Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи В.М. Тумаркина, судей М.Г. Зориной, С.М. Петровой рассмотрела в судебном заседании заявление Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшем налогоплательщикам N 1 (просп. Мира, ВВЦ, стр. 194, Москва, 129223) от 19.05.2011 о пересмотре в порядке надзора решения арбитражного суда первой инстанции от 10.08.2010, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 22.02.2011 по делу N А40-77923/10-127-386 Арбитражного суда города Москвы по заявлению открытого акционерного общества "Салаватнефтеоргсинтез" (ул. Молодогвардейцев, д. 30, г. Салават, Республика Башкортостан, 453256) о признании недействительным решения инспекции от 30.12.2009 N 52-17-14/3715Р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления 2 937 462 рублей 33 копеек пеней и 5 932 153 рублей штрафа.
Суд
установил:
по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары за декабрь 2008 года инспекцией вынесено решение, которым обществу предложено уплатить 29 660 765 рублей недоимки по акцизам, 2 937 462 рубля 33 копейки пеней и 5 932 153 рубля штрафа.
Апелляционная жалоба общества на решение инспекции оставлена Федеральной налоговой службой без удовлетворения.
Общество обжаловало решение инспекции в Арбитражный суд города Москвы в части начисления сумм пеней и штрафа.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 10.08.2010 заявление общества удовлетворено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 22.02.2011 указанные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций инспекция просит данные судебные акты в части признания незаконным начисления за период с 25 января по 27 июля 2009 года 1 899 296 рублей 23 копеек пеней отменить как принятые с нарушением положений главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Проверив доводы, изложенные в заявлении, коллегия судей оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора не установила.
Как следует из судебных актов и материалов дела, предметом налоговой проверки была уточненная налоговая декларация по акцизам за декабрь 2008 года, представленная инспекции 22.07.2009.
Расхождение отраженных в ней показателей по сравнению с первоначально поданной 23.01.2009 декларацией составило 2 287 рублей акциза, заявленных к уплате по дизельному топливу, документально не подтвержденному в качестве вывезенного в таможенном режиме экспорта. В решении инспекции в отношении указанной суммы данных о налоговых нарушениях не содержится.
Вывод о доначислении 29 660 765 рублей акциза сделан инспекцией при сравнении упомянутой уточненной декларации с показателями налоговой декларации по акцизам за июнь 2009 года, представленной в инспекцию 24.07.2009.
В налоговых декларациях за декабрь 2008 года (первоначальной и уточненной) сумма акциза отражена как относящаяся к операциям, не подлежащим в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 183 и статьи 184 Кодекса налогообложению, поскольку обеспечена на период с 28 мая по 27 июля 2009 года банковской гарантией.
В налоговой декларации за июнь 2009 года соответствующая сумма акциза из графы "Реализация в налоговом периоде на экспорт подакцизных товаров, по которым представлены поручительства банков или банковские гарантии" перенесена в графу "Документально подтвержденный факт экспорта товаров, по которым ранее были представлены поручительство банка или банковская гарантия".
По мнению инспекции, общество должно уплатить сумму пеней на основании пункта 2 статьи 195, пунктов 7 и 8 статьи 198 Кодекса, согласно которым в случае не представления налогоплательщиком в течение 180 календарных дней, исчисляемых со дня реализации (отгрузки) подакцизных товаров, документов, подтверждающих вывоз подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, акциз уплачивается в порядке, установленной главой 22 Кодекса в отношении операций с подакцизными товарами на территории Российской Федерации.
Отгрузка подакцизных товаров состоялась в период с 16 по 23 декабря 2008 года. В соответствующие числа июня 2009 года упомянутый 180-дневный срок на представление документов, необходимых для подтверждения освобождения от налогообложения подакцизных товаров, истек. Пакет документов, подтверждающих экспорт, представлен в инспекцию 27.07.2009 (в последний день месяца, следующего за отчетным месяцем - июнем 2009 года).
Из указанных обстоятельств инспекция делает вывод о необходимости представления обществом уточненной налоговой декларации по акцизам за декабрь 2008 года, в которой общество должно отразить как подлежащую уплате в бюджет сумму акциза, относящуюся к операциям с подакцизными товарами на территории Российской Федерации, в связи с несвоевременным представлением документов, подтверждающих вывоз товаров в таможенном режиме экспорта.
Между тем, уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по основаниям, установленным статьей 81 Кодекса: обнаружение в ранее поданной декларации фактов неотражения или неполноты отражения сведений, ошибок, приводящих к занижению налога.
В налоговой декларации за декабрь 2008 года общество 23.01.2009 отразило показатели, обеспеченные банковской гарантией, достоверность которых инспекция не подвергает сомнению. В июне 2009 года общество располагало надлежащими документами о вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта, достоверность которых также подтверждена инспекцией.
Следовательно, оснований для понуждения общества изготовить в июне 2009 года уточненную налоговую декларацию по акцизам за декабрь 2008 года с указанием сумм акциза, подлежащих уплате в бюджет по экспортным операциям, не имеется.
Пункт 8 статьи 198 Кодекса указывает на необходимость уплаты налогоплательщиком сумм акциза в установленном главой 22 Кодекса порядке в случае непредставления документов, освобождающих от уплаты акциза.
Сроки и порядок уплаты акциза установлены в статье 204 Кодекса: налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании которой в указанный срок производят уплату акциза.
Иных сроков и порядка уплаты акциза глава 22 Кодекса не содержит.
В данном случае в июне 2009 года действовала банковская гарантия, 180-дневный срок на сбор документов, необходимых для подтверждения экспорта, еще не истек, так как указанный срок заканчивался в период с 16 по 23 числа этого месяца.
В силу пункта 2 статьи 184 Кодекса обязанность по уплате акциза и пеней в случае непредставления налогоплательщиком в порядке и сроки, установленные пунктом 7 статьи 198 Кодекса, документов, подтверждающих экспорт подакцизных товаров, и неуплаты им акцизов и пеней возникает у банка.
Что же касается плательщика акцизов, то при наличии у него в последний месяц 180-дневного срока надлежащего подтверждения экспорта подакцизных товаров, налогоплательщик изготавливает соответствующую налоговую декларацию за этот месяц и представляет ее в налоговый орган в срок, определенный статьей 204 Кодекса.
Последним днем, в который общество должно представить налоговую декларацию по акцизам, с отражением в ней показателей, свидетельствующих об освобождении операций с подакцизными товарами (либо уплатить акциз, отразив в декларации неподтвержденные операции по экспорту в качестве облагаемых акцизом), являлся ближайший рабочий день - 27 июля 2009 года.
На указанную дату инспекция располагала всеми сведениями, касающимися экспорта подакцизных товаров, по которым ранее была представлена банковская гарантия.
Таким образом, доводы, приведенные инспекцией в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, не подтверждают допущенную судами ошибку в применении норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
в передаче дела N А40-77923/10-127-386 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения арбитражного суда первой инстанции от 10.08.2010, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 22.02.2011 отказать.
Председательствующий судья
В.М.ТУМАРКИН
Судья
М.Г.ЗОРИНА
Судья
С.М.ПЕТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 29.06.2011 N ВАС-7061/11 ПО ДЕЛУ N А40-77923/10-127-386
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июня 2011 г. N ВАС-7061/11
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи В.М. Тумаркина, судей М.Г. Зориной, С.М. Петровой рассмотрела в судебном заседании заявление Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшем налогоплательщикам N 1 (просп. Мира, ВВЦ, стр. 194, Москва, 129223) от 19.05.2011 о пересмотре в порядке надзора решения арбитражного суда первой инстанции от 10.08.2010, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 22.02.2011 по делу N А40-77923/10-127-386 Арбитражного суда города Москвы по заявлению открытого акционерного общества "Салаватнефтеоргсинтез" (ул. Молодогвардейцев, д. 30, г. Салават, Республика Башкортостан, 453256) о признании недействительным решения инспекции от 30.12.2009 N 52-17-14/3715Р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления 2 937 462 рублей 33 копеек пеней и 5 932 153 рублей штрафа.
Суд
установил:
по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары за декабрь 2008 года инспекцией вынесено решение, которым обществу предложено уплатить 29 660 765 рублей недоимки по акцизам, 2 937 462 рубля 33 копейки пеней и 5 932 153 рубля штрафа.
Апелляционная жалоба общества на решение инспекции оставлена Федеральной налоговой службой без удовлетворения.
Общество обжаловало решение инспекции в Арбитражный суд города Москвы в части начисления сумм пеней и штрафа.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 10.08.2010 заявление общества удовлетворено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 22.02.2011 указанные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций инспекция просит данные судебные акты в части признания незаконным начисления за период с 25 января по 27 июля 2009 года 1 899 296 рублей 23 копеек пеней отменить как принятые с нарушением положений главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Проверив доводы, изложенные в заявлении, коллегия судей оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора не установила.
Как следует из судебных актов и материалов дела, предметом налоговой проверки была уточненная налоговая декларация по акцизам за декабрь 2008 года, представленная инспекции 22.07.2009.
Расхождение отраженных в ней показателей по сравнению с первоначально поданной 23.01.2009 декларацией составило 2 287 рублей акциза, заявленных к уплате по дизельному топливу, документально не подтвержденному в качестве вывезенного в таможенном режиме экспорта. В решении инспекции в отношении указанной суммы данных о налоговых нарушениях не содержится.
Вывод о доначислении 29 660 765 рублей акциза сделан инспекцией при сравнении упомянутой уточненной декларации с показателями налоговой декларации по акцизам за июнь 2009 года, представленной в инспекцию 24.07.2009.
В налоговых декларациях за декабрь 2008 года (первоначальной и уточненной) сумма акциза отражена как относящаяся к операциям, не подлежащим в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 183 и статьи 184 Кодекса налогообложению, поскольку обеспечена на период с 28 мая по 27 июля 2009 года банковской гарантией.
В налоговой декларации за июнь 2009 года соответствующая сумма акциза из графы "Реализация в налоговом периоде на экспорт подакцизных товаров, по которым представлены поручительства банков или банковские гарантии" перенесена в графу "Документально подтвержденный факт экспорта товаров, по которым ранее были представлены поручительство банка или банковская гарантия".
По мнению инспекции, общество должно уплатить сумму пеней на основании пункта 2 статьи 195, пунктов 7 и 8 статьи 198 Кодекса, согласно которым в случае не представления налогоплательщиком в течение 180 календарных дней, исчисляемых со дня реализации (отгрузки) подакцизных товаров, документов, подтверждающих вывоз подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, акциз уплачивается в порядке, установленной главой 22 Кодекса в отношении операций с подакцизными товарами на территории Российской Федерации.
Отгрузка подакцизных товаров состоялась в период с 16 по 23 декабря 2008 года. В соответствующие числа июня 2009 года упомянутый 180-дневный срок на представление документов, необходимых для подтверждения освобождения от налогообложения подакцизных товаров, истек. Пакет документов, подтверждающих экспорт, представлен в инспекцию 27.07.2009 (в последний день месяца, следующего за отчетным месяцем - июнем 2009 года).
Из указанных обстоятельств инспекция делает вывод о необходимости представления обществом уточненной налоговой декларации по акцизам за декабрь 2008 года, в которой общество должно отразить как подлежащую уплате в бюджет сумму акциза, относящуюся к операциям с подакцизными товарами на территории Российской Федерации, в связи с несвоевременным представлением документов, подтверждающих вывоз товаров в таможенном режиме экспорта.
Между тем, уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по основаниям, установленным статьей 81 Кодекса: обнаружение в ранее поданной декларации фактов неотражения или неполноты отражения сведений, ошибок, приводящих к занижению налога.
В налоговой декларации за декабрь 2008 года общество 23.01.2009 отразило показатели, обеспеченные банковской гарантией, достоверность которых инспекция не подвергает сомнению. В июне 2009 года общество располагало надлежащими документами о вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта, достоверность которых также подтверждена инспекцией.
Следовательно, оснований для понуждения общества изготовить в июне 2009 года уточненную налоговую декларацию по акцизам за декабрь 2008 года с указанием сумм акциза, подлежащих уплате в бюджет по экспортным операциям, не имеется.
Пункт 8 статьи 198 Кодекса указывает на необходимость уплаты налогоплательщиком сумм акциза в установленном главой 22 Кодекса порядке в случае непредставления документов, освобождающих от уплаты акциза.
Сроки и порядок уплаты акциза установлены в статье 204 Кодекса: налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании которой в указанный срок производят уплату акциза.
Иных сроков и порядка уплаты акциза глава 22 Кодекса не содержит.
В данном случае в июне 2009 года действовала банковская гарантия, 180-дневный срок на сбор документов, необходимых для подтверждения экспорта, еще не истек, так как указанный срок заканчивался в период с 16 по 23 числа этого месяца.
В силу пункта 2 статьи 184 Кодекса обязанность по уплате акциза и пеней в случае непредставления налогоплательщиком в порядке и сроки, установленные пунктом 7 статьи 198 Кодекса, документов, подтверждающих экспорт подакцизных товаров, и неуплаты им акцизов и пеней возникает у банка.
Что же касается плательщика акцизов, то при наличии у него в последний месяц 180-дневного срока надлежащего подтверждения экспорта подакцизных товаров, налогоплательщик изготавливает соответствующую налоговую декларацию за этот месяц и представляет ее в налоговый орган в срок, определенный статьей 204 Кодекса.
Последним днем, в который общество должно представить налоговую декларацию по акцизам, с отражением в ней показателей, свидетельствующих об освобождении операций с подакцизными товарами (либо уплатить акциз, отразив в декларации неподтвержденные операции по экспорту в качестве облагаемых акцизом), являлся ближайший рабочий день - 27 июля 2009 года.
На указанную дату инспекция располагала всеми сведениями, касающимися экспорта подакцизных товаров, по которым ранее была представлена банковская гарантия.
Таким образом, доводы, приведенные инспекцией в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, не подтверждают допущенную судами ошибку в применении норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
в передаче дела N А40-77923/10-127-386 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения арбитражного суда первой инстанции от 10.08.2010, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 22.02.2011 отказать.
Председательствующий судья
В.М.ТУМАРКИН
Судья
М.Г.ЗОРИНА
Судья
С.М.ПЕТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)