Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.07.2011 ПО ДЕЛУ N А55-24419/2010

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2011 г. по делу N А55-24419/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары, Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2011
по делу N А55-24419/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Рубеж-РС" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары, Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области о признании недействительными решений в части,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Рубеж-РС" (далее - заявитель, ООО "ЧОО "Рубеж-РС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары (далее - Инспекция, налоговый орган), о признании недействительными: решения от 16.09.2010 N 12-22/8142742 в части: доначисления налога на прибыль в размере 184 291,30 руб., пени по налогу на прибыль в размере 28 733,91 руб.; доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 138 218 руб., пени по НДС в размере 34 238,31 руб.; доначисления пени по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 3 999 руб.; к Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - Управление) о признании недействительным решения от 10.11.2010 N 03-15/29052 в части, касающейся выводов о правомерности доначисления налога на прибыль в размере 184 291,30 руб., доначисления налога на добавленную стоимость в размере 138 218 руб., доначисления пени по налогу на доходы физических лиц.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2011 заявление Общества удовлетворено частично. Признаны недействительными: решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары от 16.09.2010 N 12-22/8142742 в части: доначисления налога на прибыль в размере 184 291,30 руб.; пени по налогу на прибыль в размере 28 733,91 руб., доначисления НДС в размере 138 218 руб., пени по НДС в размере 34 238,31 руб.; решение Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 10.11.2010 N 03-15/29052 по апелляционной жалобе в части, касающейся выводов о правомерности доначисления налога на прибыль в размере 184 291,30 руб., доначисления налога на добавленную стоимость в размере 138 218 руб., как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ). В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2011, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Инспекция и Управление обратились в кассационную инстанцию с жалобами, в которых просят об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, коллегия считает жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 16.09.2010 Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки принято решение N 12-22/8142742, которым Общество привлечено к налоговой ответственности по части 1 статьи 122 НК РФ к штрафу в размере 69 153 руб.; ему начислены пени по налогу на прибыль в сумме 71 651,07 руб., по НДС - 63 135,80 руб., по НДФЛ - 3 999 руб.; ООО "ЧОО "Рубеж-РС" предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 381 872 руб., по НДС - 286 404 руб.
Решением Управления от 10.11.2010 N 03-15/29052 оспариваемое решение налогового органа изменено, а именно пункт 3.1 резолютивной части решения: сумма недоимки по налогу на прибыль уменьшена на 197 580,7 руб., сумма недоимки по НДС уменьшена на сумму 148 186 руб. с обязанием налогового органа произвести перерасчет штрафных санкций и пени по данным налогам.
Не согласившись с указанными решениями Инспекции и Управления, Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Основанием для доначисления налога на прибыль и НДС, пени в оспариваемой части явились мероприятия налогового контроля, проведенные в отношении контрагентов заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Статус" (далее - ООО "Статус"), общества с ограниченной ответственностью "Зодиак" (далее - ООО "Зодиак"), на основании которых налоговым органом сделан выводы о недобросовестности заявителя в выборе контрагентов; сделки по оказанию услуг ООО "ЧОО "Рубеж-РС" фактически не осуществлялись и являются ничтожными.
Не соглашаясь с доводами налогового органа в оспоренной части, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.
Из приведенных норм следует, что для предъявления к вычету сумм НДС, уплаченного поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), налогоплательщику необходимо подтвердить соответствующими документами факты приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС, и принятия их на учет. У покупателя должны быть надлежащим образом оформленные счета-фактуры, выписанные поставщиком с указанием суммы НДС.
Пунктом 1 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Пунктом 6 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
При этом обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налогового вычета налогоплательщиком - покупателем товаров (работ, услуг), и отражению в них сведений, установленных статьей 169 НК РФ, возлагается на продавца.
Налоговое законодательство не содержит в качестве условия принятия покупателем предъявленных продавцом сумм налога к вычету или к возмещению обязательность проверки достоверности указанных продавцом сведений. В силу своего положения покупатель может лишь проверить наличие всех обязательных реквизитов, а также соответствие данных, указанных в счете-фактуре, сведениям, содержащимся в иных документах (договор, накладная, документы, представленные контрагентом). Проверить достоверность места нахождения покупатель не может, так как адрес места нахождения контрагента при заключении договора и при проведении налоговой проверки может различаться. Проверить подлинность подписи покупатель также не может и не обязан, поскольку действующим законодательством на него данная обязанность не возложена.
Соответственно, при соблюдении контрагентом указанных требований по оформлению необходимых документов, оснований для вывода о недостоверности либо противоречивости сведений, содержащихся в указанных счетах-фактурах, не имеется, если не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать об указании продавцом недостоверных либо противоречивых сведений.
Кроме того, налоговым органом не учтено, что законодательство о налогах и сборах Российской Федерации исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, в частности, налоговых вычетов при исчислении НДС, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Предоставление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных Кодексом, в целях получения налоговой выгоды, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В обоснование произведенных расходов, правомерность применения налоговых вычетов по НДС и реальность хозяйственных операций с контрагентами - ООО "Статус", ООО "Зодиак" заявителем представлены, договор от 01.11.2006 N 51 с приложениями; договор от 30.11.2006 N 64 с приложениями; договор от 31.08.2006 N 30/09 с приложениями; договор от 31.08.2006 N 32/09 с приложениями; акты об оказанных услугах; счета-фактуры; талоны заказчика к путевому листу.
Материалами дела подтверждается, что на момент заключения договоров и их исполнения контрагенты являлись юридическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке, следовательно, в силу пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации обладали правоспособностью в полном объеме.
Отсутствие у контрагентов технического персонала, основных и транспортных средств, неустановление налоговым органом информации о наличии у организаций лицензии, само по себе не может служить доказательством фактического неисполнения сделок с заявителем, поскольку гражданское законодательство предполагает привлечение поставщиком товаров, работ, услуг третьих лиц для исполнения обязательств по договору.
Сведения, полученные в ходе допросов бывших охранников ООО "ЧОО "Рубеж-РС", о том, что они устраивались на работу по объявлению либо по рекомендации знакомых, также не может служить таким доказательством, так как указанные допросы произведены выборочно.
Кроме того, заявитель проявил должную осмотрительность при выборе контрагентов.
Перед заключением договоров было установлено, что данные организации прошли государственную регистрацию и были включены в качестве юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц, что состоят на налоговом учете, имеют расчетные счета в банках.
При таких обстоятельствах судебные инстанции, исходя из совокупности установленных обстоятельств, пришли к обоснованному выводу о правомерности заявленных требований в данной части.
В связи с чем коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2011 по делу N А55-24419/2010 оставить без изменений, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)