Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18 мая 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25 мая 2009 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Назарьевой Л.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гришиной О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сибвнештранс"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области
о признании недействительным решения от 24 декабря 2008 года N 02-08-41/53 в части,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Рехтина И.М. (доверенность, паспорт), Рудин А.Е. (доверенность, паспорт),
от ответчика: Слинюк М.А. (доверенность, удостоверение),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сибвнештранс" (далее - налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 24 декабря 2008 года N 02-08-41/53 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 21 422 руб. 50 коп. (пп. 1 п. 1), предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 1 713 руб. 80 коп. (пп. 2 п. 1), предусмотренной статьей 126 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 75 руб. (пп. 3 п. 1), начисления пени по земельному налогу в размере 12 891 руб. 30 коп. (пп. 1 п. 2), предложения уплатить недоимку по земельному налогу в размере 35 485 руб. (пп. 3.1 п. 3), предложения уплатить штрафы в размере 23 211 руб. 30 коп. (пп. 3.2 п. 3), предложения уплатить пени в размере 12 891 руб. 30 коп. (пп. 3.3 п. 3).
Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении в обоснование которых указали, что обязанность по уплате земельного налога за 2005, 2006 годы, а также представлению налоговой декларации, документов и иных сведений по земельному налогу за 2006 год у налогоплательщика отсутствовала, поскольку общество не являлось в этот период собственником спорного земельного участка, в связи с чем считает оспариваемое решение незаконным, нарушающим права и законные интересы общества.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные *** не признал, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта, в обоснование своих возражений привел доводы, изложенные в отзыве на заявление, и пояснил, что общество, получив на праве собственности недвижимое имущество, получило в фактическое владение, пользование, распоряжение с учетом ограничений, установленных законом, земельный участок. При этом отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки не может служить основанием для освобождения фактического землевладельца и землепользователя от платы за землю. Поскольку использование земель в Российской Федерации является платным, а арендатором спорного земельного участка в проверяемый период общество не являлось, следовательно, оно обязано исчислять и уплачивать земельный налог.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области проведена выездная налоговая проверка Общества с ограниченной ответственностью "Сибвнештранс" по вопросам правильности исчисления, своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 18 марта 2005 года по 31 декабря 2007 года, налога на доходы физических лиц за период с 18 марта 2005 года по 01 июня 2008 года.
За проверяемый период в ходе проверки налоговым органом установлены нарушения законодательства о налогах и сборах, что привело к занижению налоговой базы по земельному налогу и неуплате налога.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 1 октября 2008 года N 02-08-41 и вынесено решение 24 декабря 2008 года N 02-08-41/53 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налогоплательщиком декларации по земельному налогу за 2006 год в виде штрафа в размере 21 422 руб. 50 коп., пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату или неполную уплату земельного налога за 2006 год в виде штрафа в размере 1 713 руб. 80 коп., статьей 126 Налогового кодекса РФ за непредставление и несвоевременное представление в установленный срок документов и (или) иных сведений по земельному налогу за 2006 год в виде штрафа в размере 75 руб.
Данным решением налогоплательщику начислены пени в размере 12 971 руб. 10 коп., в том числе: по земельному налогу в размере 12 959 руб. 83 коп., по налогу на доходы физических лиц в размере 11 руб. 27 коп., предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 35 485 руб., в том числе: за 2005 год - 18 347 руб., за 2006 год - 17 138 руб., а также штрафы и пени в указанных размерах.
Не согласившись с данным решением, общество в апелляционном порядке обжаловало его в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (далее - Управление).
По результатам рассмотрения жалобы, Управлением принято решение от 10 марта 2009 года N 26-16/00656 об изменении решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области от 24 декабря 2008 года N 02-08-41/53 в части начисления пеней по земельному налогу за 2006 год.
С учетом данных изменений налогоплательщику начислены и предложено уплатить пени по земельному налогу в размере 12 891 руб. 30 коп., в том числе: за 2005 год - 7846 руб. 19 коп., за 2006 год - 5 045 руб. 11 коп.
Управлением в связи с принятием решения от 10 марта 2009 года N 26-16/00656 оспариваемое решение утверждено в новой редакции.
Полагая, что решение налогового органа противоречит законодательству о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в указанной части.
Исследовав представленные в материалы дела документы, выслушав доводы и возражения представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения общества к налоговой ответственности, доначисления налогоплательщику земельного налога и начисления пени за 2005 и 2006 годы, согласно оспариваемому решению, послужили выводы налогового органа о занижении налоговой базы и неуплате земельного налога, а также непредставление в налоговый орган деклараций и расчетов по земельному налогу за проверяемый период.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что о площади земельного участка, необходимой для исчисления земельного налога, общество узнало в апреле 2006 года при подаче заявления в Территориальное управление по Иркутской области Министерства имущественных отношений Российской Федерации о приватизации данного земельного участка, в связи с чем налогоплательщик не мог уплачивать земельный налог в 2005 и 2006 годах. Кроме того, обязанность по уплате земельного налога возникает у налогоплательщика с момента государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, поэтому, зарегистрировав право собственности на спорный земельный участок 15 января 2007 года обязанность по исчислению и уплате налога у общества возникла в 2007 году, в связи с чем налоговый орган неправомерно доначислил налог и привлек налогоплательщика к ответственности за его неуплату за 2005 и 2006 годы.
Как следует из материалов дела, ООО "Сибвнештранс" (покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества с ООО "Торговый дом "Сибторг" (продавец) от 31 марта 2005 года, по условиям которого (п. 1.1) продавец обязуется передать в собственность, а покупатель обязуется принять в собственность три объекта недвижимости:
- 1-этажное бревенчатое нежилое здание, общей площадью 38,4 кв.м, расположенное по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, р.п. Култук, ул. Чапаева, 21 (литер В);
- 1-этажное панельное нежилое здание общей площадью 788,1 кв.м, расположенное по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, р.п. Култук, ул. Чапаева 21 (литер Б);
- сооружение - автозаправочная станция, состоящее из насосной, шлакоблочного нежилого одноэтажного с подвалом здания, общей площадью 45 кв.м, эстакады для налива автобензовозов, двух топливораздаточных колонок, десяти емкостей для бензина и дизтоплива, технологических трубопроводов, протяженностью 98 погонных метров, технологического канала, расположенное по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, р.п. Култук, ул. Чапаева, 21.
Согласно акту приема-передачи к договору купли-продажи недвижимого имущества указанные объекты недвижимого имущества переданы покупателю 31 марта 2005 года.
По условиям указанного договора право собственности на объекты недвижимого имущества возникает у покупателя с момента государственной регистрации перехода права собственности в установленном законом порядке.
Из представленных в материалы дела свидетельств о государственной регистрации права серии 38-АГ N 063180, N 063181, N 063182 следует, что право собственности на приобретенные обществом объекты недвижимого имущества зарегистрировано Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу 18 апреля 2005 года.
Все три объекта недвижимого имущества расположены на земельном участке по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, р.п. Култук, ул. Чапаева, 21, который использовался обществом для осуществления деятельности по хранению и складированию горюче-смазочных материалов и осуществления экспортных поставок нефтепродуктов на основании контракта от 10 января 2006 года N 1-2006/СВТ, заключенного с компанией "Петровис" ХХК, Монголия.
Общество обратилось с заявкой о приватизации земельного участка в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области (далее - Территориальное управление) 27 декабря 2005 года, которая возвращена письмом от 20 января 2006 года N АМ-13/243.
С заявлением о передаче в собственность спорного земельного участка ООО "Сибвнештранс" обратилось в мэрию муниципального образования Слюдянский район 29 июля 2005 года. Повторное заявление с аналогичным требованием подано 23 августа 2006 года. Непредставление ответа на заявление ООО "Сибвнештранс" явилось основанием для обращения последнего в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Слюдянский район, выразившегося в нерассмотрении заявления общества о передаче в собственность за плату земельного участка площадью 15600 кв.м, кадастровый номер 38:25:030114:0053, расположенного по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, р.п. Култук, ул. Чапаева, 21.
Решением от 14 ноября 2006 года по делу N А19-21064/06-48 арбитражный суд удовлетворил требование ООО "Сибвнештранс" и обязал администрацию принять решение о предоставлении обществу на праве собственности за плату указанного земельного участка.
Постановлением мэра муниципального образования Слюдянский район от 23 ноября 2006 года N 1242 ООО "Сибвнештранс" предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 15600 кв.м, расположенный по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, р.п. Култук, ул. Чапаева, 21.
На основании договора купли-продажи, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом района и обществом (покупатель) от 29 ноября 2006 года N 167 и акта приема-передачи от 29 ноября 2006 года к данному договору спорный земельный участок передан покупателю, право собственности на который зарегистрировано 15 января 2007 года (свидетельство о государственной регистрации права серии 38-АГ N 365895).
Налоговый орган установив, что ООО "Сибвнештранс" приобретая в 2005 году вышеуказанные объекты недвижимого имущества, фактически приобрело во владение, пользование и распоряжение, с учетом ограничений, установленных законом, спорный земельный участок, который был использован им для осуществления деятельности по хранению, складированию горюче-смазочных материалов и осуществления экспортных поставок нефтепродуктов, исходя из принципа платности использования земли в силу статьи 65 Земельного кодекса РФ, пришел к выводу о том, что общество обязано исчислить и уплатить земельный налог за 2005, 2006 годы.
Суд, исследовав материалы дела, считает доводы налогового органа правомерными исходя из следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" от 29 ноября 2004 года N 141-ФЗ при принятии представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга) нормативных правовых актов (законов) о введении с 1 января 2005 года в соответствии с главой 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю", за исключением статьи 25, не применяется.
На территории Слюдянского района нормативно-правовой акт об установлении земельного налога на 2005 год принят не был, в связи с чем в 2005 году действовал Закон Российской Федерации "О плате за землю" от 11 октября 1991 года N 1738-1.
Статья 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11 октября 1991 года N 1738-1 предусматривает, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11 октября 1991 года N 1738-1 основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
С 1 января 2006 года организации и физические лица уплачивают земельный налог по правилам главы 31 Налогового кодекса РФ, однако только в том случае, если земельный налог будет введен на территории соответствующего муниципального образования.
Пунктом 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ в качестве одного из принципов земельного законодательства назван принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 5 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков. Землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования. Землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со статьей 65 Налогового кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1998 года N 122-ФЗ недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
Согласно пункту 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Таким образом, использование земли в Российской Федерации является платным в форме платы за землю - земельного налога и арендной платы, основанием для установления которых является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
Подпунктом 5 пункта 1 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Исходя из данного принципа общество, получив на праве собственности недвижимое имущество, получило в фактическое владение, пользование, распоряжение с учетом ограничений, установленных законом и договором, и земельный участок.
Отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки не может служить основанием для освобождения фактического землевладельца и землепользователя от платы за землю, поскольку оформление таких документов зависит от волеизъявления последнего. При этом суд учитывает правовую позицию, изложенную в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 года N 11991/05 и от 12 июля 2006 года N 11403/05.
Таким образом, с момента составления акта приема-передачи объектов недвижимого имущества от 31 марта 2005 года по договору купли-продажи у общества возникла обязанность по уплате земельного налога в связи с использованием соответствующих земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 552 Гражданского кодекса РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
Как следует из материалов дела, предыдущим собственником вышеперечисленных объектов недвижимого имущества являлось ООО "Торговый дом "Сибторг".
Налоговой инспекцией установлено, что земельный налог в отношении участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, р.п. Култук, ул. Чапаева, 21, ООО "ТД "Сибторг" не исчислялся и не уплачивался ни по месту постановки организации на налоговый учет, что подтверждается письмом Инспекции Федеральной налоговой службы от 6 мая 2009 года N 10-25/07429, ни по месту нахождения земельного участка.
Согласно сведениям, представленным КУМИ Слюдянского района в ответ на запрос инспекции от 19 сентября 2007 года N 18.4-250/10858, договоры аренды на спорный земельный участок за период с 1 января 2004 года по 31 декабря 2006 года ООО "Сибвнештранс" с КУМИ Слюдянского района Иркутской области также не заключались.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку продавцом объектов недвижимости земельный участок не был оформлен ни в аренду, ни в собственность, ООО "Торговый дом "Сибторг" при приобретении объектов недвижимости данный участок подлежал оформлению в собственность. В связи с чем 25 июля 2005 года заявитель обратился к главе Слюдянского района Иркутской области о передаче в собственность земельного участка площадью 15600 кв.м, расположенного по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, р.п. Култук, ул. Чапаева, 21.
Кроме того, из представленных в материалы дела технического паспорта нежилого здания (литера Б) по состоянию на 14 сентября 2004 года, технического паспорта нежилого здания (литера В) по состоянию на 14 сентября 2004 года, технического паспорта сооружения автозаправочной станции по состоянию на 14 сентября 2004 года следует, что площадь участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, составляет 15600 кв.м. Как следует из кадастрового плана земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 29 июня 2005 года N 63/05-824 земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, р.п. Култук, ул. Чапаева, 21, кадастровый номер 38:25:030114:0053, площадь фактического использования также составляет 15600 кв.м, в качестве разрешенного использования указано назначение под территорию экспортных складов, нормативная цена земельного участка составляет 4 077 216 руб. Кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 25 июля 2006 года N 63/06-1289 содержит площадь фактического использования земельного участка 15600 кв.м, нормативная цена составляет 4 077 216 руб., кадастровая стоимость - 1 142 544 руб. базовая ставка арендной платы отсутствует. Согласно кадастровой выписке о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 31 июля 2008 года N 63/08-2694, кадастровый номер 38:25:030114:53 (равнозначен кадастровому номеру 38:25:030114:0053) площадь фактического использования земельного участка 15600 кв.м, кадастровая стоимость - 1 142 544 руб., дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 29 июня 2005 года.
Таким образом, в целях исчисления и уплаты земельного налога за проверяемый период обществу было известно о показателе, необходимом для определения земельного налога за 2005 год - площадь земельного участка 15600 кв.м, и показателе, необходимом для определения земельного налога за 2006 год - кадастровая стоимость в размере 1 142 544 руб., в связи с чем суд считает доводы заявителя о невозможности определения суммы налога за указанный период, подлежащей уплате в бюджет, несостоятельными.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки не может служить основанием для освобождения фактического землевладельца и землепользователя от платы за землю, а также тот факт, что общество не являлось арендатором спорного земельного участка и ему было известно о показателях необходимых для исчисления и уплаты земельного налога за проверяемый период, суд приходит к выводу о том, что в нарушение положений Закона Российской Федерации "О плате за землю", Земельного кодекса РФ налогоплательщиком не исчислялся земельный налог за проверяемый период, обязанность по уплате которого возникла у налогоплательщика с момента составления акта приема-передачи объектов недвижимого имущества.
Таким образом, по результатам проверки обществу правомерно доначислен и предложено уплатить земельный налог в размере 35 485 руб., в том числе:
- за 2005 год - 18 347 руб. (1,56 га x 0,75 x 15 681 руб. 60 коп.), исходя из площади земельного участка - 1,56 га (15600 кв.м), коэффициента - 0,75 (соотношение 9 мес. пользования спорным земельным участком к общему числу месяцев - 12) и ставки налога - 15 681 руб. 60 коп. за 1 га (14 246 руб. x 1,1), установленной решением районной Думы по Слюдянскому району от 26 февраля 2004 года N 12III-рд;
- за 2006 год - 17 138 руб. (1 142 544 руб. x 1,5%), исходя из кадастровой стоимости спорного земельного участка - 1 142 544 руб. и налоговой ставки - 1,5%, установленной решением районной Думы по Слюдянскому району от 29 сентября 2005 года N 49IV-рд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Согласно пункту 2 статьи 57 Налогового кодекса РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Учитывая допущенные нарушения, суд считает правомерным начисление пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 12 891 руб. 30 коп., в том числе: за 2005 год - 7 846 руб. 19 коп., за 2006 год - 5 045 руб. 11 коп., а также привлечение налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату земельного налога за 2006 год, с учетом установленных налоговым органом обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, в виде штрафа в размере 1 713 руб. 80 коп. (17 138 руб. x 20% / 2).
Кроме того, привлекая налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ, статьей 126 Налогового кодекса РФ, налоговый орган указал на ненадлежащее исполнение обязанности по представлению в установленный законодательством о налогах и сборах срок декларации и документов и (или) иных сведений по земельному налогу за 2006 год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Земельного кодекса РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 397 Налогового кодекса РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 Кодекса.
Пунктом 3 статьи 398 Налогового кодекса РФ определено, что налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
В соответствии с пунктом 3.1 решения Слюдянской районной Думы "Об установлении земельного налога на 2006 год" от 20 октября 2005 года N 56IV-рд налогоплательщики-организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности: сумму авансовых платежей по налогу исчисляют самостоятельно как одну четвертую налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и уплачивают в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом; сумму налога по налоговой декларации уплачивают в срок до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В нарушение положений законодательства о налогах и сборах обязанность по своевременному представлению в налоговый орган декларации по земельному налогу за 2006 год обществом исполнена ненадлежащим образом. Декларация за проверяемый период с установленным сроком - не позднее 1 февраля 2007 года обществом не представлена.
В соответствии с пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Следовательно, сумма налога, подлежащая фактической уплате в бюджет, служит основанием для определения суммы штрафа за непредставление в установленный срок налоговой декларации.
Таким образом, общество правомерно привлечено к ответственности за данное правонарушение на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа, с учетом установленных инспекцией обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, в размере 21 422 руб. 50 коп. ((17 138 руб. x 30% + 17 138 руб. x 22 мес. x 10%) / 2).
Кроме того, в нарушение пункта 3 статьи 398 Налогового кодекса РФ и пункта 3.1 решения Слюдянской районной Думы "Об установлении земельного налога на 2006 год" от 20 октября 2005 года N 56IV-рд обществом не представлены налоговые расчеты по авансовым платежам за первый квартал 2006 года, полугодие 2006 года и девять месяцев 2006 года.
Согласно статье 126 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Учитывая, что обязанность по своевременному представлению расчетов по авансовым платежам за указанные периоды исполнена налогоплательщиком ненадлежащим образом, суд считает правомерным привлечение последнего к ответственности по статье 126 Налогового кодекса РФ в виде штрафа, с учетом наличия смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, в размере 75 руб. (50 руб. x 3 док. / 2).
Пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное и принимая во внимание допущенные налогоплательщиком нарушения, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Сибвнештранс" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области от 24 декабря 2008 года N 02-08-41/53 в части привлечения к налоговой ответственности, начисления пени и предложения уплатить недоимку, пени, штрафы по земельному налогу следует отказать.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.05.2009 ПО ДЕЛУ N А19-6842/09-57
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 мая 2009 г. по делу N А19-6842/09-57
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18 мая 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25 мая 2009 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Назарьевой Л.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гришиной О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сибвнештранс"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области
о признании недействительным решения от 24 декабря 2008 года N 02-08-41/53 в части,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Рехтина И.М. (доверенность, паспорт), Рудин А.Е. (доверенность, паспорт),
от ответчика: Слинюк М.А. (доверенность, удостоверение),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сибвнештранс" (далее - налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 24 декабря 2008 года N 02-08-41/53 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 21 422 руб. 50 коп. (пп. 1 п. 1), предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 1 713 руб. 80 коп. (пп. 2 п. 1), предусмотренной статьей 126 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 75 руб. (пп. 3 п. 1), начисления пени по земельному налогу в размере 12 891 руб. 30 коп. (пп. 1 п. 2), предложения уплатить недоимку по земельному налогу в размере 35 485 руб. (пп. 3.1 п. 3), предложения уплатить штрафы в размере 23 211 руб. 30 коп. (пп. 3.2 п. 3), предложения уплатить пени в размере 12 891 руб. 30 коп. (пп. 3.3 п. 3).
Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении в обоснование которых указали, что обязанность по уплате земельного налога за 2005, 2006 годы, а также представлению налоговой декларации, документов и иных сведений по земельному налогу за 2006 год у налогоплательщика отсутствовала, поскольку общество не являлось в этот период собственником спорного земельного участка, в связи с чем считает оспариваемое решение незаконным, нарушающим права и законные интересы общества.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные *** не признал, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта, в обоснование своих возражений привел доводы, изложенные в отзыве на заявление, и пояснил, что общество, получив на праве собственности недвижимое имущество, получило в фактическое владение, пользование, распоряжение с учетом ограничений, установленных законом, земельный участок. При этом отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки не может служить основанием для освобождения фактического землевладельца и землепользователя от платы за землю. Поскольку использование земель в Российской Федерации является платным, а арендатором спорного земельного участка в проверяемый период общество не являлось, следовательно, оно обязано исчислять и уплачивать земельный налог.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области проведена выездная налоговая проверка Общества с ограниченной ответственностью "Сибвнештранс" по вопросам правильности исчисления, своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 18 марта 2005 года по 31 декабря 2007 года, налога на доходы физических лиц за период с 18 марта 2005 года по 01 июня 2008 года.
За проверяемый период в ходе проверки налоговым органом установлены нарушения законодательства о налогах и сборах, что привело к занижению налоговой базы по земельному налогу и неуплате налога.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 1 октября 2008 года N 02-08-41 и вынесено решение 24 декабря 2008 года N 02-08-41/53 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налогоплательщиком декларации по земельному налогу за 2006 год в виде штрафа в размере 21 422 руб. 50 коп., пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату или неполную уплату земельного налога за 2006 год в виде штрафа в размере 1 713 руб. 80 коп., статьей 126 Налогового кодекса РФ за непредставление и несвоевременное представление в установленный срок документов и (или) иных сведений по земельному налогу за 2006 год в виде штрафа в размере 75 руб.
Данным решением налогоплательщику начислены пени в размере 12 971 руб. 10 коп., в том числе: по земельному налогу в размере 12 959 руб. 83 коп., по налогу на доходы физических лиц в размере 11 руб. 27 коп., предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 35 485 руб., в том числе: за 2005 год - 18 347 руб., за 2006 год - 17 138 руб., а также штрафы и пени в указанных размерах.
Не согласившись с данным решением, общество в апелляционном порядке обжаловало его в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (далее - Управление).
По результатам рассмотрения жалобы, Управлением принято решение от 10 марта 2009 года N 26-16/00656 об изменении решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области от 24 декабря 2008 года N 02-08-41/53 в части начисления пеней по земельному налогу за 2006 год.
С учетом данных изменений налогоплательщику начислены и предложено уплатить пени по земельному налогу в размере 12 891 руб. 30 коп., в том числе: за 2005 год - 7846 руб. 19 коп., за 2006 год - 5 045 руб. 11 коп.
Управлением в связи с принятием решения от 10 марта 2009 года N 26-16/00656 оспариваемое решение утверждено в новой редакции.
Полагая, что решение налогового органа противоречит законодательству о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в указанной части.
Исследовав представленные в материалы дела документы, выслушав доводы и возражения представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения общества к налоговой ответственности, доначисления налогоплательщику земельного налога и начисления пени за 2005 и 2006 годы, согласно оспариваемому решению, послужили выводы налогового органа о занижении налоговой базы и неуплате земельного налога, а также непредставление в налоговый орган деклараций и расчетов по земельному налогу за проверяемый период.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что о площади земельного участка, необходимой для исчисления земельного налога, общество узнало в апреле 2006 года при подаче заявления в Территориальное управление по Иркутской области Министерства имущественных отношений Российской Федерации о приватизации данного земельного участка, в связи с чем налогоплательщик не мог уплачивать земельный налог в 2005 и 2006 годах. Кроме того, обязанность по уплате земельного налога возникает у налогоплательщика с момента государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, поэтому, зарегистрировав право собственности на спорный земельный участок 15 января 2007 года обязанность по исчислению и уплате налога у общества возникла в 2007 году, в связи с чем налоговый орган неправомерно доначислил налог и привлек налогоплательщика к ответственности за его неуплату за 2005 и 2006 годы.
Как следует из материалов дела, ООО "Сибвнештранс" (покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества с ООО "Торговый дом "Сибторг" (продавец) от 31 марта 2005 года, по условиям которого (п. 1.1) продавец обязуется передать в собственность, а покупатель обязуется принять в собственность три объекта недвижимости:
- 1-этажное бревенчатое нежилое здание, общей площадью 38,4 кв.м, расположенное по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, р.п. Култук, ул. Чапаева, 21 (литер В);
- 1-этажное панельное нежилое здание общей площадью 788,1 кв.м, расположенное по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, р.п. Култук, ул. Чапаева 21 (литер Б);
- сооружение - автозаправочная станция, состоящее из насосной, шлакоблочного нежилого одноэтажного с подвалом здания, общей площадью 45 кв.м, эстакады для налива автобензовозов, двух топливораздаточных колонок, десяти емкостей для бензина и дизтоплива, технологических трубопроводов, протяженностью 98 погонных метров, технологического канала, расположенное по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, р.п. Култук, ул. Чапаева, 21.
Согласно акту приема-передачи к договору купли-продажи недвижимого имущества указанные объекты недвижимого имущества переданы покупателю 31 марта 2005 года.
По условиям указанного договора право собственности на объекты недвижимого имущества возникает у покупателя с момента государственной регистрации перехода права собственности в установленном законом порядке.
Из представленных в материалы дела свидетельств о государственной регистрации права серии 38-АГ N 063180, N 063181, N 063182 следует, что право собственности на приобретенные обществом объекты недвижимого имущества зарегистрировано Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу 18 апреля 2005 года.
Все три объекта недвижимого имущества расположены на земельном участке по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, р.п. Култук, ул. Чапаева, 21, который использовался обществом для осуществления деятельности по хранению и складированию горюче-смазочных материалов и осуществления экспортных поставок нефтепродуктов на основании контракта от 10 января 2006 года N 1-2006/СВТ, заключенного с компанией "Петровис" ХХК, Монголия.
Общество обратилось с заявкой о приватизации земельного участка в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области (далее - Территориальное управление) 27 декабря 2005 года, которая возвращена письмом от 20 января 2006 года N АМ-13/243.
С заявлением о передаче в собственность спорного земельного участка ООО "Сибвнештранс" обратилось в мэрию муниципального образования Слюдянский район 29 июля 2005 года. Повторное заявление с аналогичным требованием подано 23 августа 2006 года. Непредставление ответа на заявление ООО "Сибвнештранс" явилось основанием для обращения последнего в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Слюдянский район, выразившегося в нерассмотрении заявления общества о передаче в собственность за плату земельного участка площадью 15600 кв.м, кадастровый номер 38:25:030114:0053, расположенного по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, р.п. Култук, ул. Чапаева, 21.
Решением от 14 ноября 2006 года по делу N А19-21064/06-48 арбитражный суд удовлетворил требование ООО "Сибвнештранс" и обязал администрацию принять решение о предоставлении обществу на праве собственности за плату указанного земельного участка.
Постановлением мэра муниципального образования Слюдянский район от 23 ноября 2006 года N 1242 ООО "Сибвнештранс" предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 15600 кв.м, расположенный по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, р.п. Култук, ул. Чапаева, 21.
На основании договора купли-продажи, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом района и обществом (покупатель) от 29 ноября 2006 года N 167 и акта приема-передачи от 29 ноября 2006 года к данному договору спорный земельный участок передан покупателю, право собственности на который зарегистрировано 15 января 2007 года (свидетельство о государственной регистрации права серии 38-АГ N 365895).
Налоговый орган установив, что ООО "Сибвнештранс" приобретая в 2005 году вышеуказанные объекты недвижимого имущества, фактически приобрело во владение, пользование и распоряжение, с учетом ограничений, установленных законом, спорный земельный участок, который был использован им для осуществления деятельности по хранению, складированию горюче-смазочных материалов и осуществления экспортных поставок нефтепродуктов, исходя из принципа платности использования земли в силу статьи 65 Земельного кодекса РФ, пришел к выводу о том, что общество обязано исчислить и уплатить земельный налог за 2005, 2006 годы.
Суд, исследовав материалы дела, считает доводы налогового органа правомерными исходя из следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" от 29 ноября 2004 года N 141-ФЗ при принятии представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга) нормативных правовых актов (законов) о введении с 1 января 2005 года в соответствии с главой 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю", за исключением статьи 25, не применяется.
На территории Слюдянского района нормативно-правовой акт об установлении земельного налога на 2005 год принят не был, в связи с чем в 2005 году действовал Закон Российской Федерации "О плате за землю" от 11 октября 1991 года N 1738-1.
Статья 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11 октября 1991 года N 1738-1 предусматривает, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11 октября 1991 года N 1738-1 основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
С 1 января 2006 года организации и физические лица уплачивают земельный налог по правилам главы 31 Налогового кодекса РФ, однако только в том случае, если земельный налог будет введен на территории соответствующего муниципального образования.
Пунктом 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ в качестве одного из принципов земельного законодательства назван принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 5 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков. Землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования. Землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со статьей 65 Налогового кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1998 года N 122-ФЗ недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
Согласно пункту 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Таким образом, использование земли в Российской Федерации является платным в форме платы за землю - земельного налога и арендной платы, основанием для установления которых является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
Подпунктом 5 пункта 1 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Исходя из данного принципа общество, получив на праве собственности недвижимое имущество, получило в фактическое владение, пользование, распоряжение с учетом ограничений, установленных законом и договором, и земельный участок.
Отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки не может служить основанием для освобождения фактического землевладельца и землепользователя от платы за землю, поскольку оформление таких документов зависит от волеизъявления последнего. При этом суд учитывает правовую позицию, изложенную в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 года N 11991/05 и от 12 июля 2006 года N 11403/05.
Таким образом, с момента составления акта приема-передачи объектов недвижимого имущества от 31 марта 2005 года по договору купли-продажи у общества возникла обязанность по уплате земельного налога в связи с использованием соответствующих земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 552 Гражданского кодекса РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
Как следует из материалов дела, предыдущим собственником вышеперечисленных объектов недвижимого имущества являлось ООО "Торговый дом "Сибторг".
Налоговой инспекцией установлено, что земельный налог в отношении участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, р.п. Култук, ул. Чапаева, 21, ООО "ТД "Сибторг" не исчислялся и не уплачивался ни по месту постановки организации на налоговый учет, что подтверждается письмом Инспекции Федеральной налоговой службы от 6 мая 2009 года N 10-25/07429, ни по месту нахождения земельного участка.
Согласно сведениям, представленным КУМИ Слюдянского района в ответ на запрос инспекции от 19 сентября 2007 года N 18.4-250/10858, договоры аренды на спорный земельный участок за период с 1 января 2004 года по 31 декабря 2006 года ООО "Сибвнештранс" с КУМИ Слюдянского района Иркутской области также не заключались.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку продавцом объектов недвижимости земельный участок не был оформлен ни в аренду, ни в собственность, ООО "Торговый дом "Сибторг" при приобретении объектов недвижимости данный участок подлежал оформлению в собственность. В связи с чем 25 июля 2005 года заявитель обратился к главе Слюдянского района Иркутской области о передаче в собственность земельного участка площадью 15600 кв.м, расположенного по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, р.п. Култук, ул. Чапаева, 21.
Кроме того, из представленных в материалы дела технического паспорта нежилого здания (литера Б) по состоянию на 14 сентября 2004 года, технического паспорта нежилого здания (литера В) по состоянию на 14 сентября 2004 года, технического паспорта сооружения автозаправочной станции по состоянию на 14 сентября 2004 года следует, что площадь участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, составляет 15600 кв.м. Как следует из кадастрового плана земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 29 июня 2005 года N 63/05-824 земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, р.п. Култук, ул. Чапаева, 21, кадастровый номер 38:25:030114:0053, площадь фактического использования также составляет 15600 кв.м, в качестве разрешенного использования указано назначение под территорию экспортных складов, нормативная цена земельного участка составляет 4 077 216 руб. Кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 25 июля 2006 года N 63/06-1289 содержит площадь фактического использования земельного участка 15600 кв.м, нормативная цена составляет 4 077 216 руб., кадастровая стоимость - 1 142 544 руб. базовая ставка арендной платы отсутствует. Согласно кадастровой выписке о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 31 июля 2008 года N 63/08-2694, кадастровый номер 38:25:030114:53 (равнозначен кадастровому номеру 38:25:030114:0053) площадь фактического использования земельного участка 15600 кв.м, кадастровая стоимость - 1 142 544 руб., дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 29 июня 2005 года.
Таким образом, в целях исчисления и уплаты земельного налога за проверяемый период обществу было известно о показателе, необходимом для определения земельного налога за 2005 год - площадь земельного участка 15600 кв.м, и показателе, необходимом для определения земельного налога за 2006 год - кадастровая стоимость в размере 1 142 544 руб., в связи с чем суд считает доводы заявителя о невозможности определения суммы налога за указанный период, подлежащей уплате в бюджет, несостоятельными.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки не может служить основанием для освобождения фактического землевладельца и землепользователя от платы за землю, а также тот факт, что общество не являлось арендатором спорного земельного участка и ему было известно о показателях необходимых для исчисления и уплаты земельного налога за проверяемый период, суд приходит к выводу о том, что в нарушение положений Закона Российской Федерации "О плате за землю", Земельного кодекса РФ налогоплательщиком не исчислялся земельный налог за проверяемый период, обязанность по уплате которого возникла у налогоплательщика с момента составления акта приема-передачи объектов недвижимого имущества.
Таким образом, по результатам проверки обществу правомерно доначислен и предложено уплатить земельный налог в размере 35 485 руб., в том числе:
- за 2005 год - 18 347 руб. (1,56 га x 0,75 x 15 681 руб. 60 коп.), исходя из площади земельного участка - 1,56 га (15600 кв.м), коэффициента - 0,75 (соотношение 9 мес. пользования спорным земельным участком к общему числу месяцев - 12) и ставки налога - 15 681 руб. 60 коп. за 1 га (14 246 руб. x 1,1), установленной решением районной Думы по Слюдянскому району от 26 февраля 2004 года N 12III-рд;
- за 2006 год - 17 138 руб. (1 142 544 руб. x 1,5%), исходя из кадастровой стоимости спорного земельного участка - 1 142 544 руб. и налоговой ставки - 1,5%, установленной решением районной Думы по Слюдянскому району от 29 сентября 2005 года N 49IV-рд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Согласно пункту 2 статьи 57 Налогового кодекса РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Учитывая допущенные нарушения, суд считает правомерным начисление пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 12 891 руб. 30 коп., в том числе: за 2005 год - 7 846 руб. 19 коп., за 2006 год - 5 045 руб. 11 коп., а также привлечение налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату земельного налога за 2006 год, с учетом установленных налоговым органом обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, в виде штрафа в размере 1 713 руб. 80 коп. (17 138 руб. x 20% / 2).
Кроме того, привлекая налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ, статьей 126 Налогового кодекса РФ, налоговый орган указал на ненадлежащее исполнение обязанности по представлению в установленный законодательством о налогах и сборах срок декларации и документов и (или) иных сведений по земельному налогу за 2006 год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Земельного кодекса РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 397 Налогового кодекса РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 Кодекса.
Пунктом 3 статьи 398 Налогового кодекса РФ определено, что налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
В соответствии с пунктом 3.1 решения Слюдянской районной Думы "Об установлении земельного налога на 2006 год" от 20 октября 2005 года N 56IV-рд налогоплательщики-организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности: сумму авансовых платежей по налогу исчисляют самостоятельно как одну четвертую налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и уплачивают в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом; сумму налога по налоговой декларации уплачивают в срок до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В нарушение положений законодательства о налогах и сборах обязанность по своевременному представлению в налоговый орган декларации по земельному налогу за 2006 год обществом исполнена ненадлежащим образом. Декларация за проверяемый период с установленным сроком - не позднее 1 февраля 2007 года обществом не представлена.
В соответствии с пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Следовательно, сумма налога, подлежащая фактической уплате в бюджет, служит основанием для определения суммы штрафа за непредставление в установленный срок налоговой декларации.
Таким образом, общество правомерно привлечено к ответственности за данное правонарушение на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа, с учетом установленных инспекцией обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, в размере 21 422 руб. 50 коп. ((17 138 руб. x 30% + 17 138 руб. x 22 мес. x 10%) / 2).
Кроме того, в нарушение пункта 3 статьи 398 Налогового кодекса РФ и пункта 3.1 решения Слюдянской районной Думы "Об установлении земельного налога на 2006 год" от 20 октября 2005 года N 56IV-рд обществом не представлены налоговые расчеты по авансовым платежам за первый квартал 2006 года, полугодие 2006 года и девять месяцев 2006 года.
Согласно статье 126 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Учитывая, что обязанность по своевременному представлению расчетов по авансовым платежам за указанные периоды исполнена налогоплательщиком ненадлежащим образом, суд считает правомерным привлечение последнего к ответственности по статье 126 Налогового кодекса РФ в виде штрафа, с учетом наличия смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, в размере 75 руб. (50 руб. x 3 док. / 2).
Пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное и принимая во внимание допущенные налогоплательщиком нарушения, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Сибвнештранс" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области от 24 декабря 2008 года N 02-08-41/53 в части привлечения к налоговой ответственности, начисления пени и предложения уплатить недоимку, пени, штрафы по земельному налогу следует отказать.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Л.В.НАЗАРЬЕВА
Л.В.НАЗАРЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)