ОГК-4").
На основании вышеизложенного, суд установил, что ОАО "ОГК-4" является правопреемником ОАО "Шатурская ГРЭС-5" по обязательствам уплаты налогов и сборов, включая оспариваемые обязательства.
В оспариваемом решении МРИ ФНС России N 4 по Московской области указал на тот факт, что в связи с тем, что у налогоплательщика не установлены квартальные лимиты забора воды, а установлен только годовой лимит забора в размере 10300 тыс. куб. м, то согласно ч. 2 ст. 333.12 НК РФ квартальный лимит определяется расчетным путем как одна четвертая годового лимита. Исходя из этого квартальный лимит равен 2575 тыс. куб. м воды, а забор воды в размере 2826,715 тыс. куб. м, указанный налогоплательщиком в налоговой декларации содержит сверхлимитное водопотребление во втором квартале 2006 г. в размере 251,715 тыс. куб. м данный объем забора воды был рассчитан как сверхлимитный с применением пятикратного коэффициента.
Как видно из материалов дела, на основании ст. 333.8 НК РФ в спорном периоде предприятие являлось плательщиком водного налога.
Водопользование ОАО "Шатурская ГРЭС-5" осуществляло во втором квартале 2006 г. на основании лицензии на водопользование МСК N 00645, вид БОЭИО, выданной Московско-Окским бассейновым управлением (л.д. 30 - 31). В данной лицензии лимит установлен в размере 10300 тыс. куб. м/год, без разбивки на кварталы. В то же время условия водопользования ОАО "Шатурская ГРЭС-5" определялись согласно "Условиям пользования поверхностным водным объектом" (приложение к лицензии) N 20-у от 17.04.2006 (л.д. 32 - 38), в которых определена особенность водопользования ОАО "Шатурская ГРЭС-5" с возможностью неравномерного забора воды поверхностных водных объектов в течение года.
Как установлено судом, в силу технологических особенностей производства ОАО "Шатурская ГРЭС-5" забирает воду из Шатурских озер, однако в маловодные годы во избежание обмельчания озер и нарушения экосистемы водоемов, ОАО "Шатурская ГРЭС-5" предоставлено право в такие годы в период паводка подкачать воду из реки Поля. Поскольку забор воды на технологические нужды ведется круглый год, а право подкачки предоставлено только во втором квартале (паводковый период), соответственно в этот период объем забора воды пропорционально возрастает на объемы воды для подкачки озер и простое деление годового лимита не учитывает эти особенности водопользования налогоплательщика.
Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Суд считает, что несвоевременная разбивка лимита по кварталам произошла не по вине налогоплательщика, так как лицензирующий орган счел достаточным отражение данных особенностей в условиях природопользования.
При таких обстоятельствах у налогового органа не имелось оснований для применения пятикратной ставки при исчислении суммы водного налога, подлежащего уплате налогоплательщиком во 2 квартале 2006 г.
В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Поскольку доначисление водного налога является незаконным, следовательно, МРИ ФНС России N 4 по Московской области не имела правовых оснований для привлечения заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде начисления штрафа в размере 57995,20 руб.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял решение.
В соответствии с п. 6 ст. 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
МРИ ФНС России N 4 по Московской области не доказала наличия обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения.
На основании изложенного, арбитражный суд считает, что решение налогового органа N 2886/399 от 04.10.2006 подлежит признанию недействительным как вынесенное с нарушением действующего законодательства и нарушающее права и законные интересы заявителя.
Довод заявителя о том, что МРИ ФНС России N 4 по Московской области привлекла к налоговой ответственности ОАО "ОГК-4", а необходимо было привлечь ОАО "Шатурская ГРЭС-5", судом признан несостоятельным, так как противоречит действующему законодательству.
Руководствуясь ст. ст. 104, 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявление ОАО "ОГК-4" удовлетворить.
Признать недействительным решение МРИ ФНС России N 4 по Московской области от 04.10.2006 N 2886/399.
Возвратить ОАО "ОГК-4" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по платежному поручению N 73 от 26.12.2006.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Десятый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)